Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа
Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.
Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...
43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….
43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...
59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………
83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….
94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127
Продолжение таблицы 3
Доходы пред-приятий ку-рортно-турис-тического ком-плекса,млн.руб. | 2147,25 | 2405,41 | 2831,5 | 3109,3 | 3374,2 | 3617,1 | 3870,3 | 4118,0 |
в % к пред. году | 124,13 | 112,02 | 117,71 | 109,81 | 108,52 | 107,2 | 107,0 | 106,4 |
Инвестиции в основной ка-питал за счет всех источников финансирования, млн.руб. | 1425,0 | 4011,0 | 5110,0 | 5212,2 | 5342,5 | 5497,4 | 5695,3 | 6151,0 |
в % к пред. году | 105,3 | 281,5 | 127,4 | 102,0 | 102,5 | 102,9 | 103,6 | 108,0 |
Численность постоянного на-селения, тыс. человек | 86,3 | 86,4 | 87,1 | 87,1 | 87,3 | 87,3 | 87,4 | 87,4 |
в % к пред. году | 101,0 | 100,1 | 100,1 | 100,1 | 100,2 | 100,0 | 100,1 | 100,0 |
Численность
занятых в эко-номике, тыс.
человек |
52,55 | 52,55 | 52,55 | 52,65 | 52,65 | 52,70 | 52,70 | 52,73 |
Номинальная начисленная среднемесячная зарплата, руб. | 5229,2 | 6333,6 | 7481,9 | 8647,0 | 9832,1 | 11159,4 | 12632,5 | 14287,3 |
в % к пред. году | 121,3 | 121,1 | 118,1 | 115,57 | 113,7 | 113,5 | 113,2 | 113,1 |
В представленной стратегии не приводится механизма расчета прогнозных показателей. Скорее всего, эти показатели не являются обоснованными, а их включение в стратегию было подчинено требованиям ГУ «Центр стратегических разработок». Вместе с тем, судя по логике стратегии, эти показатели являются целевыми для достижения в рамках мероприятий по стратегическому планированию. Однако и это не так, в стратегии эти показатели приведены в отрыве от анализа сложившейся ситуации, проведенного SWOT-анализа и определенных в стратегии ориентиров стратегического развития муниципалитета. Не предусмотрено сколько-нибудь конкретного механизма их достижения. Раздел завершает установление контрольных результатов реализации стратегии [46]:
Происхождение
этих цифр непонятно. Тем более непонятно
введение такого показателя, как ВМП
(валовой муниципальный
Следующий раздел «Мониторинг реализации стратегии». В разделе идет речь о механизме реализации стратегии, но он не прописан. Вместо этого есть фраза «Формы и методы управления реализацией Стратегии определяет заказчик – администрация муниципального образования город-курорт Геленджик». Насколько это относиться к понятию мониторинга хода реализации стратегии трудно понять, но собственно речи о мониторинге, как о специально организованном наблюдении за ходом достижения поставленных в стратегии целей и задач и ориентиров их достижения в представленной стратегии не ведется. В целом представленная стратегия напоминает скорее индикативный план развития, при этом выполненный на крайне ограниченной совокупности показателей и практически не использующего методы прогнозирования (например, экстраполяции). В целом можно сделать вывод, о том, что систему стратегического мониторинга, отвечающую требованиям стратегического планирования, а именно: комплексность и постоянство действия во времени, муниципальное образование не имеет. Скорее приходится говорить о разовой работе, предшествовавшей разработке стратегии и её прекращению после принятия стратегии. В этой связи можно с уверенностью отметить, что органами местного самоуправления не в полной мере осознается значимость создания стратегических планов развития территории и стратегического мониторинга. Во многом это обусловлено ограниченностью доступных муниципалитету информационных ресурсов, невозможностью провести комплексное сравнение по отраслям и сферам местной экономики, простым дефицитом нужной информации. Вместе с тем ситуацию с мониторингом социально-экономического развития муниципального образования нельзя назвать безвыходной. На практике многие структуры и организации по характеру своей деятельности в той или иной части ведут мониторинг протекающих в муниципалитете экономических и социальных процессов.
Так,
в таблице 4 (составлена автором) отражен
состав подразделений системы управления
городом-курортом Геленджик и отмечены
функции мониторинга, которые они используют,
исходя из своего предназначения. В таблице
представлены также региональные средства
массовой информации и общественные организации,
осуществляющие мониторинг, исходя из
своих задач и являющиеся источниками
открытой информации для органов муниципального
управления.
Таблица 4 - Функции мониторинга в системе управления городом-курортом Геленджик
|
Продолжение таблицы 4
Финансовое управление | периодично | периодично |
Управление пенсионного фонда | периодично | периодично |
Управление
жилищно-коммунального |
периодично | периодично |
Управление социальной защиты | периодично | периодично |
Административная комиссия | периодично | периодично |
Приемная депутатов городской думы | периодично | периодично |
Бюро технической инвентаризации | периодично | периодично |
Центр занятости населения | периодично | периодично |
Пенсионный фонд | периодично | периодично |
Управление по статистике | периодично | периодично |
Штаб гражданской обороны | постоянно | постоянно |
Пресс-секретарь | периодично | периодично |
Судебно-правовые и административные учреждения; Военкомат | периодично | периодично |
Милиция | постоянно | постоянно |
Отдел по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних | периодично | периодично |
Городское отделение ФСБ | постоянно | постоянно |
Государственная налоговая инспекция | постоянно | постоянно |
Медицинские учреждения: Больницы, поликлиники | периодично | периодично |
Центр Госсанэпидемнадзора города Геленджика | постоянно | постоянно |
Общественные организации: Торгово-промышленная палата Общество потребителей | периодично | периодично |
Региональные средства массовой информации: Радио и телевидение Пресса | постоянно | постоянно |
Из таблицы следует, что постоянный оперативный социально-экономический мониторинг в интересах системы управления района осуществляют:
Остальные подразделения органов управления представляют информацию в виде сводок и отчетов в установленные сроки, с определенной периодичностью.
Эти структуры самостоятельно собирают и оперируют огромным массивом нужной муниципалитету информации. При соответствующих правовых и организационных условиях её можно использовать в интересах развития всего местного сообщества.
Однако
нужно отметить, что существующие
мероприятия по мониторингу социально-
В тоже время эти разрозненные усилия могут, при определенных обстоятельствах, быть объединены в единую систему стратегического мониторинга. Это позволит значительно сэкономить ресурсы, необходимые для формирования массива информации, повысит её качество и улучшит содержание, создаст предпосылки для разработки и принятия обоснованных стратегических документов муниципального образования.
Для
решения данной задачи необходимо формирование
комплексной системы
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования
3.1
Организационный механизм
стратегического мониторинга
социально-экономического
По мнению кубанского исследователя, представителя Кубанской школы развития местных сообществ А.В. Пенюгаловой [4], процесс создания системы стратегического мониторинга социально-экономического развития отдельно взятого муниципального образования при переходе к стратегическому планированию должен включать в себя пять этапов.
Первый этап – Планирование и разработка структуры. Включает в себя:
Прежде всего, для выполнения первого этапа необходимо получить ответ на несколько вопросов [4].
Цель создания системы?
Ответ на этот вопрос позволит четко определить границы проводимого анализа, тот массив данных, который будет собираться и анализироваться. В данном случае, в системе стратегического мониторинга основной целью анализа выступает сбор и анализ данных, позволяющий четко определить основные закономерности развития муниципального образования, выявить проблемы и наметить пути их решения.
Субъекты стратегического мониторинга?
Анализ может проводиться как самими органами местного самоуправления, так и привлеченными организациями и специалистами. Уровень профессионализма, технической оснащенности, степень заинтересованности работников и другие подобные факторы окажут влияние на достоверность полученной информации.
Конечный
результат стратегического
Здесь необходимо четко определить конечного пользователя, от этого будет зависеть в каком виде должны представляться конечные данные, их объем и т.п. [4].
В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы), в которой говорится о необходимости внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий в деятельность всех уровней власти, в том числе и местной, для повышения эффективности управления регионами и страной в целом. Между тем, большинство программных мероприятий ориентированы на федеральный и региональный уровни. Для этих целей необходимо создания на местном уровне унифицированной системы индикаторов, позволяющих принимать эффективные управленческие решения [31].