Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:30, реферат
Основные направления экономической деятельности государства. Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
Основные цели социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход у семьи ниже прожиточного минимума, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.
Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международно-правовых пактах о правах и свободах граждан.
Основные требования к реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:
1. первостепенная и
превалирующая роль
2. перенос центра тяжести
в работе с материальной
3. повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты;
4. усиление вклада
предпринимателей в социальную
защиту нуждающихся граждан,
5. обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;
6. максимальный учет
принципа социальной
Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.
Прожиточный минимум – необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины.
Закон Республики
Казахстан от 16 ноября 1999 г. 474 - 1 "О прожиточном минимуме"устанавли
Величина прожиточного минимума
В соответствии с Законом "О республиканском бюджете на 2013-2015 годы" с 1 января 2013 года величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат составляет 18 660 тенге.
Прожиточный минимум предназнач
Социальная инфраструктура – комплекс объектов (предприятий, учреждений, организаций и сооружений), которые обеспечивают условия функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения, формирование физически и интеллектуально развитого, общественно активного индивида.
Главный признак выделения социальной инфраструктуры в отдельную подсистему хозяйственного комплекса, что означает:
Основа разделения социальной инфраструктуры на части и звенья – общее функциональное назначение составляющих в процессе общественного воспроизводства, т.е. направленность объектов на создание условий для удовлетворения определенного круга потребностей общества, населения, производства.
В самом общем виде социальную инфраструктуру разделяют на социально-бытовую и социально-культурную части. Социально-бытовая инфраструктура направлена на создание условий для воспроизводства человека как биологического существа (через бытовую среду), удовлетворения ее потребностей в надлежащих условиях жизни. Социально-культурная инфраструктура способствует воспроизводству духовных, интеллектуальных (через культурно-образовательную среду) и в значительной степени физических свойств индивида, формированию его как экономически активной личности, которая отвечает определенным требованиям общества к качеству рабочей силы.
В составе социально-бытовой инфраструктуры различают следующие компоненты: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт и связь для обслуживания населения и т.д. Социально-культурная инфраструктура охватывает здравоохранение, рекреационное хозяйство, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство, культовые сооружения и т.д.
Семинар № 10.
Бюджетная система - это, основанная на экономических отношениях
и юридических нормах, совокупность всех
видов бюджетов страны.
Организация бюджетной системы определяется
государственным устройством страны.
В состав бюджетной системы каждой страны
входят различные бюджеты по их устройству.
Так, в состав бюджетной системы Республики
Казахстан входят: республиканский бюджет;
местные бюджеты: областные, городские,
районные.
Схема - Бюджетная система Республики Казахстан
Налоговая система РК.
Право вводить налоги,
сборы и пошлины или отменять
их на территории Республики Казахстан
принадлежит Верховному Совету Республики
Казахстан. Это право реализуется
через издание законов Республи
Налоговая система Республики Казахстан
включает в себя органы налоговой
службы, правовые нормы, регулирующие
налоговые отношения, и совокупность
обязательных платежей в бюджетную
систему в виде налогов, сборов и
пошлин.
Под налогами, сборами и пошлинами в Республике
Казахстан понимаются обязательные отчисления
денежных средств от плательщиков в бюджетную
систему Республики Казахстан в определенных
законом размерах и сроках, а также за
оказание государством платных услуг.
Кроме налогов, сборов и пошлин, предусмотренных
настоящим Законом, в бюджетную систему
Республики Казахстан поступают и иные
предусмотренные законодательством сборы
и разные неналоговые доходы.
Плательщиками налогов
(налогоплательщиками), сборов и пошлин в бюджетную систему Республики
Казахстан являются:
1. Предприятия, объединения, и организации
любых организационно-правовых форм :
а) являющиеся юридическими лицами по
законодательству Республики Казахстан,
( кроме Национального государственного
банка Республики Казахстан);
б) являющиеся юридическими лицами по
законодательству другого государства
и не зарегистрированные как юридические
лица в Республике Казахстан. Для данных
юридических лиц плательщиками налогов
выступают их филиалы или постоянные представительства
на территории Республики Казахстан. Под
филиалами и представительствами понимаются
для целей налогообложения обособленные
подразделения перечисленных в настоящем
пункте субъектов.
2. Граждане Республики Казахстан, граждане
других государств и лица без гражданства
(в дальнейшем именуемые "физические
лица").
3. Другие плательщики, установленные
законодательством Республики Казахстан.
1. Объектами налогообложения
2. Один и тот же объект может облагаться
налогом одного вида только один раз за
определенный законом период налогообложения.
3. Законы, приводящие к увеличению налоговых
платежей, обратной силы не имеют.
Величина налоговых ставок устанавливается Верховным Советом Республики Казахстан. Это право может делегироваться Правительству Республики Казахстан, местным Советам народных депутатов.
2.Концепция, роль и основные направления реформы налогообложения в РК.
Налоги - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система является справедливой.
Налоговая система Республики
Казахстан находится в стадии
развития, одновременно совершенствуется
и налоговый механизм. В Республике
Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии
прошло 3 этапа:
Первый этап налоговой реформы (с 1992 года
по июнь 1995 года)
В республике функционировали более 40
видов налогов:
1. общегосударственные налоги;
2. общеобязательные местные налоги;
3. местные налоги.
Второй этап налоговой реформы (с июля
1995 года по 1999 год).
В этот период количество налогов сократилось
до 11. Они были подразделены на общегосударственные
и местные налоги. С 1996 года внесены более
30 изменении дополнения в Закон «О налогах
и других обязательных платежах бюджет».
Количество налогов и сборов увеличилось
до 18 видов.
Третий этап налоговой реформы (с 2000 года
по 2001 год).
Разработка налогового проекта Нового
Налогового Кодекса. Он состоит из трех
разделов: общая часть, особенная часть,
налоговое администрирование.
1 этап.
Из-за отсутствия собственного опыта в
создании налоговой системы Казахстан
в основе использован опыт соседних государств,
и, прежде всего, в Российской Федерации.
Практически Закон «О налоговой системе
в Республике Казахстан», принятый 24 декабря
1991 года, являлся скопированным вариантом
законодательства России. В результате
в Казахстане была построена трехзвенная
налоговая система, присущая федеративному
государству.
Она включала в себя три группы налогов:
1. общегосударственные;
2. общеобязательные местные налоги и сборы;
3. местные налоги и сборы.
2 этап.
Задачами второго этапа были: снижение
налогового бремени, сокращение количеств
налогов, приближение налоговой системы
Казахстана к мировым стандартам. В основном
этим требованиям отвечало принятие Указа
Президента Республики Казахстан имеющее
силу закона «О налогах и других обязательных
платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г.
Общегосударственные:
1. Подоходный налог с юридических и физических
лиц
2. Налог на добавленную стоимость
3. Акцизы
4. Налог на операции с ценными бумагами
5. Социальные платежи с недропользователей
Местные налоги и сборы
1. Земельный налог
2. Налог на имущество юридических и физических
лиц
3. Налог на транспортные средства
4. Сбор за регистрацию физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью
и юридических лиц
5. Сбор за право занятия отдельными видами
деятельности
6. Сбор с аукционных продаж
3 этап.
Основной задачей третьего этапа является
усиление правовых аспектов взаимоотношений
между государственными органами, имеющими
отношение к бюджету, фискальными органами
и налогоплательщиками. В целом, структура
налогов, которая была заложена в 1995 году,
достаточно оптимальна. На сегодняшний
день существует 17 видов основных налогов,
сборов и других обязательных платежей
в бюджет, которые нужно совершенствовать
и число которых также необходимо оптимизировать.
Отсюда вытекает необходимость в реформировании
налогового законодательства. С 1 января
2002 года вводится в действие Кодекс РК
«О налогах и других обязательных платежах
в бюджет» (Налоговый Кодекс), который
был принят 12 июня 2001 года №209-II.
Структура нового Налогового Кодекса
состоит из трех больших частей:
1. Общая
2. Особенная
3. Налоговое администрирование
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА — выбор государством курса и проведение
совокупности мер, направленных на урегулирование
денежного обращения, сжатие массы денег,
прекращение неумеренного роста цен. Зачастую
сочетается с общестабилизацйонными мерами
на макроэкономическом уровне.Антиинфляционная
политика может быть как упреждающей раскручивание
маховика инфляции, так и проводиться
на фоне уже прогрессирующей инфляционной
ситуации. В этом случае осуществляется
разновидность антиинфляционная политика
— дефляционная политика. В странах с
развитой рыночной экономикой основным
объектом антиинфляционной политики является
инфляция издержек (спираль: цены — доходы
— цены). Поэтому антиинфляционная политика
проводится главным образом путем замораживания
или ограничения роста доходов и цен, притормаживания
излишней деловой активности посредством
удорожания кредита и лишь во вторую очередь
предусматривает урегулирование госбюджета,
сокращение государственных расходов.
Антиинфляционная политика должна быть
увязана с продуманной структурной политикой
и инвестиционной политикой, иначе структурные
дисбалансы будут воспроизводить инфляционный
спрос и порождать новые витки инфляции.
Антимонопольная политика - это введение кредитных льгот малым и средним предприятиям, а также введение прогрессирующего налога с оборота промышленных предприятий, что создаст экономическую предпочтительность для деятельности малых и средних предприятий.
Информация о работе Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики