Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование организация оплаты труда на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, функции и принципы организации заработной платы;
- изучить формы и системы оплаты труда;
- рассмотреть организацию премирования, надбавки и доплаты к заработной плате;
- дать общую характеристику предприятия;
- провести анализ организации оплаты труда на предприятии.
Введение …………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические основы организации оплаты труда……………………… 5
1.1 Сущность, функции и принципы организации заработной платы…… 5
1.2 Тарифная система и ее элементы……………………………………….. 8
1.3 Формы и системы оплаты труда………………………………………... 10
1.4 Организация премирования, надбавки и доплаты к заработной плате 17
1.4.1 Организация премирования………………………………………… 17
1.4.2 Надбавки и доплаты к заработной плате…………………………… 19
2 Организация оплаты труда на РУПП «Могилевхлебпром»………….. 20
2.1 Характеристика РУПП «Могилевхлебпром»………………………….. 20
2.2 Политика оплаты труда на предприятии………………………………. 23
2.3 Анализ организации оплаты труда…………………………………….. 24
3 Основные направления совершенствования оплаты труда на предприятии 33
4 Маркетинговое исследование кондитерской продукции РУПП «Могилевхлебпром»……36
4.1 Оценка ситуации………………………………………………………… 36
4.2 Анализ рынка сбыта хлебобулочных изделий………………………… 37
4.3 Основные группы потребителей продукции хлебобулочных изделий 38
4.3.1 Сегментирование рынка………………………………………………. 38
4.4 Определение новых рынков сбыта……………………………………... 39
4.5 Стратегия маркетинга……………………………………………………… 40
4.6 Изучение спроса на кондитерские изделия методом анкетирования…………42
Заключение……………………………………………………………………... 46
Список литературы………………………………………………………….. 49
На основании анализа норм выработки, их выполнения по цехам, участкам, видам работ и профессиям рабочих для увеличения удельного веса оплаты труда по тарифным ставкам (окладам) в среднемесячной заработной плате на предприятии можно произвести совершенствование нормирования труда. При этом пересмотр норм труда должен осуществляться с тем условием, чтобы их выполнение не превышало 200 %.
Также на предприятии можно осуществить пересмотр размеров и условий установления выплат стимулирующего характера. Это премии за результаты производственной деятельности и все надбавки стимулирующего характера, устанавливаемые работникам. При этом сумма средств, направляемых на выплату премий и надбавок, может включаться в тарифную часть оплаты труда в размере не более 30 % от общей суммы средств, направляемых на их выплату работникам организации в базовом периоде.
В пределах оставшейся суммы средств, направляемой на выплату премий и надбавок работникам, можно осуществить стимулирование высококвалифицированных специалистов и рабочих.
Сумма выплат, направляемая на премии и надбавки, будет относиться на себестоимость и затраты в пределах того размера, который получен после ее уменьшения в базовом периоде на 30 %.
При проведении совершенствования могут быть пересмотрены также размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, совместительство и др. Конкретные размеры указанных доплат должны предусматриваться нанимателем в коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах, заключаемых с работниками.
После пересмотра систем премирования, размеров выплат стимулирующего и компенсирующего характера, норм труда определяется новый удельный вес оплаты труда по тарифным ставкам (окладам) в среднемесячной заработной плате работников.
Учитывая, что совершенствование состава заработной платы повлечет за собой изменение элементов оплаты труда работников является изменением существенных условий труда, наниматель обязан предупредить работников приказом по организации не позднее чем за один месяц об их изменении.
Тарифная ставка (ставки) 1-го разряда, полученная в результате совершенствования, устанавливается с 1-го числа месяца, в котором вводятся новые условия оплаты труда.
После совершенствования состава заработной платы полученная доля тарифа должна сохраняться в составе средств, отражаемых в расходах на оплату труда, включаемых в затраты.
При этом размеры премий, надбавок, доплат и иных выплат, начисляемых в организации за счет чистой прибыли, могут не изменяться.
По истечении года после проведенного совершенствования состава заработной платы организации могут повысить размеры премии, надбавок и доплат до прежних размеров, используя на эти цели средства, которые могли бы быть направлены на повышение тарифной ставки 1-го разряда в зависимости от роста показателя, установленного для организации и при наличии оснований и условий для ее повышения.
Периодичность проведения
совершенствования состава
С целью повышения объема реализованной продукции на РУПП «Могилевхлебпром» можно применить комиссионную систему оплаты труда работникам отдела сбыта.
При применении комиссионной системы оплаты труда выплачивается ежемесячное вознаграждение за обеспечение реализации продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт, снижения запасов готовой продукции. Ежемесячное вознаграждение необходимо установить в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в действующих ценах /13/.
При установлении ежемесячного вознаграждения необходимо определить:
1 Размеры ежемесячного вознаграждения можно установить дифференцированно в зависимости от:
- категории персонала (например, руководителю отдела сбыта – 0,2 %, ведущим специалистам – 0,1 %, специалистам – 0,05 %);
- региона реализации продукции (например, при реализации продукции на внутреннем рынке 0,1 %, в страны СНГ – 0,2 %)
- суммы выручки;
- группы товаров, ассортимента продукции (например, вознаграждение выплачивается в размере 0,2 % от суммы выручки, полученной от реализации хлебобулочных изделий, 0,5 % – кондитерских изделий)
2 Порядок расчета (исчисления) показателя выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (при этом используются первичные учетные документы, отчетность (бухгалтерская или статистическая), сопоставление порядка расчета в соответствии с учетной политикой организации и другое).
3 Условия снижения и (или) повышения ежемесячного вознаграждения. Например:
Фактическая сумма ежемесячного вознаграждения снижается:
- при увеличении запасов готовой продукции – на 50%;
- при невыполнении доведенного плана по продажам (отгрузке, прибыли, рентабельности, поступления денежных средств) – на 30%;
- при несвоевременном оформлении договоров – на 10%;
- при росте дебиторской задолженности – на 40%;
- при наличии рекламаций со стороны покупателей – на 20%;
- при несоблюдении трудовой и исполнительской дисциплины – на 15%.
Фактическая сумма ежемесячного вознаграждения повышается:
- ежемесячное вознаграждение установлено в размере 0,1% от выручки.
- при освоении новых
рынков сбыта ежемесячное
4 Маркетинговое исследование кондитерской продукции РУПП «Могилевхлебпром»
4.1 Оценка ситуации
В настоящее время кондитерская продукция РУПП «Могилевхлебпром» позиционируется на рынке под товарным знаком «Домочай».
Основой политики РУПП «Могилевхлебпром» является производство безопасной и качественной продукции, соответствующей законодательным и другим обязательным требованиям.
Девиз предприятия в условиях острой конкурентной борьбы звучит так - «Качество и количество!». Лозунг продаж - Здоровый продукт – для вашего здоровья.
19 % в структуре товарной продукции предприятия занимают кондитерские изделия.
РУПП «Могилевхлебпром» выпускает следующие виды кондитерских изделий: пряники, вафли, торты, пирожные, печенье.
Пряники это мучные изделия разнообразной формы и толщины с выпуклой поверхностью и высоким содержанием сахаристых веществ (сахара, патоки, меда). Характерным для рецептуры большинства пряников является наличие в них различных пряностей. В зависимости от вида поверхности пряничные изделия делятся: на глазированные; неглазированные. Пряники изготовляют фасованными и весовыми. Фасуют изделия в коробки, пакеты из целлофана или полимерных пленок. Весовые изделия укладывают рядами на ребро или насыпью в ящики.
Печенье – мучные изделия
разнообразной формы и толщины
с высоким содержанием сахарист
Вафли - мучные кондитерские изделия различной формы, изготовляемые из вафельных выпеченных листов с начинкой или без начинки. Форма вафель – квадратная, прямоугольная, в виде палочек. Вафли готовят с жировой, пралиновой, фруктовой, кремовой, помадной и другими начинками. Могут быть частично или полностью глазированы шоколадной глазурью или иметь другую внешнюю отделку. Для каждого вида определены размеры вафель с начинкой. Вафли с начинкой фасуют поштучно или на развес, в пачки или пакеты из целлофана, коробки различной массой нетто.
Пирожные и торты - высококалорийные кондитерские изделия с разнообразным приятным вкусом и ароматом, привлекательным внешним видом. Внешний вид создается художественной отделкой поверхности изделий отделочными полуфабрикатами. В состав тортов и пирожных входит большое количество жира, сахара, яиц (или только сахара, или яиц). Пирожные - штучные изделия (прямоугольные, круглые, овальные, в виде кольца и др.) различной массы и небольших размеров. Торты отличаются от пирожных более сложной отделкой, большими размерами и массой.
Основными конкурентами по кондитерским изделиям являются:
- па вафельным кондитерским изделиям КУПВКК «Витьба»;
- по мягким кондитерским изделиям, пряникам КУП Минскхлебпром;
- по мягким кондитерским изделиям гипермаркет «Гиппо», ОАО «Заднепровье»;
- по печенью и пряникам ОАО Слуцкий хлебозавод, РУП Гомельхлебпром.
4.2 Анализ рынка сбыта хлебобулочных изделий
По данным Могилевского областного управления статистики емкость рынка кондитерских изделий за 2011 г. составила 3 167 тонн, что отражает рост на протяжении 4 последних лет по Могилевской области. Доля рынка РУПП «Могилевхлебпром» также имеет положительную тенденцию в 2011 составила 86%, то есть выше доли 2007 года на 2,3%. Доля рынка представлена на рисунке 2
По статистическим данным отдела хлебопекарной и макаронной промышленности департамента по хлебопродуктам за 2011 год темп роста продаж по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 128,1%, с 2005 года наблюдается постоянное повышение потребления кондитерских изделий на душу населения в Беларуси, и в 2011 году он составил 12,6 кг (хотя в 2000 году был 5,9 кг) Среди мучных кондитерских изделий наибольшим спросом пользуются печенье 34%, вафли 21%, пряники и коврижки 15%, торты и пирожные 15%.
Рисунок 2 – Доля рынка кондитерских изделий РУПП «Могилевхлебпром» среди производителей Могилевской области
Данные показатели свидетельствуют о достаточно прочном положении РУПП «Могилевхлебпром» на рынке производителей Могилевской области. Однако ситуация осложняется следующими факторами:
- в феврале 2008 года
была открыта новая пекарня
в гипермаркете «Гиппо» с
- в крупных универсамах открываются цеха по выпечке кондитерских изделий.
- достаточно широкий
ассортимент кондитерских
- в Могилевской области
активно открываются
- районные органы власти,
поддерживая местных
4.3 Основные группы потребителей продукции хлебобулочных изделий
Определим основные группы потребителей хлебобулочной продукции.
В таблице 8 приведены основные группы потребителей кондитерских изделий РУПП «Могилевхлебпром»
Таблица 8 – Потребители кондитерских изделий
Группа |
Опишите группу |
Использование продукта |
Индивидуальные потребители |
Люди, любого пола и возраста. |
Употребление в пищу |
Промышленные потребители |
Различные организации общественного питания |
Использование для приготовления различных блюд |
Государственные организации |
Учебные и дошкольные учреждения |
Использование в качестве элемента питания |
Организации розничной торговли |
Магазины государственной и частной форм собственности, магазины фирменной торговли |
Продажа конечным потребителям |
4.3.1 Сегментирование рынка
Сегментация рынка кондитерских изделий производится по географическому принципу (по областям).
Структура рынка сбыта по областям представлена на рисунке 3
Рисунок 3 Структура рынка сбыта кондитерских изделий РУПП «Могилевхлебпром»
Как видно из рисунка 8 наибольший удельный вес в объеме реализации хлебобулочной продукции занимает Могилевская область, среди других областей лидирует брестская область.
4.4 Определение новых рынков сбыта
В 2012 году РУПП «Могилевхлебпром» планирует осуществлять экспортные поставки продукции в Российскую Федерацию. В том числе в Смоленскую, Брянскую, Псковскую, Тульскую, Московскую области.
В 2012 году заключен контракт с фирмой «Союз-М» в г.Смоленске, которая планирует в 2013 году поставку кондитерских изделий производства РУПП «Могилевхлебпром»в торговую сеть Смоленской области ежемесячно в размере 4 тыс. долларов.
Также будет возобновлено сотрудничество с ОАО «Псковхлеб», что ежемесячно даст прирост объема экспорта кондитерских изделий порядка 5 тыс. долларов.
Участие в «Национальной выставке Республики Беларусь» в Киеве показало заинтересованность украинских потребителей в продукции нашего предприятия. Были проведены переговоры с сетями крупнейших супермаркетов:
Информация о работе Организация заработной платы на предприятии