Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование организация оплаты труда на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, функции и принципы организации заработной платы;
- изучить формы и системы оплаты труда;
- рассмотреть организацию премирования, надбавки и доплаты к заработной плате;
- дать общую характеристику предприятия;
- провести анализ организации оплаты труда на предприятии.
Введение …………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические основы организации оплаты труда……………………… 5
1.1 Сущность, функции и принципы организации заработной платы…… 5
1.2 Тарифная система и ее элементы……………………………………….. 8
1.3 Формы и системы оплаты труда………………………………………... 10
1.4 Организация премирования, надбавки и доплаты к заработной плате 17
1.4.1 Организация премирования………………………………………… 17
1.4.2 Надбавки и доплаты к заработной плате…………………………… 19
2 Организация оплаты труда на РУПП «Могилевхлебпром»………….. 20
2.1 Характеристика РУПП «Могилевхлебпром»………………………….. 20
2.2 Политика оплаты труда на предприятии………………………………. 23
2.3 Анализ организации оплаты труда…………………………………….. 24
3 Основные направления совершенствования оплаты труда на предприятии 33
4 Маркетинговое исследование кондитерской продукции РУПП «Могилевхлебпром»……36
4.1 Оценка ситуации………………………………………………………… 36
4.2 Анализ рынка сбыта хлебобулочных изделий………………………… 37
4.3 Основные группы потребителей продукции хлебобулочных изделий 38
4.3.1 Сегментирование рынка………………………………………………. 38
4.4 Определение новых рынков сбыта……………………………………... 39
4.5 Стратегия маркетинга……………………………………………………… 40
4.6 Изучение спроса на кондитерские изделия методом анкетирования…………42
Заключение……………………………………………………………………... 46
Список литературы………………………………………………………….. 49
Понижающий коэффициент вычитается от единицы (1-К), премия, соответственно уменьшается. Кроме коэффициента указывается причина повышения или снижения размера премии.
Премия служащих и руководителей выплачивается за основные результаты хозяйственной деятельности в полном размере при выполнении показателей и условий, установленных для премирования и начисляется за фактически отработанное время в расчетном периоде на заработную плату по должностным окладам, доплату за совмещение профессий, увеличенный объем работы, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника /2, с. 219/.
Премия, начисленная служащим и руководителям за выполнение установленных показателей и условий премирования, может быть повышена руководителем предприятия с учетом качества работы, личного вклада работника в общие итоги хозяйственной деятельности в процентах от начисленной суммы премии или в абсолютной величине (рублях), либо уменьшена при ухудшении показателей работы до 100% (включительно) от начисленной суммы.
Уменьшение общего размера премии служащих и руководителей производится на основании перечня производственных упущений, прилагаемого к настоящему положению, служебных записок (справок), заключений руководителей структурных подразделений, главных специалистов и заместителей генерального директора.
При наличии задолженности по платежам в бюджет премия заместителям директора, главным специалистам предприятия и их заместителям не начисляется и не выплачивается (Указ Президента Республики Беларусь от 13.08.96г. № 292 и от 20.11.98г. №556).
Источником выплаты премии является фонд заработной платы, включаемый в себестоимость продукции.
1.4.2 Надбавки и доплаты к заработной плате
Переменная часть заработной платы включает такие элементы, как доплаты и надбавки. Доплаты и надбавки связаны, как правило, с особыми условиями работы. Они носят относительно стабильный характер и персонифицированы, т. е. установлены для конкретного человека.
Ряд доплат и надбавок являются обязательными для предприятий всех форм собственности. Их выплата гарантирована государством и установлена Трудовым кодексом Республики Беларусь. Другие доплаты и надбавки применяются в отдельных сферах приложения труда. В большинстве случаев эти доплаты также обязательны, однако об их конкретных размерах договариваются непосредственно на самом предприятии. По характеру выплат доплаты и надбавки делятся на компенсационные и стимулирующие. В настоящее время применяется около 50 видов наиболее распространенных доплат и надбавок компенсационного характера /7, с. 295/.
К ним относятся доплаты:
- за работу в вечернее и ночное время;
- за сверхурочную работу;
- за работу в выходные и праздничные дни;
- за разъездной характер работы;
- несовершеннолетним
работникам в связи с
- рабочим, выполняющим
работы, уровень которых ниже
присвоенного им тарифного
- при невыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по вине работника;
- до среднего заработка
в условиях, предусмотренных
- рабочим в связи с отклонениями от нормальных условий исполнения работы;
- за работу по графику с разделением дня на части перерывами не менее 2 ч;
- за многосменный режим работы;
- за работу сверх
нормативной продолжительности
рабочего времени в период
массовой приемки и закладки
на хранение
К числу обязательных относятся доплаты и надбавки за вредные, тяжелые и опасные условия труда.
К стимулирующим доплатам и надбавкам относят оплату:
- за высокую квалификацию (специалистам);
- за профессиональное мастерство (рабочим);
- за работу с меньшей численностью работников;
- за совмещение профессий (должностей);
- за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ;
- за выполнение обязанностей отсутствующего работника;
- бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы /2, с 221/.
Минимальный размер компенсационных доплат и надбавок гарантируется государством и обязателен для применения. Доплаты и надбавки стимулирующего характера устанавливаются по усмотрению руководства предприятия, и их размеры определяются предприятием самостоятельно. При определении размера доплат и надбавок стимулирующего характера учитываются конкретные условия работы.
Размер доплат и надбавок чаще всего определяется в процентах, т.е. относительно должностного оклада или тарифной ставки за отработанное время. Однако предприятие может устанавливать их и в абсолютной сумме – либо в равном размере для всех работников, либо дифференцированно. Размеры доплат и надбавок должны корректироваться при изменениях окладов или ставок с учетом инфляции /1, с. 125/.
Таким образом, особенности работы отражаются в доплатах и надбавках, чей перечень предприятие устанавливает самостоятельно, не нарушая гарантии государства по их компенсационным видам. Доплаты и надбавки могут устанавливаться в процентах к постоянной части заработной платы или в абсолютной сумме.
2 Организация оплаты
труда на РУПП «
2.1 Характеристика РУПП «Могилевхлебпром»
РУПП «Могилевхлебпром» является монополистом на рынке города и
области, занимая нишу в 73 % от всего объема реализуемых хлебобулочных изделий.
Начало образования предприятия относится к 1939 г., когда в г. Могилеве был открыт хлебозавод № 1.
К 1972г. в г. Могилеве функционировало 3 хлебозавода и кондитерско-
пищевой цех, которые объединялись в Могилевский хлебокомбинат.
В 1979г. был введен в строй Могилевский хлебозавод № 4 с участком по выпуску мягких кондитерских изделий.
Согласно утвержденного
РБ Устава предприятия с 25.01.2001 г. предприятие называется Республиканским унитарным производственным предприятием «Могилевхлебпром» и является его базовым предприятием. Имущество предприятия находится в собственности РБ и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
Местонахождение предприятия: г.Могилев, ул.Космонавтов,39.
Предприятие имеет 7 филиалов, осуществляющих хозяйственную деятельность по месту нахождения:
- Бобруйский
- Быховский
- Горецкий
- Кричевский
- Климовичский
- Костюковичский
- Мстиславльский хлебозаводы.
Оно является также учредителем
дочернего унитарного производственного
предприятия «Осиповичский
В структуру предприятия на территории города Могилева входят следующие три единицы.
Производство № 1 – выпуск пряников, печенья и кондитерских изделий на вафельной основе, производство безалкогольных напитков ( хлебный квас).
Производство № 3 – выпуск подовых и формовых хлебов, булочных изделий.
Производство № 4 – хлебобулочный участок по выпуску подовых заварных хлебов и булочных изделий, участок по производству кондитерских изделий.
На предприятии имеется ряд вспомогательных производств:
- производство нестандартного оборудования (РМЦ);
- швейное по пошиву спецодежды;
- столярное;
- производство мебели;
- лесопильное
- автобаза по доставке готовой продукции в торговую сеть
- прачечная.
Однако, 80 % в структуре товарной продукции занимают хлебобулочные изделия, в производстве которых предприятие является монополистом на товарном рынке города, и 19% кондитерские изделия, остальные 1 % - это хлебный квас, сухари панировочные, продукция вспомогательных участков.
Основной целью деятельности предприятия является производство хлебобулочных, кондитерских и безалкогольных напитков в необходимых объемах и ассортименте с учетом более полного обеспечения населения в соответствии с заявками торгующих организаций в разрезе заказываемого ассортимента и заключенных договоров.
Годовой ассортимент хлебобулочных изделий насчитывает более 200 наименований хлебобулочных изделий и более 300 наименований кондитерских изделий, причем около 50% этих изделий ежегодно обновляется с учетом новых видов сырья, улучшения структуры ассортимента, совершенствования технологий, а также конъюнктуры рынка.
Предприятие уделяет
большое внимание изделиям диетического
и лечебно-профилактического
Особое внимание уделяется
выпуску импортозамещающей
Предприятие постоянно работает над вопросами технического перевооружения, внедрения новых технологий, экономии ТЭР, снижения себестоимости в целях уменьшения цен на выпускаемую продукцию и повышения ее конкурентоспособности.
С этой же целью на предприятии разработаны «Программа технического перевооружения, развития и модернизации мощностей» и «Программа энергосберегающих мероприятий» на 2012 г., программа «Качество» на 2010-2012 годы, направленные на увеличение объемов и реализации, улучшение качества, освоение новых изделий.
В условиях острой конкурентной борьбы на товарном рынке предприятие уделяет большое внимание развитию сети собственной торговли. В области имеется 61 торговая точка (в том числе 13 в г. Могилеве) по реализации выпускаемой предприятиями РУПП «Могилевхлебпром» продукции.
Около 5 % продукции выпускаемой Могилевскими производствами в натуральном выражении реализуется через сеть собственных магазинов, что ежемесячно обеспечивает около 500 млн рублей товарооборота ведомственной торговли Могилевского хлебозавода.
Администрация предприятия
совместно с профсоюзной
Выпуск продукции в натуральном выражении приведен в таблице 2
Таблица 2 – Выпуск продукции
В тоннах
Продукция |
Объем производства продукции. |
2010 в % к 2011 | |
2010 |
2011 | ||
Хлебобулочные изделия, в том числе: |
23564 |
25041 |
106,3 |
Хлеб |
13888 |
14458 |
104,1 |
Булки |
9108 |
10053 |
110,4 |
Пироги |
60 |
86 |
143,3 |
Сухари |
219 |
252 |
115,1 |
Бараночные изделия |
289 |
192 |
66,4 |
Кондитерские изделия, в том числе: |
1480 |
1776 |
120,0 |
Печенье |
121 |
265 |
219,0 |
Пряники |
775 |
991 |
127,9 |
Кексы, бабы, рулеты |
36 |
32 |
88,9 |
Вафельные изделия |
310 |
221 |
71,3 |
Торты |
170 |
196 |
115,3 |
Мучные и сахаристые сладости |
8 |
6 |
75,0 |
Восточные сладости и прочие |
60 |
65 |
108,3 |
Итого: |
25044 |
26817 |
107,1 |
Из данных таблицы 2.1 видно, что общий объем производства продукции предприятия в натуральном выражении в 2011 году увеличился к 2010 на 7,1%. Данный рост объемов производства обусловлен значительным приростом кондитерских изделий в 2011 г. к 2012 г. – 20 %. Увеличение производства кондитерских изделий произошло в результате введения в эксплуатацию в июне 2011 года новой линии по производству печенья.
Основные показатели
производственно-экономической
Информация о работе Организация заработной платы на предприятии