Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:03, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение конъюнктуры и положения компании на рынке сотовых телефонов Санкт-Петербурга, оценка конкурентной среды и перспективы развития рынка в дальнейшем.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты данной темы;
2. Изучить конъюнктуру рынка сотовых телефонов Санкт-Петербурга
3. Оценить и проанализировать собственные возможности предприятия
4. Проанализировать основные показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия
Введение………………………………………………………………………...
3
1. Методологические и методические основы маркетингового анализа…...
5
1.1. Теория маркетингового анализа………………………………………….
5
1.2. Основные методики проведения маркетингового анализа на коммерческом предприятии…………………………………………………...
27
2. Маркетинговая стратегия компании «Евросеть»…………………….……
38
2.1. Характеристика компании «Евросеть»……...…………………………...
38
2.2. Цели компании…………………………………………………………….
43
2.3. Ассортимент……………………………………………………………….
44
2.4. Рынок сбыта………………………………………………………………..
45
2.5. Конкурентный обзор………………………………………………………
53
2.6. Ценообразование…………………………………………………………..
58
2.7. Маркетинговая политика………………………………………………….
58
2.8. Основные каналы распределения………………………………………...
62
2.9. SWOT – анализ…………………………………………………………….
65
2.10. Разработка маркетинговой стратегии…………………………………..
68
3. Маркетинговый анализ рынка сотовых телефонов в
Санкт-Петербурге……………………………………………………………...
70
3.1. Оценка основных конъюнктурных показателей
рынка сотовых телефонов……………………………………………………..
70
87
Заключение……………………………………………………………………..
90
Список используемой литературы……………………………………………
3 192,5 тыс. человек или 69,8% всего населения Санкт-Петербурга и 954,3 тыс. человек или 58,3 % всего населения Ленинградской области имеет среднедушевой доход более 7000,0 рублей в месяц.
5. Количество и состав потребителей сотовой связи
По оценкам специалистов общее число всех пользователей сотовой связи в Петербурге (с учетом жителей всех административно подчиненных районов Большого Петербурга и детей до 16 лет) на 2007 год составило порядка 3650-3750 тысяч человек или 80% от общего числа жителей.
Сотовая связь с каждым годом становилась все популярнее. Стабильный рост по всей стране за последнее десятилетие этому явное подтверждение. Северная столица не стала исключением. С 2002 года, когда число пользователей равнялось 900 тыс. человек, число абонентов сотовых операторов росло быстрыми темпами (рис. 15).
Рисунок 15. Динамика числа пользователей в Санкт-Петербурге (млн. чел. на начало года)
За последний год число пользователей сотовой связи в Санкт-Петербурге увеличилось на 320 тыс. чел., прирост за год составил около 9% и в 2007 году рынок стал близок к стадии насыщения. - 3,7млн. пользователей. Притом, что население Петербурга составляет 4,5 млн. человек.
С 2005 года отмечается снижение числа подключений новых абонентов: за 2004 год было подключено 565 тыс. новых абонентов, за 2005 год – 465 тыс., за 2006 год – 320 тыс. Снижение темпов прироста новых абонентов – закономерно, так как число потенциальных клиентов с каждым годом становится меньше (табл. 9).
В 2006 году лидером по количеству вновь приобретенных абонентов стал оператор TELE-2, который за год утроил число клиентов. Рост абонентской базы стал следствием улучшения технических характеристик связи, расширения зоны охвата и реализации агрессивной рекламной кампании при сохранении самых низких цен.
Таблица 9. Прирост пользователей услуг операторов мобильной связи[3].
(Санкт-Петербург с административно подчиненными пригородами, все пользователи)
| за 2004 | за 2005 | за 2006 | |||
тыс. чел. | %% | тыс. чел. | %% | тыс. чел. | %% | |
ВСЕГО | +565 | 24% | +465 | 16% | +320 | 9% |
Мегафон | +260 | 20% | +110 | 7% | +129 | 8% |
МТС | +190 | 23% | +215 | 21% | -135 | -11% |
Би-Лайн | +135 | 75% | +218 | 69% | +115 | 22% |
TELE-2 | +35 | 64% | +48 | 53% | +290 | 210% |
Скай-Линк | +28 | 76% | +5 | 8% | +20 | 29% |
Услуги «TELE-2» привлекают молодых людей 16-24 лет (табл. 10), которые много говорят по телефону, не очень требовательны к качеству связи, но ориентированы на «платить по минимуму».
Аргумент «а у нас дешевле!» является крайне привлекательным, что подтверждают успехи компании «Би-Лайн», которая в 2006 году также привлекала клиентов дешевыми тарифами.
Неплохо провел год и «Скай-Линк», которого можно отнести к «нишевым операторам». «Скай-Линк» – это не столько сотовая связь, сколько мобильная работа с приемом и передачей данных.
Для «Мегафона» прошедший год был стабильно-застойным. Компания отдала чуть-чуть от своей львиной доли на рынке (подробно см. ниже), но по абсолютному приросту числа абонентов уступила только «TELE-2».
Одним из важных событий на рынке сотовой связи Санкт-Петербурга в 2006 году стало снижение числа пользователей сети «МТС». Скорее всего, значительную часть оттока клиентов МТС в 2006 году обеспечили «Би-Лайн» и «TELE-2», которые сумели переманить людей более привлекательными тарифами. Вероятно, «МТС» сможет вернуть себе большую часть «беглецов», если будет активно участвовать в «битве тарифов».
Таблица 10. Число пользователей сотовой связи[4]
.
| ВСЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ | ПОЛЬЗОВАТЕЛИ – | ПОЛЬЗОВАТЕЛИ – | |||||||||
фев’04 | ф’05 | ф’06 | ф’07 | ф’04 | ф’05 | ф’06 | ф’07 | ф’04 | ф’05 | ф’06 | ф’07 | |
всего пользователи | 2350 | 2915 | 3380 | 3700 | 2185 | 2625 | 3020 | 3380 | 165 | 290 | 360 | 320 |
Мегафон | 1310 | 1570 | 1680 | 1809 | 1225 | 1440 | 1520 | 1665 | 85 | 130 | 160 | 144 |
МТС | 830 | 1020 | 1235 | 1100 | 775 | 920 | 1112 | 1023 | 55 | 100 | 123 | 77 |
Би-Лайн | 180 | 315 | 533 | 648 | 162 | 270 | 468 | 585 | 18 | 45 | 65 | 63 |
TELE-2 | 55 | 90 | 138 | 428 | 47 | 75 | 115 | 375 | 8 | 15 | 23 | 53 |
Скай-Линк | 37 | 65 | 70 | 90 | 36 | 63 | 67 | 85 | 1 | 2 | 3 | 5 |
сумма абонентов | 2412 | 3060 | 3656 | 4075 | 2245 | 2768 | 3282 | 3733 | 167 | 292 | 374 | 342 |
Сумма абонентов больше числа пользователей для начала 2007 года на 10%, т.е. 360-370 тыс. петербуржцев пользуются SIM-картами двух и более операторов сотовой связи (именно пользуются, а не владеют выписанными на их имя SIM-картами). Для сравнения: 2006 год – на 8% больше, 2005 – на 5%, 2004– на 3%.
За прошедший год доля пользователей-детей в общей численности пользователей мобильной связью снизилась с 11% до 9%. Снижение численности детей до 16 лет пользующихся личным мобильным телефоном, объясняется естественным уменьшением численности детей до 16 лет в Петербурге. В возрастной структуре детского населения увеличивается доля малышей 0-5 лет, которым мобильный телефон практически еще не нужен (с 34% в 2003 году до 41% в 2006 году).
Если рассматривать охват детского населения по относительному показателю, то здесь отмечается стабильность: в 2005 году имели мобильный телефон 53% детей до 16 лет, в 2006 году – 55%. Самая высокая доля детей-пользователей сотовой связи – среди абонентов «TELE-2» и «Би-Лайн», предлагающих самые низкие тарифы на связь.
Среди операторов сотовой связи в Санкт-Петербурге с 2001 года по количеству абонентов лидирует «Мегафон»(тогда услугами этого оператора пользовались 70% абонентов), но со временем его доля только уменьшается и за прошлый год она составила 44%. МТС на протяжении нескольких лет – с 2003 по 2006 стабильно обслуживал 34% абонентов, но в 2007 его доля сократилась до 27%. У Ба-Лайна наблюдается устойчивый рост: в 2004 он начал с 7% и в 2007 на него приходится уже 16%. Теле-2 благодаря своим низким тарифам удалось занять устойчивую рыночную нишу и сейчас это уже 11%. Скай-Линк же с 2005 года стабильно «держит» 2% абонентов (рис. 15).
Рисунок 15. Распределение абонентов по операторам.(все пользователи) на 2007 год
Уровень проникновения сотовой связи неуклонно растет. Однако интенсивный рост явно свидетельствует о скором насыщении рынка (рис. 16).
Рисунок 16. Уровень проникновения сотовой связи или доля пользователей среди взрослого населения Санкт-Петербурга (данные на начало года)
%% взрослого населения СПб от 16 лет и старше (без учета пригородных районов)
6. Объем и структура товарного предложения
Объем продаж сотовых телефонов в 2007 году превысил 6,9 млрд. долларов. Доля Северо-западного региона составила 10% от этой суммы. На рынке присутствуют порядка 35 производителей (Nokia, Samsung, SonyEricsson, Motorola, LG и др.), которые представлены более чем 500 моделями телефонов. По итогам года количество моделей сотовых телефонов, находящихся в активной продаже:
в ценовом сегменте свыше 400 USD увеличилось на 49%,
в ценовом сегменте от 300 до 400 USD – увеличилось на 17%
в ценовом сегменте от 200 до 300 USD – увеличилось на 15%
в ценовом сегменте от 100 до 200 USD – увеличилось на 9%
в ценовом сегменте до 100 USD – уменьшилось на 19%
Уменьшение количества предлагаемых моделей в бюджетных ценовых сегментах является «ответной реакцией» производителей на стагнацию продаж в данных ценовых сегментах на российском рынке. Основной интерес большинства производителей сконцентрирован на моделях сотовых телефонов стоимостью выше 250 USD. Исключением в 2007 году являлись производители Alcatel и Sagem, основной объем продаж которых был обеспечен моделями сотовых телефонов стоимостью ниже 150 USD.
Наиболее привлекательным ценовым сегментов на российском рынке для производителей сотовых телефонов стал сегмент от 300 до 400 USD. Именно в данном ценовом сегменте уже второй год подряд сохраняется наиболее «благоприятное» для производителей соотношение количества присутствующих в данном сегменте моделей сотовых телефонов и объемов ценового сегмента в денежном выражении. В 2007 году усредненная доля рынка моделей в данном ценовом сегменте в денежном выражении составила 0,27%, что эквивалентно годовому объему продаж на уровне около 54 тыс. штук.
В течение 2007 года на российском рынке в ценовом сегменте от 300 до 400 USD в активной продаже находилось 75 различных моделей сотовых телефонов. При этом количество моделей сотовых телефонов в 2007 году в данном ценовом сегменте выросло на 19%. Наиболее сильные позиции в данном ценовом сегменте в 2007 году имели производители Nokia, Samsung и SonyEricsson.
Наиболее неблагоприятное для производителей соотношение объемов ценового сегмента и количества присутствующих на рынке моделей сложилось в бюджетном ценовом сегменте. В 2007 году усредненная доля рынка моделей в ценовом сегменте до 100 USD в денежном выражении составила 0,13%, что эквивалентно годовому объему продаж на уровне около 115 тыс. штук.
В течение 2007 года на российском рынке в ценовом сегменте до 100 USD в активной продаже находилось 57 различных моделей сотовых телефонов. При этом количество моделей сотовых телефонов в 2007 году в данном ценовом сегменте сократилось на 19%[5].
7. Ассортимент и качество продукции
Мобильные телефоны - очень специфический товар. Начальная цена на новую модель держится в среднем две недели. Если продавец не успевает сбыть товар в этот срок, он будет работать себе в убыток. Если, опасаясь убытков, он станет закупать мало телефонов, в ассортименте салона сотовой связи образуются дыры. Как следствие, рынок сотовой розницы подвержен частым колебаниям: избыток товара периодически сменяется дефицитом. Расширение ассортимента за счет смежных товарных групп, к которым можно применить схожую технологию продаж и способы выкладки, позволяет дилеру сделать свой бизнес менее зависимым от этих колебаний.
Поэтому, важным направлением работы практически всех заметных участников рынка сотового ритейла является диверсификация ассортимента. В большинстве магазинов, помимо непосредственно мобильных телефонов и аксессуаров, представлен набор дополнительных товаров и услуг. Как правило, это прием платежей, продажа телефонных и интернет-карт, предоставление услуг цифровой печати и т.д. Кроме этого значительную часть ассортимента салонов связи формирует цифровая техника - фотокамеры, карты памяти, принтеры, МР3-плееры, а в салонах "Ультра" продаются еще и системы безопасности для дома и офиса, автомобильные охранные системы.
Для ритейлеров диверсификация ассортимента является основным способом поддержания рентабельности бизнеса в условиях, когда рентабельность продаж самих мобильных телефонов постоянно снижается.
8. Уровень соотношения цен на товары
«Большая пятерка» лидеров мобильной розницы широко представлена в Санкт-Петербурге. Все 5 компаний, за исключением «DIVIZION» (которая представлена только интернет-магазином), активно развивают розничные сети. Сейчас в Петербурге работает более 1000 салонов связи[6], из которых на долю сетевых игроков приходится около 45%. Аналитики оценивают долю сетевых компаний в 60-65% рынка[7].
Самый широкий ассортимент товара представлен в магазинах «Евросеть», «Связной» и «Divizion». Однако по ценам «Divizion» явно уступает своим конкурентам – на большинство позиций цены гораздо выше, чем у ближайшего «преследователя». Так, на модель SonyEricsson W880i цена превосходит цены конкурентов на 44-49%, а на Samsung F300 – на 35-41%. Небольшой ассортимент мобильных телефонов сети «Цифроград» компенсируется огромным количеством фотоаппаратов, фото принтеров, GPS навигаторов и прочими товарами (табл. 11).
Таблица 11. Цены на выборочные модели мобильных телефонов
| Евросеть | Связной | Цифроград | Dixis | Divizion |
Alcatel E259 | 1490 | 1680 | - | - | 2522руб. |
LG KE970 | 8490 | 8290 | 7990 | - | - |
Motorola W208 | 1690 | 1990 | - | 1850 | 1980 |
Motorola V3i | 4980 | 5500 | 4490 | 5278 | 6350 |
Nokia 6085 | 5100 | 4820 | - | - | 4690 |
Nokia 6300 | 6180 | 6590 | 6350 | 6177 | 9190 |
Nokia 8600Luna | 21890 | 22450 | 22190 | 21750 | 22300 |
Pantech G600 | 2390 | 2440 | - | - | 3670 |
Pantech GB200 | - | 3900 | - | - | 4399 |
Samsung E570 | 4780 | 5300 | - | 5510 | 6390 |
Samsung F300 | 6990 | 7680 | - | 7540 | 11708 |
Siemens CL75 | - | - | - | - | 3960 |
SonyEricsson W300i | 4690 | 5570 | 5700 | 5520 | 5895 |
SonyEricsson W880i | 9180 | 8120 | 8250 | 8410 | 14830 |