Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...

43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….

43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...


59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………

83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….

94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ гелик.doc

— 658.00 Кб (Скачать документ)

      Сущность  управления социально-экономическим  развитием муниципальным образованием состоит в целенаправленном воздействии  местных органов самоуправления на все субъекты хозяйствования и  социально-экономические процессы, обеспечивающих рост качества жизни граждан, усиление роли муниципального образования в развитии страны на основе эффективного использования потенциала территории и сочетании интересов государства, населения, экономических субъектов и отдельной личности.

      Стратегическое планирование является основой для эффективного социально-экономического развития муниципального образования. Основная цель стратегического планирования - формирование долгосрочных целей развития муниципального образования, определение «полюсов роста», способных обеспечить достижение этих целей. Использование в муниципальной практике механизмов стратегического планирования позволяет наиболее полно использовать имеющиеся возможности и ресурсы, определить приоритеты развития муниципального образования, обеспечить уверенность в будущем для жителей и бизнеса, осуществлять перспективное развитие муниципального образования с учетом достижения поставленных целей.

      Для эффективного планирования и управления необходима полная, точная, оперативная  информация об объекте управления. Такой информацией в значительной степени призван обеспечить социально-экономический мониторинг развития территории, который как механизм выявления и учета потребностей, является ядром системы стратегического планирования, определяет не только перспективные цели, но и всю технологию разработки плана, его комплексность, обоснованность, сбалансированность, реальность и эффективность.

      Существует  необходимость в создании специального механизма мониторинга, основной целью  которого будет являться сбор и анализ информации, необходимой для стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований - стратегического мониторинга.

      Стратегический  мониторинг должен позволить получить информацию о существующей ситуации в муниципальном образовании, определить существующие проблемы в области социально-экономического развития и позволить отследить происходящие изменения в результате выполнения планов развития муниципального образования и, в то же время обеспечить население муниципального образования и все заинтересованные стороны достоверной и достаточной информацией.

      В настоящее время на территории России не сформировалась устоявшаяся и  в достаточной степени проработанная  информационная база мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. В связи с проводимой реформой местного самоуправления резко изменился качественный и количественный состав муниципальных образований. Соответственно, существующая в настоящее время система мониторинга социально-экономического развития не позволяет организовать сбор и анализ данных, и как следствие, отсутствует объективная возможность построения качественных планов и стратегий социально-экономического развития муниципальных образований.

      Проведенный на основе имеющихся данных о практике разработки стратегий муниципалитетами края анализ показал, что в Краснодарском крае разработка стратегий муниципальных образований осуществляется в условиях отсутствия достаточной и достоверной информационной базы, контроль за реализацией стратегий осуществляется косвенным образом. В большинстве случаев ожидаемые результаты стратегии подменяются прогнозными показателями развития отраслей экономики и социальной сферы и плановыми значениями хозяйственной деятельности предприятий. Однако даже эти показатели не контролируются ввиду отсутствия достаточной информационной базы, разовости проводимых сборов информации.

      Применяемые в настоящее время методики проведения мониторинга социально-экономического развития муниципального образования  обладают рядом недостатков: чрезмерное количество показателей, сложность обработки данных, обезличенность - не учитываются особенности муниципального образования, недостаток статистических данных для определения ряда показателей, отсутствие комплексных показателей, позволяющих проводить сравнительный анализ социально-экономического развития муниципальных образований. Многие показатели рассчитываются на основе устаревших нормативов, не отражающих и не учитывающих реальные потребности жителей муниципального образования.

      Для устранения перечисленных недостатков  необходимо формирование комплексной  системы стратегического мониторинга  социально-экономического развития муниципального образования, включающей в себя организационный  алгоритм создания системы показателей, учитывающих специфику муниципального образования, и обладающей информационной насыщенностью.

      В качестве организационных мероприятий  в работе рассматривается возможность  построения организационных структур стратегического планирования социально-экономического развития – организации местного развития - Агентства развития муниципального образования, хорошо зарекомендовавшей себя в зарубежной практике структуре по разработке и реализации стратегии развития территории. Предлагается сформировать специализированную рабочую группу, целью которой будет сбор, обработка и анализ информации, необходимой для стратегического планирования социально-экономического развития.

      В качестве комплексного показателя уровня социально-экономического развития муниципального образования предложено использовать показатель, характеризующий качество жизни населения муниципального образования.

      Основным  критерием выбора данного показателя как комплексного индикатора, отражающего  ситуацию в муниципальном образовании, послужило то, что основной целью социально-экономического развития муниципального образования и, соответственно, местной власти, как органа публичной власти наиболее приближенного к населению, выступает повышение качества жизни населения на территории муниципального образования. Таким образом, определение качества жизни служит предпосылкой для поиска основных проблем и перспектив социально-экономического развития муниципального образования, а его мониторинг в динамике позволяет оперативно отслеживать последствия принимаемых стратегических решений, и, следовательно, своевременно на них реагировать.

      В дипломной работе рассмотрен алгоритм формирования комплексного показателя уровня социально-экономического развития муниципального образования, предложенный представителями Кубанской школы  развития местных сообществ – Ю.В. Филипповым, и А.В. Пенюгаловой. Особенность предложенного ими подхода составляет сочетание объективной и субъективной оценки (как представителей населения, так и специалистов муниципального управления и других привлеченных экспертов).

      На  основе рассмотренной технологии сформирована система показателей и проанализирован  уровень социально-экономического развития муниципального образования  «городской округ Геленджик». По результатам  анализа был сделан вывод о  достаточно высоком уровне социально-экономического развития муниципального образования, между тем часть сфер муниципального образования требует повышенного внимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

      1 Лексин В.Н., Швецов А.Н. Общероссийские  реформы и территориальное развитие // Рос. эконом, журн. 2001. №1,2.

      2 О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического  развития РФ. Федеральный закон  от 20.07.1995 №115 // Российская газета. 1995. № 28.

      3 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для высших учебных заведений. – М., 2003. – 304 с.

      4 Пенюгалова А.В. Анализ и оценка  социально-экономического развития  муниципального района. Краснодар  2005. – 554с.

      5 Пчелинцев О.С. Регионы России: современное состояние и проблема  перехода к устойчивому развитию // Проблемы прогнозирования. 2005. №3.

      6 Рохчин В.Е., Шураев В.В., Знаменская  К.Н. Стратегическое управление  развитием муниципального образования:  межмуниципальное взаимодействие. СПб., 2006. – 246 с.

      7 Филиппов Ю.В. Как организовать  развитие? / Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т., Пенюгалова А.В. Краснодар, 1996. – 367 с.

      8 Чеботырев Э.Б. Эффективность комплексного развития экономического района. М., 2005. – 512 с.

      9 Зотов В.Б. Система муниципального  управления: Учебник, СПб., 2005. – 281 с.

      10 Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М, 2000. – 318 с.

      11 Майн Е.Р. К вопросу обоснования  устойчивого развития муниципалитетов  России: Учебник для высших учебных заведений. – М., 2006. – 317 с.

      12 Яковлев О.П., Картаева Е.А., Родина Н.В. Комплексное территориальное развитие. М., 2005. – 518 с.

      13 Генкин Б.М. Введение в метаэкономику  и основания экономических наук: Курс лекций. М., 2002. – 295 с.

      14 Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный  менеджмент. Справочное пособие.  М., 2008. – 310 с.

      15 Давыдова Е.В., Давыдов А.А. Измерения качества жизни: Учебное пособие. – М., 2003. – 419 с.

      16 Справочник по социальным показателям:  Методологические исследования. Серия  F № 49. ООН. Нью-Йорк, 1989. – 396 с.

      17 Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики. М., 2007. – 521 с.

      18 Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации. Федеральный закон  от 6 октября 2003г. №131-ФЗ // Internet resource: http\\www.kmo.ru\mar\zak.HTM.

      19 Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Стратегическое планирование: Учебник для высших учебных заведений. – М., 2002. – 318 с.

      20 Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т., Козловская  Н.Г., Пенюгалова А.В. Как организовать  развитие? Методическое руководство  по стратегическому планированию  развития муниципальных образований. Краснодар, 1996. – 263 с.

      21 Жихаревич Б.С., Лимонов Л.Э. Опыт  разработки и мониторинга Стратегического  плана Санкт-Петербурга. СПб., 2007. – 285 с.

      22 Рохчин В.Е., Знаменская К.Н. Стратегическое  территориальное планирование в  современной России: состояние, проблемы и первоочередные задачи научного обеспечения. Препринт научного доклада для обсуждения на семинаре в ИРЭ РАН. СПб., 2005. – 531 с.

      23 Стратегическое планирование развитие  города (Зарубежный опыт 80-90-х гг.): М., 2006. – 648 с.

      24 Маршалова А.С. Стратегический  план г. Тольятти. Тольятти, 2006. -439 с.

      25 Об утверждении положения о  социально-гигиеническом мониторинге.  Постановление Правительства Российской  Федерации от 6.10.1994 № 1146 // Собрание  законодательства Российской Федерации. 1994. № 25. ст. 2711.

      26 О мониторинге социально-экономического  потенциала семей. Постановление  Правительства РФ от 14.12.1994 № 1376 // Собрание законодательства Российской  Федерации, 1994. № 28. ст. 2717.

      27 Когут А.Е. Рохчин B.C. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб., 1995. – 429 с.

      28 Емельянов В.В., Самойлова М.А.  О  проблемах  муниципальной  статистики   в  условиях  реформы   местного  самоуправления   //  Вопросы статистики. 2009. № 4.

      29 Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т., Козловская Н.Г., Пенюгалова А.В. Стратегическое планирование развития местных сообществ: Практическое пособие. Краснодар, 2003. – 640 с.

      30 Рохчин В.Е. Муниципальное управление: стратегический выбор муниципального  образования: Практическое пособие. М., 2007. – 368 с.

      31 Гейци Н.Н., Лавров Н.Г. Информационные  технологии территориального управления. Новосибирск, 2005. – 631 с.

      32 Биггарт Н. Социальная организация  и экономическое развитие // Экономическая  социология. Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М., 2008. – 510 с.

      33 О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти. Указ президента РФ от 09.03.2004 №314 // Российская газета. 2004. № 31(2831).

      34 Тарасенко КВ., Криулина Е.Н. К  вопросу практического применения методики комплексной рейтинговой оценки социально-экономического развития муниципальных образований // Вопросы статистики. 2009. № 6.

Информация о работе Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)