Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:30, реферат

Описание

Основные направления экономической деятельности государства. Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Работа состоит из  1 файл

гос.рег.эк-ки.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срсп №9.

Социальная защита населения  и регулирование развития социально-культурной сферы.

Социальная защита - это  система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым  благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу неблагоприятных обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

Международная организация  труда, членом которой является Казахстан, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:

- стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

- предотвращение и  компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования;

- предоставление механизмов  социальной помощи, предназначенной  для уязвимых групп населения,  не являющихся участниками системы  социального страхования;

- доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.

Действующая система  социальной защиты характеризуется  преобладанием принципа полной солидарности, высоким уровнем государственного участия и низкими стимулами.

На принципе полной солидарности организована система социального обеспечения по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной защите безработных граждан и по возрасту. Все граждане Казахстана при наступлении рисковых случаев получают государственные пособия на одинаковом уровне вне зависимости от участия в трудовой деятельности и взноса человека. Солидарная пенсионная система частично учитывает трудовой вклад гражданина. Кроме того, из-за отсутствия экономически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат и взаимосвязи с системой оплаты труда потеряна адекватная связь между уровнем доходов работающего населения и получаемыми социальными выплатами. В результате часть работающего населения получает заработную плату меньшую, чем размеры социальных пособий даже тех граждан, которые не имели вклада в систему.

В республике отсутствует  система, основанная на принципе ограниченной солидарности, то есть не существуют системы  дополнительной защиты работающих граждан  при попадании в рисковую ситуацию в зависимости от взноса в систему.

Накопительная пенсионная система - единственный вид обеспечения  при наступлении старости, основанной на принципах сбережения без солидарности между участниками, имеющий действенные  стимулы по участию в системе.

В соответствии с законодательством отдельным категориям граждан предоставляется социальная помощь за счет средств государства.

Действующим законодательством  предусмотрено осуществление добровольного  страхования на случай наступления  социальных рисков, которое в силу ряда факторов не получило должного распространения.

Основным источником финансирования и общим регулятором  системы социальной защиты является государство. В действующей системе  подтверждается международный опыт относительно базовых характеристик - более полный охват населения и низкие административные расходы в системе с государственным управлением, низкий охват и высокие административные расходы в системе с участием частных институтов. Стимулы по участию в системе, за исключением накопительной пенсионной системы, минимальны.

Основными недостатками действующей системы социальной защиты препятствующими ее эффективному функционированию, являются:

- несовершенное законодательство: законодательная система, регулирующая  социальную сферу, сложна и  непрозрачна, поскольку сформирована в основном по видам выплат, а не по социальным рискам и основаниям выплат;

- недостаточная справедливость  и низкие стимулы: отсутствие  преимуществ работников формального  сектора экономики, осуществляющих  налоговые отчисления, перед теми, кто не отчисляет, при реализации права на получение социальных пособий;

- недостаточная прозрачность: на стадии становления находится  система индивидуальной идентификации  или базы данных для отслеживания  процесса получения и распределения  пособий.

Сохранение действующей системы может привести к ухудшению параметров функционирования и снижению потенциала решения задач социальной защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срсп №10

Финансово-кредитный механизм регулирования  экономики.

 

Финансы, как распределители категории имеют тесную взаимосвязь с экономикой. При этом финансовое воздействие на социально-экономическое развитие осуществляется на социально-экономическое развитие осуществляется не автоматически сам по себе, а из-за финансово-кредитный механизм, отражающий направления, характер и сущность функционирования финансов в обществе. 
Финансово-кредитный механизм - совокупность финансовых методов и форм инструментов и рычагов влияния на социально-экономическое развитие общества. 
Государственное регулирование экономики может осуществляться двумя способами. 
Первый - создание системы планового руководства, в основе которой лежит административно-командные методы. Задача сбалансирования экономического и социального развития решаются на основе единого директивного централизованного планирования. 
Второй способ государственного регулирования экономики состоит в применении экономических методов управления. Они в свою очередь, делятся на два направления. 
Первый - политика ценообразования и регламентирования цен. 
Второе направление - применение финансовых инструментов. Две стороны функционирования финансово-кредитного механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода финансового воздействия на социально-экономическое развитие: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. 
Поскольку эти два метода являются обобщающими и включают в себя отдельные частичные методы, то их можно выделить как структурные подсистемы финансово-кредитного механизма, характеризующие содержание финансового влияния на различные стороны развития общества. 
Финансовое обеспечение реализуется на основе установленной системы финансирования, которое может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования. Бюджетное финансирование. 
Самофинансирование представляет собой обеспечение потребностей простого и расширенного воспроизводства производства за счет собственных средств юридических и физических лиц. Принцип финансовой обеспеченности осуществляется за счет кредитов. 
Кредитование как форма финансового обеспечения заключается во временном использовании заемных ресурсов. Если самофинансирование - это исходная форма финансового обеспечения, то кредитование, особенно в условиях рыночной экономики является главной, ведущей формой. Оно применяется на принципах возвратности, срочности, платности и материального обеспечения кредитов. 
Акционерный капитал выступает формой коллективного финансового обеспечения. Это формы обеспечения общественный контроль за эффективностью использования средств через вторичный рынок ценных бумаг.

 

 

Семинар №11.

  1. Организационная структура и деятельность государственных органов по обеспечению экономического и социального развития областей, социально отсталых районов, депрессивных малых и средних городов.

 

 

Регулирующее воздействие  государства на социально-экономическое  развитие регионов осуществляется через систему правовой регламентации жизнедеятельности населения, хозяйствующих субъектов и реализацию общей макроэкономической (бюджетной, налоговой, денежно-кредитной), социальной, экологической, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической политики, проведение институциональных преобразований. При их разработке и практическом осуществлении должны учитываться интеграционный региональный эффект намечаемых (реализуемых) мероприятий и соответствие их интересам комплексного социально-экономического развития территорий.  
      18. Экономический механизм реализации региональной политики должен быть гибким, дифференцированным, учитывающим особенности регионов, характер решаемых ими стратегических и тактических задач. Это предполагает государственное воздействие на различные ее аспекты с помощью прямых и косвенных методов и механизмов.  
      Для регионов, обладающих стратегически важными видами минеральных ресурсов, специализирующихся на переработке продукции базовых отраслей промышленности, а также для регионов с высоким научно-производственным потенциалом, где получили развитие предприятия военно-промышленного комплекса, метода государственного регулирования должны быть ориентированы в первую очередь на содействие и создание условий структурной перестройки экономики региона, в том числе техническому перевооружению предприятий с целью увеличения выпуска экспортно-ориентированной продукции и товаров народного потребления в конверсируемых отраслях. Для этих регионов существенное значение имеют вопросы государственного регулирования в сфере внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций, определения условий приватизации крупных предприятий, государственного содействия в привлечении отечественных и иностранных инвесторов.

 

Для группы регионов, формирующих продовольственный фонд страны, экономические рычаги и стимулы должны способствовать прежде всего развитию малого и среднего бизнеса для повышения занятости населения и углубления переработки сельскохозяйственной продукции, организации центров технического обслуживания, оптово-продовольственных рынков, торговых домов и бирж, маркетинговых служб, лизинговых компаний, формированию новых эффективных форм агропромышленной интеграции предприятий и организаций различных форм собственности.  
      Методы государственного регулирования для экологически бедствующих и отсталых регионов, а также депрессивных малых и средних городов и отдаленных районов должны быть направлены в первую очередь на оказание им необходимой помощи для активизации экономики и социальной поддержки населения и реализации определенных проектов и целевых комплексных программ по улучшению экологии и социально-экономическому развитию, а также содействие в привлечении зарубежной технической и гуманитарной помощи.  
      19. Важнейшими инструментами реализации региональной политики являются:  
      комплексный прогноз социально-экономического развития регионов и размещения производительных сил Республики Казахстан на долгосрочную перспективу, обеспечивающий взаимосвязь и согласование общегосударственных и региональных интересов, укрепление и рациональное использование имеющегося в регионах производственно-экономического, интеллектуального и экспортного потенциалов;  
      система индикативных планов на общегосударственном, региональном и отраслевом уровнях, нацеленных на реализацию выделенных в комплексном прогнозе этапов и приоритетов социально-экономического развития страны;  
      разработка и осуществление общегосударственных программ по решению крупномасштабных межрегиональных проблем;  
      реализация целевых программ по решению наиболее острых проблем развития конкретных регионов, в том числе специальных программ государственной поддержки экологически бедствующих районов, депрессивных малых и средних городов и развития отдаленных сельских районов;  
      создание специальных экономических зон с соответствующим законодательным, институциональным и методологическим обеспечением в целях ускорения развития соответствующего региона, более полного использования его потенциала, привлечения иностранных инвестиций, современных технологий, зарубежного научно-технического и управленческого опыта, экономической интеграции с ближним и дальним зарубежьем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срсп №11

Государственное регулирование социально-экономического развития регионов Казахстана.

 

 

Достижение цели региональной политики требует поэтапного решения  ряда задач.  
      На первом этапе (1996-1997 годы) предполагается создание предпосылок для разработки и реализации региональной политики. К ним относятся:  
      разработка комплекса мер политического, экономического, экологического и правового характера, обеспечивающих относительную хозяйственную самостоятельность регионов;  
      определение территориальных приоритетов в соответствии с общими стратегическими положениями макроэкономической политики государства;  
      сочетание селективной государственной поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности на всей территории Республики Казахстан.

На втором этапе (1998-2000 годы) предполагается реализация первоочередных задач регионального развития в рамках общей стратегии экономического развития страны:  
      становление и развитие региональных и общереспубликанского рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;  
      поддержание и реструктуризация хозяйства малых и средних городов с целью вывода их экономики из кризиса и ускорения социально-экономического развития;  
      создание материальной основы для возрождения отсталых аулов и сел.  
      На третьем этапе (2001-2010 годы) в условиях оживления и роста экономики республики появятся возможности для решения более широкого спектра задач. К ним относятся:  
      формирование рациональной пространственной структуры экономики, совершенствование территориальной организации производства и формирования межрегиональной инфраструктуры;  
      обеспечение ресурсно-целевой сбалансированности производственного комплекса, сохранение (восстановление) эколого-экономического равновесия, более эффективное использование социально-экономических, научно-технических и природных ресурсов территорий;  
      выравнивание различий в уровне и качестве жизни населения по регионам, преодоление депрессивного состояния экономики и социальной сферы в регионах, особенно в слаборазвитых.

В соответствии с целями и задачами региональной политики выделяются следующие ее основные направления:  
      оказание необходимой селективной помощи приоритетным для регионов предприятиям и производствам, организация работы по санации предприятий в соответствии со структурной промышленной и инвестиционной политикой;  
      поддержание производства и увеличение выпуска продукции, пользующейся спросом на внешнем и внутреннем рынках, наращивание экспортного потенциала регионов;  
      постепенное свертывание экономически бесперспективных производств с усилением экологического контроля;  
      формирование новых (межрегиональных) организационных структур технологически взаимосвязанных производств в целях концентрации капитала и оживления производственной деятельности на крупных предприятиях базовых отраслей промышленности;  
      поддержка развития частного предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса в целях сохранения занятости населения и создания новых рабочих мест, увеличения предложения товаров и услуг на местном рынке;  
      создание благоприятных условий для привлечения инвесторов, в том числе прямых иностранных инвестиций, прежде всего, в сферу материального производства и региональную инфраструктуру;  
      формирование финансовых ресурсов региона, системы институциональных инвесторов, внебюджетных источников, способных аккумулировать накопления и эффективно обращать их в инвестиции;  
      сохранение генетического фонда, ландшафтного и видового разнообразия дикой природы.  
      14. Региональная политика государства осуществляется дифференцированно с учетом особенностей разных типов регионов в целях более полного раскрытия их потенциала.  
      15. Для определения республиканских региональных приоритетов используется общепринятая типология, согласно которой выделяются три группы регионов с позиций формирования новой налоговой и бюджетной политики:  
      I группа - регионы, имеющие душевые доходы, превышающие среднереспубликанский уровень доходов (Акмолинская, Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Мангистауская, Павлодарская области и г. Алматы). В этих регионах должны устанавливаться наиболее высокие ставки налогов.  
      II группа - регионы, имеющие близкий к среднереспубликанскому уровень доходов (Атырауская, Жезказганская, Кустанайская, Северо-Казахстанская, Тургайская области), для них рекомендуется средний уровень налоговых ставок.  
      III группа - регионы, для которых характерен самый низкий уровень среднедушевых доходов (Алматинская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Кзыл-Ординская, Кокшетауская, Семипалатинская, Талдыкорганская и Южно-Казахстанская области). Это дотируемые области, представляющие группу потенциальных субъектов преференциальной системы.  
      Согласно приводимой типологии в число приоритетов территориального развития республики входят регионы I и III групп. На регионы с высоким уровнем развития, так называемых лидеров, на территории которых сосредоточен основной экономический и промышленный потенциал, возлагаются большие надежды по выводу экономики республики из кризиса и дальнейшему ее росту.  
      Регионы III группы - отсталые области с низким уровнем социально-экономического развития, так называемые аутсайдеры, должны быть в центре внимания в силу необходимости оказания им государственной поддержки.  
      Эта типология будет актуальна на первом и втором этапах реализации региональной политики, когда будет сохраняться необходимость межрегионального перераспределения финансовых средств.  
      Состав групп регионов по мере реализации региональной политики будет постоянно меняться.  
      16. С целью выделения внутрирегиональных приоритетов и конкретизации механизмов реализации рыночных процессов используется типология по принципу специализации регионов, в соответствии с которой выделяются четыре группы регионов.  
      Первая группа - регионы, обладающие уникальными запасами минеральных ресурсов стратегического характера и достаточно высоким импульсом в интенсивном развитии научно-производственного потенциала, способные ускоренными темпами интегрировать экономику республики в мировое хозяйство, но имеющие экономическую и социальную отсталость аула и села в большинстве из них и серьезную экологическую обстановку.  
      Приоритетными для этой группы регионов являются следующие проблемы:  
      интенсивное освоение богатых месторождений стратегических видов сырья (углеводородного, хромитов, калийных солей, золота, серебра, меди, свинца, цинка, фосфатов, боратов, никеля, кобальта и др.) на базе внедрения новейших технологий добычи и комплексной переработки углеводородного и минерального сырья;  
      создание высокоразвитой производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам и определяющей благоприятный инвестиционный климат для отечественных и иностранных инвесторов (строительство гостиниц, зданий под офисы, международных портов и причалов, аэропортов, сетей связи, сети автодорог и железнодорожного транспорта, обеспечивающих выход на внешние международные рынки).  
      Вторая группа - регионы с высоким научно-производственным потенциалом, ярко выраженной специализацией отраслей тяжелой индустрии, достаточно благоприятными экономическими условиями для создания высокотехнологичных наукоемких производств, в основном самообеспеченные финансовыми ресурсами.  
      Приоритетными направлениями реформирования экономики этих регионов должны стать:  
      дальнейшая структурная реконструкция имеющегося крупного производственного потенциала как базы технико-технологического прорыва и формирования экспортного потенциала, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций;  
      организация выпуска новой наукоемкой продукции, машин и оборудования на базе новейших технологий - средств электроники, информатизации, автомобилестроения, новых композитных, сверхчистых, сверхпроводящих материалов, развитие лазерной технологии, выпуска приборов и систем автоматизированного управления, в том числе путем использования внешних источников финансирования и передовых зарубежных технологий;  
      ускоренное развитие рыночной инфраструктуры, определяющей темпы экономических преобразований;  
      создание новых организационных форм управления крупными предприятиями ведущих отраслей промышленности, обеспечивающих оживление и подъем их производства, в том числе путем передачи предприятий в трастовое управление зарубежным и отечественным фирмам, привлечения иностранных консалтинговых фирм и специалистов; формирование рационального уровня территориальной организации производственной и социальной инфраструктуры, создание материальной базы по сбалансированию потребительского рынка;  
      Третья группа - регионы, агропромышленные комплексы которых являются ведущими в формировании продовольственного фонда страны.  
      Приоритетными направлениями их социально-экономического развития являются:  
      продолжение курса по реформированию сельскохозяйственного производства, развитию разнообразных форм собственности;  
      осуществление эффективной специализации производства сельскохозяйственной продукции;  
      внедрение и использование в производственном процессе новейших технологий и техники, обеспечивающих высокое качество сельскохозяйственной продукции и увеличение экспорта. Создание системы лизинга передовой сельскохозяйственной техники;  
      преодоление диспропорций в развитии различных сфер деятельности региональных АПК;  
      организация широкой сети небольших предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и современной индустрии по его хранению в целях формирования устойчивого продовольственного комплекса республики;  
      создание необходимой производственной и социальной инфраструктуры, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства и отраслей промышленности, производящих предметы потребления в целях сбалансированного развития потребительского рынка. Для трудоизбыточных регионов этой группы целесообразно, наряду с небольшими предприятиями по переработке сельхозсырья, развитие малого и среднего бизнеса в целях создания новых рабочих мест и смягчения проблем занятости населения.  
      Четвертая группа - депрессивные регионы, имеющие экстремальные почвенно-климатические, социально-экономические и технико-технологические условия, жестко лимитирующие возможность экономического маневра, крайне нерациональную отраслевую структуру хозяйства, а также районы экологического кризиса. В этих регионах нарушения сложившихся хозяйственных связей, экономический и социальный кризис достиг критического уровня, они не могут выйти из него собственными усилиями. Для этого необходимы серьезные меры государственного регулирования.  
      Приоритетными для этой группы регионов являются следующие проблемы:  
      предотвращение процесса углубления экологического кризиса;  
      коренная реконструкция хозяйственного комплекса с учетом использования местных ресурсов, опыта и традиций проживающего здесь населения, создание первичных звеньев по промышленной переработке имеющегося сельскохозяйственного сырья в отдаленных сельских районах;  
      принятие конкретных мер по созданию материальной основы для повышения уровня и качества жизни проживающего здесь населения;  
      создание необходимых условий для желающих переселиться жителей малых и средних городов и других населенных пунктов, сельских районов с особо опасной для здоровья людей окружающей природной средой в другие регионы республики;  
      привлечение зарубежной технической и гуманитарной помощи и ее эффективное использование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар №12

  1. Сущность и принципы выработки внешнеэкономической политики государства. Формирование стратегии развития внешнеэкономических связей и экспортных программ.

 

В соответствии с Государственной  программой форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы постановлением Правительства  Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1265 утверждены Правила и условия предоставления государственной поддержки по выводу отечественной продукции на внешние рынки путем возмещения затрат экспортеров (Программа Развития и продвижения экспорта «Экспорт 2020» (далее - Программа). 
Целью Программы является обеспечение комплексной поддержки экспортоориентированных и действущих предприятий–экспортеров несырьевого сектора экономики для увеличения объемов и расширения географии экспорта казахстанской продукции.  
Программа направлена на поддержку отечественных компаний малого и среднего предпринимательства, действующих и потенциальных экспортеров обрабатывающего сектора. 
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:  
- возмещение затрат экспортерам (оператор - АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST»); 
- сервисная поддержка экспортеров (оператор - АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST»); 
- финансирование торговых экспортных операций (оператор - АО «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант»).  
Возмещение затрат экспортерам оказывается путем возмещения затрат предприятий-экспортеров, понесенных при выводе отечественной продукции на внешние рынки. При этом экспортируемая продукция должна соответствовать Перечню видов экспортной продукции, по которым предоставляется финансовое возмещение.  
Возмещению подлежат следующие виды затрат экспортеров: 
- регистрация продукция и товарного знака за рубежом;  
- сертификация продукции за рубежом; 
- содержание представительства (офиса, склада, торговой точки) за рубежом, включая аренду и коммунальные услуги; 
- реклама отечественной продукции за рубежом; 
- участие в зарубежных выставках (аренда выставочных площадей, изготовление стендов, регистрационный взнос, раздаточные материалы); 
- обучение специалистов за рубежом или привлечение зарубежного эксперта на казахстанское производство. 
В рамках данной программы экспортеру может быть возмещен один или несколько видов затрат в размере 50 % от обоснованных и документально подтвержденных затрат, но не более утвержденных предельных сумм по каждому виду затрат. 
Экспортер должен представить заявку на возмещение затрат, документы, подтверждающие экспорт и затраты. 

Информация о работе Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики