Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:30, реферат

Описание

Основные направления экономической деятельности государства. Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Работа состоит из  1 файл

гос.рег.эк-ки.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

Новое качество экономического роста связано с изменениями направленности этого роста. [1]

Новое качество экономического роста - это и значительно более высокое, чем в настоящее время, качество продукции производственного и непроизводственного назначения. [2]

Конечно, новое качество экономического роста, порождаемое научно-технической революцией, становится господствующим не сразу и не повсеместно. [3]

Важнейшим направлением, обеспечивающим новое качество экономического роста и создающим условия для реализации задачи ускорения социально-экономического развития, является применение на практике эффективных форм управления, организации и стимулирования труда, активизации человеческого фактора. [4]

Важнейшим направлением, обеспечивающим новое качество экономического роста и создающим условия для реализации задачи ускорения социально-экономического развития, является применение на практике эффективных форм управления, организации и стимулирования труда, активизация человеческого фактора. Будет создана целостная, эффективная и гибкая система управления экономикой. В этих целях предусматривается усиление действенности централизованного руководства при одновременном повышении самостоятельности объединений и предприятий, их заинтересованности и ответственности за достижение наивысших конечных результатов. Предполагается на всех уровнях хозяйствования осуществить переход к экономическим методам управления, перевести объединения и предприятия на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость и самофинансирование. Особое внимание уделяется усилению воздействия хозяйственного механизма на ускорение научно-технического прогресса - главного рычага интенсификации и ускорения социально-экономического развития. [5]

В чем заключается  смысл нового качества экономического роста. Увеличение производства высокоэффективного, современного оборудования, особенно автоматически управляемого на базе использования средств электроники, в большей степени отвечает общественным потребностям, задачам научно-технического прогресса, чем просто количественное и даже более высокими темпами наращивание выпуска машин, производительность и эффективность которых ниже новых. Проблема ускоренного роста конечной результативности производства является принципиально важной задачей, которую поставил XXVII съезд партии. Поэтому важно проанализировать, как работники Вашего НИИ, КБ ведут борьбу в ходе перестройки за повышение производительности труда, решительное сокращение или полное устранение неоправданных затрат на создание и производство новой техники и технологии, оказывают действенное влияние на ускорение внедрения технических новшеств в производство. [6]

В мировой экономике  в современных условиях развивается новое качество экономического роста. В этом заключается его важнейшая особенность. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срсп №6

Аппарат производственных функций для прогнозирования экономической динамики

 

Аппарат производственных функций широко применяется при  определении прогнозных объемов  производства на всех уровнях агрегации (предприятие, отрасль, регион, народное хозяйство в целом) и в моделях  всех горизонтов прогнозирования (кратко-, средне- и долгосрочных); для проведения факторного анализа при исследовании и решении проблем эффективности производства; для моделирования научно-технического прогресса и в моделях экономического роста. 
Широкое применение производственных функций как инструмента экономического анализа и прогнозирования обусловлено рядом присущих им достоинств. Они способны учитывать не только реальные затраты отдельных факторов производства, но и общее количество потенциально доступных для использования ресурсов. Для долгосрочного прогноза производственные функции дают наиболее наглядную картину, поскольку показывают усредненную зависимость, игнорируя колебания экономической системы. Для определения параметров производственной функции используются ряды динамики, которые подвергаются статистической обработке, в результате чего в производственной функции в обобщенном виде отражаются все процессы, влияющие на экономический рост. 
Недостатки данного инструмента анализа и прогнозирования связаны с ограниченными возможностями их применения. Производственные функции применяются для изучения технико-экономических возможностей производственного процесса и неприменимы для исследования социально-экономических явлений. Кроме того, производственные функции непригодны для решения вопросов о способах производства, ибо не отражают глубинные качественные характеристики различных способов производства. Таким образом, аппарат производственных функций не может быть использован для стоимостного анализа, но с успехом применяется при проведении факторного анализа.  
Особенно большое значение применение аппарата производственных функций имеет при разработке и реализации промышленной политики региональной экономической системы. Это обусловлено следующими причинами: 
1) производственные функции позволяют оценить результаты функционирования и производственный потенциал отраслей промышленности; 
2) производственные функции являются апробированным инструментом анализа связей результатов функционирования экономической системы и используемых ресурсов; 
3) с помощью производственной функции можно оценить эффективность использования производственного потенциала, а именно, такие характеристики, как: 
количественные характеристики процесса экономического роста – параметры, которые показывают, какой среднегодовой прирост объемов выпуска промышленной продукции приходится на 1% прироста каждого факторного признака при предположении о постоянстве других факторов;- 
качественные характеристики процесса экономического роста: вклад каждого производственного фактора в экстенсивное расширение производства, а также в повышение его эффективности (интенсивное расширение); раздельное совокупное влияние экстенсивных, интенсивных и конъюнктурных факторов на экономический рост;- 
показатель совокупной экономической эффективности производства и среднегодовые темпы прироста совокупной экономической эффективности.- 
Следовательно, построение производственной функции позволяет качественно и количественно описать влияние факторных признаков на результат производственного процесса (производственный потенциал): качественное описание заключается в определении набора и направления влияющих факторов; количественное описание сводится к оценке характера и степени такого влияния. Таким образом, построение производственной функции является одним из основных направлений в сфере экономико-математического описания зависимостей в производственной сфере. 
Для характеристики термина «производственный потенциал промышленности» автором предлагается следующее определение: производственный потенциал промышленности – это совокупная способность промышленных предприятий экономической системы производить продукцию в размере, определяемом физическим объемом факторов производства и качественными характеристиками их состояния, в условиях интенсивного расширенного воспроизводства и сбалансированности ресурсов, вовлеченных в производственный процесс. 
Из приведенного определения следует вывод: эффективность производственного потенциала определяется количественными и качественными характеристиками вовлеченных в производство факторов, а также их взаимодействием как составляющих производственного потенциала. Последнее условие свидетельствует о необходимости оптимизации структуры производственного потенциала промышленности, поскольку является одним из определяющих для повышения эффективности функционирования региональной экономической системы. 
Наилучшей моделью из существующих на сегодняшний день методологических направлений количественного определения производственного потенциала, на взгляд автора, являются статистические модели, а именно, производственные функции, поскольку они позволяют определить результат обобщенного взаимодействия определенного количества ресурсов и оптимизировать величину производственного потенциала экономической системы. 
О целесообразности применения аппарата производственных функций для оценки производственного потенциала промышленности свидетельствует наличие зависимости: 
производственный потенциал = f (ресурсный потенциал). 
Ресурсный потенциал – затратная часть производственного процесса, характеризующаяся своими единицами измерения отдельных видов ресурсов и их совокупности. То есть ресурсы – это материальная основа производства в статике, до момента их вовлечения в производственный процесс.

 

 

Семинар № 6.

 

  1. Основные методы воздействия государства на процесс производства и реализации продукции отрасли. Система госконтрактов на сельскохозяйственную продукцию.

Агропромышленный комплекс (АПК) – социально-экономическая  и производственно-технологическая  совокупность взаимосвязанных отраслей, которые осуществляют производство и переработку сельскохозяйственного сырья и реализацию конечной продукции комплекса на основании рыночных механизмов, а также на основании рациональных внутрипроизводственных и внешних связей.

Планирование АПК включает:

1.         Планирование государственных закупок сельскохозяйственных продуктов;

2.         Планирование производства продукции растениеводства;

3.         Планирование производства продукции животноводства.

Объем государственных  закупок (заказов) сельскохозяйственных продуктов должен быть установлен на уровне, который обеспечивает:

·          потребности населения в продуктах питания;

·          потребности промышленности в сельскохозяйственном сырье;

·          накопление государственных ресурсов сельскохозяйственной продукции;

·          образование необходимых переходящих запасов;

·          нужды экспорта.

Основным показателем  плана производства продукции растениеводства  является задание по росту урожайности  и увеличения валового сбора продукции отрасли.

Производств основных видов  продукции животноводства определяется на основе:

·          расчетов движения поголовья скота;

·          планируемого повышения продуктивности скота.

 

 

 

  1. Роль государства в организации отраслевых научно-исследовательских работ и в укреплении материально-технической базы сельскохозяйственного производства.

 

В системе аграрной науки  сделаны коренные перемены в структуре  и управлении, определении приоритетов  науки в соответствии с реалиями сегодняшнего дня и потребностями сельскохозяйственного производства.

Решением Совета Безопасности страны от 28 мая 2002 года и постановлениями  Правительства РК за № 704 от 28 июня 2002 года и №1148 от 29 октября 2002 года  30 сельскохозяйственных научно-исследовательских институтов, 31 опытных хозяйств и 18 сельскохозяйственных, ветеринарных и лесных станций переданы из Министерства образования и науки в ведение Министерства сельского хозяйства.

За последние годы сельскохозяйственной наукой страны разработаны  и усовершенствованы  ряд научно- технических разработок, перспективных для внедрения в производство.

Создано  более 300 сортов и гибридов сельскохозяйственных  культур, значительная часть которых допущена к использованию в Республике Казахстан и в странах Центрально-Азиатского региона.

Разработаны  и совершенствуются: научные основы формирования агроландшафтов при оптимизации соотношения сельскохозяйственных угодий, посевных площадей, рационального использования земельных ресурсов; теоретические основы и технологические приемы сохранения и повышения плодородия почв, биологизации  земледелия для устойчивого производства  сельскохозяйственной продукции и охраны окружающей среды.

Завершены работы по выведению  трех новых пород овец: атырауской, акжаиксой, сарыаркинской курдючной  грубошерстной и мугалжарской породы лошадей мясомолочного направления.

Разработаны и утверждены: план породного районирования сельскохозяйственных животных; метод оценки селекционных достижений в животноводстве; модели животноводческих ферм; рекомендации по обеспечению ветеринарного благополучия с учетом концентрации поголовья животных в личных подсобных и фермерских хозяйствах.

 

Проводится экологический  мониторинг, разработка путей сохранения биоразнообразия и устойчивого  использования рыбных ресурсов трансграничных районов. Сформированы коллекционные стада прудовых рыб.

Созданы пять селекционно-генетических центров, где собран генофонд малочисленных  и исчезающих пород, типов и линий  сельскохозяйственных животных и рыб.

В области перерабатывающей и пищевой промышленности разработаны:  технологии производства  новых пищевых продуктов с лечебно-профилактическими свойствами; новых заквасок для производства кисло- молочных продукции.  Новые 42 технологии хранения и переработки сельхозпродукции и  создания  продуктов питания готовы к внедрению в производство.

 

 

Семинар № 7.

  1. Методы государственного регулирования инвестиционной политики и система регуляторов.

Устойчивость научно-технического развития обеспечивается определяющей ролью государства в регулировании долгосрочных инвестиций. Необходимость государственного регулирования инвестиционных процессов, принятия долгосрочных программ давно осознана в промышленно развитых странах. В частности, в Японии общую стратегию НТП формируют четыре ведомства, основные из которых — Совет и Агентство по науке и технике. Такие же централизованные органы есть во Франции и Германии. Во многих странах с высокоразвитой экономикой в планах имеются директивные показатели. Так, в четырехлетнем индикативном плане Франции показатели выполнения мероприятий, финансируемых из бюджета, носят обязательный характер. Рекомендации японских государственных органов не являются директивными, однако они неукоснительно выполняются фирмами, поскольку стимулируются льготами.

 В современных условиях  хозяйствования роль государства в регулировании инновационной и инвестиционной политики должна быть повышена.  Инвестиционная политика должна учитывать текущее состояние производственного аппарата и приоритеты в решении перспективных проблем экономики. Механизм адаптации к новым условиям воспроизводства должен опираться на накопленный инвестиционный потенциал и его соответствие мировым требованиям.

Невысокие темпы обновления производственного аппарата в последние годы еще более замедлились. Коэффициент выбытия оборудования — в 4 раза ниже, чем в промышленно развитых странах. В результате увеличивается износ основных производственных фондов. Особенно отметим более быстрое их старение (в 2 раза по сравнению с пищевой промышленностью) в отраслях, определяющих темпы НТП в экономике. В перспективе это приведет к ускоренному устареванию фондов всех остальных отраслей народного хозяйства. Кроме отмеченных негативных моментов, необходимо учитывать значительное качественное отставание отечественных технологий от мировых аналогов.

Анализ состояния и  тенденций развития отраслей агропромышленного комплекса (АПК) России свидетельствует, что технический уровень производства не удовлетворяет современным требованиям. Мировому уровню соответствует не более 15% важнейших групп машин и механизмов, имеющихся в этих отраслях. Удельный вес устаревшей техники, требующей безотлагательной замены, превышает 27%. Потребность в важнейших видах оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности удовлетворяется на 55%.

Решение данных проблем  определяет уровень экономического развития. Сейчас, когда снижается инвестиционная активность, необходимо значительно ускорить темпы обновления производства за счет внедрения  перспективных технологий, техники, инноваций.

В перспективе основой инвестиционной политики станут организационно-экономические и финансовые инструменты. Об этом свидетельствует опыт промышленно развитых стран, где государство создает благоприятные условия для повышения инновационной и инвестиционной активности объектов реального сектора экономики, поддержки малого бизнеса и приоритетных отраслей.

 

Кроме прямого  вмешательства в инвестиционный процесс, мировая практика выработала множество методов косвенного воздействия  на усиление инвестиционной активности. Через систему правового, экономического и организационного обеспечения государство регулирует налоги, кредиты,  амортизационную политику.

 

  1. Механизм стимулирования и пути привлечения иностранных инвестиций. Система показателей строительного комплекса.

Информация о работе Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики