Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...

43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….

43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...


59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………

83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….

94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ гелик.doc

— 658.00 Кб (Скачать документ)
 

    Продолжение таблицы 3

Доходы  пред-приятий ку-рортно-турис-тического ком-плекса,млн.руб. 2147,25 2405,41 2831,5 3109,3 3374,2 3617,1 3870,3 4118,0
в % к пред. году 124,13 112,02 117,71 109,81 108,52 107,2 107,0 106,4
Инвестиции  в основной ка-питал за счет всех источников финансирования, млн.руб. 1425,0 4011,0 5110,0 5212,2 5342,5 5497,4 5695,3 6151,0
в % к пред. году 105,3 281,5 127,4 102,0 102,5 102,9 103,6 108,0
Численность постоянного на-селения, тыс. человек 86,3 86,4 87,1 87,1 87,3 87,3 87,4 87,4
в % к пред. году 101,0 100,1 100,1 100,1 100,2 100,0 100,1 100,0
Численность занятых в эко-номике, тыс.

человек

52,55 52,55 52,55 52,65 52,65 52,70 52,70 52,73
Номинальная начисленная среднемесячная зарплата, руб. 5229,2 6333,6 7481,9 8647,0 9832,1 11159,4 12632,5 14287,3
в % к пред. году 121,3 121,1 118,1 115,57 113,7 113,5 113,2 113,1
 

      В представленной стратегии не приводится механизма расчета прогнозных показателей. Скорее всего, эти показатели не являются обоснованными, а их включение в стратегию было подчинено требованиям ГУ «Центр стратегических разработок». Вместе с тем, судя по логике стратегии, эти показатели являются целевыми для достижения в рамках мероприятий по стратегическому планированию. Однако и это не так, в стратегии эти показатели приведены в отрыве от анализа сложившейся ситуации, проведенного SWOT-анализа и определенных в стратегии ориентиров стратегического развития муниципалитета. Не предусмотрено сколько-нибудь конкретного механизма их достижения. Раздел завершает установление контрольных результатов реализации стратегии [46]:

  • ВМП (валовой муниципальный продукт) муниципального образования город-курорт Геленджик возрастет по отношению к 2005 году – в 4,3  раза такими же темпами будут расти среднемесячная заработная плата и среднедушевые денежные доходы;
  • среднемесячная заработная плата возрастет по отношению к 2005 году – в 5,4  раза;
  • среднедушевые денежные доходы в месяц возрастут по отношению к 2005 году  – в 5,8 раза;
  • объем  инвестиций по отношению к 2005 году возрастет в 7,4  раз [46].

      Происхождение этих цифр непонятно. Тем более непонятно  введение такого показателя, как ВМП (валовой муниципальный продукт), так как установленной методики его расчета сегодня в муниципалитете нет. Каким образом были получены данные показатели из материалов стратегии не ясно.

      Следующий раздел «Мониторинг реализации стратегии». В разделе идет речь о механизме реализации стратегии, но он не прописан. Вместо этого есть фраза «Формы и методы управления реализацией Стратегии определяет заказчик – администрация муниципального образования город-курорт Геленджик». Насколько это относиться к понятию мониторинга хода реализации стратегии трудно понять, но собственно речи о мониторинге, как о специально организованном наблюдении за ходом достижения поставленных в стратегии целей и задач и ориентиров их достижения в представленной стратегии не ведется.  В целом представленная стратегия напоминает скорее индикативный план развития, при этом выполненный на крайне ограниченной совокупности показателей и практически не использующего методы прогнозирования (например, экстраполяции). В целом можно сделать вывод, о том, что систему стратегического мониторинга, отвечающую требованиям стратегического планирования, а именно: комплексность и постоянство действия во времени, муниципальное образование не имеет. Скорее приходится говорить о разовой работе, предшествовавшей разработке стратегии и её прекращению после принятия стратегии. В этой связи можно с уверенностью отметить, что органами местного самоуправления не в полной мере осознается значимость создания стратегических планов развития территории и стратегического мониторинга. Во многом это обусловлено ограниченностью доступных муниципалитету информационных ресурсов, невозможностью провести комплексное сравнение по отраслям и сферам местной экономики, простым дефицитом нужной информации. Вместе с тем ситуацию с мониторингом социально-экономического развития муниципального образования нельзя назвать безвыходной. На практике многие структуры и организации по характеру своей деятельности в той или иной части ведут мониторинг протекающих в муниципалитете экономических и социальных процессов.

      Так, в таблице 4 (составлена автором) отражен состав подразделений системы управления городом-курортом Геленджик и отмечены функции мониторинга, которые они используют, исходя из своего предназначения. В таблице представлены также региональные средства массовой информации и общественные организации, осуществляющие мониторинг, исходя из своих задач и являющиеся источниками открытой информации для органов муниципального управления. 

Таблица 4 - Функции мониторинга в системе  управления городом-курортом Геленджик

Подразделения органов управления Реализация  функции
социального мониторинга экономического

мониторинга

Администрация,     управления     и     отделы, подчиненные администрации: Администрация постоянно постоянно
Управления  образования периодично периодично
Управление  по здравоохранению периодично периодично
Управление  имущественных отношений и муниципального земельного контроля периодично периодично
Управление  экономики периодично периодично
Управления  культуры, науки, спорта и общественных организаций периодично периодично
Управлением архитектуры и градостроительства периодично периодично

    Продолжение таблицы 4

Финансовое  управление периодично периодично
Управление  пенсионного фонда периодично периодично
Управление  жилищно-коммунального хозяйства периодично периодично
Управление  социальной защиты периодично периодично
Административная  комиссия периодично периодично
Приемная  депутатов городской думы периодично периодично
Бюро  технической инвентаризации периодично периодично
Центр занятости населения периодично периодично
Пенсионный  фонд периодично периодично
Управление  по статистике периодично периодично
Штаб  гражданской обороны постоянно постоянно
Пресс-секретарь периодично периодично
Судебно-правовые      и      административные учреждения; Военкомат периодично периодично
Милиция постоянно постоянно
Отдел по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних периодично периодично
Городское отделение ФСБ постоянно постоянно
Государственная налоговая инспекция постоянно постоянно
Медицинские учреждения: Больницы, поликлиники периодично периодично
Центр Госсанэпидемнадзора города Геленджика постоянно постоянно
Общественные  организации: Торгово-промышленная палата Общество потребителей периодично периодично
Региональные средства массовой информации: Радио и телевидение Пресса постоянно постоянно
 

      Из  таблицы следует, что постоянный оперативный социально-экономический мониторинг в интересах системы управления района осуществляют:

  • администрация;
  • управление внутренних дел;
  • районный отдел ФСБ;
  • штаб гражданской обороны;
  • Государственная налоговая инспекция;
  • Центр Госсанэпидемнадзора;
  • региональные средства массовой информации и пресс-секретарь администрации.

      Остальные подразделения органов управления представляют информацию в виде сводок и отчетов в установленные сроки, с определенной периодичностью.

      Эти структуры самостоятельно собирают и оперируют огромным массивом нужной муниципалитету информации. При соответствующих  правовых и организационных условиях её можно использовать в интересах развития всего местного сообщества.

      Однако  нужно отметить, что существующие мероприятия по мониторингу социально-экономических  процессов крайне разрозненны и  получаемая в их ходе информация крайне фрагментарна, они не сформированы в единую систему стратегического мониторинга и скорее представляют действия отдельных субъектов по удовлетворению собственных потребностей в информации.

      В тоже время эти разрозненные усилия могут, при определенных обстоятельствах, быть объединены в единую систему стратегического мониторинга. Это позволит значительно сэкономить ресурсы, необходимые для формирования массива информации, повысит её качество и улучшит содержание, создаст предпосылки для разработки и принятия обоснованных стратегических документов муниципального образования.

      Для решения данной задачи необходимо формирование комплексной системы стратегического  мониторинга социально-экономического развития муниципального образования, включающей в себя организационные  механизмы и алгоритм создания системы показателей, учитывающих специфику муниципального образования, и обладающей информационной насыщенностью и индикативностью. 
 
 

      3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования

      3.1 Организационный   механизм   стратегического   мониторинга   социально-экономического развития  муниципальных образований 

      По  мнению кубанского исследователя, представителя  Кубанской школы развития местных  сообществ А.В. Пенюгаловой [4], процесс  создания системы стратегического мониторинга социально-экономического развития отдельно взятого муниципального образования при переходе к стратегическому планированию должен включать в себя пять этапов.

      Первый  этап – Планирование и разработка структуры. Включает в себя:

  • создание координирующей структуры;
  • определение параметров и индикаторов, создание системы показателей;
  • определение методов и инструментов для сбора информации;
  • разработка графика работ и формы отчетности по работе;
  • определение состава анализируемых показателей и периодичности их сбора;
  • согласование структуры - утверждение плана мониторинга [4].

      Прежде  всего, для выполнения первого этапа  необходимо получить ответ на несколько  вопросов [4].

      Цель  создания системы?

      Ответ на этот вопрос позволит четко определить границы проводимого анализа, тот массив данных, который будет собираться и анализироваться. В данном случае, в системе стратегического мониторинга основной целью анализа выступает сбор и анализ данных, позволяющий четко определить основные закономерности развития муниципального образования, выявить проблемы и наметить пути их решения.

      Субъекты  стратегического мониторинга?

      Анализ  может проводиться как самими органами местного самоуправления, так  и привлеченными организациями  и специалистами. Уровень профессионализма, технической оснащенности, степень заинтересованности работников и другие подобные факторы окажут влияние на достоверность полученной информации.

      Конечный  результат стратегического мониторинга?

      Здесь необходимо четко определить конечного пользователя, от этого будет зависеть в каком виде должны представляться конечные данные, их объем и т.п. [4].

      В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реализация Федеральной целевой программы  «Электронная Россия (2002-2010 годы), в которой говорится о необходимости внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий в деятельность всех уровней власти, в том числе и местной, для повышения эффективности управления регионами и страной в целом. Между тем, большинство программных мероприятий ориентированы на федеральный и региональный уровни. Для этих целей необходимо создания на местном уровне унифицированной системы индикаторов, позволяющих принимать эффективные управленческие решения [31].

Информация о работе Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)