Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа
Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.
Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...
43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….
43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...
59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………
83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….
94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127
В общем случае комплекс показателей, характеризующих развитие муниципальных образований, должен представлять собой иерархическую систему, образуемую показателями разного уровня, главным различительным признаком которых является степень детализации или обобщения.
Частные показатели отражают текущее состояние и динамику отдельных компонентов развития муниципальных образований.
Комплексные и обобщающие показатели образуются путем агрегирования частных показателей и характеризуют изменение совокупного состояния блоков структурообразующих показателей. Интегральные показатели являются результатом дальнейшего объединения комплексных или обобщающих показателей и отражают состояние и динамику наиболее общих факторов развития [8].
Статистической наукой и практикой предпринимаются попытки введения системности в оценки уровня развития муниципальных образований. Примером может служить «Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципальных образований», утвержденная Постановлением Госкомстата РФ [43]. «Унифицированная система показателей» состоит из двадцати пяти разделов, содержащих свыше 800 первичных показателей [43]. С появлением «Унифицированной системы показателей» зафиксирован определенный круг оцениваемых социально-экономических признаков, что в перспективе приведет к стандартизации процедур учета. В то же время «Унифицированная система показателей» не полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям систем стратегического мониторинга. Ее недостатками являются:
Например, предлагаемая Фондом «Институт экономики города» система из 90 индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований разбита на шесть блоков [37]:
Каждый блок имеет интегральную оценку и оценку составляющих его показателей – всего 327 показателей [31].
Система показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития таких муниципальных образований, как город или район должна служить целям мониторинга долгосрочных социально-экономических процессов, происходящих на его территории, обозначать тенденции их изменения [21].
Подробный анализ методики оценки социально-экономического развития муниципальных образований при осуществлении комплекса мероприятий стратегического планирования в Краснодарском крае и в городе Геленджике выявил следующие недостатки:
Таким образом, при разработке рекомендаций по формированию стратегического мониторинга муниципального образования следует попытаться решить следующую задачу: предложить оптимально- сбалансированную систему частных показателей, индикаторов и интегральных индикаторов с учетом возникающих у органов местного самоуправления потребностей в детальной и комплексной информации по важнейшим сферам жизнедеятельности местного сообщества при осуществлении стратегического планирования местного развития.
Комплексный
показатель уровня комплексного социально-экономического
развития муниципальных образований
будет завершать иерархию показателей.
Он является результатом агрегирования
социального, экономического и экологического
показателей и характеризует состояние
и динамику всей системы в целом. На рисунке
4 [4] представлена иерархия показателей,
предлагаемая для получения комплексной
оценки уровня развития муниципальных
образований.
Рисунок 4 - Иерархия показателей мониторинга социально-экономического положения
Данный
комплексный показатель может определяться
как произведение трех интегральных
индикаторов с весовыми коэффициентами
(формула 1) [4] в виде степеней (рисунок
5) [8]:
Уровень
i = Уровень развития р1i * Качество
жизни р2 i * Уровень э.р.р3 i
(1),
где р1, р2, р3 - коэффициенты значимости в системе оценок;
i- номер муниципального образования.
Рисунок
5 - Формирование комплексного показателя
«Уровень развития муниципального образования»
Итоговая комплексная оценка обязательно должна включать три показателя, ни один из них не может быть нулевым, и вклад каждого показателя является существенным.
Далее нужно определить систему индикаторов второго уровня, составляющих интегральные индикаторы «Уровень развития природно-ресурсного, экономического и человеческого МО», «Качество жизни населения МО» и «Уровень экологичности развития МО» [4].
Для
того чтобы комплексно оценить каждый
выделенный интегральный индикатор, нужно
представить его в виде немногочисленных
обобщенных показателей, которые позволили
бы оценить условия
Понятно, что процесс интеграции информации связан с потерей информативности, конкретной наполненности показателей, но вместе с тем, и именно в этом состоит смысл измерения, обобщенные показатели должны содержать новое качество об исследуемом объекте, предоставлять возможность «видеть» обобщенные закономерности и тенденции, ранее скрытые во множестве единичных наблюдений [8].
Таким
образом, процедуру измерения
На
следующем этапе группой
Для каждого из показателей определяется средняя оценка [4]:
где i - номер показателя
j - номер эксперта
n - количество экспертов
Pij - оценка важности I -го показателя, поставленная j-м экспертом.
Далее,
методом простого нормирования, рассчитываются
весовые коэффициенты показателей
[4]:
где m - количество показателей, входящих в состав показателя более высокого уровня;
k - порядковый номер показателя.
В качестве базы сравнения в расчетах показателей качества жизни используются средние значения по региону для каждого анализируемого периода времени.
Оценка
единичных показателей качества
жизни, производится с использованием
линейной зависимости следующего вида
[4]:
где Пi - значение показателя качества жизни;
Пri - среднее значение региону.
Для
идентификации единичных
В зависимости от степени отклонения показателя от единицы судят о благоприятном или негативном влиянии показателя на уровень качества жизни населения муниципального образования.
Расчет
благоприятных показателей
Вначале рассчитываются единичные показатели, на их основе определяются значения групповых показателей, затем производится расчет комплексного показателя «Уровень развития муниципального образования».
Определение
значений групповых показателей
производится по формуле [4]:
где m - количество единичных показателей в i-м блоке.
Соответственно комплексный показатель «Уровень развития муниципального образования» рассчитывается по формуле [4]:
где s - количество групповых показателей составляющих комплексный.
Таким образом, разработанная методика позволяет в достаточно простой и понятной форме рассчитывать интегральные показатели и на основе сопоставлений их с другими оценивать текущее положение местного сообщества.
Интегральный индикатор «Уровень развития природно-ресурсного, экономического и человеческого потенциала МО» возможно рассчитывать на базе следующих частных индикаторов: