Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:30, реферат
Основные направления экономической деятельности государства. Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
Срсп №9.
Социальная защита населения и регулирование развития социально-культурной сферы.
Социальная защита - это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу неблагоприятных обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.
Международная организация труда, членом которой является Казахстан, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:
- стимулирование стабильной,
оплачиваемой трудовой
- предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования;
- предоставление механизмов
социальной помощи, предназначенной
для уязвимых групп населения,
не являющихся участниками
- доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.
Действующая система
социальной защиты характеризуется
преобладанием принципа полной солидарности,
высоким уровнем
На принципе полной солидарности организована система социального обеспечения по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной защите безработных граждан и по возрасту. Все граждане Казахстана при наступлении рисковых случаев получают государственные пособия на одинаковом уровне вне зависимости от участия в трудовой деятельности и взноса человека. Солидарная пенсионная система частично учитывает трудовой вклад гражданина. Кроме того, из-за отсутствия экономически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат и взаимосвязи с системой оплаты труда потеряна адекватная связь между уровнем доходов работающего населения и получаемыми социальными выплатами. В результате часть работающего населения получает заработную плату меньшую, чем размеры социальных пособий даже тех граждан, которые не имели вклада в систему.
В республике отсутствует система, основанная на принципе ограниченной солидарности, то есть не существуют системы дополнительной защиты работающих граждан при попадании в рисковую ситуацию в зависимости от взноса в систему.
Накопительная пенсионная система - единственный вид обеспечения при наступлении старости, основанной на принципах сбережения без солидарности между участниками, имеющий действенные стимулы по участию в системе.
В соответствии с законодательством отдельным категориям граждан предоставляется социальная помощь за счет средств государства.
Действующим законодательством
предусмотрено осуществление
Основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты является государство. В действующей системе подтверждается международный опыт относительно базовых характеристик - более полный охват населения и низкие административные расходы в системе с государственным управлением, низкий охват и высокие административные расходы в системе с участием частных институтов. Стимулы по участию в системе, за исключением накопительной пенсионной системы, минимальны.
Основными недостатками действующей системы социальной защиты препятствующими ее эффективному функционированию, являются:
- несовершенное
- недостаточная справедливость
и низкие стимулы: отсутствие
преимуществ работников
- недостаточная прозрачность:
на стадии становления
Сохранение действующей системы может привести к ухудшению параметров функционирования и снижению потенциала решения задач социальной защиты.
Срсп №10
Финансово-кредитный механизм регулирования экономики.
Финансы, как распределители
категории имеют тесную взаимосвязь с экономикой. При этом финансовое
воздействие на социально-экономическое
развитие осуществляется на социально-экономическое
развитие осуществляется не автоматически
сам по себе, а из-за финансово-кредитный
механизм, отражающий направления, характер
и сущность функционирования финансов
в обществе.
Финансово-кредитный механизм - совокупность
финансовых методов и форм инструментов
и рычагов влияния на социально-экономическое
развитие общества.
Государственное регулирование экономики
может осуществляться двумя способами.
Первый - создание системы планового руководства,
в основе которой лежит административно-командные
методы. Задача сбалансирования экономического
и социального развития решаются на основе
единого директивного централизованного
планирования.
Второй способ государственного регулирования
экономики состоит в применении экономических
методов управления. Они в свою очередь,
делятся на два направления.
Первый - политика ценообразования и регламентирования
цен.
Второе направление - применение финансовых
инструментов. Две стороны функционирования
финансово-кредитного механизма на основе
движения финансовых ресурсов характеризуют
два метода финансового воздействия на
социально-экономическое развитие: финансовое
обеспечение и финансовое регулирование.
Поскольку эти два метода являются обобщающими
и включают в себя отдельные частичные
методы, то их можно выделить как структурные
подсистемы финансово-кредитного механизма,
характеризующие содержание финансового
влияния на различные стороны развития
общества.
Финансовое обеспечение реализуется на
основе установленной системы финансирования,
которое может осуществляться в трех формах:
самофинансирования, кредитования. Бюджетное
финансирование.
Самофинансирование представляет собой
обеспечение потребностей простого и
расширенного воспроизводства производства
за счет собственных средств юридических
и физических лиц. Принцип финансовой
обеспеченности осуществляется за счет
кредитов.
Кредитование как форма финансового обеспечения
заключается во временном использовании
заемных ресурсов. Если самофинансирование
- это исходная форма финансового обеспечения,
то кредитование, особенно в условиях
рыночной экономики является главной,
ведущей формой. Оно применяется на принципах
возвратности, срочности, платности и
материального обеспечения кредитов.
Акционерный капитал выступает формой
коллективного финансового обеспечения.
Это формы обеспечения общественный контроль
за эффективностью использования средств
через вторичный рынок ценных бумаг.
Семинар №11.
Регулирующее воздействие
государства на социально-экономическое
развитие регионов осуществляется через систему правовой
регламентации жизнедеятельности населения,
хозяйствующих субъектов и реализацию
общей макроэкономической (бюджетной,
налоговой, денежно-кредитной), социальной,
экологической, структурно-инвестиционной,
внешнеэкономической политики, проведение
институциональных преобразований. При
их разработке и практическом осуществлении
должны учитываться интеграционный региональный
эффект намечаемых (реализуемых) мероприятий
и соответствие их интересам комплексного
социально-экономического развития территорий.
18. Экономический механизм реализации
региональной политики должен быть гибким,
дифференцированным, учитывающим особенности
регионов, характер решаемых ими стратегических
и тактических задач. Это предполагает
государственное воздействие на различные
ее аспекты с помощью прямых и косвенных
методов и механизмов.
Для регионов, обладающих стратегически
важными видами минеральных ресурсов,
специализирующихся на переработке продукции
базовых отраслей промышленности, а также
для регионов с высоким научно-производственным
потенциалом, где получили развитие предприятия
военно-промышленного комплекса, метода
государственного регулирования должны
быть ориентированы в первую очередь на
содействие и создание условий структурной
перестройки экономики региона, в том
числе техническому перевооружению предприятий
с целью увеличения выпуска экспортно-ориентированной
продукции и товаров народного потребления
в конверсируемых отраслях. Для этих регионов
существенное значение имеют вопросы
государственного регулирования в сфере
внешней торговли и привлечения иностранных
инвестиций, определения условий приватизации
крупных предприятий, государственного
содействия в привлечении отечественных
и иностранных инвесторов.
Для группы регионов, формирующих продовольственный фонд
страны, экономические рычаги и стимулы
должны способствовать прежде всего развитию
малого и среднего бизнеса для повышения
занятости населения и углубления переработки
сельскохозяйственной продукции, организации
центров технического обслуживания, оптово-продовольственных
рынков, торговых домов и бирж, маркетинговых
служб, лизинговых компаний, формированию
новых эффективных форм агропромышленной
интеграции предприятий и организаций
различных форм собственности.
Методы государственного регулирования
для экологически бедствующих и отсталых
регионов, а также депрессивных малых
и средних городов и отдаленных районов
должны быть направлены в первую очередь
на оказание им необходимой помощи для
активизации экономики и социальной поддержки
населения и реализации определенных
проектов и целевых комплексных программ
по улучшению экологии и социально-экономическому
развитию, а также содействие в привлечении
зарубежной технической и гуманитарной
помощи.
19. Важнейшими инструментами реализации
региональной политики являются:
комплексный прогноз социально-экономического
развития регионов и размещения производительных
сил Республики Казахстан на долгосрочную
перспективу, обеспечивающий взаимосвязь
и согласование общегосударственных и
региональных интересов, укрепление и
рациональное использование имеющегося
в регионах производственно-
система индикативных планов на общегосударственном,
региональном и отраслевом уровнях, нацеленных
на реализацию выделенных в комплексном
прогнозе этапов и приоритетов социально-экономического
развития страны;
разработка и осуществление общегосударственных
программ по решению крупномасштабных
межрегиональных проблем;
реализация целевых программ по решению
наиболее острых проблем развития конкретных
регионов, в том числе специальных программ
государственной поддержки экологически
бедствующих районов, депрессивных малых
и средних городов и развития отдаленных
сельских районов;
создание специальных экономических
зон с соответствующим законодательным,
институциональным и методологическим
обеспечением в целях ускорения развития
соответствующего региона, более полного
использования его потенциала, привлечения
иностранных инвестиций, современных
технологий, зарубежного научно-технического
и управленческого опыта, экономической
интеграции с ближним и дальним зарубежьем.
Срсп №11
Государственное регулирование социально-
Достижение цели региональной
политики требует поэтапного решения
ряда задач.
На первом этапе (1996-1997 годы) предполагается
создание предпосылок для разработки
и реализации региональной политики. К
ним относятся:
разработка комплекса мер политического,
экономического, экологического и правового
характера, обеспечивающих относительную
хозяйственную самостоятельность регионов;
определение территориальных приоритетов
в соответствии с общими стратегическими
положениями макроэкономической политики
государства;
сочетание селективной государственной
поддержки отдельных регионов с государственным
стимулированием экономической активности
на всей территории Республики Казахстан.
На втором этапе (1998-2000
годы) предполагается реализация первоочередных
задач регионального развития в рамках
общей стратегии экономического развития
страны:
становление и развитие региональных
и общереспубликанского рынков товаров,
труда и капитала, институциональной и
рыночной инфраструктуры;
поддержание и реструктуризация хозяйства
малых и средних городов с целью вывода
их экономики из кризиса и ускорения социально-экономического
развития;
создание материальной основы для возрождения
отсталых аулов и сел.
На третьем этапе (2001-2010 годы) в условиях
оживления и роста экономики республики
появятся возможности для решения более
широкого спектра задач. К ним относятся:
формирование рациональной пространственной
структуры экономики, совершенствование
территориальной организации производства
и формирования межрегиональной инфраструктуры;
обеспечение ресурсно-целевой сбалансированности
производственного комплекса, сохранение
(восстановление) эколого-экономического
равновесия, более эффективное использование
социально-экономических, научно-технических
и природных ресурсов территорий;
выравнивание различий в уровне и качестве
жизни населения по регионам, преодоление
депрессивного состояния экономики и
социальной сферы в регионах, особенно
в слаборазвитых.
В соответствии с целями
и задачами региональной политики выделяются
следующие ее основные направления:
оказание необходимой селективной помощи
приоритетным для регионов предприятиям
и производствам, организация работы по
санации предприятий в соответствии со
структурной промышленной и инвестиционной
политикой;
поддержание производства и увеличение
выпуска продукции, пользующейся спросом
на внешнем и внутреннем рынках, наращивание
экспортного потенциала регионов;
постепенное свертывание экономически
бесперспективных производств с усилением
экологического контроля;
формирование новых (межрегиональных)
организационных структур технологически
взаимосвязанных производств в целях
концентрации капитала и оживления производственной
деятельности на крупных предприятиях
базовых отраслей промышленности;
поддержка развития частного предпринимательства,
особенно малого и среднего бизнеса в
целях сохранения занятости населения
и создания новых рабочих мест, увеличения
предложения товаров и услуг на местном
рынке;
создание благоприятных условий для привлечения
инвесторов, в том числе прямых иностранных
инвестиций, прежде всего, в сферу материального
производства и региональную инфраструктуру;
формирование финансовых ресурсов региона,
системы институциональных инвесторов,
внебюджетных источников, способных аккумулировать
накопления и эффективно обращать их в
инвестиции;
сохранение генетического фонда, ландшафтного
и видового разнообразия дикой природы.
14. Региональная политика государства
осуществляется дифференцированно с учетом
особенностей разных типов регионов в
целях более полного раскрытия их потенциала.
15. Для определения республиканских региональных
приоритетов используется общепринятая
типология, согласно которой выделяются
три группы регионов с позиций формирования
новой налоговой и бюджетной политики:
I группа - регионы, имеющие душевые доходы,
превышающие среднереспубликанский уровень
доходов (Акмолинская, Актюбинская, Восточно-Казахстанская,
Карагандинская, Мангистауская, Павлодарская
области и г. Алматы). В этих регионах должны
устанавливаться наиболее высокие ставки
налогов.
II группа - регионы, имеющие близкий к
среднереспубликанскому уровень доходов
(Атырауская, Жезказганская, Кустанайская,
Северо-Казахстанская, Тургайская области),
для них рекомендуется средний уровень
налоговых ставок.
III группа - регионы, для которых характерен
самый низкий уровень среднедушевых доходов
(Алматинская, Жамбылская, Западно-Казахстанская,
Кзыл-Ординская, Кокшетауская, Семипалатинская,
Талдыкорганская и Южно-Казахстанская
области). Это дотируемые области, представляющие
группу потенциальных субъектов преференциальной
системы.
Согласно приводимой типологии в число
приоритетов территориального развития
республики входят регионы I и III групп.
На регионы с высоким уровнем развития,
так называемых лидеров, на территории
которых сосредоточен основной экономический
и промышленный потенциал, возлагаются
большие надежды по выводу экономики республики
из кризиса и дальнейшему ее росту.
Регионы III группы - отсталые области с
низким уровнем социально-экономического
развития, так называемые аутсайдеры,
должны быть в центре внимания в силу необходимости
оказания им государственной поддержки.
Эта типология будет актуальна на первом
и втором этапах реализации региональной
политики, когда будет сохраняться необходимость
межрегионального перераспределения
финансовых средств.
Состав групп регионов по мере реализации
региональной политики будет постоянно
меняться.
16. С целью выделения внутрирегиональных
приоритетов и конкретизации механизмов
реализации рыночных процессов используется
типология по принципу специализации
регионов, в соответствии с которой выделяются
четыре группы регионов.
Первая группа - регионы, обладающие уникальными
запасами минеральных ресурсов стратегического
характера и достаточно высоким импульсом
в интенсивном развитии научно-производственного
потенциала, способные ускоренными темпами
интегрировать экономику республики в
мировое хозяйство, но имеющие экономическую
и социальную отсталость аула и села в
большинстве из них и серьезную экологическую
обстановку.
Приоритетными для этой группы регионов
являются следующие проблемы:
интенсивное освоение богатых месторождений
стратегических видов сырья (углеводородного,
хромитов, калийных солей, золота, серебра,
меди, свинца, цинка, фосфатов, боратов,
никеля, кобальта и др.) на базе внедрения
новейших технологий добычи и комплексной
переработки углеводородного и минерального
сырья;
создание высокоразвитой производственной,
социальной и рыночной инфраструктуры,
отвечающей мировым стандартам и определяющей
благоприятный инвестиционный климат
для отечественных и иностранных инвесторов
(строительство гостиниц, зданий под офисы,
международных портов и причалов, аэропортов,
сетей связи, сети автодорог и железнодорожного
транспорта, обеспечивающих выход на внешние
международные рынки).
Вторая группа - регионы с высоким научно-производственным
потенциалом, ярко выраженной специализацией
отраслей тяжелой индустрии, достаточно
благоприятными экономическими условиями
для создания высокотехнологичных наукоемких
производств, в основном самообеспеченные
финансовыми ресурсами.
Приоритетными направлениями реформирования
экономики этих регионов должны стать:
дальнейшая структурная реконструкция
имеющегося крупного производственного
потенциала как базы технико-технологического
прорыва и формирования экспортного потенциала,
в том числе путем привлечения иностранных
инвестиций;
организация выпуска новой наукоемкой
продукции, машин и оборудования на базе
новейших технологий - средств электроники,
информатизации, автомобилестроения,
новых композитных, сверхчистых, сверхпроводящих
материалов, развитие лазерной технологии,
выпуска приборов и систем автоматизированного
управления, в том числе путем использования
внешних источников финансирования и
передовых зарубежных технологий;
ускоренное развитие рыночной инфраструктуры,
определяющей темпы экономических преобразований;
создание новых организационных форм
управления крупными предприятиями ведущих
отраслей промышленности, обеспечивающих
оживление и подъем их производства, в
том числе путем передачи предприятий
в трастовое управление зарубежным и отечественным
фирмам, привлечения иностранных консалтинговых
фирм и специалистов; формирование рационального
уровня территориальной организации производственной
и социальной инфраструктуры, создание
материальной базы по сбалансированию
потребительского рынка;
Третья группа - регионы, агропромышленные
комплексы которых являются ведущими
в формировании продовольственного фонда
страны.
Приоритетными направлениями их социально-экономического
развития являются:
продолжение курса по реформированию
сельскохозяйственного производства,
развитию разнообразных форм собственности;
осуществление эффективной специализации
производства сельскохозяйственной продукции;
внедрение и использование в производственном
процессе новейших технологий и техники,
обеспечивающих высокое качество сельскохозяйственной
продукции и увеличение экспорта. Создание
системы лизинга передовой сельскохозяйственной
техники;
преодоление диспропорций в развитии
различных сфер деятельности региональных
АПК;
организация широкой сети небольших предприятий
по переработке сельскохозяйственного
сырья и современной индустрии по его
хранению в целях формирования устойчивого
продовольственного комплекса республики;
создание необходимой производственной
и социальной инфраструктуры, укрепление
материально-технической базы сельского
хозяйства и отраслей промышленности,
производящих предметы потребления в
целях сбалансированного развития потребительского
рынка. Для трудоизбыточных регионов этой
группы целесообразно, наряду с небольшими
предприятиями по переработке сельхозсырья,
развитие малого и среднего бизнеса в
целях создания новых рабочих мест и смягчения
проблем занятости населения.
Четвертая группа - депрессивные регионы,
имеющие экстремальные почвенно-климатические,
социально-экономические и технико-технологические
условия, жестко лимитирующие возможность
экономического маневра, крайне нерациональную
отраслевую структуру хозяйства, а также
районы экологического кризиса. В этих
регионах нарушения сложившихся хозяйственных
связей, экономический и социальный кризис
достиг критического уровня, они не могут
выйти из него собственными усилиями.
Для этого необходимы серьезные меры государственного
регулирования.
Приоритетными для этой группы регионов
являются следующие проблемы:
предотвращение процесса углубления
экологического кризиса;
коренная реконструкция хозяйственного
комплекса с учетом использования местных
ресурсов, опыта и традиций проживающего
здесь населения, создание первичных звеньев
по промышленной переработке имеющегося
сельскохозяйственного сырья в отдаленных
сельских районах;
принятие конкретных мер по созданию
материальной основы для повышения уровня
и качества жизни проживающего здесь населения;
создание необходимых условий для желающих
переселиться жителей малых и средних
городов и других населенных пунктов,
сельских районов с особо опасной для
здоровья людей окружающей природной
средой в другие регионы республики;
привлечение зарубежной технической
и гуманитарной помощи и ее эффективное
использование.
Семинар №12
В соответствии с Государственной
программой форсированного индустриально-инновационного
развития Республики Казахстан на 2010
- 2014 годы постановлением Правительства
Республики Казахстан от 29 ноября 2010
года № 1265 утверждены Правила и условия предоставления государственной
поддержки по выводу отечественной продукции
на внешние рынки путем возмещения затрат
экспортеров (Программа Развития и продвижения
экспорта «Экспорт 2020» (далее - Программа).
Целью Программы является обеспечение
комплексной поддержки экспортоориентированных
и действущих предприятий–экспортеров
несырьевого сектора экономики для увеличения
объемов и расширения географии экспорта
казахстанской продукции.
Программа направлена на поддержку отечественных
компаний малого и среднего предпринимательства,
действующих и потенциальных экспортеров
обрабатывающего сектора.
Реализация Программы осуществляется
по следующим направлениям:
- возмещение затрат экспортерам (оператор
- АО «Национальное агентство по экспорту
и инвестициям «KAZNEX INVEST»);
- сервисная поддержка экспортеров (оператор
- АО «Национальное агентство по экспорту
и инвестициям «KAZNEX INVEST»);
- финансирование торговых экспортных
операций (оператор - АО «Экспортно-кредитная
страховая корпорация «КазЭкспортГарант»).
Возмещение затрат экспортерам оказывается
путем возмещения затрат предприятий-экспортеров,
понесенных при выводе отечественной
продукции на внешние рынки. При этом экспортируемая
продукция должна соответствовать Перечню
видов экспортной продукции, по которым
предоставляется финансовое возмещение.
Возмещению подлежат следующие виды затрат
экспортеров:
- регистрация продукция и товарного знака
за рубежом;
- сертификация продукции за рубежом;
- содержание представительства (офиса,
склада, торговой точки) за рубежом, включая
аренду и коммунальные услуги;
- реклама отечественной продукции за
рубежом;
- участие в зарубежных выставках (аренда
выставочных площадей, изготовление стендов,
регистрационный взнос, раздаточные материалы);
- обучение специалистов за рубежом или
привлечение зарубежного эксперта на
казахстанское производство.
В рамках данной программы экспортеру
может быть возмещен один или несколько
видов затрат в размере 50 % от обоснованных
и документально подтвержденных затрат,
но не более утвержденных предельных сумм
по каждому виду затрат.
Экспортер должен представить заявку
на возмещение затрат, документы, подтверждающие
экспорт и затраты.
Информация о работе Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики