Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:30, реферат

Описание

Основные направления экономической деятельности государства. Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Работа состоит из  1 файл

гос.рег.эк-ки.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

По оценкам экспертов  Канада в 1997 году заняла 4-ое место среди  стран, имеющих наиболее высокую  конкурентоспособность (на 1-ом месте  - Сингапур, за ним Гонконг и США).

В целом по основным показателям хозяйственного развития 1997 год стал лучшим за весь период с начала десятилетия. Реальный прирост ВВП – 3,5 % - самый высокий в группе семи ведущих индустриальных держав. Быстро расширяется внутренний спрос, темпы инфляции к концу года упали почти до 1%.

В промышленности произошла  смена лидеров. Прежде это были корпорации «ресурсных» отраслей: нефтяная и  газовая промышленность, лесопромышленный комплекс, производство цветных металлов. Существенно возросли объемы производства  и инвестиций в наукоемких отраслях, таких как электронное и электротехническое оборудование, средства связи, некоторые виды промышленного оборудования, новые конструкционные материалы, фармацевтическая промышленность. Быстро развиваются автомобилестроение, химическая промышленность, производство строительных материалов.

В целом в последние  годы в канадской промышленности шел процесс интенсивного обновления производственных фондов.

В 1997 году положение на рынке труда улучшилось. Уровень  безработицы составил 9,2%. В течение года было создано около 300 тыс. новых рабочих мест (в 1996 г. примерно 190 тыс.). При этом улучшились качественные параметры роста занятости. Созданные в 1997 году новые рабочие места более стабильны и лучше оплачиваются. Большинство из них предполагают полную занятость. Быстро растет занятость в обрабатывающей промышленности. Экономические обозреватели расценивают все это как признак «здорового» роста канадской экономики и сильных конкурентных позиций канадских компаний на внутренних и внешних рынках.

Регулирование иностранных  инвестиций в Канаде в 90-е годы заметно  изменилось по сравнению с прошлыми десятилетиями. В ступившее в  силу с 1989 года соглашение о свободной  торговле с США и присоединение  к нему Мексики свели к минимуму возможности канадского правительства контролировать приток капитала из этих стран, при том, что на США приходится примерно две трети общего объема поступающих из-за рубежа прямых капиталовложений. Условия инвестирования для партнеров Канады по Североамериканскому соглашению о свободной торговле в ближайшие годы будут распространены и на инвесторов из стран-членов Всемирной торговой организации.

Между тем по регламенту, действовавшему в отношении членов ВТО в 1997 году, рассмотрению и утверждению  подлежат крупные инвестиционные проекты, предполагающие прямые капиталовложения в сумме свыше 172 млн. долл. Портфельные инвестиции из стран ВТО подлежат контролю только в тех случаях, когда их объем предполагает переход в руки зарубежного инвестора свыше 50% активов канадского предприятия. Более строгие правила контроля действуют в небольшом числе отраслей – урановой промышленности, в сфере финансовых услуг и транспорта, а также в сфере культуры (издательское дело, кинематография, распространение аудио-продукции). В этих областях канадское правительство оставляет за собой право контроля и запрета в случае, если:  а) прямые инвестиции превышают 5 млн. долл.;   б) портфельные инвестиции превышают 50 млн. долл. За первые 9 месяцев 1997 года министерство промышленности Канады отклонило только два из всех рассмотренных им новых инвестиционных проектов.

В 1996 году объем капиталовложений в Канаду составил 180 млрд. кан. долл, из которых 120 млрд. поступили из США. Второе место по объему прямых капиталовложений занимала Великобритания – 14 млрд., а третье – Япония (6 млрд.).

Семинар №3.

Тема:  Организационные  основы регулирования экономики  и его зарубежный опыт.

  1. Теоретические основы организации ГРЭ. Система республиканских органов законодательной и исполнительной власти. Организационная структура управления экономики Республики Казахстан.

 

 

Республика Казахстан  – аграрно-индустриальная страна. Валовой  национальный продукт на душу населения 1997 долларов в год. Денежная единица  Республики Казахстан – Тенге. 
 
Наиболее сложной проблемой этой страны является существенная перестройка структуры экономики с целью наращивания в ней финальных фаз производственного процесса. Дело в том, что при СССР Казахстан специализировался на сырьевых товарах и полуфабрикатах, которые потом использовались на предприятиях России и других республик. Целесообразность создания законченного производственного цикла обусловлена, прежде всего, большой прибыльностью экспорта готовой продукции по сравнению с сырьем. Поэтому структурная перестройка экономики Казахстана – явление неизбежное, этот процесс требует больших дополнительных капиталовложений. Иностранные же инвесторы предпочитают вкладывать средства в отрасли добывающей промышленности (нефть, газ, цветные металлы и т. д.), поэтому финансирование ускоренного развития обрабатывающей промышленности проходит медленно, а процесс оптимизации структуры экономики может растянуться на несколько десятилетий. И как итог, Казахстан еще долгое время будет придерживаться сырьевого профиля своей специализации [5, с. 193]. 
 
Рассмотрим детальнее отраслевую структуру экономики Казахстана.

Цветная металлургия 
 
Удельный вес цветной металлургии в общем объеме промышленного производства превышает 12%. Из извлекаемых руд производятся медь, свинец, цинк, титан, магний, редкие и редкоземельные металлы, 
 
прокат на основе меди, свинца и т.д. По уровню производства Казахстан входит в число крупных в мире производителей и экспортеров рафинированной меди. Доля республики в мировом производстве меди 
 
составляет 2,3%. 

Флагманом индустрии республики является Карагандинский металлургический комбинат «Испат-Кармет». Предприятие имеет полный металлургический цикл и специализируется на выпуске различных видов проката черных металлов – листового, сортового, белой жести, труб и т.д. Металл этого комбината экспортируется в станы СНГ и дальнего зарубежья. В Казахстане имеются большие запасы хромитовых руд, на базе которых работают ферросплавные заводы республики.

 

Химическая, нефтеперерабатывающая  и нефтехимическая промышленность 
 
В ассортименте предприятий химической и нефтехимической промышленности республики – пластмассы, химические волокна и нити, шины для автомобилей и сельхозмашин, широкий ассортимент резинотехнических изделий, хромовые соединения, карбид кальция, каустическая сода и др. продукция. В республике действуют три нефтеперерабатывающих завода, производящие автобензин, дизельное, котельное топливо, авиационный керосин, нефтебитумы и другие нефтепродукты. Действует крупный комплекс по переработке фосфоритной руды с получением желтого фосфора (более 90 % от общего производства бывшего СССР), минеральных удобрений, синтетических моющих средств. Перспектива развития этой отрасли связана с комплексной переработкой нефти Западного Казахстана и организацией новых видов продукции на основе фосфоритных месторождений.

Транспорт 
 
Географическое расположение Казахстана в центре Евроазиатского континента предопределяет его значительный транспортный потенциал в области транзитных перевозок. Протяженность наземных транспортных магистралей республики составляет 106 тыс. км. Из них 13,5 тыс. км – магистральные железные дороги, 87,4 тыс. км – автомобильные магистрали общего пользования с твердым покрытием, 4 тыс. км. – речные пути. Строительство пограничного железнодорожного перехода Дружба – Алашанькоу между Казахстаном и Китаем и открытие железнодорожного перехода Серахс – Мешхед между Туркменистаном и Ираном открыли новые транзитные коридоры по маршруту Великого шелкового пути: от тихоокеанских портов Китая – Ляньюньган, Циньдао, Тяньцзин – в Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию, к портам Средиземноморья и Персидского залива. Сегодня по всему этому пути полным ходом идут грузы. Имеющаяся сеть автодорог дает выход на Россию и бывшие союзные республики, а также в Китай, Турцию и Иран, что обеспечивает выход к портам Черного и Средиземного морей и Индийского океана. Морское судоходство осуществляется на Каспийском море (порт Актау) с выходом через речные пути России на Черное и Балтийское море. Национальной авиакомпанией «Эйр Казахстан» освоено более 40 маршрутов по Казахстану, странам СНГ и дальнего зарубежья. В республике также работают ведущие иностранные компании, такие как: British Airways, Lufthansa, KLM, Transaero, PIA, Turkish Airlines, Iran Air и др.

 

 

 

  1. Государственная программа и организационно-правовое обеспечение поддержки предпринимательства и малого бизнеса. Сущность, общие черты, тенденции развития государственного предпринимательства и его роль в воспроизводстве общественного капитала.

 

Субъекты малого предпринимательства играют ключевую роль в развитии экономики любого государства. В странах с развитой рыночной экономикой на долю малых предприятий приходится от 40 до 60% ВВП. В Казахстане данные показатели значительно ниже, поэтому руководство страны уделяет самое пристальное внимание вопросам поддержки малого бизнеса, улучшению бизнес-среды в республике. Реализуется государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан, созданы социально-предпринимательские корпорации (СПК), основанные на тесном сотрудничестве государства и бизнеса. 
 
В Казахстане на 1 января 2012 г. количество зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса составило  1 225 790 единиц. Из них – 229 145 юридические лица, 796 569 – индивидуальные предприниматели (ИП) и 200 076 – крестьянские хозяйства.

К субъектам малого бизнеса  относятся предприятия с численностью работников не более 50 человек и  стоимостью активов не свыше 60 000 МРП.

 

Малый бизнес - основной источник создания рабочих мест и  призван решать проблемы занятости  населения, особенно таких уязвимых категорий, как женщины и молодежь. По данным ряда исследований, малые  предприятия имеют более высокий темп прироста занятости по сравнению с крупными предприятиями. В развитых странах сектор малого бизнеса обеспечивает занятость 50-75% всего трудоспособного населения, в Казахстане же этот показатель пока не превышает 20%-ного порога-Причины этого явления носят как объективный, так и субъективный характер. С одной стороны, это то, что при всем понимании необходимости поддержки малого бизнеса до сих пор не созданы благоприятные условия для его развития. С Другой, то, что на этой почве у наиболее активной части населения уменьшается вера в свои силы, что абсолютно недопустимо s наших условиях, учитывая постсоветскую ментальность нашего народа. В развитых странах действует множество; государственных программ по поддержке малого, бизнеса, конечной целью которых являете”. сохранение и культивация слоя предпринимателей, доля же последних не превышает 5-10% населения. Поэтому, помогая этим предпринимателям в реализации их инициатив, государство автоматически помогает остальным гражданам в решении вопроса занятости. Отсюда, создание благоприятных условий для ведения бизнеса является наиболее простым и действенным инструментом снижения напряженности на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срсп №4.

Прогнозирование и стратегическое планирование как начальный этап деятельности государства по регулированию  экономики.

 

Все большее место  в системе государственного регулирования  занимает прогнозирование, которое  может выступать как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования.

Прогнозирование — это  процесс разработки прогноза, построенный  на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта  в будущем, его возможном состоянии, а также об альтернативных путях его достижения.

Социально-экономическое  прогнозирование является способом предвидения, получения представления  о будущем, обусловленное закономерностями общественного развития и действием  разнообразных и разнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Казахстан» прогноз – это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по их обеспечению.

Роль прогнозов особенно велика в разработке социально-экономической концепции и основных направлений развития народного хозяйства на долгосрочную перспективу, а также для анализа динамики и структуры общественных потребностей и запасов рынка, влияния научно-технического прогресса и его последствий на народнохозяйственные пропорции, на ресурсосбережение и повышение эффективности производства.

В условиях рыночных отношений  прогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения  общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного  хозяйства, последствия реализации различных вариантов структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению.

Учитывая длительный период времени, необходимый для достижения конечных целей реформирования экономики, выделяют следующие этапы социально-экономического развития республики:

первый – восстановительный. Этот этап охватывал  1998-2000 годы;

второй этап (2001-2005 гг.) Это этап создания условий  для возобновления устойчивого экономического роста;

третий этап (2006-2010 гг.) – должен стать этапом активной структурной перестройки экономики. Приоритетными направлениями этого  этапа должны стать технологическое  перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий, стимулирование внутренних и внешних инноваций и фундаментальных разработок в области ресурсосбережения, обеспечение динамичного развития инвестиционного процесса;

четвертый этап (2011-2015 гг.) должен стать начальным периодом устойчивого экономического развития и приближения к европейским стандартам уровня и качества жизни, среды обитания.

Информация о работе Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики