Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:30, реферат
Основные направления экономической деятельности государства. Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
По оценкам экспертов Канада в 1997 году заняла 4-ое место среди стран, имеющих наиболее высокую конкурентоспособность (на 1-ом месте - Сингапур, за ним Гонконг и США).
В целом по основным показателям хозяйственного развития 1997 год стал лучшим за весь период с начала десятилетия. Реальный прирост ВВП – 3,5 % - самый высокий в группе семи ведущих индустриальных держав. Быстро расширяется внутренний спрос, темпы инфляции к концу года упали почти до 1%.
В промышленности произошла смена лидеров. Прежде это были корпорации «ресурсных» отраслей: нефтяная и газовая промышленность, лесопромышленный комплекс, производство цветных металлов. Существенно возросли объемы производства и инвестиций в наукоемких отраслях, таких как электронное и электротехническое оборудование, средства связи, некоторые виды промышленного оборудования, новые конструкционные материалы, фармацевтическая промышленность. Быстро развиваются автомобилестроение, химическая промышленность, производство строительных материалов.
В целом в последние годы в канадской промышленности шел процесс интенсивного обновления производственных фондов.
В 1997 году положение на рынке труда улучшилось. Уровень безработицы составил 9,2%. В течение года было создано около 300 тыс. новых рабочих мест (в 1996 г. примерно 190 тыс.). При этом улучшились качественные параметры роста занятости. Созданные в 1997 году новые рабочие места более стабильны и лучше оплачиваются. Большинство из них предполагают полную занятость. Быстро растет занятость в обрабатывающей промышленности. Экономические обозреватели расценивают все это как признак «здорового» роста канадской экономики и сильных конкурентных позиций канадских компаний на внутренних и внешних рынках.
Регулирование иностранных инвестиций в Канаде в 90-е годы заметно изменилось по сравнению с прошлыми десятилетиями. В ступившее в силу с 1989 года соглашение о свободной торговле с США и присоединение к нему Мексики свели к минимуму возможности канадского правительства контролировать приток капитала из этих стран, при том, что на США приходится примерно две трети общего объема поступающих из-за рубежа прямых капиталовложений. Условия инвестирования для партнеров Канады по Североамериканскому соглашению о свободной торговле в ближайшие годы будут распространены и на инвесторов из стран-членов Всемирной торговой организации.
Между тем по регламенту, действовавшему в отношении членов ВТО в 1997 году, рассмотрению и утверждению подлежат крупные инвестиционные проекты, предполагающие прямые капиталовложения в сумме свыше 172 млн. долл. Портфельные инвестиции из стран ВТО подлежат контролю только в тех случаях, когда их объем предполагает переход в руки зарубежного инвестора свыше 50% активов канадского предприятия. Более строгие правила контроля действуют в небольшом числе отраслей – урановой промышленности, в сфере финансовых услуг и транспорта, а также в сфере культуры (издательское дело, кинематография, распространение аудио-продукции). В этих областях канадское правительство оставляет за собой право контроля и запрета в случае, если: а) прямые инвестиции превышают 5 млн. долл.; б) портфельные инвестиции превышают 50 млн. долл. За первые 9 месяцев 1997 года министерство промышленности Канады отклонило только два из всех рассмотренных им новых инвестиционных проектов.
В 1996 году объем капиталовложений в Канаду составил 180 млрд. кан. долл, из которых 120 млрд. поступили из США. Второе место по объему прямых капиталовложений занимала Великобритания – 14 млрд., а третье – Япония (6 млрд.).
Семинар №3.
Тема: Организационные основы регулирования экономики и его зарубежный опыт.
Республика Казахстан
– аграрно-индустриальная страна. Валовой
национальный продукт на душу населения
1997 долларов в год. Денежная единица
Республики Казахстан – Тенге.
Наиболее сложной проблемой этой страны
является существенная перестройка структуры
экономики с целью наращивания в ней финальных
фаз производственного процесса. Дело
в том, что при СССР Казахстан специализировался
на сырьевых товарах и полуфабрикатах,
которые потом использовались на предприятиях
России и других республик. Целесообразность
создания законченного производственного
цикла обусловлена, прежде всего, большой
прибыльностью экспорта готовой продукции
по сравнению с сырьем. Поэтому структурная
перестройка экономики Казахстана – явление
неизбежное, этот процесс требует больших
дополнительных капиталовложений. Иностранные
же инвесторы предпочитают вкладывать
средства в отрасли добывающей промышленности
(нефть, газ, цветные металлы и т. д.), поэтому
финансирование ускоренного развития
обрабатывающей промышленности проходит
медленно, а процесс оптимизации структуры
экономики может растянуться на несколько
десятилетий. И как итог, Казахстан еще
долгое время будет придерживаться сырьевого
профиля своей специализации [5, с. 193].
Рассмотрим детальнее отраслевую структуру
экономики Казахстана.
Цветная металлургия
Удельный вес цветной металлургии в общем
объеме промышленного производства превышает
12%. Из извлекаемых руд производятся медь,
свинец, цинк, титан, магний, редкие и редкоземельные
металлы,
прокат на основе меди, свинца и т.д. По
уровню производства Казахстан входит
в число крупных в мире производителей
и экспортеров рафинированной меди. Доля
республики в мировом производстве меди
составляет 2,3%.
Флагманом индустрии республики является Карагандинский металлургический комбинат «Испат-Кармет». Предприятие имеет полный металлургический цикл и специализируется на выпуске различных видов проката черных металлов – листового, сортового, белой жести, труб и т.д. Металл этого комбината экспортируется в станы СНГ и дальнего зарубежья. В Казахстане имеются большие запасы хромитовых руд, на базе которых работают ферросплавные заводы республики.
Химическая, нефтеперерабатывающая
и нефтехимическая
В ассортименте предприятий химической
и нефтехимической промышленности республики
– пластмассы, химические волокна и нити,
шины для автомобилей и сельхозмашин,
широкий ассортимент резинотехнических
изделий, хромовые соединения, карбид
кальция, каустическая сода и др. продукция.
В республике действуют три нефтеперерабатывающих
завода, производящие автобензин, дизельное,
котельное топливо, авиационный керосин,
нефтебитумы и другие нефтепродукты. Действует
крупный комплекс по переработке фосфоритной
руды с получением желтого фосфора (более
90 % от общего производства бывшего СССР),
минеральных удобрений, синтетических
моющих средств. Перспектива развития
этой отрасли связана с комплексной переработкой
нефти Западного Казахстана и организацией
новых видов продукции на основе фосфоритных
месторождений.
Транспорт
Географическое расположение Казахстана
в центре Евроазиатского континента предопределяет
его значительный транспортный потенциал
в области транзитных перевозок. Протяженность
наземных транспортных магистралей республики
составляет 106 тыс. км. Из них 13,5 тыс. км
– магистральные железные дороги, 87,4 тыс.
км – автомобильные магистрали общего
пользования с твердым покрытием, 4 тыс.
км. – речные пути. Строительство пограничного
железнодорожного перехода Дружба – Алашанькоу
между Казахстаном и Китаем и открытие
железнодорожного перехода Серахс – Мешхед
между Туркменистаном и Ираном открыли
новые транзитные коридоры по маршруту
Великого шелкового пути: от тихоокеанских
портов Китая – Ляньюньган, Циньдао, Тяньцзин
– в Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан,
Туркменистан, Иран, Турцию, к портам Средиземноморья
и Персидского залива. Сегодня по всему
этому пути полным ходом идут грузы. Имеющаяся
сеть автодорог дает выход на Россию и
бывшие союзные республики, а также в Китай,
Турцию и Иран, что обеспечивает выход
к портам Черного и Средиземного морей
и Индийского океана. Морское судоходство
осуществляется на Каспийском море (порт
Актау) с выходом через речные пути России
на Черное и Балтийское море. Национальной
авиакомпанией «Эйр Казахстан» освоено
более 40 маршрутов по Казахстану, странам
СНГ и дальнего зарубежья. В республике
также работают ведущие иностранные компании,
такие как: British Airways, Lufthansa, KLM, Transaero, PIA,
Turkish Airlines, Iran Air и др.
Субъекты малого предпринимательства играют ключевую роль в развитии экономики
любого государства. В странах с развитой
рыночной экономикой на долю малых предприятий
приходится от 40 до 60% ВВП. В Казахстане
данные показатели значительно ниже, поэтому
руководство страны уделяет самое пристальное
внимание вопросам поддержки малого бизнеса,
улучшению бизнес-среды в республике.
Реализуется государственная программа
развития и поддержки малого предпринимательства
в Республике Казахстан, созданы социально-предпринимательские
корпорации (СПК), основанные на тесном
сотрудничестве государства и бизнеса.
В Казахстане на 1 января 2012 г. количество
зарегистрированных субъектов малого
и среднего бизнеса составило 1 225 790 единиц. Из них – 229 145 юридические лица, 796
569 – индивидуальные предприниматели (ИП)
и 200 076 – крестьянские хозяйства.
К субъектам малого бизнеса
относятся предприятия с
Малый бизнес - основной источник создания рабочих мест и призван решать проблемы занятости населения, особенно таких уязвимых категорий, как женщины и молодежь. По данным ряда исследований, малые предприятия имеют более высокий темп прироста занятости по сравнению с крупными предприятиями. В развитых странах сектор малого бизнеса обеспечивает занятость 50-75% всего трудоспособного населения, в Казахстане же этот показатель пока не превышает 20%-ного порога-Причины этого явления носят как объективный, так и субъективный характер. С одной стороны, это то, что при всем понимании необходимости поддержки малого бизнеса до сих пор не созданы благоприятные условия для его развития. С Другой, то, что на этой почве у наиболее активной части населения уменьшается вера в свои силы, что абсолютно недопустимо s наших условиях, учитывая постсоветскую ментальность нашего народа. В развитых странах действует множество; государственных программ по поддержке малого, бизнеса, конечной целью которых являете”. сохранение и культивация слоя предпринимателей, доля же последних не превышает 5-10% населения. Поэтому, помогая этим предпринимателям в реализации их инициатив, государство автоматически помогает остальным гражданам в решении вопроса занятости. Отсюда, создание благоприятных условий для ведения бизнеса является наиболее простым и действенным инструментом снижения напряженности на рынке труда.
Срсп №4.
Прогнозирование и стратегическое планирование как начальный этап деятельности государства по регулированию экономики.
Все большее место
в системе государственного регулирования
занимает прогнозирование, которое
может выступать как самостояте
Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, а также об альтернативных путях его достижения.
Социально-экономическое
прогнозирование является способом
предвидения, получения представления
о будущем, обусловленное закономерностями
общественного развития и действием
разнообразных и
Роль прогнозов особенно велика в разработке социально-экономической концепции и основных направлений развития народного хозяйства на долгосрочную перспективу, а также для анализа динамики и структуры общественных потребностей и запасов рынка, влияния научно-технического прогресса и его последствий на народнохозяйственные пропорции, на ресурсосбережение и повышение эффективности производства.
В условиях рыночных отношений прогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия реализации различных вариантов структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению.
Учитывая длительный период времени, необходимый для достижения конечных целей реформирования экономики, выделяют следующие этапы социально-экономического развития республики:
первый – восстановительный. Этот этап охватывал 1998-2000 годы;
второй этап (2001-2005 гг.) Это этап создания условий для возобновления устойчивого экономического роста;
третий этап (2006-2010 гг.)
– должен стать этапом активной
структурной перестройки
четвертый этап (2011-2015 гг.) должен стать начальным периодом устойчивого экономического развития и приближения к европейским стандартам уровня и качества жизни, среды обитания.
Информация о работе Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики