Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...

43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….

43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...


59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………

83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….

94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ гелик.doc

— 658.00 Кб (Скачать документ)

      Приступая к своей деятельности, Агентства развития налаживает организационную инфраструктуру, необходимую для реализации стратегического плана. Оно выступает организатором при заключении договоров между муниципальными структурами и частными фирмами, связанных с выполнением отдельных программ и проектов. Подбор компаний-исполнителей осуществляется на основании их профессиональной пригодности.

      Организационный механизм формирования Агентства развития муниципального образования и место  в нем группы стратегического  мониторинга показаны на рисунке 3 [4].

      Сектор  стратегического мониторинга (ССМ) представлен, обособлено от других подразделений Агентства развития в связи со специфичностью решаемых задач и прямым подчинением Координационному совету развития. Необходимость данного решения обуславливается стремлением повысить независимость и достоверность получаемой оценки, минимизировав субъективные факторы, влияющие на экспертов.

      В состав сектора стратегического мониторинга включены три подгруппы: группа сбора и обработки информации (ГСОИ), аналитическая группа (АГ) и экспертная группа (ЭГ). Задачами группы сбора и обработки информации являются сбор информации из различных источников, состав которых был определен ранее, и ее первичная обработка для последующего анализа аналитической группы [4].

      Аналитическая группа осуществляет анализ полученной информации на основе научно обоснованных статистико-математических методов, после чего полученный массив данных подготавливается в виде экспертного листка и направляется для оценки в экспертную группу.

      Эксперты  на основе полученных данных проводят оценку сложившейся ситуации в муниципальном образовании и предлагают свои рекомендации, оформляемые в виде отчета и направляемые в Координационный совет развития муниципального образования.

      Также в задачи экспертной группы входит создание и модернизация в соответствии с происходящими изменениями системы показателей социально-экономического развития муниципального образования [4]. 
 
 
 
 

    Рисунок 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Помимо  мониторинга социально-экономического развития муниципального образования  группа стратегического мониторинга осуществляет мониторинг реализации принимаемых планов и программ социально-экономического развития и оценка ожидаемого эффекта от их внедрения.

      Периодичность сбора информации определяется соответствующим  нормативно-правовым актом, разрабатываемым Агентства развития и утверждаемым органами местного самоуправления муниципального образования.

      Представляется  установить следующие сроки:

  • для мониторинга социально-экономического развития муниципального образования - 3-6 месяцев, что связано с установленными сроками сдачи статистической и бухгалтерской отчетности;
  • для оценки реализации плановых документов - в соответствии с установленными временными сроками выполнения этапов и запросами участников [4].
 

      3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества 

      Современный этап муниципальной реформы проявляется  в усилении территориального аспекта  управления на уровне местных сообществ.

      В соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления «выполнение общественных обязанностей должно, главным образом, осуществляться теми властями, которые ближе всего к гражданам» [9].

      За  период реформы органы местного самоуправления получили значительный объем функций и полномочий. Например, на сегодня более 90% жилищного фонда передано в собственность муниципальных образований, в то время как в начале реформ 42% жилья являлось государственным или ведомственным [9].

      В соответствии с Федеральным законом  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предмету ведения органов местного самоуправления отнесен ряд вопросов, наполненных социальным и экономическим содержанием (выборочно) [18]:

  • владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
  • комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
  • содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
  • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
  • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
  • контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
  • организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения и канализации;
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
  • создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • организация и содержание муниципальной информационной службы;
  • обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
  • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования и др. [18].

      Приведенный перечень показывает, что сфера ответственности  муниципальных органов власти в  значительной степени затрагивает  как коренные интересы людей, так  и многие компоненты социально-экономической  безопасности региона и государства  в целом. Местное население и местные власти испытывают потребность в информационном источнике, способном объективно отражать как текущее состояние социально-экономической сферы, так и его позитивное или негативное изменение [9]. Представляется, что таким средством информационного обеспечения призван служить стратегический мониторинг муниципального образования.

      Основной  задачей стратегического мониторинга  является создание критериальной базы и соответствующего инструментария для мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Информация, получаемая на базе социально-экономических индикаторов, прежде всего, должна быть ориентирована на местные органы власти для формирования системы стратегического управления социальными и экономическими процессами на территории муниципального образования [21]. Стратегический мониторинг социально-экономического положения местного сообщества должен быть ориентирован на:

  • оперативную оценку текущей ситуации в социальной сфере и экономике;
  • определение критических тенденций на локальных территориях, или в отдельных группах населения и предприятий;
  • предложение мер оперативного воздействия на ситуацию со стороны местных органов власти, формирование текущей социальной политики;
  • построение краткосрочных и долгосрочных прогнозов;
  • формирование долгосрочной стратегической программы мер в социальной сфере и экономики [21].

      На  основе исчерпывающих характеристик  социально-экономической ситуации и последующих аналитических  процедур, местная власть может разработать  адекватную сложившейся ситуации стратегию социально-экономического развития.

      Особое  значение имеет разработка системы  критических (пороговых) показателей, достижение или преодоление которых  способно вывести местное сообщество из состояния относительной стабильности. Внимание местных властей должно уделяться таким показателям в первую очередь.

      На  основе данных стратегического мониторинга  муниципального образования может  быть сформирована система целевых  ориентиров, тех или иных социально-экономических  параметров, к достижению которых за определенный период должна быть направлена деятельность местных органов представительной и исполнительной власти. Наличие такой системы показателей даст местным властям возможность обоснованного ранжирования приоритетов, выбора наиболее важной, первоочередной цели местной стратегии и мер по развитию местного сообщества [21].

      Возрастание роли муниципального мониторинга предполагает постепенное создание в муниципальных  образованиях соответствующей организационной  инфраструктуры, кадрового обеспечения и т.д. В этой связи нужно отметить, что принятая Госкомстатом РФ «Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования» предполагает, что значительная часть первичных данных должна быть получена собственными источниками муниципальных образований [43]. К этому местные органы власти подталкивает и сложившаяся система взаимоотношений с органами государственной статистики. Объем информации по муниципальной экономике и социальной сфере, имеющейся в регламентированных фондах Госкомстата РФ недостаточен, по сравнению с запросами муниципальных образований, да и к тем доступ предоставляется на договорной основе. Кроме того, согласно Положению о Государственном комитете РФ по статистике, работы, не предусмотренные Федеральной программой статистических работ, выполняются территориальными органами Комитета за счет средств заказчика [44]. К упомянутым «невключенным» работам относится значительный объем муниципальной проблематики. В большинстве случаев муниципальные власти не имеют возможности финансирования статистических работ за счет местных бюджетов, что приводит к ограничению круга статистической информации и соответственно снижению качества муниципального менеджмента. В настоящее время в структурах исполнительной власти муниципальных образований, в том числе и в наиболее продвинувшихся в развитии самоуправления, нет специализированных подразделений или органов муниципальной статистики, обособленных от органов государственной или ведомственной статистики. Их функции исполняют отдельные специалисты или структурные единицы отраслевых органов управления, что зачастую приводит к дублированию деятельности, отсутствию плановости в организации статистических наблюдений [21].

      Специализированные  органы муниципальной статистики могут составить одно из важных звеньев муниципальной системы стратегического мониторинга, существенным компонентом его информационного потенциала, причем они могут быть сформированы на базе объединения имеющихся разрозненных структур и наделения их соответствующими функциями и полномочиями.

      Однако, очевидно, что муниципальные образования  Краснодарского края находятся лишь на подступах к решению этой задачи, тем более, что она не может быть решена без финансовых ресурсов и возникновения объективной необходимости в таких специализированных органах.

      Современная российская статистика на муниципальном  уровне только приступает к построению базы для комплексной оценки ряда новых социально-экономических явлений  и категорий: экономической безопасности, конкурентоспособности, инфляции, безработицы и др. [8].

      К показателям, используемым в качестве индикаторов социально-экономического развития в стратегическом мониторинге  муниципального образования, предъявляются  определенные требования. Они должны [45]:

  • давать возможность использования на более высоком (региональном и федеральном уровнях);
  • быть применимы в практике управления;
  • иметь алгоритм измерения или расчета, приемлемый для всех муниципальных образований;
  • быть совместимыми с действующей системой учета, статистики и прогнозирования;
  • обладать достаточной степенью конкретности и определенности, позволяющей давать однозначную оценку фактическому состоянию социально-экономических явлений;
  • служить информационной базой мониторинга и прогнозирования факторов, определяющих социально-экономического развитие;
  • давать возможность сравнения фактических данных со стандартными и нормативными;
  • перечень показателей должен быть доступен для специалистов и широкого круга непрофессиональных пользователей и допускать простую интерпретацию;
  • в сочетании друг с другом образовывать комплексную систему, всесторонне описывающую ситуацию в местном сообществе, для принятия последующих решений в сфере стратегического планирования местного развития [45].

      Под термином «система показателей» понимается некоторое упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимоувязанных показателей, характеризующих отдельные аспекты социально-экономического процесса и социально-экономическое явление в целом. Согласованность между различными показателями достигается путем гармонизации и координации определений и классификаций, на основе которых производится их исчисление. Разработка методологии оценки социально-экономического развития муниципальных образований предполагает выполнение следующих этапов:

  • идентификация явлений и процессов, подлежащих статистическому изучению;
  • определение содержания показателей;
  • определение методов оценки отдельных показателей;
  • определение основных классификаций, которые должны быть применены для распределения изучаемых социально-экономических явлений на однородные группы на основе тех или иных критериев;
  • определение основных источников данных, необходимых для исчисления показателей, а также процедуры обработки собранных данных с целью получения обобщающих показателей [4].

Информация о работе Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)