Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:03, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение конъюнктуры и положения компании на рынке сотовых телефонов Санкт-Петербурга, оценка конкурентной среды и перспективы развития рынка в дальнейшем.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты данной темы;
2. Изучить конъюнктуру рынка сотовых телефонов Санкт-Петербурга
3. Оценить и проанализировать собственные возможности предприятия
4. Проанализировать основные показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия
Введение………………………………………………………………………...
3
1. Методологические и методические основы маркетингового анализа…...
5
1.1. Теория маркетингового анализа………………………………………….
5
1.2. Основные методики проведения маркетингового анализа на коммерческом предприятии…………………………………………………...
27
2. Маркетинговая стратегия компании «Евросеть»…………………….……
38
2.1. Характеристика компании «Евросеть»……...…………………………...
38
2.2. Цели компании…………………………………………………………….
43
2.3. Ассортимент……………………………………………………………….
44
2.4. Рынок сбыта………………………………………………………………..
45
2.5. Конкурентный обзор………………………………………………………
53
2.6. Ценообразование…………………………………………………………..
58
2.7. Маркетинговая политика………………………………………………….
58
2.8. Основные каналы распределения………………………………………...
62
2.9. SWOT – анализ…………………………………………………………….
65
2.10. Разработка маркетинговой стратегии…………………………………..
68
3. Маркетинговый анализ рынка сотовых телефонов в
Санкт-Петербурге……………………………………………………………...
70
3.1. Оценка основных конъюнктурных показателей
рынка сотовых телефонов……………………………………………………..
70
87
Заключение……………………………………………………………………..
90
Список используемой литературы……………………………………………
В отсутствие «конкурентоспособности» со стороны Nokia на полках в салонах «Евросети» Samsung (конфликт с которым был исчерпан в 2006 году) уверенно занимает лидирующую позицию (28%). В РФ он только второй. Потребители все чаще выбирают SonyEricsson (16,5), а Motorola позиции теряет (8,7%). Впрочем, на полках «Евросети» доли у них равные. Это подтверждают результаты проведенного исследования по сотовым брендам. У россиян спросили: какие телефоны им известны, какие телефоны превосходят другие по соотношению цена/качество, какие телефоны они посоветовали бы купить своим близким и т.д. Выяснилось, что самые узнаваемые фирмы — это Nokia (56%), Samsung (46%), Motorola (42%), Siemens (37%), которой, кстати, как таковой уже давно не существует. Соответственно 68%, 64%, 65% и 58% респондентов узнают эти марки после небольшой подсказки. В рейтинге качественных телефонов беспрекословным лидером является финская Nokia, набравшая 44% голосов. На втором месте с гигантским отрывом — Samsung (25%). Появляется Sony-Ericsson — за ней 14% опрошенных. За Motorola и Siemens признают качество лишь 13% и 12% респондентов. Позиции Nokia выглядят гораздо предпочтительнее, даже в спорных вопросах фирма заметно обгоняет ближайших преследователей. Опрос также выявил бедственное положение марки BenQ-Siemens, которую россияне, за редким исключением, отказались узнавать и комментировать.
Распределение рынка розничных продаж сотовых телефонов в РФ по ценовым сегментам по количеству продаж в 2007 году показывает, что больше всего потребители предпочитают телефоны средней ценовой категории – от $130 до $299 (тоже показывает и доля продаж в салонах «Евросеть») (табл. 4). На телефоны этого интервала приходится почти половина всех продаваемых телефонов. Следом стоят телефоны низшей ценовой категории до $69 – такими моделями пользуются все, кому от телефона нужна только функция связи, без каких-либо дополнительных опций.
Таблица 4. Доли розничных продаж телефонов по ценовым сегментам.
Доли розничных продаж телефонов по ценовым сегментам. | ||
Ценовой интервал | РФ | «Евросеть» |
До $69 | 14% | 16,4% |
$70-$99 | 12,9% | 11,8% |
$100-$129 | 9,6% | 9,7% |
$130-$199 | 18,8% | 21,3% |
$200-$299 | 20,5% | 21,6% |
$300-$399 | 13,1% | 10,7% |
Более $400 | 11,1% | 8,6% |
2.5. Конкурентный обзор
«Большая пятерка» лидеров мобильной розницы - так рынок называет «Евросеть», «Связной», «Цифроград», Divizion и Dixis.
"Связной" – федеральная розничная сеть, специализирующаяся на продаже услуг сотовых операторов, персональных средств связи, аксессуаров, портативной цифровой аудио- и фототехники. Компания является официальным дистрибьютором ведущих производителей GSM-телефонов и телефонов стандарта DECT, а также дилером крупнейших операторов сотовой связи.
Реальное преимущество "Связного" - качество коммуникации с потребителем. Под качеством коммуникации подразумевается целый комплекс маркетинговой активности - от прямой рекламы до оформления мест продаж. При этом по таким факторам, как уровень цен, ассортимент и удобство мест продаж, сеть "Связной" входит в число лучших.
"Связной" во многом является новатором на рынке мобильного ритейла: "Связной" первым с марта 2004 года стал принимать платежи у населения за междугородную и международную связь по счетам "Ростелеком". В апреле 2003 "Связной" первым начал выпуск полноцветного ежемесячного каталога мобильных телефонов под названием "Взрослые игрушки", а в 2004 году была создана уникальная для российского рынка розничная сеть – галерея цифровых технологий «Связной 3».
Замена старого телефона на новую модель с доплатой, прием платежей без комиссии, оформление полисов автострахования, подключение к НТВ+, возможность покупки товаров в кредит, ряд информационных SMS-сервисов... – и это далеко не весь перечень предоставляемых компанией услуг.
Постоянное стремление центров мобильной связи "Связной" к инновациям и самосовершенствованию привело к открытию новой, не имеющей аналогов в России розничной сети – галереи цифровых технологий "Связной 3". Посетителям "Связного 3" предложен ряд абсолютно новых услуг и широчайший ассортимент портативной цифровой техники. Впервые в практике российских сетей сотовой розницы потребитель получает открытый доступ к витринам. При всех нововведениях, высочайшем уровне обслуживания и дополнительных клиентских сервисах, "Связной 3" сохранил демократичный уровень цен.
Стратегия развития группы компаний "Связной" направлена на увеличение рыночной доли, диверсификацию поставщиков, расширение продуктового ряда и товарного ассортимента, рост стоимости бренда и экспансию в новые сегменты рынка услуг высокой добавленной стоимости в телекоммуникациях.
На сегодняшний день группа контролирует 1396 салонов под маркой «Связной», 163 точки продаж «Связной 3» и 16 центров «Связной-дисконт».
"Связной" - вторая в России по обороту после "Евросети" сеть салонов связи. Аналитики в декабре 2007 г. оценивали прибыль группы до налогообложения в $200-220 млн (5,1-5,6 млрд руб.)
«Цифроград» - одна из крупнейших розничных сетей по продвижению персональной цифровой электроники и услуг на базе передовых технологий. Бренд выведен на рынок в 2003 году. Владелец сети — холдинг «Северен», специализирующийся на оптовых поставках сотовых телефонов и оказании услуг связи. Штаб-квартира находится в Москве.
Сегодня « Цифроград» это официальный партнер ведущих мировых производителей: Nokia, Samsung, Sony Ericsson, Sharp, Pantech, LG, Voxtel, Haier, Pentax, Fly, Philips, Sony, Motorola, Panasonic. В ассортименте сети представлен широкий выбор мобильных телефонов, радиотелефонов (DECT), MP3- и DVD-плееров, цифровых фото-видео-камер и аксессуаров. "ЦИФРОГРАД" имеет статус "Федерального дилера" операторов «большой тройки» - МТС, Билайн, Мегафон – а также дилера региональных мобильных сетей, предоставляя широкий спектр услуг - от подключения к тарифным планам до оплаты услуг операторов через универсальную платежную систему CyberPlat. В "ЦИФРОГРАДЕ" действует система покупки мобильной электроники в кредит совместно с банками "Русский стандарт", Home Credit, Инвестсбербанк и "Альфа-банк". Так же оказываются дополнительные услуги: печать фотографий, автострахование, оцифровка видео и т.д.
"ЦИФРОГРАД" входит в лидеры российского рынка мобильного ритейла. Количество центров мобильной электроники превышает 1450, из них магазинов собственной розницы – 560 (табл. 5). Число городов присутствия превысило 370. Доля компании на рынке по итогам 2007 года составляет 10-11%. Действует крупнейшая программа франчайзинга в отрасли – у «Цифрограда» более 100 партнеров. Количество сотрудников превышает 3000 человек.
Таблица 5. География компании.
Федеральный округ | СФО | СЗФО | ЦФО | ЮФО | УФО | ДВФО | ПФО |
Кол-во магазинов | 261 | 218 | 328 | 208 | 163 | 45 | 228 |
На сегодняшний день региональная розничная сеть «Цифроград» управляется 9 филиалами в городах:
- Москва
- Санкт-Петербург
- Воронеж
- Казань
- Саратов
- Пермь
- Урал
- Красноярск
- Новосибирск
В 19 городах открыты логистические центры компании, которые обрабатывают и распределяют товар как для нужд собственной розницы, так и франчайзинговых партнеров.
Оборот по сотовым телефонам и подключениям за 2006 год - $722,4 млн, за 2005 год — около $600 млн.
Группа компаний DIXIS была основана в 1996 году. Это компания со 100%-ным частным капиталом. Является официальным дистрибутором ведущих телекоммуникационных компаний Nokia, Samsung, Sony Ericsson, Motorola, Fly, LG, Panasonic, Pantech, Philips, Hyundai, BenQ Mobile, Sagem, Sharp.
В настоящее время в состав торговой сети DИКСИС входит порядка 1400 собственных и франчайзинговых магазинов в России и Республике Казахстан. В компании работают более 5800 человек. Оборот ГК DИКСИС по итогам 1 полугодия 2007 года составил 421,9 млн. долл. США..
Стратегия Группы компаний DIXIS направлена на решение задачи стать крупнейшей сетью салонов связи, предлагающих широкий спектр продуктов и услуг в области телекоммуникаций, на территории России и стран СНГ. На горизонте трех лет компания собирается: Занять второе место на рынке ритейла мобильной и цифровой техники. Диксис не стремится стать лидером, объясняя это тем, что стратегия лидера предполагает самые высокие издержки и риски, поэтому он выбирает путь анализа достижений и ошибок лидера рынка для снижения собственных рисков и выбора эффективных решений.
Группа компаний «DIVIZION» — одна из крупнейших компаний, завоевавшая за 7 лет стабильной работы лидирующее место в области оптовой торговли сотовыми телефонами.
Семь лет стабильной и динамичной работы на рынке мобильной связи России позволили Компании занять одно из лидирующих мест в области дистрибуции, оптовой и розничной торговли сотовыми телефонами, оказания сервисных услуг и завоевать статус крупного и надежного партнера.
Работая напрямую с лучшими мировыми брендами: Motorola, Samsung, Siemens, Nokia, Sony-Ericsson и др., компания «Divizion» предлагает клиентам товары гарантированного качества, прошедшие всю необходимую сертификацию. Рост компании существенно опережал темпы роста рынка мобильных средств связи.
Широкая дилерская сеть охватывает территорию от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, включая в себя более 52 регионов России. Цели напавлены на расширение дилерской сети и последующую поддержку дилеров, реализовывая разнообразные формы сотрудничества. Компания всегда готова поделиться с деловыми партнерами своими знаниями и опытом - уже апробированными методиками продаж, продвижения товара/услуг, управления и технологией ведения бизнеса. «Divizion» оперативно обеспечивает своих дилеров информацией о новых ассортиментных поступлениях, различной рекламной продукцией, организует обучение и совместное участие в рекламных акциях и маркетинговых программах.
Розничные продажи осуществляются через собственную сеть магазинов и Интернет-проект. В планах - активное региональное развитие розничной сети и достижение лидирующих позиций на каждом конкретном рынке.
Компания выстраивает универсальную службу сервиса, не имеющую аналогов ни в одной профильной фирме. Интерактивная концепция сайта дает возможность компании «Divizion» быть в курсе того, что именно интересует их партнеров. Прямая бесплатная линия связи, позволяет клиентам высказать свои пожелания и незамедлительно получить квалифицированную информационную или сервисную помощь. Компания поддерживает деловые отношения со всеми крупнейшими операторами сотовой связи России. Работает со склада и под заказ, обеспечивая поставки товара в самые отдаленные уголки страны. В рамках франчайзинговой программы DIVIZION открыла в регионах России более 600 торговых точек. Оборот компании не разглашается.
2.6. Ценообразование
«Евросеть» занимает лидирующее положение на розничном рынке сотовых телефонов. Она может осуществлять закупки в крупных масштабах и поэтому пользуется льготным режимом, предоставляемым ей ведущими вендорами сотовых телефонов, которые готовы продавать свои сотовые телефоны “Евросети” по более выгодной цене, чем ее конкурентам, или предоставлять “Евросети” значительные скидки. Сейчас “Евросеть” предлагает своим клиентам одни из самых низких цен на сотовые телефоны по сравнению с ее конкурентами на розничном рынке.
2.7. Маркетинговая политика
В последние годы рынок мобильной связи в России развивался стремительными темпами. Появилось множество компаний, предоставляющих услуги в этой области, и, соответственно, настало время жесткой конкуренции. Теперь даже в регионах непросто найти место под солнцем, не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге, где рынок мобильной связи находится на стадии насыщения.
В апреле 1997 г. в Москве начал работу первый салон сотовой связи «Евросеть». Тогда на рынке мобильных телефонов позиции лидеров делили «Техмаркет» и DIXIS, телефонов по цене ниже 170 долларов не существовало, а сам доллар обладал несравнимо большей покупательной способностью, чем сегодня. Первый салон компании, находящийся в центре столицы, начинает предлагать те же телефоны, что продаются в «Техмаркете» или DIXIS, дешевле на 10, 15, 20 а то и больше процентов.
Прекрасно понимая обеспокоенность покупателей возможными проблемами с возможно «серыми» телефонами, «Евросеть» предлагала в случае легких неполадок попросту обменять на аналогичный, а в случае более серьезных проблем — принимала телефон в свой собственный сервисный центр. За счет минимизации издержек компании «Евросеть» успешно удавалось конкурировать с тогдашними монстрами сотового рынка, а вскоре, по мере открытия новых салонов, и обойти их по продажам. Через некоторое время был развернут широкий фронт продаж, цены на сотовые телефоны выровнялись, а операторы сотовой связи, которые всегда держали самые высокие цены, вообще отказались от продаж телефонов.