Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...

43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….

43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...


59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………

83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….

94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ гелик.doc

— 658.00 Кб (Скачать документ)

      При определении набора показателей необходимо ориентироваться на цели, для которых будет проводиться мониторинг. В качестве основных задач проведения оценки социально-экономического развития для стратегического планирования выступают [21]:

  1. предварительный анализ ситуации в муниципальном образовании. Анализ этих показателей в динамике, их сравнение с аналогичными показателями в других муниципальных образованиях или с определенными нормативными значениями позволяет выявить критические проблемные сферы и потенциальные «полюса роста», определить факторы и условия, влияющие на развитие муниципального образования;
  2. оценка ожидаемого эффекта предлагаемых в рамках стратегического планирования муниципального развития мероприятий. Постоянно расширяемый массив информации позволяет в ряде случаев рассчитывать ожидаемый эффект от их реализации на основе сопоставления с другими муниципальными образованиями, где аналогичные меры уже реализованы. Такой подход позволяет, по крайней мере, ориентировочно произвести оценку эффекта от выполнения всего комплекса мероприятий;
  3. мониторинг и оценка выполнения принятых концепций и программ развития муниципальных образований. Периодические проводимые оценки ситуации в муниципальном образовании используются для оценки промежуточных результатов запланированных мер. Таким образом, создается механизм «обратной связи» в ходе муниципального стратегического планирования, то есть возможность своевременной корректировки разработанных планов [21].

      Для решения перечисленных задач  необходимо внедрение комплекса  мероприятий, обеспечивающих организационно-техническое, правовое, информационное и финансовое сопровождение стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований.

      Второй  этап. Сбор данных.

      Методы  сбора данных и технологии их применения достаточно традиционны и широко используются в социологических исследованиях. Методы сбора данных относятся либо к количественным, либо к качественным. В самом общем виде их можно объединить в пять групп:

  1. структурированное наблюдение, мониторинг;
  2. изучение документации и аналитических материалов;
  3. анкетирование, опрос (почтовый, телефонный, личный);
  4. фокус-группа;
  5. интервью [4].

      Выбор методов сбора данных зависит  от объема требующейся информации, числа источников информации и стоимости  процедуры сбора данных.

      Третий  этап. Анализ данных.

      При анализе из массива разрозненных данных формируются экспертные выводы, для получения которых используются не только данные, полученные при сборе  информации, но и все знания, которыми обладает специалист.

      Конечная  цель анализа данных состоит в качественной оценке того, что и почему произошло (происходит) в процессе реализации программы, по каким причинам это произошло, что из происходящего имеет положительное и отрицательное значение и что нужно предпринять для исправления ситуации [4].

      Четвертый этап. Подготовка отчета.

      Отчет ориентирован на конкретную аудиторию - заказчиков оценки муниципальных  программ (прежде всего, это органы местного самоуправления), которые  будут использовать отчет, как инструмент формирования социально-экономической политики развития муниципального образования. Это определяет структуру и стилистику отчета [4].

      Пятый этап. Информирование о результатах.

      Желательно  доведение результатов до широких  слоев общественности - размещение информации оценки в местных средствах массовой информации и на интернет-странице муниципального образования.

      Сбор  и первичная обработка данных возлагается на Администрацию муниципального образования. В случае отсутствия в  структуре администрации соответствующего подразделения, задачей которого является сбор данных из различных источников, представляется целесообразным его создание.

      Данное  подразделение будет заниматься вопросами компиляции данных, поступающих  из различных источников - органов  местного самоуправления, средств массовой информации, региональных органов власти, местного сообщества и др. [4].

      Между тем, создание подобного подразделения  не решает проблему обработки и анализа  информации в связи с невысоким  уровнем квалификации большинства  муниципальных служащих.

      В предыдущих разделах работы при исследовании существующих инструментов социально-экономического развития муниципальных образований отмечалось о существовании такого инструмента как специализированная организация по развитию муниципального образования. В данном качестве рассматривалось Агентство местного развития [41], основной функцией которого является разработка стратегических планов социально-экономического развития муниципального образования.

      Данная  практика позволяет обеспечить возможность  привлечения квалифицированных  экспертов со стороны и позволяет разрабатываемым документам достичь определенной степени свободы, невозможной в случае их разработки органами местного самоуправления.

      Представляется  целесообразным создание в рамках подобной организации подразделения, занимающегося вопросами мониторинга социально-экономического развития в рамках разрабатываемой стратегии развития муниципального образования, что позволит обеспечить достаточную степень согласованности между разработанным документом и системой индикаторов, характеризующих его реализацию. При встройке в систему обеспечивается интегрированность и согласованность всех этапов стратегического планирования.

      Юридической формой, в наибольшей степени соответствующей  целям, задачам и функциям Агентства  развития, является негосударственная некоммерческая организация, поскольку Агентства развития создается для выполнения общественно значимых задач [41].

      Некоммерческая  организация может быть создана  в форме фонда, некоммерческого  партнерства. Различия этих форм связаны  с ролью учредителей на этапах создания и функционирования организации. В соответствии с расстановкой сил каждое муниципальное образование может выбрать для себя оптимальную форму. Однако в любом случае важно включить в устав положение о том, что ни один из учредителей, независимо от величины его вклада в уставный фонд организации, не имеет приоритета в определении направлений ее деятельности и привилегий в отношениях с другими учредителями [21].

      Юридическая форма должна обеспечивать независимость  организации (при условии, что абсолютной независимости не бывает) как от местной администрации и совета, так и от бизнеса, а также других организаций (областного, федерального уровня, зарубежных). Несмотря на прямую заинтересованность администрации и совета в создании и работе подобной организации, реальный общественный эффект деятельность Агентства развития может принести лишь при условии профессионализма работников, а также объективности принимаемых решений, проводимого анализа и разрабатываемых рекомендаций [21].

      При определении состава учредителей Агентства развития (частные, муниципальные или общественные организации) нужно принимать в расчет их управленческий потенциал и возможность успешно выполнять основные функции агентства. Критериями отбора учредителей могут быть [4]:

  1. возможности эффективного целеполагания (достижения благосостояния сообщества на основе оптимального использования ресурсов). Как правило, такими возможностями обладают администрация и совет муниципального образования;
  2. информационная обеспеченность. Ею также обладает администрация, которая получает информацию в виде распыленной статистики и аналитических записок по всем вопросам городского развития от статистического управления и своих подразделений;
  3. научно - аналитический потенциал - естественное условие для выработки научно обоснованной, с учетом мирового и отечественного опыта, стратегии. Профессионалы соответствующего профиля имеются главным образом в научных и учебных институтах (университетская поддержка местного развития);
  4. наличие навыков, применяемых в предпринимательском секторе, необходимых для маркетинга муниципального образования, экспертизы мероприятий, оценки проектов муниципального экономического развития с точки зрения социальных и экономических затрат и эффекта. Этими навыками обладают банковские и предпринимательские структуры [4].

      Контроль  за деятельностью Агентства развития осуществляется в первую очередь через формулирование в его уставе перечня разрешенных видов деятельности, а также в виде ежегодно представляемых отчетов по анализу реализации стратегии [4].

      Исходя  из вышеизложенного, рекомендуется  рассматривать в качестве потенциальных  учредителей следующие организации:

  • администрацию муниципального образования;
  • местный совет депутатов;
  • представителей бизнеса на территории муниципального образования;
  • научно-исследовательские и высшие учебные заведения, расположенные на территории муниципального образования [21].

      Целесообразно включить представителя от администрации  субъекта Федерации, отдельные крупные  предприятия, банки, инвестиционные компании, крупных иностранных инвесторов, работающих в муниципальном образовании и заинтересованных в его стабильном и предсказуемом развитии [21]. Подбор руководителя для Агентства развития является одним из ключевых моментов, определяющих успешную работу организации [4]. Это должен быть человек, авторитетный во властных структурах муниципального образования, имеющий опыт решения вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью. Он должен иметь достаточно широкий взгляд на проблемы муниципального образования и осознавать значение исследовательской и аналитической работы для совершенствования управления. Как уже отмечалось, руководитель должен уметь сохранить независимость агентства и при этом наладить широкие контакты с администрацией, бизнесом и общественностью. Важным является умение руководителя подбирать действительно квалифицированных специалистов и работать с персоналом.

      Минимально  необходимый штат специалистов может  составить 6-7 человек. Необходимы следующие  специалисты [21]:

  • экономист - аналитик;
  • специалист по прогнозированию и построению моделей;
  • специалист по социальным вопросам;
  • специалист по маркетингу;
  • специалист по оценке проектов в общественном секторе;
  • специалист по финансам [21].

      Агентства развития создается за счет средств учредителей, которые обеспечивают взносами необходимые финансовые и материально-технические условия работы Агентства развития. Учредители могут обеспечить помещение, оборудование офиса мебелью, компьютерами, современными средствами связи (обязательно подключение к сети «Интернет»), автотранспортом. Денежные средства должны обеспечить расходы на заработную плату, командировочные расходы, расходные материалы на срок два-три года [4]. Возможным вариантом источника покрытия первоначальных (на один-два года) расходов на Агентства развития является привлечение донорских средств, гранта международной финансовой организации, которая также могла бы выступить учредителем Агентства развития. В дальнейшем финансирование работы Агентства развития возможно за счет фиксированной премии, отчисляемой от поступающих инвестиций, прироста прибыли в результате реализуемых в ходе экономического развития инвестиционных проектов [4].

      В то же время в каждом конкретном муниципальном образовании есть особенности, которые могут повлиять на условия создания агентства. К ним относятся:

  • социально-экономическое состояние муниципального образования, перспективы его развития, статус (степень независимости и конкурентоспособности, отношения с субъектом Федерации);
  • соотношение частного и общественного секторов;
  • основная идея развития;
  • финансирование организации Агентства развития;
  • размеры муниципального образования;
  • наличие подразделения и кадров в администрации, их квалификация;
  • политическая воля и власть руководителя и команды администрации [4].

      Создание  Агентства развития предполагает следующие этапы:

  1. по инициативе мэра муниципального образования (администрации или совета) проводится собрание всех потенциальных учредителей. На собрании разъясняются цели и задачи Агентства развития, особенности его деятельности. Заинтересованными сторонами подписывается протокол о намерении создать Агентства развития. Формируется рабочая группа для подбора штата и для решения организационных вопросов;
  2. рабочая группа объявляет конкурс на должность руководителя Агентства развития, формулирует условия участия в конкурсе и порядок подведения его итогов;
  3. рабочая группа организует проведение конкурса на должность руководителя. В жюри конкурса входят все потенциальные учредители Агентства развития. В ходе конкурса претенденты на должность руководителя выступают со своими программами деятельности Агентства развития. По итогам конкурса жюри выбирает руководителя и его заместителя;
  4. претендент на должность руководителя и его заместитель подбирают штат Агентства развития. Претенденты заслушиваются на заседаниях рабочей группы;
  5. разрабатывается Устав Агентства развития. Устав утверждается на общем собрании учредителей, и Агентство регистрируется [4].

Информация о работе Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)