Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:22, курсовая работа
Цель данной работы: изучение теоретических, методологических, методических основ по организации хозяйственных связей, и практической работе предприятия по закупке материальных ресурсов.
Для достижения поставленной цели в работе сделана попытка:
— В теоретическом плане - показать необходимость рациональной организации хозяйственных связей на современном этапе; раскрыть основные категории и понятия по данному вопросу;
— В аналитическом плане – дать организационно-экономическую характеристику исследуемого объекта; проанализировать состояние и развитие хозяйственных связей на предприятии; рассмотреть механизм договорно-претензионной работы на предприятии в процессе реализации хозяйственных связей;
— В рекомендательном плане – провести анализ, экономическое обоснование предлагаемых мероприятий по совершенствованию существующей системы хозяйственных связей предприятия.
Важнейшим направлением повышения эффективности производства является высокая степень согласованности в деятельности предприятий – изготовителей и предприятий – получателей продукции на основе ассортимента, сроков и партий поставок в максимальной мере приближенных к условиям потребления. Решение этой задачи во многом зависит от характера взаимоотношений между изготовителями и покупателями продукции.
С точки зрения участия снабженческо-сбытовых организаций в регламентации условий поставки продукции, что находит свое выражение в соответствующих формах хозяйственных связей:
— прямых;
— опосредованных.
В тех случаях, когда непосредственное взаимодействие между изготовителями (продавцами) и получателями продукции обеспечивает более быстрое и точное согласование их деятельности, целесообразной формой хозяйственных связей являются прямые хозяйственные связи; когда основные условия поставки материальных ресурсов согласовываются непосредственно между продавцом и покупателем.
При прямых связях, ассортиментная программа производства и планы ее реализации у предприятий-изготовителей формируются на основе заказов, получаемых непосредственно от потребителей в пределах общих объемов поставок продукции.
Задача органов снабжения и сбыта у предприятий, для которых экономически целесообразной формой хозяйственных связей являются прямые связи, состоит в определении возможности перевода этих предприятий на такие связи с учетом имеющихся производственных мощностей по производству продукции, рациональности их использования и перспектив их роста, необходимости полного обеспечения данным видом продукции всех заданий, предусмотренных в планах и установлением прямых связей между изготовителями и потребителями.
Эффективность прямых хозяйственных связей выражается в закупках товаров у изготовителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а следовательно, уменьшении величины торговых надбавок, установленных каждым посредником.
Опосредованные хозяйственные связи – это хозяйственные связи, при которых предполагается та или иная степень участия посредника, через которого определяются условия поставки продукции. Трудно переоценить роль посредника в коммерческой деятельности.
Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование эффективных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями материальных ресурсов немыслимо без участия посредников, и в частности – оптовых звеньев, выступающих в роли активного коммерческого посредника.
В условиях рыночного развития функции оптовых посредников, с одной стороны, усложнились, а с другой – персонифицировались. По отношению к клиентам – покупателям оптовые предприятия должны выполнять следующие функции:
— оценка потребностей и спроса;
— преобразование ассортимента товаров;
— хранение запасов, материальных ресурсов;
— кредитование;
— концентрация материальных ресурсов;
— информационное и консалтинговое обслуживание.
по отношению к клиентам - поставщикам функции оптового посредника должны состоять в следующем:
— концентрация коммерческой деятельности;
— поддержка процесса перехода прав собственности на товар;
— инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;
— минимизация коммерческого риска;
— маркетинговое обслуживание.
От того, как оптовые звенья будут выполнять указанные функции в значительной степени будут зависеть и стимулы к производству товаров, решения актуальных проблем организации рациональных хозяйственных связей по поставкам товаров.
Поэтому важной задачей оптовых предприятий является установление прямых договорных связей с предприятиями – изготовителями продукции, так как оптовые предприятия располагают необходимыми размерами складских площадей, могут получать товары от поставщиков – изготовителей в размерах транзитных отгрузок с необходимой частотой для комплектования широкого ассортимента и регулярного снабжения необходимыми материальными ресурсами предприятий – покупателей.
Таким образом, оптовые посредники занимают важное место в организации хозяйственных связей, так как имеет ряд преимуществ:
— поставляет товары без существенного изменения их внешнего вида – переработчикам, крупным потребителям;
— разгружает органы сбыта предприятия – производителя;
— снижаются затраты, связанные с реализацией продукции у предприятия – производителя;
— выполнение операций по подготовке материалов к производственному потреблению на промышленных предприятиях – покупателях материальных ресурсов и другое.
При выборе определенного вида хозяйственных связей предприятия должны руководствоваться совокупностью различных факторов, рассматривая каждый фактор отдельно и во взаимосвязи с другими. В частности такими факторами являются:
— объем потребления конкретного вида продукции;
— степень применяемости данного вида продукции на предприятии;
— устойчивость потребления данного вида продукции на предприятии;
— количество и размещение изготовителей данного вида продукции;
— зависимость качества продукции от места ее изготовления;
— надежность работы изготовителей данного вида продукции, их возможности в быстром реагировании на изменения спроса и требования к режиму поставок, их периодичности;
— период, в течение которого сохраняются потребительские свойства данного вида продукции;
— наличие и размещение складов – посредников и другое.
В каждом конкретном случае, определяющая роль принадлежит, как правило, двум – трем факторам, но должны учитываться и остальные.
Например, хозяйственные связи между изготовителями и покупателями продукции могут формироваться одновременно как прямые и длительные.
Как правило, прямые длительные связи должны устанавливаться между крупными предприятиями – потребителями с устойчивой структурой и объемами потребления продукции, нуждающимся в специальных условиях материального обеспечения производства, и предприятиями – изготовителями, обладающими производственными возможностями для полного и точного удовлетворения требования таких потребителей, представляющих ведущие отрасли.
Каждое предприятие должно решать вопрос о выборе наиболее рациональной формы поставок – транзитной или складской.
При транзитной форме товародвижения материальные ресурсы поставляются предприятием – производителем непосредственно потребителю, минуя склады и базы посредников.
Использование транзитной формы товародвижения зависит от объема потребления каждого вида материальных ресурсов, и установленной для него транзитной нормы отгрузки. При этом транзитной нормой отгрузки является минимальное допустимое общее количество продукции, отгружаемое предприятием-поставщиком в адрес предприятия-потребителя по одному заказу.
Преимущества транзитной формы поставок при закупке материальных ресурсов заключаются в:
— ускорении сроков доставки ресурсов потребителям;
— снижении издержек обращения.
Однако поставка только транзитом может привести к образованию у предприятия-потребителя излишних запасов материалов, если потребность в них ниже установленных транзитных норм. Экономически неоправданное применение транзитной формы товародвижения при закупке материальных ресурсов приводит к некомплектности потребляемых материалов, к неэффективному использованию материальных ресурсов, повышению сроков нахождения ресурсов в производственных запасах.
Указанные недостатки транзита устраняются при использовании складской формы товародвижения, при которой средства производства поставляются предприятиям-потребителям через базы, склады и магазины торговых, посреднических организаций. Использование складской формы поставок позволяет предприятию-потребителю заказывать необходимые материальные ресурсы в объеме их действительной потребности; способствует снижению производственных запасов, так как завоз их с баз и складов посреднических организаций может осуществляться чаще, чем при транзитной форме товародвижения. Однако, при складской форме поставок предприятие-потребитель несет дополнительные расходы за складскую переработку, хранение, доставку материалов с баз и складов предприятий-посредников.
Установление оптимального соотношения между транзитной и складской формами товародвижения – важная проблема для каждого предприятия.
Наиболее рациональной и эффективной формой поставок является такая, которая обеспечивает непрерывность производственного процесса и при прочих равных условиях, наименьшие товарно-заготовительные расходы, а также минимальный уровень производственных запасов.
Таким образом, от структуры хозяйственных связей во многом зависит степень удовлетворения потребности предприятия в продукции определенного качества и в сроки.
Структура хозяйственных связей непосредственно влияет на рациональное использование материальных ресурсов, и применение в производстве экономичных материалов, на уровень и скорость оборота совокупных запасов продукции. Она во многом определяет затраты на перевозку продукции, ее хранение и другие расходы, относящиеся к издержкам обращения. В конечном счете от системы хозяйственных связей в той или иной мере зависит рентабельность производства. Для организации рациональной системы хозяйственных связей необходимо правильно определить форму поставок (товародвижения), длительность связей и выбор способа товародвижения.
Функцию по вопросу правильного способа товародвижения, которая является важнейшей задачей при определении рациональной структуры хозяйственных связей хозяйственных связей по закупке материальных ресурсов выполняет служба МТО. В связи с этим, актуальным вопросом является содержание деятельности службы материально-технического обеспечения в процессе установления хозяйственных связей.
1. 3 Организация хозяйственных связей и содержание деятельности службы МТО в процессе установления хозяйственных связей
Организация хозяйственных связей с поставщиками – одна из функций службы МТО, коммерческая деятельность которой при закупке материальных ресурсов на предприятии складывается из следующих этапов:
— исследование рынка сырья и материалов;
— составление плана закупок материальных ресурсов;
— организация закупок материальных ресурсов;
— ведение расчетов с поставщиками за купленную продукцию;
— стоимостной анализ заготовительной сферы.
Материально-техническая обеспечение является важным аспектом коммерческой деятельности предприятия. в последние годы при переходе к рыночным отношениям содержание материального обеспечения предприятия существенно изменилось: вместо так называемой «реализации выделенных фондов», являющейся составной частью централизованного распределения материальных ресурсов, предприятия свободно закупают их у поставщиков и других субъектов товарного рынка. В этих условиях при закупке материальных ресурсов предприятия должны руководствоваться свободой ценообразования, максимальной инициативой и предприимчивостью, равноправием партнеров в коммерческих взаимоотношениях, принимая во внимание экономическую ответственность при закупке сырья и материалов, учитывая конкуренцию среди поставщиков и уметь выбрать экономически выгодного поставщика.
При организации хозяйственных связей большое значение имеет правильный выбор поставщика. Служба МТО осуществляет выбор поставщика в том случае, когда нет монополизма среди поставщиков. Правильный выбор поставщика в условиях рынка – достаточно сложное дело, и ошибка здесь может дорого стоить предприятию. При прочих равных условиях предпочтительнее воспользоваться услугами местных поставщиков. Выбор поставщиков начинается с анализа материальных потребностей предприятия и возможностей удовлетворить их на рынке. Потребность предприятия в определенном материале для производства требуемого количества продукции в установленное время определяется с помощью нормативного метода на основе производственного задания и норм расхода материалов на единицу продукции или работы. После определения потребности изучается рынок сырья и материалов.
Целью исследования рынка сырья и материалов является достижение обозримости этого рынка. Развитие новых отраслей экономики, постоянно расширяющаяся номенклатура материальных ресурсов, появление совершенно новых видов сырья с новыми физическими и химическими свойствами, - все это делает рынок менее обозримым. В то же время условием успешного материального обеспечения предприятия является полная информация о рынке.
После изучения рынка служба МТО составляет спецификации на необходимые виды материальных ресурсов. Спецификация должна включать наименование и характеристику материалов и требования к ним. В спецификацию должны быть включены все характеристики и стандарты требуемого материала. После подготовки спецификации составляется список возможных поставщиков для каждого вида материальных ресурсов. Какое число поставщиков должно участвовать в выполнении заказа на каждый материал, зависит от назначения материала, конъюнктуры рынка, от количества требуемого материала.
Эти вопросы решает отдел МТО предприятия. Если предприятие закупает материал у одного поставщика, то можно наладить тесные деловые контакты и установить взаимовыгодные формы деловых торговых отношений, связанные с предоставлением потребителям скидок с цены и дополнительными формами обслуживания.
Источником информации для составления списка поставщиков является изучение рынка сырья и материалов. Успешное осуществление хозяйственных связей в области закупок предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются. Что же касается задач исследования рынка закупок, то они заключаются в регулярном сборе и оценке подробной информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок.
Исследование рынка сырья и материалов позволяет ответить на следующие вопросы:
— Кто и что поставляет на внутреннем и внешнем рынках?