Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:28, курс лекций

Описание

Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В рамках системного подхода национальная экономика – это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Она может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупность институтов).

Работа состоит из  1 файл

Ответы по национальной экономике.docx

— 195.45 Кб (Скачать документ)

В декабре 1991 г. руководители трех государств – Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины – подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое одновременно объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права. Участниками СНГ также стали: в 1991 г. – Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, в 1992 г. – Армения, Кыргызстан, Узбекистан, в 1993 г. – Азербайджан и Грузия.

Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и  не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов. Только в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления экономической интеграции: межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли; таможенный союз; общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз.

В апреле 1994 г. было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. – Платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономического союза.

Объективной основой формирования СНГ являлись: сформированные за годы существования СССР глубокие интеграционные связи, страновая специализация  производства, разветвленная кооперация на уровне предприятий и отраслей, общая инфраструктура.

СНГ обладает большими природным, человеческим и экономическим потенциалами, которые  дают ему значительные конкурентные преимущества и позволяют занять достойное место в мире. На долю СНГ приходится 16,3% территории земного  шара, 5% численности населения, 10% промышленного  производства.

Стратегическими целями экономической  интеграции стран СНГ являются: максимальное использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого  социально-экономического развития; повышение  уровня и качества жизни населения  всех государств Содружества.

На первом этапе функционирования СНГ основное внимание уделялось  решению социальных проблем –  безвизовому режиму перемещения  граждан, учету трудового стажа, выплатам социальных пособий, взаимному  признанию документов об образовании  и квалификации, пенсионному обеспечению, трудовой миграции и защите прав мигрантов  и др. Одновременно решались вопросы  кооперации в производственной сфере, таможенного оформления и контроля, разрешения хозяйственных споров и  др.

Однако в СНГ весьма низким продолжает оставаться уровень экономической  интегрированности. Если в бывшем СССР доля межреспубликанского товарооборота  в суммарном объеме внешнеторгового  оборота союзных республик достигла 69%, а в ЕС удельный вес в обороте  между странами в общем внешнеторговом обороте составляет 62%, то в СНГ  соответствующий показатель равен  около 30%.

Во внешнеторговом обороте Беларуси доля стран СНГ снизилась с 64,7% в 1995 г. до 54,9% в 2006 г.

Основными причинами, сдерживающими  интеграционные процессы государств Содружества, являются:

  • различные модели социально-экономического развития отдельных государств;
  • разная степень рыночных преобразований и различные подходы к выбору приоритетов, этапов и средств для их осуществления;
  • неплатежеспособность предприятий; несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;
  • несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;
  • применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во внешней торговле;
  • большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.

Развитие интеграционных процессов в СНГ связано с  организацией субрегиональных образований  и заключением двусторонних соглашений.

Республика Беларусь и  Российская Федерация подписали  в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в апреле 1997 г. – Договор об образовании Союза Беларуси и России и в декабре 1999 г. – Договор об образовании Союзного государства.

В октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.

Основными целями ЕврАзЭС  в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза  и Единого экономического пространства, координация подходов государств к  интеграции в мировую экономику  и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических  преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.

В сентябре 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего межгосударственного объединения – Организации региональной интеграции (ОРИ). В ЕЭП объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится более 92% ВВП, 89% товарооборота, 78% населения и 93% территории всех государств – участников СНГ.

Данные четыре государства  намерены создать в пределах своих  территорий единое экономическое пространство для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Одним из основополагающих условий  формирования Единого экономического пространства четырех государств является учет принципов и правил ВТО. Соглашением  предусмотрено, что в случае вступления одного из государств–участников в ВТО ранее остальных оно должно содействовать скорейшему присоединению к ВТО других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам–участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.

В рамках СНГ образованы и функционируют  и другие субрегиональные объединения:

  • Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), которое сформировано на основе Договора от 30 апреля 1994 г. между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. В марте 1998 г. в члены ЦАЭС вступил Таджикистан;
  • ГУУАМ, представляющее собой неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы на основе Декларации, подписанной президентами этих стран 24 апреля 1999 г.

В октябре 2007 г. в г. Душанбе на саммите ЕврАзЭС и ОДКБ Беларусь, Казахстан и Россия договорились о создании Таможенного Союза.  
В ЕврАзЭС вступил Узбекистан.

Заключая двусторонние и многосторонние соглашения и создавая региональную группировку внутри СНГ, отдельные  страны Содружества ведут поиск  наиболее оптимальных форм объединения  своих потенциалов для обеспечения  устойчивого развития и повышения  конкурентоспособности национальных экономик, так как интеграционные процессы в СНГ в целом происходят недостаточно активно.

Среди стран СНГ наиболее последовательно  осуществляют экономическую интеграцию Республика Беларусь и Российская Федерация. Объективная потребность в углублении интеграционных связей Беларуси с Россией  обусловливается исторически сложившейся  структурой национальной экономики  Беларуси. Отрасли промышленности, представленные в Беларуси, являются в основном только завершающими (усеченными) циклами производств (выпуск готовой  продукции), в то время как остальные  производства технологического цикла  размещаются преимущественно в  России (добыча сырья, топливных ресурсов, выпуск материалов, полуфабрикатов, комплектующих  изделий, машин и технологического оборудования и др.). И поэтому  как в настоящее время, так  и в дальнейшем Беларусь и Россия будут нуждаться в сохранении и развитии интеграционных связей в  части взаимодополняющих производств. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны  взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих  для производства автомобилей получает из России и более 60% готовой продукции  продает в российские регионы.

Сценарий двусторонней интеграции Беларуси и России в начале XXI в. определен в Договоре о создании Союзного государства, который ратифицирован парламентами обеих стран и в январе 2000 г. вступил в силу.

В развитии интеграционных процессов  и формировании единого экономического пространства Союзного государства  важное значение имеет разработка совместных программ в различных сферах деятельности – научно-технической, производственной, социальной, экологической, правовой и  др. Реализация совместных программ позволяет  наиболее успешно с наименьшими  затратами создавать конкурентоспособную  продукцию, решать научно-технические  и социальные проблемы, включая подготовку кадров и обеспечение занятости  населения. Для реализации совместных программ образуется союзный бюджет, который с каждым годом увеличивается.

Интеграционные процессы между  странами Союзного государства позволяют  ежегодно достигать увеличения внешнеторгового  оборота, который за период 1995–2006 гг. возрос более чем в 3 раза и в  2006 г. достиг почти 20 млрд. долл. США. За последние годы структура торговли Беларуси с Россией несколько изменилась: в импорте сократилась доля продукции химической промышленности, машин и оборудования, а увеличилась доля металлов и изделий из них, целлюлозно-бумажных изделий. Беларусь стала больше поставлять в Россию машин, оборудования, транспортных средств, текстильных изделий, продовольственных товаров.

Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, имеет  внешнеэкономические связи более  чем со 170 странами мира (в 2006 г. торговала со 174 странами мира: белорусские товары экспортировались на рынки 139 государств, импортировалась продукция из 159 стран). Общий объем товарооборота Беларуси со странами, не входящими в СНГ, постоянно увеличивается и в 2006 г. достиг 18,95 млрд. долл. США (45% в объеме внешней торговли страны). Внешнеторговое сальдо со странами вне СНГ положительное (в 2006 г. составило плюс 3,297 млрд. долл. США), а со странами СНГ – отрицательное (в 2006 г. составило минус 5,88 млрд. долл. США).

40. Устойчивое развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика как основа любого государства и его общественно-политической системы определяет уровень жизни населения, национальную безопасность и обороноспособность страны.

Глобализация мировых процессов  обострила проблему национальной безопасности отдельных стран, которые начали разрабатывать свои стратегии национальной безопасности.

Указом Президента Республики Беларусь в 2001 г. утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, которая содержит методологические основы построения системы обеспечения национальной безопасности белорусского государства. В концепции под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Составные части национальной безопасности – безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах.

Основными задачами обеспечения  национальной безопасности в Республике Беларусь являются:

  • определение внешних и внутренних угроз национальной безопасности;
  • выявление факторов, обусловливающих угрозу национальной безопасности;
  • разработка и реализация мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • достижение сбалансированности политических интересов граждан и государства, поддержка обществом внутренней и внешней политики государства;
  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;
  • динамичное и устойчивое развитие экономики и повышение уровня жизни населения, последовательная реализация социально ориентированной модели экономического развития;
  • сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и систем собственного научно-технического обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции, уменьшение научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;
  • равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;
  • создание благоприятных условий для интеграции белорусской экономики в мировую экономическую систему;
  • сохранение биосферы и среды обитания человека на уровне, обеспечивающем воспроизводство возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов с учетом удовлетворения разумных потребностей нынешнего и будущего поколений;
  • преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других негативных воздействий на биосферу и среду обитания человека;
  • совершенствование государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
  • эффективное использование национальных информационных ресурсов, постоянное их совершенствование;
  • поддержание на необходимом уровне оборонного потенциала государства;
  • обеспечение личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование законодательства и системы государственной власти, укрепление правопорядка, сохранение социально-политической стабильности общества.

Информация о работе Национальная экономика