Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:30, реферат

Описание

Основные направления экономической деятельности государства. Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Работа состоит из  1 файл

гос.рег.эк-ки.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

1) обеспечение равных  возможностей гражданам Республики  Казахстан, иностранцам и лицам  без гражданства, постоянно проживающим  в Республике Казахстан, на  свободный выбор рода деятельности  и профессии, справедливых и  благоприятных условий труда, социальной защиты от безработицы;

2) обеспечение продуктивной  занятости, сокращение безработицы,  создание рабочих мест;

3) ориентацию системы  образования на подготовку кадров  в соответствии с потребностью  рынка труда и перспективами  его развития с учетом инвестиционной политики;

4) поддержку трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в соответствии  с законодательством, содействие  развитию их способностей к  производительному, творческому  труду;

5) стимулирование работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для целевых групп;

6) организацию трудового  посредничества через уполномоченный  орган и частное агентство  занятости;

7) лицензирование деятельности, связанной с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу;

Примечание

8) защиту внутреннего  рынка труда путем квотирования  привлечения иностранной рабочей  силы;

9) сочетание республиканских  мероприятий по обеспечению занятости  с мерами, принимаемыми местными  исполнительными органами;

10) координацию деятельности  в сфере занятости населения  с другими направлениями экономической  и социальной политики;

11) формирование единой информационной базы рынка труда;

12) координацию и регулирование  деятельности государственных органов  по разработке и реализации  мер, обеспечивающих занятость  населения, и осуществление контроля  за их выполнением;

13) организацию международного  сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранцев на территории Республики Казахстан;

14) обеспечение участия  представителей работодателей, работников и общественных организаций в разработке и реализации государственной политики занятости;

15) проведение финансовой, налоговой и инвестиционной политики, согласованной с политикой занятости,  поддерживающей стимулирование  создания дополнительных рабочих мест.

 

Политика  на рынке труда в ближайшем  периоде будет направлена на:

·     обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

·     переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

·     достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

·     предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

·     создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

·     развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

·     рост мобильности трудовых ресурсов.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно  рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

На  макроуровне высшие органы законодательной  и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование  финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

2.Согласование  социальной, демографической, миграционной  политик с целями и приоритетами  регулирования рынка труда. В  число задач этого блока входят  минимизация оттока квалифицированных  кадров за рубеж, ограничение  нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика  трудоустройства и социальной  поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар №9

  1. Формы безработицы и ее основные причины. Процесс формирования рынка труда и его регулирование.

 

Безработица - это явление, органически связанное с рынком  труда.  По

определению Международной  организации труда - безработным признается  любой,

кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов  приступить к  ней.

По  российскому  законодательству,  безработными  признаются  трудоспособные

граждане, которые  не имеют работы и заработка,  зарегистрированы  в  органах

службы занятости  в целях поиска подходящей  работы,  ищут  работу  и  готовы

приступить  к ней.

К нашей сегодняшней  действительности  могут  быть  приложены  концепция

естественного   уровня   безработицы,   анализ   типов    безработицы,    ее

экономических   и   социальных    последствий,    определение    показателей

безработицы,  исследование  факторов,  влияющих  на  динамику   безработицы,

включая взаимосвязь  безработицы и инфляции.

Современные экономисты рассматривают  безработицу  как  естественную  и

неотъемлемую  часть  рыночного  хозяйства.  В  этой  связи  большое  внимание

уделяется  анализу  типов   безработицы.   Критерием   разграничения   видов

безработицы,   как   правило,   служат   причина    ее    возникновения    и

продолжительность, а основными  видами  безработицы  считаются  структурная,

фрикционная и  циклическая;  упоминается  также  скрытая,  сезонная  и  т.д.

Рассмотрим  их.

Фрикционная  -  безработица,  вызванная   постоянными   изменениями   в

размещение  ресурсов общества между видами и сферами производства  товаров  и

услуг. Эти изменения  меняют требования к квалификации, знаниям,  навыкам.  В

результате  наниматель  не  находит  нужного  ему  работника,  а  работник  -

нанимателя,  хотя  работник  сохраняет  достаточную  квалификацию,  но   для

выполнения  уже  не  требующихся   обществу   работ.   Сегодня   фрикционную

безработицу  считают  той  ценой,  которую  общество   должно   платить   за

поддержание эффективности  экономики, за постоянное  обновление  производства

в угоду меняющимся запросам граждан.  Главным  признаком  такой  безработицы

является ее небольшая продолжительность. И  потому фрикционная безработица  -

явление, которое  устранить  не  только  невозможно,  но  и  нецелесообразно.

Более сложной  является оценка структурной безработицы.

Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями

в  экономики,  когда  общество  избавляется   от   устаревших   предприятий,

подотраслей, иногда даже целых отраслей, что  влечет  исчезновение  большого

числа рабочих  мест для тех, кто там  работал  раньше.  Избежать  структурной

безработицы  невозможно.  Она  сопровождается  ожесточенным   сопротивлением

профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки  коллективных

договоров и  т.  д.  Подобные  действия  профсоюзов  усиливают инерционность

рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших  от

структурной    безработицы,    максимально     возможное     снижение     ее

продолжительности  обычно  находятся  в  центре   государственной   политике

занятости.

Циклическая, как  следствие  спада  производства  в  переходный  период

достигает своей  максимальной величины. Поэтому в  совокупности общей  уровень

безработицы может  превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда,

при котором  на  нем  существует  примерный  баланс  между  числом  свободных

рабочих мест и  числом  квалифицированных  работников,  ищущих  работу).  Для

сглаживания  негативных  последствий  такого  вида  безработицы   необходимы

разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения,

субсидируемых государством. По  оценкам  западных  специалистов,  в  периоды

экономических подъемов  и  спадов  величина  циклической  безработицы  может

колебаться  от 0 до 8-10% и более, значительно  увеличивая  тем  самым  общий

уровень безработицы.

Еще  один  из  видов  безработицы  -  сезонная   безработица,   которая

порождается временным  характером выполнения тех или иных видов  деятельности

и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные

работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство  и

некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные  граждане и  даже

целые предприятия  могут интенсивно работать несколько  недель или  месяцев  в

году,  резко  сокращая  свою  деятельность  в  остальное  время.  В   период

напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период  свертывания

работ  -  массовые   увольнения.   Этот   вид   безработицы   по   отдельным

характеристикам  соответствует  циклической   безработице,   по   другим   -

фрикционной, так  как она носит добровольный  характер.  Прогноз  показателей

сезонной  безработицы  можно  определить  с   большой   степенью   точности,

поскольку  она  повторяется  из  года  в  год,   и,   соответственно,   есть

возможность подготовиться  к решению проблем, вызванных  ею.

Одной из разновидностей  безработицы  является  частичная  безработица,

которая возникает  в результате снижения спроса на продукцию  предприятия.  В

этом  случае возможны  два варианта  поведения предпринимателя:  либо  он

сохраняет возможность  трудиться для части персонала  полное рабочее время,  а

другую часть  увольняет, либо без увольнения дает возможность  работать  всем

неполное рабочее  время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

Анализ экономических  показателей  дает  возможность  оценить  издержки

безработицы. Так, считается, что  при  каждом  увеличении  реального  объема

производства  на 2% норма безработицы имеет  тенденцию к  снижению  на  1%,  и

наоборот.

Исходя из необходимости  учета безработных  и  принятия  соответствующих

государственных  мер  по  обеспечению  работой  всех  желающих,   различают:

зарегистрированную  безработицу,  которая  отражает   количество   незанятых

граждан, ищущих работу,  готовых  приступить  к  ней  и  взятых  на  учет  в

государственной службе занятости;

скрытую  безработицу,  к  которой  относятся  работники,   занятые   на

производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как  правило,

либо трудятся не по своей  вине  неполный  рабочий  день  или  неделю,  либо

отправлены  в административные отпуска. Скрытая  характерна  в  основном  для

стран с глубокими  деформациями  рыночных  механизмов.  Например,  отсутствие

стимулов к  труду ведет к  низкой  производительности,  когда  работу  одного

человека  выполняют  двое.  Это  свидетельствует,  что  одно  рабочее  место

лишнее, а уровень  скрытой безработицы достигает 50%.

Существует  еще так называемая безработица  по обследованию  -  оценочная

величина, характеризующая  реальное  положение  на  рынке  труда  на  основе

периодических специальных опросов трудоспособного  населения.

 

 

 

  1. Организационно-правовые основы и методы осуществления общегосударственной политики по обеспечению социальной защиты различных слоев населения.

Социальная защита населения  включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Необходимость совершенствования  системы социальной защиты населения  вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основными предпосылками ее развития является:

1. изменение форм собственности;

2. изменение системы  распределения материальных благ  и услуг и формирования новых  отношений между членами общества;

3. потребность в решении  целого ряда социальных проблем  (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и др.);

4. социальное расслоение  общества;

5. обеспечение законодательной  основы зашиты прав и свобод  человека [23, с. 124].

Информация о работе Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики