Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа
Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.
Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...
43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….
43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...
59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………
83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….
94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127
Сущность
управления социально-экономическим
развитием муниципальным
Стратегическое планирование является основой для эффективного социально-экономического развития муниципального образования. Основная цель стратегического планирования - формирование долгосрочных целей развития муниципального образования, определение «полюсов роста», способных обеспечить достижение этих целей. Использование в муниципальной практике механизмов стратегического планирования позволяет наиболее полно использовать имеющиеся возможности и ресурсы, определить приоритеты развития муниципального образования, обеспечить уверенность в будущем для жителей и бизнеса, осуществлять перспективное развитие муниципального образования с учетом достижения поставленных целей.
Для эффективного планирования и управления необходима полная, точная, оперативная информация об объекте управления. Такой информацией в значительной степени призван обеспечить социально-экономический мониторинг развития территории, который как механизм выявления и учета потребностей, является ядром системы стратегического планирования, определяет не только перспективные цели, но и всю технологию разработки плана, его комплексность, обоснованность, сбалансированность, реальность и эффективность.
Существует необходимость в создании специального механизма мониторинга, основной целью которого будет являться сбор и анализ информации, необходимой для стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований - стратегического мониторинга.
Стратегический мониторинг должен позволить получить информацию о существующей ситуации в муниципальном образовании, определить существующие проблемы в области социально-экономического развития и позволить отследить происходящие изменения в результате выполнения планов развития муниципального образования и, в то же время обеспечить население муниципального образования и все заинтересованные стороны достоверной и достаточной информацией.
В
настоящее время на территории России
не сформировалась устоявшаяся и
в достаточной степени
Проведенный на основе имеющихся данных о практике разработки стратегий муниципалитетами края анализ показал, что в Краснодарском крае разработка стратегий муниципальных образований осуществляется в условиях отсутствия достаточной и достоверной информационной базы, контроль за реализацией стратегий осуществляется косвенным образом. В большинстве случаев ожидаемые результаты стратегии подменяются прогнозными показателями развития отраслей экономики и социальной сферы и плановыми значениями хозяйственной деятельности предприятий. Однако даже эти показатели не контролируются ввиду отсутствия достаточной информационной базы, разовости проводимых сборов информации.
Применяемые
в настоящее время методики проведения
мониторинга социально-
Для
устранения перечисленных недостатков
необходимо формирование комплексной
системы стратегического
В качестве организационных мероприятий в работе рассматривается возможность построения организационных структур стратегического планирования социально-экономического развития – организации местного развития - Агентства развития муниципального образования, хорошо зарекомендовавшей себя в зарубежной практике структуре по разработке и реализации стратегии развития территории. Предлагается сформировать специализированную рабочую группу, целью которой будет сбор, обработка и анализ информации, необходимой для стратегического планирования социально-экономического развития.
В качестве комплексного показателя уровня социально-экономического развития муниципального образования предложено использовать показатель, характеризующий качество жизни населения муниципального образования.
Основным критерием выбора данного показателя как комплексного индикатора, отражающего ситуацию в муниципальном образовании, послужило то, что основной целью социально-экономического развития муниципального образования и, соответственно, местной власти, как органа публичной власти наиболее приближенного к населению, выступает повышение качества жизни населения на территории муниципального образования. Таким образом, определение качества жизни служит предпосылкой для поиска основных проблем и перспектив социально-экономического развития муниципального образования, а его мониторинг в динамике позволяет оперативно отслеживать последствия принимаемых стратегических решений, и, следовательно, своевременно на них реагировать.
В
дипломной работе рассмотрен алгоритм
формирования комплексного показателя
уровня социально-экономического развития
муниципального образования, предложенный
представителями Кубанской
На
основе рассмотренной технологии сформирована
система показателей и
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Лексин В.Н., Швецов А.Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Рос. эконом, журн. 2001. №1,2.
2
О государственном
3
Гранберг А.Г. Основы
4
Пенюгалова А.В. Анализ и
5
Пчелинцев О.С. Регионы России:
современное состояние и
6
Рохчин В.Е., Шураев В.В., Знаменская
К.Н. Стратегическое
7
Филиппов Ю.В. Как
8 Чеботырев Э.Б. Эффективность комплексного развития экономического района. М., 2005. – 512 с.
9
Зотов В.Б. Система
10 Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М, 2000. – 318 с.
11
Майн Е.Р. К вопросу
12 Яковлев О.П., Картаева Е.А., Родина Н.В. Комплексное территориальное развитие. М., 2005. – 518 с.
13
Генкин Б.М. Введение в
14 Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочное пособие. М., 2008. – 310 с.
15 Давыдова Е.В., Давыдов А.А. Измерения качества жизни: Учебное пособие. – М., 2003. – 419 с.
16
Справочник по социальным
17
Назаров М.Г. Курс социально-
18
Об общих принципах
19 Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Стратегическое планирование: Учебник для высших учебных заведений. – М., 2002. – 318 с.
20
Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т., Козловская
Н.Г., Пенюгалова А.В. Как
21
Жихаревич Б.С., Лимонов Л.Э. Опыт
разработки и мониторинга
22
Рохчин В.Е., Знаменская К.Н.
23
Стратегическое планирование
24 Маршалова А.С. Стратегический план г. Тольятти. Тольятти, 2006. -439 с.
25
Об утверждении положения о
социально-гигиеническом
26
О мониторинге социально-
27 Когут А.Е. Рохчин B.C. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб., 1995. – 429 с.
28 Емельянов В.В., Самойлова М.А. О проблемах муниципальной статистики в условиях реформы местного самоуправления // Вопросы статистики. 2009. № 4.
29 Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т., Козловская Н.Г., Пенюгалова А.В. Стратегическое планирование развития местных сообществ: Практическое пособие. Краснодар, 2003. – 640 с.
30
Рохчин В.Е. Муниципальное
31
Гейци Н.Н., Лавров Н.Г. Информационные
технологии территориального
32
Биггарт Н. Социальная
33
О системе и структуре
34
Тарасенко КВ., Криулина Е.Н. К
вопросу практического