Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:30, реферат

Описание

Основные направления экономической деятельности государства. Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Работа состоит из  1 файл

гос.рег.эк-ки.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

Основные цели социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход у семьи ниже прожиточного минимума, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международно-правовых пактах о правах и свободах граждан.

Основные требования к реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят  в следующем:

1. первостепенная и  превалирующая роль государства  в осуществлении этой защиты;

2. перенос центра тяжести  в работе с материальной защиты  на социальную заботу о людях.  Необходимость организации социальной  защиты, прежде всего через помощь  семье;

3. повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты;

4. усиление вклада  предпринимателей в социальную  защиту нуждающихся граждан, ликвидацию  бедности, создание рабочих мест  и т.д.;

5. обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

6. максимальный учет  принципа социальной справедливости  и др. [21, с. 96].

Каждый гражданин имеет  право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает  право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его  реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

 

 

  1. Прожиточный минимум и государственное регулирование их развития. Социальная инфраструктура.

 

Прожиточный минимум – необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины.

Закон Республики Казахстан от 16 ноября 1999 г. 474 - 1 "О прожиточном минимуме"устанавливает правовую основу для определения и использования прожиточного минимума в Казахстане.

Величина прожиточного минимума определяется в целом по Казахстану и устанавливается ежегодно с учетом инфляции Законом о Республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии с Законом "О республиканском бюджете на 2013-2015 годы" с 1 января 2013 года величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат составляет 18 660 тенге.

Прожиточный минимум предназначается для:

  • оценки уровня жизни и определения черты бедности;
  • определения направлений социальной политики и осуществления мер по социальной поддержке населения;
  • обоснования устанавливаемых минимальных размеров заработной платы, пенсии, пособий и иных социальных выплат.

Социальная инфраструктура – комплекс объектов (предприятий, учреждений, организаций и сооружений), которые обеспечивают условия функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения, формирование физически и интеллектуально развитого, общественно активного индивида.

Главный признак выделения  социальной инфраструктуры в отдельную  подсистему хозяйственного комплекса, что означает:

  • общие условия процесса общественного воспроизводства, – это ее функциональное назначение;
  • имеет сложное внутреннее строение – в ней различают части, звена, объекты.

Основа разделения социальной инфраструктуры на части и звенья – общее функциональное назначение составляющих в процессе общественного воспроизводства, т.е. направленность объектов на создание условий для удовлетворения определенного круга потребностей общества, населения, производства.

В самом общем виде социальную инфраструктуру разделяют  на социально-бытовую и социально-культурную части. Социально-бытовая инфраструктура направлена на создание условий для воспроизводства человека как биологического существа (через бытовую среду), удовлетворения ее потребностей в надлежащих условиях жизни. Социально-культурная инфраструктура способствует воспроизводству духовных, интеллектуальных (через культурно-образовательную среду) и в значительной степени физических свойств индивида, формированию его как экономически активной личности, которая отвечает определенным требованиям общества к качеству рабочей силы.

В составе социально-бытовой  инфраструктуры различают следующие  компоненты: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт и связь для обслуживания населения и т.д. Социально-культурная инфраструктура охватывает здравоохранение, рекреационное хозяйство, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство, культовые сооружения и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар № 10.

  1. Финансово-бюджетная и налоговая система Казахстана и ее роль в регулировании экономического роста.

 

Бюджетная система - это, основанная на экономических отношениях и юридических нормах, совокупность всех видов бюджетов страны. 
Организация бюджетной системы определяется государственным устройством страны. В состав бюджетной системы каждой страны входят различные бюджеты по их устройству. Так, в состав бюджетной системы Республики Казахстан входят: республиканский бюджет; местные бюджеты: областные, городские, районные. 
 

Схема - Бюджетная система Республики Казахстан

 

 

Налоговая система РК.

Право вводить налоги, сборы и пошлины или отменять их на территории Республики Казахстан  принадлежит Верховному Совету Республики Казахстан. Это право реализуется  через издание законов Республики Казахстан.  

Налоговая система Республики Казахстан  включает в себя органы налоговой  службы, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения, и совокупность обязательных платежей в бюджетную  систему в виде налогов, сборов и  пошлин.  
         Под налогами, сборами и пошлинами в Республике Казахстан понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в бюджетную систему Республики Казахстан в определенных законом размерах и сроках, а также за оказание государством платных услуг.  
         Кроме налогов, сборов и пошлин, предусмотренных настоящим Законом, в бюджетную систему Республики Казахстан поступают и иные предусмотренные законодательством сборы и разные неналоговые доходы.  

 Плательщиками налогов  (налогоплательщиками), сборов и пошлин в бюджетную систему Республики Казахстан являются:  
         1. Предприятия, объединения, и организации любых организационно-правовых форм :  
         а) являющиеся юридическими лицами по законодательству Республики Казахстан, ( кроме Национального государственного банка Республики Казахстан);  
         б) являющиеся юридическими лицами по законодательству другого государства и не зарегистрированные как юридические лица в Республике Казахстан. Для данных юридических лиц плательщиками налогов выступают их филиалы или постоянные представительства на территории Республики Казахстан. Под филиалами и представительствами понимаются для целей налогообложения обособленные подразделения перечисленных в настоящем пункте субъектов.  
         2. Граждане Республики Казахстан, граждане других государств и лица без гражданства (в дальнейшем именуемые "физические лица").  
         3. Другие плательщики, установленные законодательством Республики Казахстан.   

1. Объектами налогообложения являются  прибыль (доход) юридических и физических лиц; виды деятельности юридических и физических лиц; финансовые операции; оказание услуг государством; имущество юридических и физических лиц; добавленная стоимость продукции и услуг; отдельные виды и группы товаров.  
         2. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.  
         3. Законы, приводящие к увеличению налоговых платежей, обратной силы не имеют. 

Величина налоговых  ставок устанавливается Верховным Советом Республики Казахстан. Это право может делегироваться Правительству Республики Казахстан, местным Советам народных депутатов. 

 

 

2.Концепция, роль и основные направления реформы налогообложения в РК.

 

Налоги - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система является справедливой.

Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа: 
Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года) 
В республике функционировали более 40 видов налогов: 
1. общегосударственные налоги; 
2. общеобязательные местные налоги; 
3. местные налоги. 
Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год). 
В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменении дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет». 
Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов. 
Третий этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год). 
Разработка налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование. 
1 этап. 
Из-за отсутствия собственного опыта в создании налоговой системы Казахстан в основе использован опыт соседних государств, и, прежде всего, в Российской Федерации. Практически Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом законодательства России. В результате в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству. 
Она включала в себя три группы налогов: 
1. общегосударственные; 
2. общеобязательные местные налоги и сборы; 
3. местные налоги и сборы.

 

2 этап. 
Задачами второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количеств налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан имеющее силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. 
Общегосударственные: 
1. Подоходный налог с юридических и физических лиц 
2. Налог на добавленную стоимость 
3. Акцизы 
4. Налог на операции с ценными бумагами 
5. Социальные платежи с недропользователей 
Местные налоги и сборы 
1. Земельный налог 
2. Налог на имущество юридических и физических лиц 
3. Налог на транспортные средства 
4. Сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц 
5. Сбор за право занятия отдельными видами деятельности 
6. Сбор с аукционных продаж

 

 

3 этап. 
Основной задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. На сегодняшний день существует 17 видов основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые нужно совершенствовать и число которых также необходимо оптимизировать. Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства. С 1 января 2002 года вводится в действие Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс), который был принят 12 июня 2001 года №209-II. 
Структура нового Налогового Кодекса состоит из трех больших частей: 
1. Общая 
2. Особенная 
3. Налоговое администрирование

 

 

  1. Антиинфляционная и антимонопольная политика государства. Особенности осуществления монетарной и фискальной политики в Казахстане.

 

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА — выбор государством курса и проведение совокупности мер, направленных на урегулирование денежного обращения, сжатие массы денег, прекращение неумеренного роста цен. Зачастую сочетается с общестабилизацйонными мерами на макроэкономическом уровне.Антиинфляционная политика может быть как упреждающей раскручивание маховика инфляции, так и проводиться на фоне уже прогрессирующей инфляционной ситуации. В этом случае осуществляется разновидность антиинфляционная политика — дефляционная политика. В странах с развитой рыночной экономикой основным объектом антиинфляционной политики является инфляция издержек (спираль: цены — доходы — цены). Поэтому антиинфляционная политика проводится главным образом путем замораживания или ограничения роста доходов и цен, притормаживания излишней деловой активности посредством удорожания кредита и лишь во вторую очередь предусматривает урегулирование госбюджета, сокращение государственных расходов. 
Антиинфляционная политика должна быть увязана с продуманной структурной политикой и инвестиционной политикой, иначе структурные дисбалансы будут воспроизводить инфляционный спрос и порождать новые витки инфляции.

 

 

 Антимонопольная политика - это введение кредитных льгот малым и средним предприятиям, а также введение прогрессирующего налога с оборота промышленных предприятий, что создаст экономическую предпочтительность для деятельности малых и средних предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики