Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:03, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение конъюнктуры и положения компании на рынке сотовых телефонов Санкт-Петербурга, оценка конкурентной среды и перспективы развития рынка в дальнейшем.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты данной темы;
2. Изучить конъюнктуру рынка сотовых телефонов Санкт-Петербурга
3. Оценить и проанализировать собственные возможности предприятия
4. Проанализировать основные показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия
Введение………………………………………………………………………...
3
1. Методологические и методические основы маркетингового анализа…...
5
1.1. Теория маркетингового анализа………………………………………….
5
1.2. Основные методики проведения маркетингового анализа на коммерческом предприятии…………………………………………………...
27
2. Маркетинговая стратегия компании «Евросеть»…………………….……
38
2.1. Характеристика компании «Евросеть»……...…………………………...
38
2.2. Цели компании…………………………………………………………….
43
2.3. Ассортимент……………………………………………………………….
44
2.4. Рынок сбыта………………………………………………………………..
45
2.5. Конкурентный обзор………………………………………………………
53
2.6. Ценообразование…………………………………………………………..
58
2.7. Маркетинговая политика………………………………………………….
58
2.8. Основные каналы распределения………………………………………...
62
2.9. SWOT – анализ…………………………………………………………….
65
2.10. Разработка маркетинговой стратегии…………………………………..
68
3. Маркетинговый анализ рынка сотовых телефонов в
Санкт-Петербурге……………………………………………………………...
70
3.1. Оценка основных конъюнктурных показателей
рынка сотовых телефонов……………………………………………………..
70
87
Заключение……………………………………………………………………..
90
Список используемой литературы……………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА
«Допустить к защите»
Проректор по учебной работе д.с.н. профессор маркетинг
________________________ Н.Л.Захаров
«___»___________________2008 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Оценка перспектив развития рынка сотовых телефонов в Санкт-Петербурге на примере компании «Евросеть»
Санкт-Петербург
2008
Оглавление
Введение………………………………………………………… | 3 |
1. Методологические и методические основы маркетингового анализа…... | 5 |
1.1. Теория маркетингового анализа…………………………………………. | 5 |
1.2. Основные методики проведения маркетингового анализа на коммерческом предприятии………………………………………………… |
27 |
2. Маркетинговая стратегия компании «Евросеть»…………………….…… | 38 |
2.1. Характеристика компании «Евросеть»……...…………………………... | 38 |
2.2. Цели компании………………………………………………………… | 43 |
2.3. Ассортимент………………………………………………… | 44 |
2.4. Рынок сбыта………………………………………………………………. | 45 |
2.5. Конкурентный обзор……………………………………………………… | 53 |
2.6. Ценообразование……………………………………… | 58 |
2.7. Маркетинговая политика…………………………………………………. | 58 |
2.8. Основные каналы распределения……………………………………….. | 62 |
2.9. SWOT – анализ……………………………………………………………. | 65 |
2.10. Разработка маркетинговой стратегии………………………………….. | 68 |
3. Маркетинговый анализ рынка сотовых телефонов в Санкт-Петербурге…………………………………… |
70 |
3.1. Оценка основных конъюнктурных показателей рынка сотовых телефонов……………………………………………………. |
70 |
3.2. Разработка рекомендаций в области маркетинговой политики компании «Евросеть» на рынке сотовых телефонов Санкт-Петербурга…………………………………… |
87 |
Заключение…………………………………………………… | 90 |
Список используемой литературы…………………………………………… | 92 |
В последние годы мобильные телефоны прочно вошли в нашу жизнь. Рынок мобильной связи во всем мире оценивается в миллиарды долларов. При 142 млн. населения страны в России суммарная абонентская база операторов сотовой связи на конец прошлого года составила порядка 90 млн. абонентов(63%). В центральных городах процентное соотношение гораздо выше - в Петербурге сотовой связью пользуются 80% жителей города. С десяток производителей сотовых телефонов поставляют на рынок все усовершенствованные модели. Однако, несмотря на то, что выручка от продаж растет, темпы роста продаж мобильных телефонов замедлились. Спад в 2006 году показал, что рынок близок к насыщению. Каково его сегодняшнее состояние? Какие дальнейшие перспективы? Что ожидает лидеров мобильного сегмента? На этом этапе интерес к рынку мобильных телефонов особенно актуален.
В качестве объекта исследования выбрана компания «Евросеть». Лидер в отрасли зарекомендовал себя как компания, ведущая агрессивную маркетинговую политику и демонстрирующая неординарный подход к бизнесу.
Цель дипломной работы – изучение конъюнктуры и положения компании на рынке сотовых телефонов Санкт-Петербурга, оценка конкурентной среды и перспективы развития рынка в дальнейшем.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты данной темы;
2. Изучить конъюнктуру рынка сотовых телефонов Санкт-Петербурга
3. Оценить и проанализировать собственные возможности предприятия
4. Проанализировать основные показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия
5. Проанализировать и оценить основных наиболее опасных конкурентов
6. Дать оценку маркетинговых решений предприятия
7. Разработка маркетинговой стратегии предприятия
8. Оценка перспектив развития рынка
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ документов и статистической отчетности предприятия; наблюдение (за покупателями), кабинетное исследование (обработка имеющихся данных).
1.Методологические и методические основы маркетингового анализа
1.1.Теория маркетингового анализа
Анализ это процесс получения выводов из собранной и надлежащим образом сгруппированной и обработанной информации, т.е. результат маркетингового исследования. Маркетинговый анализ призван выявить и охарактеризовать тенденции и закономерности состояния и развития рынка, оценить приемлемый уровень риска маркетинговой деятельности, осуществить на научной основе управленческие действия, создать основу регулирования рыночных процессов. Маркетинговый анализ создает предпосылки разработки стратегии фирмы. Анализ товарного рынка фирмы на рынке выявляет комплекс взаимосвязей фирмы с окружающей средой, в частности дает оценку реакции рынка на маркетинговые мероприятия фирмы.
Маркетинговый анализ – оценка, объяснение, моделирование и прогноз процессов и явлений товарного рынка и собственной инновационной и торгово-сбытовой деятельности фирмы с помощью статистических, эконометрических и других методов исследования.
В маркетинговом исследовании сочетаются два типа анализа. Анализ может быть оперативным, охватывающим сравнительно небольшой отрезок времени. Он решает первоочередные, неотложные задачи. Такой анализ может сочетать неформальные оценки с констатирующими статистическими характеристиками. Подобный анализ носит конъюнктурный характер. Анализ же стратегический (фундаментальный), который ставит своей целью выявление и моделирование базовых закономерностей и тенденций, взаимосвязей и пропорций и т.п., опирается на точные количественные оценки, получаемые в результате статистических расчетов.
В оперативном масштабе анализ начинается с текущих, конъюнктурных оценок рыночной ситуации, краткосрочной, предупредительной информации. Аналитическая информация об оперативной ситуации на рынке необходима для текущей объективной оценки собственных возможностей и вероятных конкурентных действий. Т.е. оперативный маркетинговый анализ – это оценка и прогноз текущей рыночной ситуации, преследующие краткосрочные тактические цели.
Стратегический уровень анализа предусматривает более глубокое исследование рынка, охватывающее достаточно длительный период, достаточный для выявления основных закономерностей и перспективных прогнозов. Анализ маркетинговой деятельности в стратегическом плане должен соответствовать требованиям инновационной политики, процессу выявления наиболее перспективных тенденций рыночного развития и обеспечения ее эффективности. Маркетинговый анализ позволяет оценить опасность конкурентной угрозы, найти сильные и слабые стороны конкурента, предвидеть стратегию конкуренции.
Предметом маркетингового анализа является маркетинговая деятельность фирмы, как оперативная, так и стратегическая, те процессы и явления, которые рассматриваются на какой-то момент времени, а также в своем постоянном развитии.
Объектом маркетингового анализа являются: отдельное предприятие или совокупность предприятий, отрасль в целом, а также отдельные индивидуумы и их совокупность, отдельные домохозяйства/семьи и их совокупность.
Аналитическая деятельность в рыночной сфере имеет две ступени: первая – констатация фактов, оценка состояния и развития рынка и самой фирмы, и вторая, более сложная – объяснение и моделирование причинно-следственных связей, научное прогнозирование дальнейшего развития рынка и рыночных отношений. В связи с этим рассматриваются различные типы маркетингового анализа:
В маркетинговом анализе существует обязательное требование: выводы маркетингового анализа должны быть четкими и недвусмысленными, они должны обязательно сопровождаться практическими рекомендациями (рис.1).
Типология маркетингового анализа.
Констатирующие Выявление,
оценки состояния моделирование
и развития рынка. и прогнозирование
рыночных процессов
и явлений.
Конъюнктурный Стратегический
анализ рынка. анализ рынка.
Рисунок 1. Типология маркетингового анализа
Результаты аналитического исследования представляются следующим образом, в виде:
количественных характеристик;
различного рода схем и диаграмм;
статистических и эконометрических моделей.
Генеральной задачей, целью маркетингового анализа является характеристика и прогнозирование состояния и развития рынка. Изучается уровень развития рынка, его динамика и структура, территориальные особенности, взаимосвязи и т.п. Маркетинговый анализ ставит перед собой следующие конкретные цели:
1. дать оценку и прогноз состояния и развития рынка;
2. смоделировать закономерности спроса и предложения;
3. выявить реакцию рынка на маркетинговые действия;
4. охарактеризовать экономический и финансово-кредитный потенциал рынка;
5. определить уровень конкуренции и конкурентоспособности, оценить потенциальные возможности конкурентов, спрогнозировать их действия;
6. выявить и спрогнозировать мнения, поведение и предпочтения потребителей;
7. оценить вероятность и силу коммерческого риска.
Методология маркетингового анализа проистекает из его целей. Она определяется предметом анализа и в известной мере обусловлена характером имеющейся информации. Наиболее широко в перечне методов маркетингового анализа представлена статистика. В маркетинговом анализе используются следующие статистические методы (рис.2):
абсолютные, средние и относительные величины;
динамические ряды и ряды распределения;
группировки;
индексный анализ;
вариационный и дисперсионный анализ;
корреляционно-регрессионный и многомерный анализ;
графический метод, трендовые модели, методы экспертных оценок.
Эконометрика в маркетинге представлена методами линейного и нелинейного моделирования, а также динамического программирования, моделями, базирующимися на теории массового обслуживания (теория очередей) и теории принятия решений (теория риска), имитационными моделями. Самостоятельная роль принадлежит логистическим моделям управления потоками товаров и денег и оптимизации товарных запасов. В маркетинговом анализе широко используются квалиметрические методы, а также методы социометрии.
Так же широко применяются матричные модели, в частности стратегические решетки. Их часто используют для целей разработки оптимальной стратегии. Они могут найти применение для определения рейтинга фирмы и ее позиции на рынке, для прогноза риска и т.п. Известная роль принадлежит также неформальному описательному и качественному анализу, сценариям развития и т.п.
Методология
маркетингового
анализа
Статистический Эконометрический Логистический
анализ анализ анализ