Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:22, курсовая работа
Цель данной работы: изучение теоретических, методологических, методических основ по организации хозяйственных связей, и практической работе предприятия по закупке материальных ресурсов.
Для достижения поставленной цели в работе сделана попытка:
— В теоретическом плане - показать необходимость рациональной организации хозяйственных связей на современном этапе; раскрыть основные категории и понятия по данному вопросу;
— В аналитическом плане – дать организационно-экономическую характеристику исследуемого объекта; проанализировать состояние и развитие хозяйственных связей на предприятии; рассмотреть механизм договорно-претензионной работы на предприятии в процессе реализации хозяйственных связей;
— В рекомендательном плане – провести анализ, экономическое обоснование предлагаемых мероприятий по совершенствованию существующей системы хозяйственных связей предприятия.
— Каковы возможные поставщики?
— Насколько велика конкуренция среди покупателей?
— Имеются ли возможности для замены материалов?
— Каковы пути приобретения материалов? И другое
При изучении рынка сырья и материалов прорабатываются возможности закупок по внешнеэкономическим связям. При этом служба МТО должна учитывать, что только крупные фирмы в состоянии защитить свои интересы за рубежом, не подключая посредника, и только они могут содержать собственные представительства в других странах. Договорные соглашения с зарубежными партнерами предполагают знания действующих в других странах таможенных ограничений, правил международной торговли. Кроме того, необходимо учитывать, что перевозка материальных ресурсов, закупленных у зарубежных фирм, сопряжена с повышенным риском и большими затратами. Поэтому наибольшую целесообразность представляет закупка за рубежом тех видов ресурсов, которые перерабатываются в больших количествах и приобретение которых за рубежом позволяет значительно сократить затраты.
Для мелких и средних предприятий более рациональным является приобретение сырья и материалов за рубежом при посредничестве специализирующегося на этом импортере.
Когда поставщиков немного, критериями выбора наиболее подходящего из них при установлении хозяйственных связей служат сравнительные производственные мощности, цены на закупаемые материалы, надежность поставщиков.
Выбирается поставщик, в наиболее полной степени соответствующий названным критериям.
Когда поставщиков много, то выбор наиболее подходящего целесообразно проводить в два этапа.
На первом этапе производится предварительный отбор поставщиков, при этом выбор производится в по следующим основным критериям: производственная мощность, удаленность поставщика, форма расчета, качество продукции, цена, комплектность поставки и другое.
После анализа поставщиков часть из них, не соответствующая требованиям потребителя исключается из списка. На втором этапе используется более расширенный перечень критериев выбора поставщиков при установлении хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов: финансовые условия, время поставки, периодичность, коммуникационные условия, складские условия поставщика, другие критерии.
Более тщательный выбор поставщика может быть достигнут при его посещении. При этом сотрудники службы МТО должны выяснить следующие вопросы:
— Соответствует ли качество продукции поставщика спецификации потребителя;
— Возможные финансовые льготы;
— Возможна ли модернизация продукции;
— Достаточно ли хорошо упаковка предохраняет закупаемую продукцию;
— Контролирует ли поставщик качество продукции на каждом этапе производства, какие методы контроля качества он применяет.
После оценки по всем критериям выбора наиболее надежного поставщика подготавливается и заключается договор. Это необходимое условие, поскольку хозяйственные связи между партнерами считаются установленными при заключении договора.
При закупке материальных ресурсов могут применяться договоры поставки и договоры купли-продажи.
Купля-продажа отличается от поставки тем, что во-первых, товары сдаются покупателю тотчас же по заключении договора, а в случае поставки – через определенный срок. Во-вторых, тем, что предметом купли-продажи является определенный товар, существующий и принадлежащий предприятию-продавцу в момент заключения договора, предметом же поставки может быть товар, определенный в момент заключения договора только количеством и качеством, либо вообще еще не подготовленным.
Хозяйственные связи по закупкам материальных ресурсов представляют собой комплекс взаимоотношений, включают, в частности, финансовые отношения, то есть при закупке материальных ресурсов предприятия вступают со своими партнерами в рыночные отношения. Эти отношения базируются на обязательствах покупателей оплатить в установленные сроки стоимость получаемых материальных ресурсов, а также на праве поставщика требовать платеж от покупателя.
Ведение расчетов с поставщиками за купленную продукцию – одна из функций отдела МТО при установлении государственных связей по закупке материальных ресурсов.
Форма и порядок расчетов предприятий со своими контрагентами определяются законодательства РФ и обязательно должны быть предусмотрены в договоре.
Расчеты между предприятиями и организациями, как правило, осуществляются в безналичном порядке через банк путем перечисления денег со счета покупателя на счет поставщика. Кроме того, могут использоваться и наличные расчеты.
При безналичных расчетах чаще всего используются платежные поручения, а также аккредитивы и чеки. По согласованию между поставщиком и покупателем производятся зачеты взаимных задолженностей, причем банки могут не принимать в этом участия.
В ходе установления хозяйственных связей по закупке материальных ресурсов, служба МТО использует и систематизирует обратные связи с продавцами по анализу их возможностей и предложений для последующей успешной деятельности, для выявления конкурентов и анализа их деятельности.
В условиях изменения форм и методов организации хозяйственной деятельности снабженческая деятельность предприятия определяется как неотъемлемая часть органически единого комплекса деятельности, направленного на удовлетворение нужд и потребностей покупателя продукции предприятия. Подчиненная таким целям организация хозяйственных связей на предприятии по закупкам материальных ресурсов является составным элементом единой маркетинговой политики предприятия.
Приобретение (снабжение) является вопросом выбора (по цене, качеству, условиям оплаты, доставки и другим факторам) нужного товара, предлагаемого во многих случаях достаточно широким кругом продавцов.
В связи с этим эффективная снабженческая политика предприятия проводится на основе маркетинга, то есть закупка материальных ресурсов должна базироваться на маркетинговых исследованиях. В соответствии с этой целью в состав функции маркетинга входят следующие основные задачи:
— Анализ состояния и прогнозирования развития рынка сырья и материалов;
— Организация покупки материалов, сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства продукции;
— Организация эффективной обратной связи с поставщиками, включая рассмотрение претензий предприятия.
Ориентация коммерческой деятельности на концепцию маркетинга внесла значительные изменения в организацию хозяйственных связей.
При закупке материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, движение цен на этом рынке, расходы на доставку ресурсов и другое.
Особенности современной системы организации хозяйственных связей предприятия связано с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными целями в рыночных условиях становятся: повышение экономической устойчивости, максимизация прибыли, завоевание новых рынков.
Становление рыночного хозяйства в РФ, появление многоукладности в хозяйстве, возникновение множества самостоятельных, экономически независимых хозяйственных структур, естественным образом включают механизм конкуренции, способный обеспечить высокий динамизм развития экономики. Сегодня происходят глубокие преобразования в системе взаимоотношений, прав и ответственности на всех уровнях и во всех хозяйственных сферах. Коммерческая деятельность предприятия во многом определяется состоянием и организацией хозяйственных связей с поставщиками материальных ресурсов. Поэтому важным вопросом является общая оценка состояния и развития хозяйственных связей на конкретном предприятии.
2
2. Анализ состояния и организации хозяйственных связей предприятия с поставщиками материальных ресурсов
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Объектом исследования данной работы является организация хозяйственных связей на предприятии «Карусель». Полное официальное наименование предприятия – Общество с ограниченной ответственностью «Карусель».
Правовое положение предприятия определяется ГК РФ, принятым Государственной Думой РФ 21.10. 94 г. и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08. –2. 98 г.
ООО «Карусель» является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с даты его регистрации, которая состоялась 4. 02. 98 г. Общество имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, расчетный счет в рублях, а также иные реквизиты.
Учредительными документами ООО «Карусель» являются Учредительный договор и Устав. В соответствии с Уставом, целью Общества является: получение прибыли путем насыщения потребительского рынка товарами и услугами.
Предметом деятельности ООО «Карусель» является:
— торгово-закупочная деятельность, торгово-посредническая, иная коммерческая деятельность, создание совместных производств, торговых точек фирменных магазинов, в том числе валютных, коммерческих и комиссионных;
— производство и реализация продуктов питания, товаров народного потребления, продукции технического назначения, строительных и отделочных материалов;
— организация и ведение оптовой, мелкооптовой, розничной и бартерной торговли;
— организация точек общественного питания (кафе, баров, закусочных и ресторанов);
— промысел, обработка и реализация рыбо- и морепродуктов;
— организация и предоставление услуг по закупке, упаковке, маркировки и поставке продукции, транспортно-экспедиторские услуги и услуги по декларированию грузов, отправляемых по России и за рубежом всеми видами транспорта;
— закуп, производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, ведение фермерских хозяйств;
— сбор, хранение переработка и реализация вторичного сырья и отходов производства, включая лом черных и цветных металлов и их сплавов;
— строительные, строительно-монтажные, ремонтные и отделочные работы объектов промышленного и гражданского назначения;
— организация выставок (в том числе коммерческих), аукционов, симпозиумов, конференций и т. п., в том числе международных;
— изучение и применение методов нетрадиционной и народной медицины;
— организация, заготовка, переработка и реализация вторичного сырья и отходов производства;
— рациональное использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов;
— организация и эксплуатация автостоянок;
— ремонт и обслуживание авто-, мототранспорта;
— приобретение, продажа, оформление и прокат автомобилей, автозапчастей и автоаксессуаров;
— приобретение, хранение и реализация ГСМ;
— организация и эксплуатация автозаправочных станций;
— организация туризма, в том числе международного;
— организация гостиниц и гостиничного сервиса;
— организация и проведение зрелищных, спортивных, культурно-массовых мероприятий;
— участие в благотворительной деятельности;
— оказание бытовых и иных услуг гражданам и организациям;
— информационные, консультационные, рекламные, агентские и маркетинговые услуги в соответствии с действующим законодательством;
— иные виды деятельности, не запрещенные законом.
В настоящее время предприятие организует клуб-кафе «Тройка». Предприятие функционирует на рынке практически только год, тем не менее представляет интерес практическая работа фирмы по организации хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов.
На рис. 2.1 представлена организационная структура управления ООО «Карусель». Из рис. 2.1 видно, сто высшим органом управления предприятия является собрание участников, к исключительной компетенции которого относятся следующие вопросы:
— изменение Устава общества;
— изменение размера уставного капитала Общества;
— образование исполнительных органов Общества;
— решение о реорганизации или ликвидации Общества;
— другие вопросы, в соответствии с Уставом.
Исполнительным органом ООО «Карусель» является генеральный директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью организации и подотчетен собранию участников. Работу отдела закупок материальных ресурсов координирует генеральный директор.
Выполняя функции менеджера по закупкам, он отвечает за эффективность процесса закупок, намечает основные источники материального обеспечения, координирует деятельность сотрудников отдела, заключает договора с поставщиками продукции.
Рис. 2.1. Организационная структура управления ООО «Карусель»
Специалистами отдела закупок являются экспедитор, товаровед и коммерческий агент. Коммерческая деятельность экспедитора по закупке материальных ресурсов включает следующие направления:
— анализ и оценка рынка продовольственных товаров;
— организация хозяйственных связей с поставщиками;
— ведение расчетов с поставщиками.
Вышеуказанные функции экспедитор выполняет совместно с директором. Товаровед определяет требование к товарам, закупаемым экспедитором, их соответствие стандартам, ТУ, договорным обязательствам. Кроме того, товаровед организует приемку поступающих товаров от экспедитора. Осуществляет контроль за соблюдением правил хранения товаров.
Главный технолог координирует работу комплексной бригады по производству продуктов питания, следит за наличием продуктов на складе, ведет оперативный учет поступления товаров совместно с товароведом. Непосредственную работу с клиентами осуществляет обслуживающий персонал, деятельность которого, как и главного технолога координирует заместитель директора по производству и сбыту.
В обязанности главного бухгалтера входят: ведение бухгалтерского учета; составление отчетов; представление государственным органам информации, необходимую для налогообложения; участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовая деятельность предприятия с целью выявления внутрифирменных резервов, представление необходимой информации руководству для принятия управленческих решений.