Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:41, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение и анализ такого важного механизма, как государственное регулирование экономики.
Объектом исследования является российская экономика.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах;
- определить методы и направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер;
- определить роль государственного регулирования в экономике современной России;
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основы государственного регулирования экономики ………….. 5
1.1. Сущность и необходимость государственного 5
регулирования
1.2. Цели и задачи государственного регулирования ………….. 6
Глава 2. Направления, средства и методы государственного 8
регулирования экономики
2.1 Методы и инструменты государственного 8
воздействия на экономику
2.2 Основные направления государственного 11
регулирования
Глава 3. Особенности государственного регулирования экономики в 17
России
Заключение ………………………………………………………………….............. 24
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы...…………... 25
В России выбрана североамериканская модель государственного сектора. Для нее характерен государственный сектор специализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обороне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансирования. Размеры российского госсектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, однако, результаты деятельности крайне неудовлетворительные.
Формально государственный сектор по-прежнему остается доминирующим в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской и микробиологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Но если рассматривать текущее положение промышленности, то вклад государственного сектора в общие объемы промышленного производства в России уже опустился ниже своей естественной отметки. По сути, российское правительство лишило себя основного рычага управления и модернизации национальной промышленности.
Оборотной стороной объемов государственного сектора выступает его эффективность. Если она высокая, то значительные объемы можно считать оправданными. В противном случае госсектор представляет собой проблемный элемент национальной экономики. Можно сравнить показатели относительной производительности труда и фондоотдачи государственного и негосударственного секторов промышленности.
Таблица 1
Относительные показатели эффективности государственного и негосударственного секторов России в промышленности (в %)
Отрасль промышленности | Относительная производительность труда | Относительная фондоотдача | Интегральная эффективность | |||
Государственного сектора | Негосударственного сектора | Государственного сектора | Негосударственного сектора | Государственного сектора | Негосударственного сектора | |
Вся промышленность | 67,8 | 105,6 | 84,9 | 102 | 76,3 | 103,8 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
электроэнергетика | 89.4 | 101.2 | 131 | 97.6 | 110.2 | 99.4 |
топливная | 28.7 | 111.2 | 81.3 | 100.9 | 55 | 106.1 |
черная металлургия | 45.6 | 103.3 | 66,7 | 101,4 | 56,1 | 102,3 |
цветная металлургия | 93,4 | 101,3 | 57,4 | 115,9 | 75,4 | 108,6 |
химическая и нефтехимическая | 55,2 | 107,6 | 59,3 | 106,4 | 57,2 | 107 |
машиностроение и металлообработка | 96,3 | 101 | 101,5 | 99,6 | 98,9 | 100,3 |
лесная, дерево-обрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 49,5 | 105,9 | 547 | 104,8 | 52,1 | 105,3 |
производство строительных материалов | 72,9 | 101,7 | 66,2 | 102,4 | 69,5 | 102 |
стекольная | 38,6 | 102,8 | 23 | 106,2 | 30,8 | 104,5 |
легкая | 79 | 101,4 | 87,5 | 100,7 | 83,3 | 101,1 |
пищевая | 71 | 103 | 53,2 | 106,6 | 62,1 | 104,8 |
микробиологическая | 96,6 | 102,4 | 81,5 | 117,9 | 89,1 | 110,2 |
мукомольно-крупяная и комбикормовая | 69,1 | 106,7 | 68 | 107,1 | 68,5 | 106,9 |
Медицинская | 86,3 | 103,1 | 67,8 | 109,8 | 77,1 | 106,4 |
Полиграфическая | 109,6 | 91,2 | 88,4 | 117 | 99 | 104,1 |
Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, деленный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах.
Можно выделить отрасли с высокой эффективностью государственного сектора (выше 100%), среди которых оказывается только электроэнергетика; отрасли с умеренной эффективностью этого сектора (выше 90% и ниже 100%): полиграфическая промышленность и машиностроение, и прочие 12 отраслей-аутсайдеров по эффективности (ниже 90%). По критерию показателя эффективности «право на существование» отстоял государственный сектор только в отраслях с высокой и умеренной эффективностью, с определенной натяжкой сюда можно приплюсовать микробиологическую и легкую промышленность.
Таким образом, соотношение эффективности государственного и негосударственного секторов в России «перевернуто» относительно ситуации в большинстве стран мира. Россия в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенденциями. Основная причина состоит, в неадекватной системе управления отечественным государственным сектором.
Изменить сложившуюся ситуацию можно за счет совершенствования политики в отношении предприятий государственного сектора. Стоит отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно быстро оказывается низкоэффективным. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.[7]
Помимо всего прочего в России в управлении государственным сектором были допущены грубые ошибки. Так, разрушение государственного сектора в ходе масштабной приватизации явилось одной из причин инвестиционного кризиса и производственного спада в 1990-х гг. Здесь наблюдается парадокс в области государственной политики: масштабная приватизация, призванная стабилизировать общехозяйственную ситуацию, повлекла за собой ухудшение всех основных макроэкономических параметров. Меры государственного воздействия в пользу приватизированной собственности привели к прямо противоположному результату, нежели тот, который изначально предполагался. Налицо классическая ошибка системы государственного регулирования. Также грубые ошибки были допущены и при приватизации топливно-сырьевых отраслей экономики. Фактически государство выпустило из рук сверхприбыльные и притом рентные сферы деятельности. Аргумент, что оно якобы не имело средств для финансирования данных предприятий, несостоятелен.
Таким образом, Россия в своем отношении к государственному сектору экономики, все еще идет вразрез с мировыми тенденциями. В составе государственного сектора должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными методами, но и планово-экономическими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития - наиболее эффективный способ управления государственным сектором, который должен быть флагманом проведения государственной экономической политики.[8]
Таким образом, стратегия реформирования должна базироваться на обеспечении ряда следующих фундаментальных условий:
1. Наличие законодательства, гарантирующего кождому гражданину все общепризнанные права личности, защиту жизни, свободы и достоинства не только от преступности, но и от посягательств властей. Реальное обеспечение свободы в выборе места проживания. Вида деятельности, размещения своих средств в любой поддерживаемой обществом вфере экономики; обеспечение социальных гарантий всем, кто в них нуждается;
2. Равенство перед законом вех граждан независимо от занимаемых ими постов. Сужение возможностей безнаказанно совершать противозаконные действия – первая стратегическая цель любой программы социальных преобразований;
3. Открытость для общественности социально-экономической политики государства и мер по её реализации, контроль за действиями властей. Общество должно знать, что делают руководители для выполнения своитх обещаний, оценивать эффективность проводимых мероприятий;
4. Полная и открытая информация о размерах и источникмах доходов в первую очередь высши чиновников и крупнейших предпринимателей. Понятно, что функции контроля монгут выполнять в полной мере лишь неправительственные организации (создаваемые общественностью, оппозиционными партиями с участием средств массовой информации);
5. Восстановление утраченных функций долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития. Это позволит сформулировать долгосрочную социально-экономическую политику, чётко представить, каковы будут последствия для России тех или иных размеров ассигнований на воспитание, обрзование, науку и культуру, к чему приведёт изменение заработной платы отдельных категорий работников;
6. Социальные гарантии для всех граждан, если они либо не могут заниматься трудовой деятельностью, либо способны к таким её видам, эффективность которых недостаточна даже для жизнеобеспечения.
7. Формирование единой системы правил экономического поведения. Суть их заключается в том, чтобы основным источником дохода любого эффективного хозяйственного субъекта стала его общественно полезная деятельность. И чем более она полезна обществу, тем больший доход этот субъект должен получать.
8. Создание адаптированных к условиям рынка экономических механизмов, связанных с охраной окружающей среды и рентными платежами. Очевидно, что сами хозяйственные субъекты никогда не согласятся выплачивать средства, соответствующие этим оценкам. Ибо это прямо снижает их текущие доходы. Поэтому введение в хозяйственный механизм соответствующих платежей – дело государственных органов управления.
9. Особые правила хозяйствования для монополий. Необходимо использовать либо прямое централизованное планирование и ценообразование, либо жёсткий государственный контроль над ценами и объёмами выпуска продуктов и услуг, над уровнем заработной платы работников. Большой опыт нашей страны по централизованному планированию и управлению позволяет сравнительно легко решить эту задачу. Следует наказывать монополистов, не допускающих конкуренции и перелива капиталов в свою отрасль, причём штрафные санкции должны превышать размер монопольного дохода.
10. Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денежного обращения. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.
Но, прежде всего, необходимо добиться немедленной и полной ликвидации задолженностей по всем видам выплат населению – заработной плате, пенсиям и пособиям. При этом предприятия и организации в обязательном порядке должны регулярно выплачивать полную заработную плату вместе со всеми социальными отчислениями.
Далее нужно установить прямую жёсткую взаимосвязь доходов государственных руководителей всех уровней с доходами всех остальных лиц состоящих на государственной службе, единую «Табель о рангах». Единственным способом быстрого повышения дохода конкретного чиновника может быть лишь продвижение по служебной лестнице и соответственно по разрядам «Табели о рангах». Повышение же дохода в рамках одного разряда должно происходить у всех государственных служащих по мере экономического роста. Это позволит напрямую связать экономические мотивации руководителей с интересами населения и результатами развития экономики станы в целом, а также даст ход мерам по ликвидации нетрудовых доходов и другим назревшим преобразованиям.
Следует восстановить социальные гарантии. Это – фонд национального имущества и его арендная эксплуатация; национальный дивиденд как обеспеченный самым надёжным инвестированием, практически неотчуждаемый (защищённый законом от покушений с любой стороны – правительства и других властных структур, хозяйствующих субъектов, любых юридических и физических лиц, включая самого пользователя) источник дохода каждого гражданина; внебюджетный Пенсионный фонд как генеральный контролёр и институциональный инвестор, отвечающий за сохранность и приумножение этих базовых источников личного благосостояния. Эти гарантии надёжно защищают достойный образ жизни ослабленных категорий населения, ибо состояние нетрудоспособности, экономической неактивности – неизбежная фаза жизненного цикла каждого человека.
Экономическое восстановление России придётся начинать с «восстановительного перераспределения», так как достаточной внешней помощи не предвидится, то нет другого выхода, как для поддержки пострадавшего населения использовать огромные доходы тех, кто нажился на грандиозном переделе народного достояния (трансферты – переадресация дохода). Для этого нужно проверять источники их обогащения и принимать правовые санкции, во всех конкретных случаях противоправного обогащения включая неуплату налогов. При отсутствии правонарушений – взимать налоги, в остальных случаях применять конфискации, штрафы, компенсации ущерба и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Но государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Но для ответа на этот вопрос надо детально рассматривать каждую сферу и отрасль экономики.
На основе проведенного анализа экономики современной России можно сделать следующие выводы:
Существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.
Информация о работе Особенности государственного регулирования экономики в России