Отчет по практике в ОАО "Сбербанк России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:46, отчет по практике

Описание

История ОАО “Сбербанк России” началась 170 лет назад, в XIX веке. За почти два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института страны. Сегодня его филиальная сеть считается уникальной – она насчитывает более 20 тысяч филиалов и отделений на всей территории России, в Казахстане, на Украине, в Беларуси, в Германии и Индии. Зарегистрировано представительство в Китае.
Сбербанк - один из самых больших банков Европы и даже мира. Он – лидер банковской системы нашей страны и вместе с Центробанком непосредственно диктует и формирует финансовую политику. Большинство президентских и правительственных программ, связанных, например, с ипотечным кредитованием или с льготным автокредитованием так или иначе пересекаются со Сбербанком. В его состав входят более десятка крупных банков, каждый из которых имеет десятки и сотни филиалов по всей стране. Банк входит в TOP-100 крупнейших банков мира по размеру активов и по размеру капитала (38-е и 84-е места соответственно). Ведущие рейтинговые агенства своими высокими оценками подтверждают надежность Сбербанка России. Рейтинговое агенство Moody's присвоило Сбербанку России наивысший рейтинг по национальной шкале.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика предприятия 6
1.1 Организационно-правовая форма предприятия и орг. структура 6
1.2 Управление персоналом. Структура и численность работников 8
1.3 Миссия и цели развития организации. Характеристика маркетинговой стратегии предприятия 9
1.4 Краткая характеристика выпускаемых услуг. Конкурентные преимущества и отличительные особенности выпускаемых услуг 12
1.5 Характеристика рынка, на котором работает предприятие. Характеристика предприятий-конкурентов 17
1.6 Характеристика покупателей, их профиля. Возможности увеличения и расширение рынка сбыта 20
1.7 SWOT-анализ предприятия. Основные выводы 21
1.8 Система оценочных показателей деятельности предприятия. Основные показатели эффективности деятельности предприятия 22
1.9 Характеристика информационных систем и коммуникационных технологий (ИКТ), используемых на предприятии
2 Организация управления предприятием 30
2.1 Характеристика содержания работы ведущего экономиста 30
2.2 Анализ принципов организации банковских процессов 34
2.3 Организация деятельности вспомогательных и обеспечивающих подразделений 35
2.4 SWOT-анализ основного конкурента банка 36
2.5 Матрица Бостонской консалтинговой группы 37
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41

Работа состоит из  1 файл

ОТЧЕТ СМИП.docx

— 125.33 Кб (Скачать документ)

     В то время как крупнейшие банки  наращивают сети, Сбербанк свою сокращает — за первые шесть месяцев 2011 года число его отделений уменьшилось на 239 и в настоящее время по состоянию на 1 деккабря 2011 года в совокупности составляют 19093 единиц. В Сбербанке такие действия объясняют заботой о клиентах. Однако, по мнению экспертов, основная задача банка — экономия, которая сопряжена с риском снижения доступности банковских услуг в удаленных регионах.

     Сеть  Сбербанка включает в себя следующие  территориальные банки, которые  в свою очередь содержат в себе множество филиалов: Байкальский банк, Волго-Вятский банк, Восточно-Сибирский банк, Дальневосточный банк, Западно-Сибирский банк, Западно-Уральский банк, Московский банк, Поволжский банк, Северный банк, Северо-Восточный банк, Северо-Западный банк, Северо-Кавказский банк, Сибирский банк, Среднерусский банк, Уральский банк, Центрально-Черноземный банк, Юго-Западный банк

     Сбербанк  России, являясь крупнейшим банком Центральной и Восточной Европы, рассматривает международный вектор как важнейшую составляющую стратегии  своего развития. Привлечение на выгодных условиях ресурсов с мировых финансовых рынков для финансирования ведущих отраслей экономики России, наиболее полное удовлетворение внешнеэкономических запросов своих клиентов, эффективное участие в деятельности авторитетных международных финансовых организаций и кропотливая работа по пропаганде за рубежом положительного имиджа Сбербанка России и российской банковской системы в целом — таковы главные составляющие международной деятельности Банка.

     ОАО "Сбербанк России" расширяет свое присутствие на международном рынке, диверсифицируя источники роста  бизнеса. Экспансия Банка на зарубежный рынок началась в 2006 г., когда был  приобретен банк в Казахстане. Затем  банк пришел на Украину (2007 г.) и в  Белоруссию (2009 г.). Следующим этапом стало открытие представительства  в ФРГ (Франкфурт-на-Майне), филиала  в Индии (Нью-Дели) и представительства  в Китае (Пекин). Учитывая особенности  зарубежных рынков, ОАО "Сбербанк России" намерен как приобретать там  новые активы, так и создавать  банки, филиалы и представительства, а также небанковские финансовые компании. Планируется, что к 2014 году Сбербанк увеличит долю чистой прибыли, полученной от международной деятельности, до 5%. 
 

    1.  Управление персоналом. Структура и численность работников
 

     Кадровая  политика Сбербанка в отношении  рядового персонала подвергнется серьезным  изменениям. Сокращение издержек на персонал предусматривает новая стратегия  Сбербанка.

     На  конец первого квартала 2011 года среднесписочная  численность работников Сбербанка  составляла 232,496 тыс. человек против 237,253 тыс. человек в 2010 году, говорится  в отчете банка по ценным бумагам. Таким образом, в 1-м квартале банк сократил численность персонала  более чем на 2%.

     Глава Сбербанка Герман Греф сообщил в  интервью телеканалу "Россия 24", что  банк продолжит сокращать численность  сотрудников при проведении модернизации кредитной организации. Он напомнил, что в начале 2008 года в Сбербанке  работало почти 300 тыс. человек. Ранее сообщалось, что Сбербанк РФ в 2010 году сократил численность персонала на 3,6% - до 240,895 тыс. человек. При этом численность центрального аппарата (включая Центр сопровождения клиентских операций) за год выросла на 19,2% и составила 8,681 тыс. человек, а число сотрудников территориальных банков снизилось на 4,3% - до 232,2 тыс. человек. Сбербанк РФ в 2009 году банк снизил численность работающего персонала примерно 8%, в 2008 году увеличил на 2,6%.

     В структуре затрат Сбербанка персонал занимает порядка 60%. Это очень много. (Хорошим показателем доли затрат на персонал в большом розничном  банке считается 50%. — Forbes.) В «Сбербанке» неоптимальные процессы — как управленческие, так и собственно банковские. Например, очень неотработанная IT-система: абсолютно не оптимальная технология по выдаче кредитов. Из-за этого банк держит слишком большое количество людей. На данный момент в Сбербанке 20 000 отделений по всей стране, причем только в 12 000 из них трудится больше трех человек.

     По  словам директор департамента кадровой политики Сбербанка России Сергея Горькова: “Из-за отсутствия управленческих технологий часть управленческих функций у нас вообще не осуществлялась. Характерный пример — управление рисками. Год назад в Сбербанке не было подразделения, занимающегося управлением рисками. И это у банка, который имеет 60% кредитного портфеля страны — $120 млрд. Или — если спуститься на микроуровень — имели место такие ситуации: есть шесть окошек, и все они принимают платежи, а продажей никто не занимается…”

     До  недавнего времени у каждого  из двух десятков московских отделений  Сбербанка был свой бэк-офис. То есть в каждом отделении сидели сотни людей. Сейчас эту функцию свели в одно место, создали центральный бэк-офис в Москве, штат которого должен составлять 5000-6000 человек. При этом скорость производства увеличилась, потому что раньше часть информации задерживалась, а иногда могла потеряться при передаче от одного отделения в другое.

     Итак, есть две основные проблемы. Во-первых, неоптимизированные затраты. Во-вторых, перенасыщенность банка персоналом. Хотя, автоматизируя процессы, часть освободившихся людей банк может использовать. Например, нужно больше сотрудников для кредитования. Без них банк просто не успевает: уже возникла целая кредитная фабрика в Москве, где обрабатывается огромное количество заявок на кредиты. Раньше на одну заявку уходило две недели, теперь для 10% кредитов сократили время до трех дней.

     Сергей  Горьков комментирует: “Сокращения будут происходить за счет людей  разных профессий. Где-то закрываем целые отделения — например, когда два находятся рядом друг с другом. Мы не проводим специальные сокращения пенсионеров. Для нас очень важен баланс, а пенсионеры более стабильны, чем молодежь. Я не считаю, что их нужно огульно отправлять на пенсию. Важный вопрос, который стоит перед нами: как развивать сотрудников? Мы уже оценили компетенции 3000 менеджеров. Совместно с поставщиком услуг оценки («ЭКОПСИ Консалтинг». — Forbes) разработали барьерометрию — систему показателей, позволяющих сделать вывод, что, грубо говоря, с этим человеком работать можно, а с этим нельзя. Оценка объективна. Погрешность очень мала: 1-2 человека на сотню. Сейчас мы делаем первый список High potential people, который будет обнародован до Нового года. В него попадут люди, которые обладают наибольшим потенциалом. В них мы собираемся вкладываться в дальнейшем, продвигать по карьерной лестнице.” 

    1. Миссия  и цели развития организации. Характеристика маркетинговой стратегии предприятия

     Миссия  Банка:

  • Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.
  • Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее 
    сотрудников.

     Наша  миссия определяет смысл и содержание деятельности Банка, подчеркивая его  важнейшую роль в экономике России. Наши клиенты, их потребности, мечты  и цели есть основа всей деятельности Банка как организации. Миссия Банка  также устанавливает амбициозную цель наших устремлений -  стать одной из лучших финансовых компаний мира - и подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его целей невозможна без реализации их личных и профессиональных целей.  
Высокие цели Банка достигаются командой единомышленников, которых объединяет 
общая система ценностей.

     Сберегательный  банк России создан с целью привлечения  временно свободных денежных средств  населения и предприятий, и их эффективного размещения на условиях возвратности, платности, срочности, в  интересах вкладчиков банка и  в интересах развития народного  хозяйства. По форме организации  Сберегательный банк России представляет собой акционерное кредитное  учреждение, осуществляющее деятельность на основе Устава (приказ Центробанка  от 21.03.91 г). Уставной капитал Сбербанка  на текущий момент составляет -700, 1 млр. рублей. Акционерами банка являются более 245 тыс. юридических и физических лиц. Крупнейшим акционером -Центральный банк РФ, который владеет контрольным пакетом акций (54, 6%). Структура акционеров Сбербанка на сегодня характеризуется следующими данными: [2]

    • 60% банковский сектор (включая Центробанк)
    • 18% инвестиционные компании.
    • 11% юридические лица
    • 11% физические лица.

     Деятельность  Сбербанка регулируется и контролируется Собранием акционеров, а в промежутках  между собраниями - Советом банка. Исполнительным органом банка является Совет директоров, состоящий из Президента, 15- ти членов совета директоров и 4-х вице-президентов.

     К основным функциям Сбербанка относятся:

  • Мобилизация Временно свободных денежных средств населения и предприятий ;
  • размещение привлеченных средств в экономику и в операции с ценными бумагами ;
  • кредитно- расчетное обслуживание предприятий и организаций ;  
    кредитование потребительских нужд населения ;
  • осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве и с населением;  
    выпуск, покупка, продажа и хранение векселей, чеков, сертификатов и других ценных бумаг;
  • консультирование и предоставление экономической и финансовой информации ;
  • оказание коммерческих услуг(факторинг, лизинг) ;
  • совершение валютных операций и международных расчетов ;
  • учредительная функция.

     Сейчас  наблюдаются высокие темпы роста  Сбербанка, в частности его активов. Их стоимость на сентябрь 2011 года составляла более чем 9,4 трлн. рублей. Как заявил президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф “Стоимость активов Сбербанка по итогам года может превысить 10 трлн. рублей”, что в итоге подтвердилось. Активы на 31.12.2011 составили 10 834,9 млрд. рублей.[3]

     Маркетинговая стратегия развития банка состоит  в том, что Сбербанк состоит в  следующих принципах:

  • Быть больше, чем просто банк.
  • Проявлять внимание к каждому клиенту, приоритет его потребностей.
  • Строить отношения, а не продавать продукт.
  • Ежедневно улучшать себя и свое окружение
  • Не использовать слабости наших клиентов.
  • Соблюдать не только букву, но и дух требований закона.
  • Каждый сотрудник – лицо Банка.
  • Преданность Банку, работа в команде, общий успех – успех каждого.

Исходя  из этого банк ориентируется на различные подходы работы с различными субъектами. 
 

Для клиентов

  • Банк, которому ценен каждый клиент
  • Банк-партнер, который ежедневно готов помочь каждому клиенту во всем, что связано с финансами
  • Банк, которому можно доверять: он финансово устойчив, в нем не обманут, в нем справедливые условия, в нем быстро и удобно обслужат, он поможет выбрать и принять оптимальное финансовое решение, исходя из интересов клиента
  • Банк, который постоянно работает и совершенствуется, чтобы радовать своих клиентов и улучшать свою работу
  • Лучший банк на рынке

Для сотрудников

  • Банк, который ценит своих сотрудников, заботится о них
  • Банк, который дает возможность сотрудникам развиваться лично и профессионально, работать в котором стремятся лучшие профессионалы
  • Банк, в котором сотрудники чувствуют себя активными участниками всех процессов, а не "винтиками в большой машине"
  • Банк, который обеспечивает своим сотрудникам достойный материальный достаток и положение в обществе
  • Банк, в котором интересно работать
  • Банк, работой в котором можно гордиться, который уважают, сотрудники которого уверены в своем будущем

Для акционеров и инвесторов

  • Банк, который является лидером в стране по рентабельности капитала и доходности для акционеров
  • Банк, приверженный высоким стандартам корпоративного управления, строящий свою работу на принципах открытости, прозрачности и предсказуемости
  • Банк, последовательно проводящий взвешенный, разумный и профессиональный подход к рискам
  • Банк, активно внедряющий высокие стандарты социальной ответственности

Информация о работе Отчет по практике в ОАО "Сбербанк России"