Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...

43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….

43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...


59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………

83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….

94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ гелик.doc

— 658.00 Кб (Скачать документ)

      г) Уровень здоровья и репродуктивной деятельности:

           1) индикаторы здоровья: объективные: демографические параметры (продолжительность жизни, коэффициент смертности), заболеваемость (частота обращений за медицинской помощью, госпитализация, продолжительность пребывания в стационаре); субъективные: самооценка собственного здоровья и здоровья близких (удовлетворенность здоровьем, самочувствие).

      Интегральный  индикатор «Уровень экологичности  развития» предлагаем рассчитывать на основе следующих индикаторов (формула) [4]:

  • индикатор «Состояние атмосферного воздуха» (АВ);
  • индикатор «Состояние водных ресурсов» (ВР);
  • индикатор «Состояние земельных ресурсов» (ЗР).
 

    Уровень экологичности развития = k1 * АВ i + k2* ВР i + k3 * ЗР i    (10), 

где k1, k2, k3 - коэффициенты значимости в системе оценок (весовые коэффициенты, их сумма равна 1);

     i - номер муниципального образования.

      Индикатор «Состояние атмосферного воздуха». Данный индикатор предполагается рассчитывать на базе следующих удельных показателей, те в свою очередь на частных показателях статистической формы отчетности №2-ТП (воздух) [4]:

  1. объем выбросов загрязняющих веществ за год к единице площади (т/км);
  2. объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников, приходящихся на душу населения;
  3. доля выбросов превышающих ПДВ в общем объеме выбросов загрязняющих веществ;
  4. количество источников загрязнения атмосферы на конец года на душу населения;
  5. уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на душу населения после проведения мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, (т/чел.) [4].

      Индикатор «Состояние водных ресурсов». Данный индикатор рассчитывается на базе следующих удельных показателей, те в свою очередь на основе частных показателях статистической формы отчетности №2-ТП (вода):

  1. объем загрязненных сточных вод на душу населения, (т/чел.);
  2. нормативно-очищенные сточные воды на душу населения (т/чел.);
  3. объем условно-чистой воды на душу населения (т/чел.) [4].

      Индикатор «Состояние земельных ресурсов».

      Индикатор характеризует загрязнение земли  различными видами отходов. Под отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производство продукции или ее потребления и не являются конечной целью производства или утратили частично или полностью свои потребительские свойства. Данный индикатор предполагается рассчитывать на базе следующих удельных показателей, те в свою очередь на частных показателях статистической формы отчетности №2-ТП (отходы):

  1. количество отходов по 1 классу опасности на душу населения (т/чел.);
  2. количество отходов по 2 классу опасности на душу населения (т/чел.);
  3. количество отходов по 3 классу опасности на душу населения (т/чел.);
  4. количество отходов по 4 классу опасности на душу населения (т/чел.);
  5. доля бытовых отходов в общем объеме отходов;
  6. доля производственных отходов в общем объеме отходов;
  7. коэффициент рециклирования (представляет собой отношение объемов ежегодно утилизируемых отходов к общему объему отходов);
  8. количество объектов захоронения отходов на 1000 жителей [4].

      Таким образом, можно сделать вывод  о том, что:

  • в данной системе частных, интегральных показателей и индикаторов были учтены все важнейшие составляющие уровня социально- экономического развития муниципального образования;
  • была достигнута цель максимальной информативности результатов оценки уровня развития муниципального образования с позиции принятия адекватных решений на муниципальном уровне управления при осуществлении стратегического мониторинга муниципального образования;
  • применение на практике данной методики не должно вызвать затруднений у городского комитета статистики.
 

      3.3 Общие основы качества статистической  информации 

      Полноту оценок деятельности МО также необходимо рассматривать в более широком  контексте, а именно в контексте  общего уровня качества статистической информации о деятельности муниципального образования. Инструментарий, который обеспечивает схему и понятийный аппарат для оценки качества в общем плане называется Системой оценки качества данных и составляет качественный аспект распространения данных.

      Как отмечено Gordon L.G. [4], система оценки качества данных должна быть:

  • всесторонней в отношении аспектов качества и элементов показателей, которые могут представлять качество;
  • сбалансированной между строгостью, желательной для экспертов, и широтой взгляда, желательной для общего пользователя данных;
  • структурированной, но достаточно гибкой для того, чтобы ее можно было применять на самых разных этапах развития статистики;
  • устроенной таким образом, чтобы приводить к прозрачным результатам;
  • полученной на основе лучшей практики национальных статистиков.

      Следуя  от общего к частному, рассмотрение этих критериев приводит к пятиуровневой  иерархической структуре, состоящей  их двух частей. Во-первых, признавая, что качество данных в смысле пригодности для использования и соответствия нуждам пользователей является многоаспектным, выделяется ряд аспектов качества, которые имеют общий характер и разбиваются на элементы и показатели, представляющие собой индикаторы качества. Эти три уровня в совокупности называются общей системой. В ней присутствуют пять аспектов качества: целостность, обоснованность методологии, точность и достоверность, полезность, доступность, а также ряд предпосылок, качества [21]. Для каждого аспекта, элемента, показателя, общая система дает краткое описание хорошей практики. В системах, учитывающих особенности данных, содержится большое количество подробностей, представленных в форме центральных вопросов по каждому показателю, которые специально предназначены для рассматриваемой системы данных. Далее, для каждого центрального вопроса имеются пункты, называющиеся ключевыми пунктами и описывающие характеристики качества, которые можно рассматривать в связи с центральными вопросами. Ранее одними из важнейших аспектов качества были определены точность и достоверность. На рисунке 6 [21] показано, как в системе выделяется пять элементов, являющихся индикаторами качества. Рассмотрим подробнее предлагаемую систему [21].

      Предпосылка качества: Качество отдельной системы  данных неразрывно взаимосвязано с качеством работы учреждения, которое ее производит. Статистика должна опираться на законодательные основы; ресурсы должны быть соразмерны потребностям в статистических программах; качество должно считаться краеугольным камнем статистической работы. Например, одним из элементов институциональных предпосылок является то, что существует ли механизм координации обмена информацией между ведомствами, производящими данные.

      Целостность: Данный аспект предназначен для отражения  представления о том, что статистические системы должны основываться на приверженности принципу объективности при сборе, составлении и распространении статистики. Этот стандарт охватывает институциональные основы, которые существуют для обеспечения профессионализма в статистической политике и практике, прозрачности и этических стандартов.

      Обоснованность  методологии: Данный аспект статистики отражает идею, что методологические основы составления статистики должны быть обоснованными и что это  может быть достигнуто следованием  международным стандартам, рекомендациям и общепринятой практике.

      Точность  и достоверность: Для большинства  пользователей точность и надежность являются одними из наиболее важных свойств  данных. Мы все заинтересованы в  том, что бы данные, которые мы используем, достаточно точно отражали реальность на всех этапах их распространения, с первых (или предварительных) оценок до «окончательных» данных. Таким образом, данный аспект соответствует представлению, что исходные данные и методы составления должны быть надежными для того, чтобы отвечать нуждам пользователей. Показатели точности исходных данных отслеживаются на основе анализа различных видов ошибок и степень, в которой оценки основаны на данных наблюдений административных источников.

        

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 6 - Оценка точности и достоверности  статистических данных

 

      Полезность: Другая сфера интереса пользователей  состоит в том, являются ли произведенные  и распространенные данные полезными. Этот аспект качества соответствует  потребности в то, что данные гарантированно производились и своевременно распространялись с требуемой периодичностью, содержали нужную информацию о предметной области, были согласованными как внутренне так, с взаимосвязанными данными и чтобы при этом применялась предсказуемая практика пересмотра данных.

      Доступность: Пользователям нужны понятные, представленные в ясной форме данные, и им нужно  знать, как составляются данные, а при появлении у них вопросов - иметь возможность рассчитывать на быструю и оказываемую со знанием дела помощь производителей данных. Таким образом, данный аспект качества связан с необходимостью обеспечения легкого доступа к ясной информации об источниках данных и методах, используемых для их составления, а также адекватного содействия пользователям данных [21].

      Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

  • предлагаемая система показателей комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных образований должна стать незаменимым элементом в информационном обеспечении местных органов власти. Иерархия показателей в ней учитывает всю сложность и многоаспектность сфер деятельности муниципальных органов власти;
  • полученная с помощью данной системы комплексная оценка может быть точной и достоверной лишь в том случае, если были использованы первичные статистические данные высокого уровня качества. Решением данной проблемы является повышение эффективности сбора и обработки статистической информации, в том числе минимизация влияния ненаблюдаемой экономики на нее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Целью дипломной работы являлась разработка организационного механизма и инструментария мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований. В ходе исследования были изучены теоретические подходы к формированию системы стратегического планирования и мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Полученные результаты исследования позволили сделать следующие выводы.

      В настоящее время, в связи с  принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно изменился состав и структура территориальной организации местного самоуправления. Появление новых видов муниципальных образований, обладающих разнообразным перечнем местных вопросов, а соответственно и целями развития, потребовало пересмотра существующей практики стандартизированного подхода к управлению развитием муниципальных образований.

      Муниципальные образования являются сложными социально-экономических  системами, развитие которых определяется воздействием множества внутренних и внешних факторов, влияние которых не всегда поддается учету и анализу. Каждое муниципальное образование обладает местным бюджетом и органами местного самоуправления, представляющими, прежде всего, интересы населения. Муниципальные образования обладают определенными ресурсами для собственного развития, но их количество ограничено и зачастую недостаточно.

      Цели  развития муниципального образования  вытекают из перечня вопросов местного значения, определяющих задачи органов местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения индивидуален для каждого типа муниципального образования, между тем в качестве основной цели муниципального развития выступает повышение качества жизни населения, проживающего на территории этого муниципального образования.

Информация о работе Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)