Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:30, реферат

Описание

Основные направления экономической деятельности государства. Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Работа состоит из  1 файл

гос.рег.эк-ки.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

Существуют следующие способы привлечения иностранных инвестиций: покупка иностранным инвестором местной организации; создание заграничного филиала (нового), а также смешанного или совместного предприятия. Сегодня же существует новая тенденция к направлению прямых иностранных инвестиций уже на приобретение действующих организация в развитых экономиках, в то время как в прошлом больше строили такие предприятия с нуля. Это можно объяснить глобализацией и усилением конкуренции, что вызывает необходимость ускорения процесса наладки производства и скорейшего начала работы предприятия и более быстрого получения прибыли. Еще несколькими способами по привлечению прямых иностранных инвестиций является покупка активов предприятие, которое является экспортером и инвестирует, заработанные средства, в зарубежные организации, а также производит торговлю акционерным капиталом с фирмами различных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срсп №7.

Государственное регулирование развития инвестиционно-строительного комплекса.

Региональный инвестиционно-строительный комплекс: формирование и функционирование.

Особенности реформирования инвестиционно-строительного комплекса  страны связаны в первую очередь  с сильнейшей неравномерностью развития регионов РК, а, следовательно, с региональной спецификой управления и установлением отношений между центром и регионами.

Принято выделять две  группы методов, при помощи которых  государство регулирует инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного воздействия. Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы в соответствии Законом «Об инвестиционной деятельности в РК, осуществляемой в форме капитальных вложений» подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический.

Правительства развитых стран опираются преимущественно на рычаги косвенного регулирования (налоговая, амортизационная, кредитно-финансовая политика). Государство, влияя на инвестиционный климат через налоги на прибыль, финансово-кредитные механизмы и амортизационную политику, определяет тем самым правила игры на рынке капиталовложений для различных видов предпринимательства.

В российской экономике  наблюдается недостаток инвестиций, поэтому одной из важнейших целей  инвестиционной политики является поиск  дополнительных источников и резервов инвестиционных ресурсов, а также создание новых источников инвестиций.

Определение места и  роли инвестиционно-строительной деятельности в экономике страны требует раскрытия  социально-экономической сущности инвестиционно-строительного комплекса, исследования его особенностей и тенденций его развития в современной экономике.

С точки зрения управления экономикой страны понятие «строительный  комплекс» как объект государственного управления в настоящее время не отражает сущность реальных экономических отношений. Это объясняется ликвидацией вертикали «трест - объединение - главное управление – министерство», что привело к вакууму на среднем уровне управления. Деятельность строительных организаций самостоятельна и государственное воздействие на их функциональное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением.

Считается, что инвестиционно-строительная деятельность реализуется определенной системой производственных, функциональных и институциональных структур, образующих инвестиционно-строительный сектор российской экономики.

При переходе к рыночной системе методы прямого управления заменяются на регулирующие. Регулирующие функции государства в развитии экономики инвестиционно-строительного  комплекса являются одними из главных в решении проблемы повышения эффективности.

В качестве субъекта управления (государственных органов управления инвестициями и строительством) могут  рассматриваться следующие инстанции:

- органы общего управления  инвестиционно-строительной деятельностью: законодательные органы государства;

- органы непосредственного  управления инвестиционно-строительной  деятельностью (Министерство экономического  развития и торговли, Министерство  финансов, Министерство промышленности  и энергетики, Министерство регионального развития);

- органы опосредованного  управления инвестиционно-строительной  деятельностью (Министерство имущественных  отношений, Министерство иностранных  дел, Министерство по антимонопольной  политике, Министерство промышленности, науки и технологий, другие отраслевые министерства и их территориальные структуры);

- функциональные органы  инвестиционно-финансовой инфраструктуры, созданные с участием государства  (государственные инвестиционные  фонды, государственные инвестиционные  и страховые компании, государственные специализированные инвестиционные и коммерческие банки, инвестиционные агентства и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар №8

  1. Понятие производственной инфраструктуры и вопросы ее перехода на рыночные отношения.

 

Производственная инфраструктура — это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т. д.

Производственная инфраструктура отличается следующими специфическими чертами:

  • доход производственной сферы входит в расчет национального дохода;
  • производственная инфраструктура преобразует продукт в новую для него качественную форму;
  • производственная инфраструктура сегодня имеет значение, равное со всеми остальными отраслями экономики.

Сущность производственной инфраструктуры двоякая. Во-первых, она  направлена на обслуживание нормального  функционирования процесса материального  производства. Во-вторых, обеспечивает нормальную жизнедеятельность самого человека, воспроизводство трудовых ресурсов в национальной экономике.

Социальная инфраструктура — это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека.

Ее роль в современной  национальной экономике постоянно  повышается, а основная задача заключается  в обеспечении жизнедеятельности  населения на все более высоком  качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику  заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов — основного ресурса экономики.

Социальная инфраструктура выполняет следующие функции в национальной экономике:

  • обеспечение нормальных условий жизнедеятельности сотрудников хозяйствующих субъектов;
  • обеспечение необходимой для производственного процесса производительности труда;
  • увеличение трудоспособного возраста;
  • формирование подрастающего поколения.

Сегодня значение социальной инфраструктуры постепенно изменяется — она приобретает все большее  значение. Смещение направлений экономического роста национальной экономики в сторону повышения качества жизни населения приводит к увеличению объемов инвестиций в эту сферу.

Рыночная инфраструктура — это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка и его развитие. Она представлена совокупностью различных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность различных отраслей экономики.

 

  1. Сущность, значение и основные элементы рынка средств производства.

Появление общественного  разделения труда, возникшего между  скотоводческими и земледельческими племенами, а также повышение  производительности и эффективности общественного производства привели к необходимости обмена продуктами этого труда. Изначально рынок означал свободную розничную торговлю продуктами и товарами хозяйственного обихода в специально отведенных местах, на больших площадях и оживленных улицах, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступали деньги. За проданный товар получали деньги и на них приобретали необходимый товар. Такой процесс регулирования производства, спроса, предложения и потребления стал эффективным.

Обмен может осуществляться в двух формах:

  1. бартер (обмен товара на товар);
  2. товарно-денежный обмен, состоящий из двух фаз:

а) фаза покупки;  
б) фаза продажи.

Товарно-денежный обмен  является более прогрессивной формой обмена, так как имеет целый  ряд преимуществ:

  1. сокращает время обмена;
  2. сокращает издержки при обмене;
  3. измеряет стоимость товара наиболее точно.

Обмен составляет основу рыночного механизма.

Возникновение и развитие рынка  можно определить следующими причинами.

1. Общественное разделение труда – экономическое сотрудничество людей, при котором они выполняют строго определенные виды работ, т. е. специализируются. Разделение труда ведет к росту его производительности, что позволяет не только удовлетворять потребности производителя в собственном продукте, но и создавать излишки товаров, которые можно обменивать.

Истории известны три  периода общественного разделения труда:

  1. отделение скотоводства от земледелия;
  2. выделение ремесла в отдельную отрасль;
  3. формирование купечества.

После этого произошло разделение производства на различные подотрасли.

2. Ограниченность ресурсов, которая преодолевается людьми  через обмен на рынке одного  продукта на другой.

3. Экономическая обособленность  производителей, которая обусловлена  частной собственностью.

4. Свобода конкуренции,  т. е. стремление каждого участника  рынка к обеспечению своих  экономических интересов.

 

  1. Особенности и методика составления балансов средств производства.

При составлении основных бюджетов важна последовательность работы над ними.

В рекомендациях отечественных  специалистов по бюджетированию обычно предполагается следующая последовательность составления основных бюджетов:

БДиР – БДДС – Баланс

Объясняется это тем, что процесс составления основных бюджетов призван обеспечить сбалансированность текущих затрат и текущих поступлений, первоначальных затрат и внешних источников поступления денежных средств, прочих вложений и прочих источников поступления средств. Эта сбалансированность достигается тесным взаимодействием основных бюджетов друг с другом.

В специальной и учебной  литературе приводятся и такие аргументы  в защиту предлагаемой последовательности составления основных бюджетов:

Во-первых, бюджет доходов  и расходов (БДиР) более привычен для руководителей, экономистов, бухгалтеров (в виде отчета о прибылях и убытках, о финансовых результатах);

Во-вторых, БДиР не только показывает предполагаемую рентабельность бизнеса, но и задает структуру издержек производства, текущих затрат бизнеса;

В-третьих, в этом бюджете  динамика продаж обычно представляется «по отгрузке», что также более привычно для отечественных руководителей, экономистов бухгалтеров9.

Зарубежные специалисты, имеющие значительный опыт организации  бюджетирования в условиях рынка  предполагают начинать составление  основных бюджетов с бюджета движения денежных средств (БДДС).1 Они считают, что бюджетный отчет о прибылях и убытках и бюджетный баланс включают в себя информацию, содержащуюся в операционных (функциональных) бюджетах и бюджете движения денежных средств.

Бюджет движения денежных средств позволяет руководителям организации регулировать денежные потоки (приток или отток денежных средств) таким образом, что бы избежать появление наличности в значительной степени, превышающей ее текущие потребности, заранее переводя излишние средства в краткосрочные инвестиции. И, наоборот, своевременно выявлять нехватку наличности и закрывать временный ее дефицит банковским кредитом.

Общая цель бюджета движения денежных средств, помочь руководителям  управлять своими денежными средствами так, чтобы, с одной стороны, иметь необходимое их количество, с другой стороны, получать как можно более высокий доход от вложения временно свободных денежных средств.

Бюджет движения денежных средств как плановый документ включает ожидаемый приход и расход денежных средств в течение планируемого периода. Приход формируется по источникам поступления средств, расход – по направлению использования. Ожидаемое сальдо (остаток) денежных средств сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая устанавливается руководством, и которая должна постоянно поддерживаться на необходимом уровне. Минимальная сумма денежных средств представляет своего рода «буфер», позволяющий ослабить влияние непредвиденных обстоятельств или просчетов в планировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срсп №8

Регулирующая роль государства  в развитии производственной инфраструктуры.

 

Производственная инфраструктура предприятия - это совокупность подразделений, которые прямо не связаны с  выработкой продукции. 
 
Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.  
 
К этой категории относятся производства, обеспечивающие: 
 
обслуживание различными видами энергии (электроэнергией, паром, газом, воздухом и др.); 
 
транспортное обслуживание; 
 
ремонт основных средств; 
 
изготовление инструментов, штампов, запасных частей; строительных деталей, конструкций или обогащение строительных материалов (в основном в строительных организациях); 
 
возведение (временных) нетитульных сооружений; 
 
добычу камня, гравия, песка и других нерудных материалов; 
 
лесозаготовки, лесопиление; 
 
засолку, сушку и консервирование сельскохозяйственных продуктов и т.д. 
 
 
С целью формирования производственной инфраструктуры, в сельскохозяйственной организации создаются структурные подразделения, объединяемые в ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и др. хозяйства.  
 
Ремонтное хозяйство - это совокупность производственных подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по надзору за состоянием оборудования, уходу за ним и ремонту. 
 
На крупных сельскохозяйственных предприятиях в состав ремонтного хозяйства входят ремонтно-механический, электроремонтный и ремонтно-строительные цехи и участок по ремонту санитарно-технического оборудования.  
 
Инструментальное хозяйство - это совокупность подразделений, занятых приобретением, проектированием, изготовлением, восстановлением и ремонтом технологической оснастки, ее учетом, хранением и выдачей на рабочие места. 
 
Энергетическое хозяйство - это совокупность технических средств для обеспечения бесперебойного снабжения предприятия всеми видами энергии. 
 
В его состав входят хозяйства:  
 
- электросиловое - понижающие и повышающие подстанции, генераторные и трансформаторные установки, электросети, аккумуляторное хозяйство;  
 
- теплосиловое - котельные, паровые и воздушные сети, компрессоры, водоснабжение и канализация;  
 
- газовое - газовые сети, газогенераторные станции, холодильно-компрессорные и вентиляционные установки;  
 
- печное - нагревательные и термические печи;  
 
- слаботочное - АТС, радиосеть, диспетчерская связь;  
 
- мастерские по ремонту, модернизации энергооборудования.  
 
Транспортное хозяйство - это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и др. грузов на территории предприятия и за его пределами. 
 
По назначению транспорт классифицируется на внешний, межцеховой, внутрицеховой и внутрискладской.  
 
По виду транспорт делят на железнодорожный, водный и автомобильный, а внутризаводской - на безрельсовый и рельсовый; по способу действия - на прерывный (автомобили, электрокары, автотягачи, электровозы и др.) и непрерывный (конвейеры, трубопроводы и т.д.).  
 
При организации транспортного хозяйства должны быть решены следующие вопросы: определены грузооборот и грузовые потоки и осуществлены организация перевозок грузов, выбор типа транспорта и расчет потребности транспортных средств, организация погрузочно-разгрузочных работ.  
 
Складское хозяйство включает комплекс складов, специализированных по видам материальных ресурсов и организованных с учетом требований по их хранению и переработке. 

Информация о работе Объект и научно-методологические основы государственного регулирования экономики