Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа
Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.
Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...
43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….
43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...
59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………
83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….
94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127
г) Уровень здоровья и репродуктивной деятельности:
1) индикаторы здоровья: объективные: демографические параметры (продолжительность жизни, коэффициент смертности), заболеваемость (частота обращений за медицинской помощью, госпитализация, продолжительность пребывания в стационаре); субъективные: самооценка собственного здоровья и здоровья близких (удовлетворенность здоровьем, самочувствие).
Интегральный индикатор «Уровень экологичности развития» предлагаем рассчитывать на основе следующих индикаторов (формула) [4]:
Уровень
экологичности развития = k1 * АВ i + k2*
ВР i + k3 * ЗР i (10),
где k1, k2, k3 - коэффициенты значимости в системе оценок (весовые коэффициенты, их сумма равна 1);
i - номер муниципального
Индикатор «Состояние атмосферного воздуха». Данный индикатор предполагается рассчитывать на базе следующих удельных показателей, те в свою очередь на частных показателях статистической формы отчетности №2-ТП (воздух) [4]:
Индикатор «Состояние водных ресурсов». Данный индикатор рассчитывается на базе следующих удельных показателей, те в свою очередь на основе частных показателях статистической формы отчетности №2-ТП (вода):
Индикатор «Состояние земельных ресурсов».
Индикатор
характеризует загрязнение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что:
3.3
Общие основы качества
Полноту оценок деятельности МО также необходимо рассматривать в более широком контексте, а именно в контексте общего уровня качества статистической информации о деятельности муниципального образования. Инструментарий, который обеспечивает схему и понятийный аппарат для оценки качества в общем плане называется Системой оценки качества данных и составляет качественный аспект распространения данных.
Как отмечено Gordon L.G. [4], система оценки качества данных должна быть:
Следуя от общего к частному, рассмотрение этих критериев приводит к пятиуровневой иерархической структуре, состоящей их двух частей. Во-первых, признавая, что качество данных в смысле пригодности для использования и соответствия нуждам пользователей является многоаспектным, выделяется ряд аспектов качества, которые имеют общий характер и разбиваются на элементы и показатели, представляющие собой индикаторы качества. Эти три уровня в совокупности называются общей системой. В ней присутствуют пять аспектов качества: целостность, обоснованность методологии, точность и достоверность, полезность, доступность, а также ряд предпосылок, качества [21]. Для каждого аспекта, элемента, показателя, общая система дает краткое описание хорошей практики. В системах, учитывающих особенности данных, содержится большое количество подробностей, представленных в форме центральных вопросов по каждому показателю, которые специально предназначены для рассматриваемой системы данных. Далее, для каждого центрального вопроса имеются пункты, называющиеся ключевыми пунктами и описывающие характеристики качества, которые можно рассматривать в связи с центральными вопросами. Ранее одними из важнейших аспектов качества были определены точность и достоверность. На рисунке 6 [21] показано, как в системе выделяется пять элементов, являющихся индикаторами качества. Рассмотрим подробнее предлагаемую систему [21].
Предпосылка качества: Качество отдельной системы данных неразрывно взаимосвязано с качеством работы учреждения, которое ее производит. Статистика должна опираться на законодательные основы; ресурсы должны быть соразмерны потребностям в статистических программах; качество должно считаться краеугольным камнем статистической работы. Например, одним из элементов институциональных предпосылок является то, что существует ли механизм координации обмена информацией между ведомствами, производящими данные.
Целостность: Данный аспект предназначен для отражения представления о том, что статистические системы должны основываться на приверженности принципу объективности при сборе, составлении и распространении статистики. Этот стандарт охватывает институциональные основы, которые существуют для обеспечения профессионализма в статистической политике и практике, прозрачности и этических стандартов.
Обоснованность методологии: Данный аспект статистики отражает идею, что методологические основы составления статистики должны быть обоснованными и что это может быть достигнуто следованием международным стандартам, рекомендациям и общепринятой практике.
Точность и достоверность: Для большинства пользователей точность и надежность являются одними из наиболее важных свойств данных. Мы все заинтересованы в том, что бы данные, которые мы используем, достаточно точно отражали реальность на всех этапах их распространения, с первых (или предварительных) оценок до «окончательных» данных. Таким образом, данный аспект соответствует представлению, что исходные данные и методы составления должны быть надежными для того, чтобы отвечать нуждам пользователей. Показатели точности исходных данных отслеживаются на основе анализа различных видов ошибок и степень, в которой оценки основаны на данных наблюдений административных источников.
Полезность: Другая сфера интереса пользователей состоит в том, являются ли произведенные и распространенные данные полезными. Этот аспект качества соответствует потребности в то, что данные гарантированно производились и своевременно распространялись с требуемой периодичностью, содержали нужную информацию о предметной области, были согласованными как внутренне так, с взаимосвязанными данными и чтобы при этом применялась предсказуемая практика пересмотра данных.
Доступность: Пользователям нужны понятные, представленные в ясной форме данные, и им нужно знать, как составляются данные, а при появлении у них вопросов - иметь возможность рассчитывать на быструю и оказываемую со знанием дела помощь производителей данных. Таким образом, данный аспект качества связан с необходимостью обеспечения легкого доступа к ясной информации об источниках данных и методах, используемых для их составления, а также адекватного содействия пользователям данных [21].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Целью дипломной работы являлась разработка организационного механизма и инструментария мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований. В ходе исследования были изучены теоретические подходы к формированию системы стратегического планирования и мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Полученные результаты исследования позволили сделать следующие выводы.
В
настоящее время, в связи с
принятием новой редакции Федерального
закона «Об общих принципах
Муниципальные образования являются сложными социально-экономических системами, развитие которых определяется воздействием множества внутренних и внешних факторов, влияние которых не всегда поддается учету и анализу. Каждое муниципальное образование обладает местным бюджетом и органами местного самоуправления, представляющими, прежде всего, интересы населения. Муниципальные образования обладают определенными ресурсами для собственного развития, но их количество ограничено и зачастую недостаточно.
Цели развития муниципального образования вытекают из перечня вопросов местного значения, определяющих задачи органов местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения индивидуален для каждого типа муниципального образования, между тем в качестве основной цели муниципального развития выступает повышение качества жизни населения, проживающего на территории этого муниципального образования.