Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:46, отчет по практике
История ОАО “Сбербанк России” началась 170 лет назад, в XIX веке. За почти два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института страны. Сегодня его филиальная сеть считается уникальной – она насчитывает более 20 тысяч филиалов и отделений на всей территории России, в Казахстане, на Украине, в Беларуси, в Германии и Индии. Зарегистрировано представительство в Китае.
Сбербанк - один из самых больших банков Европы и даже мира. Он – лидер банковской системы нашей страны и вместе с Центробанком непосредственно диктует и формирует финансовую политику. Большинство президентских и правительственных программ, связанных, например, с ипотечным кредитованием или с льготным автокредитованием так или иначе пересекаются со Сбербанком. В его состав входят более десятка крупных банков, каждый из которых имеет десятки и сотни филиалов по всей стране. Банк входит в TOP-100 крупнейших банков мира по размеру активов и по размеру капитала (38-е и 84-е места соответственно). Ведущие рейтинговые агенства своими высокими оценками подтверждают надежность Сбербанка России. Рейтинговое агенство Moody's присвоило Сбербанку России наивысший рейтинг по национальной шкале.
Введение 3
1 Общая характеристика предприятия 6
1.1 Организационно-правовая форма предприятия и орг. структура 6
1.2 Управление персоналом. Структура и численность работников 8
1.3 Миссия и цели развития организации. Характеристика маркетинговой стратегии предприятия 9
1.4 Краткая характеристика выпускаемых услуг. Конкурентные преимущества и отличительные особенности выпускаемых услуг 12
1.5 Характеристика рынка, на котором работает предприятие. Характеристика предприятий-конкурентов 17
1.6 Характеристика покупателей, их профиля. Возможности увеличения и расширение рынка сбыта 20
1.7 SWOT-анализ предприятия. Основные выводы 21
1.8 Система оценочных показателей деятельности предприятия. Основные показатели эффективности деятельности предприятия 22
1.9 Характеристика информационных систем и коммуникационных технологий (ИКТ), используемых на предприятии
2 Организация управления предприятием 30
2.1 Характеристика содержания работы ведущего экономиста 30
2.2 Анализ принципов организации банковских процессов 34
2.3 Организация деятельности вспомогательных и обеспечивающих подразделений 35
2.4 SWOT-анализ основного конкурента банка 36
2.5 Матрица Бостонской консалтинговой группы 37
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41
Итак, на 01.01.2012 года только 606 банков имеют уставный капитал, который соответствует требованиям ЦБ или близок к этому, что составляет 61,9 % от общего количества банков. На сегодня многие банки претерпевают следующие трансформации:
Банки объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов, т.е. происходит слияние капиталов; Крупные банки покупают более мелкие банки, т.е. происходит поглощение; Банки закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков выполнять требования ЦБ по работе и размеру уставного капитала, т.е. осуществляется самоликвидация или ликвидация по решению суда. Процессы слияния, поглощения или закрытия банков идут постоянно, но после поднятия Банком России планки по минимальной величине уставного капитала - количество таких процессов резко увеличится. Так, например, только за январь-февраль 2011 года прекратили деятельность 4 «нерадивых» банка, у которых отозваны лицензии в связи с их принудительной ликвидацией:
Банк "Вэлкомбанк" ОАО - г. Пятиговск (регистрационный номер Банка России 589) - признан банкротом;
КБ "Охотный ряд" ООО - г. Москва (регистрационный номер Банка России 3375) - признан банкротом;
КБ "Национальный Торговый Банк" (ЗАО) - г. Тольятти (регистрационный номер Банка России 3087) - признан банкротом;
КБ ОАО "Тревел Банк" - г. Москва (регистрационный номер Банка России 531) - признан банкротом.
Реорганизация кредитных организаций идет тоже полным ходом. В феврале 2010 года была начата процедура реорганизации ОАО "УРАЛСИБ" в форме присоединения к нему ОАО АКБ "Стройвестбанк" и ОАО АКБ "УРАЛСИБ-ЮГ БАНК". Процедура присоединения успешно завершена 11 мая 2010 года с прекращением деятельности сразу двух банков. А 30 марта 2011 года Банк России сообщил о начале процедуры реорганизации кредитных организаций в форме присоединения к ОАО "АЛЬФА-БАНК" - Банка "Северная Казна" ОАО, после завершения, которой прекратится деятельность еще одного банка.
И по прогнозам ряда аналитиков, начавшееся в период финансового кризиса сокращение количества действующих банков России продолжится. Многие ожидают значительное сокращение количества действующих банков – около 500. [27 c.98]
Сколько
банков останется, твердо назвать никто
не может и будет ли это плохо
или хорошо для России сказать
тоже сложно. А мировой опыт показывает,
что если банк нашел и устойчиво
занял определенную нишу по банковским
услугам, то не важно – крупный
это или мелкий банк, главное, чтобы
он умел работать без нарушения законодательства
и нормативов. Пример небольшой Швейцарии,
где мирно сосуществуют крупные
и мелкие банки, а банков так «неприлично»
много, что яблоку негде упасть –
показателен. Там работа есть всем,
и каждый банк нужен. Было бы более
разумным не закрывать небольшие
банки, и особенно в регионах, а
просто ограничивать их максимальными
суммами выдаваемых в одни руки кредитов,
т.е. устанавливать более гибкие
нормативы деятельности.
Сбербанк отличается очень широким кругом клиентов. Это могут быть абсолютно разные слои населения. В связи с этим банк разрабатывает разноплановую стратегию по работе со своими клиентами. Разные условия кредитования корпоративным и частным клиентам, пониженные ставки социально-нуждающимся, специальные программы для vip-клиентов. Таким образом, вырабатывается индивидуальный подход к каждому клиенту.
Так в Новосибирске открыл свои двери перед посетителями в новом здании дополнительный офис Сбербанка России. Это первое в г. Новосибирске подразделение Сбербанка, которое предусматривает распределение клиентских потоков в зависимости от характера совершаемых операций, выделяя массового клиента и клиента, которому при совершении операций необходим индивидуальный подход.
Клиентами
могут являться как юридические,
так и физические лица, VIP-клиенты
банка могут рассчитывать на особые
условия обслуживания. Частные клиенты
банка могут открыть
Юридические лица, которые являются клиентами отделений Сбербанка, могут осуществлять расчетно-кассовое обслуживание предприятия, получить оборудование в лизинг или банковскую гарантию, которая может использоваться, например, при заключении государственного контракта при победе в тендере.
В
настоящее время банк предлагает
большой спектр услуг, как крупным
предприятиям, так и представителям
малого бизнеса. Кроме того, отделения
Сбербанка предоставляют различные виды
услуг как государственным, так и частным
организациям.
Таблица 2 - SWOT-анализ ОАО «Сбербанка»
Возможности:
1. Рост реальных доходов населения. По данным Росстата, в 2010 году реальные располагаемые доходы населения увеличились на 4%, в 2011 году ожидается рост на 3,4%, а в 2012 году тоже ожидается рост. Соответственно, будут увеличиваться сбережения населения, в том числе вклады физических лиц в Сбербанк 2. Ожидаемый
рост рынка кредитования сравнению с конкурентами (за счет более дешевого фондирования). 3. Ожидаемое повышения инвестиционного рейтинга России крупнейшими международными рейтинговых агентствами. Это является безусловным позитивом для Сбербанка. |
Сила:
1. Единая разветвленная филиальная сеть (более 19 тыс. отделений), охватывающая всю территорию страны, создает уникальное конкурентное преимущество Сбербанка в ритейловом обслуживании. 2.Развитая инфраструктура и технологии массового обслуживания позволили Сбербанку стать лидером крайне перспективного рынка кредитования населения (доля банка на этом рынке сейчас превышает 50%). 3.Относительно низкие издержки обслуживания населения, как следствие экономии от масштаба. 4.«Раскрученность» бренда Сбербанка как крупнейшего ритейлового банка страны, высокое доверие со стороны населения. 5.Стабильный рост финансовых показателей – за 2011 г. чистая прибыль банка по IFRS увеличилась на 74% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., активы банка увеличились на 25,6%, акционерный капитал – на 11%. 6.Улучшение качества прибыли банка вследствие увеличения доли более стабильных источников дохода (опережающие темпы роста доходов от кредитования населения и малого бизнеса, а также от комиссионного обслуживания, снижение доли доходов от торговых операций). Диверсификация кредитного портфеля, имеет целью снижение кредитного риска на одного заемщика. | ||
Угрозы:
1. Присоединение
России к ВТО должно привести
к дальнейшей либерализации |
Слабость:
1. Относительно
высокая стоимость | ||
Крупные
зарубежные банки, которые в настоящее
время представлены своими "дочками",
могут стать прямыми 2. Снижение маржи
(чистого процентного спреда) как
результат обострения |
2. Относительно
высокий уровень операционных
расходов (в 2010 г. отношение операционные
расходы / активы составили примерно
6,5% при среднем уровне для 3. Низкая рентабельность инвестиций в рублевые гособлигации, имеющих отрицательную реальную доходность. |
Таким
образом, результаты SWOT-анализа показывают,
что, несмотря на ряд неблагоприятных
факторов (Присоединение России к ВТО
должно привести к дальнейшей либерализации
рынка финансовых услуг, в частности, к
снижению барьеров для прихода иностранных
банков на российский рынок.), уникальные
конкурентные преимущества Сбербанка
позволят ему сохранить в ближайшие годы
хорошее положение в российском банковском
секторе.
На современном этапе развития экономики Российской Федерации именно банки являются лидером развития рыночных процессов. Увеличивающийся объем денежных потоков, развитие предпринимательской деятельности, нарастающий интерес нерезидентов к операциям на Российских рынках приводят к тому, что в банках аккумулируются и перераспределяются значительные денежные средства. [29 c.55]
Существующий
подход к оценке эффективности банков
все меньше удовлетворяет растущие
потребности банковского
Анализ прибыльности, ликвидности и достаточности капитала дает возможность оценить эффективность управления ресурсами, а следовательно, оценить конкурентоспособность и перспективы работы банка на внутреннем и внешнем финансовых рынках.[28 c.53]
При
расчете аналитических
Таблица 3 - Основные показатели деятельности коммерческого банка
Показатели | Составляющие |
Доходность |
Доход на средние
активы;
Доход на капитал; Номинального капитала,%; Капитала; Чистых пассивом,%; Прибыль, тыс. руб. |
Продолжение таблицы 3 | |
Номинальный коэффициент прироста | Заемный капитал;
Лизинг; Капитал; Персонал. |
Реальные ставки прироста | Индекс потребительских
цен;
Ставки инфляции; Заемных средств и лизинга; Клиентских депозитов; Капитала. |
Эффективность работы персонала | Средняя доходность
на одного рабочего,%;
Окупаемость затрат на содержание персонала. |
Номинальные процентные ставки | Средняя полученная
ставка;
Ликвидные активы; МБК; Клиентские активы; Долговые рыночные ценные бумаги; Средняя уплаченная ставка; Суммы, уплаченные кредитными учреждениями; Срочные депозиты и до востребованиям; Сберегательные депозиты; Спрэд. |
Реальные процентные ставки | Средние полученные;
Средние уплаченные; |
Общие процентные затраты | Налоги и
доходы;
Образование капитала |
Высоколиквидные активы | Удельный вес
высоколиквидных активов (рубль, валюта);
Коэффициент ликвидности; Удельный вес в чистых активах,%. |
Величина
кредитно-инвестиционного |
Удельный вес
кредитов;
Удельный вес КИП в активах; Величина отношения КИП к капиталу банка; Удельный вес в чистых активах,%. |
Величина чистых активов и пассивов | |
Капитал | Удельный вес
капитала в чистых пассивах (коэффициент
Кука),%
Отношение привлеченных средств к капиталу банка. |
Остатки на клиентских и корреспондентских счетах | Удельный вес:
рубль,%, валюта,%;
Удельный вес в чистых пассивах,%. |
Продолжение таблицы 3
Депозитные средства клиентов (ДСК), межбанковские кредиты (МБК) и вклады | Удельный вес,%;
МБК,%; ДСК и вкладов,%; Удельный вес в чистых пассивах,%. |
В практике западных компаний, в том числе и банков, применение ключевых показателей эффективности (KPI — key performance indicators) давно стало привычной реальностью. [30 c.76]
KPI
— это показатели, с помощью
которых оцениваются
Зарубежный и отечественный опыт работы с различными системами измерений показывает, что есть три основные трудности для их жизнеспособности:
Таким образом, применив компьютерные программы, можно регулярно делать «моментальные снимки» и своевременно отслеживать ведущие ключевые показатели эффективности компании. Топ-менеджмент не обращает должного внимания на все, что плохо отобрано и нечетко изложено. Система ключевых показателей показывает менеджерам то, что действительно важно для бизнеса, а не засыпает их данными.
Принятие решения о необходимо разработать KPI связано с уровнем банковского менеджмента в целом, а также с необходимостью перехода от интуитивной оценки деятельности к более точным процессам, к показателям, которые были бы понятны всем менеджерам. [29 c.97]
В
данном случае чаще всего начинают
с измерения некоторых
Такое большое количество показателей в стабильное время, возможно, и имеет положительное влияние – есть основания для размышлений, проведения анализа корреляций и взаимозависимостей.
Разработка системы KPI оказывает помощь в решении ряда проблем:
1)
Делегирование ответственности
и осуществление контроля по
ключевым параметрам, при этом
существенно разгружая
2)
Эффективное бюджетирование: гораздо
легче составить бюджет под
достижение конкретных
3)
Улучшение качества персонала,
так как система выявляет
4)
Поддержание и повышение
5)
Переход от реагирования на
проблемы к планомерному
1.9 Характеристика
информационных систем и
В разных банках используются разные информационные системы и коммуникационные технологии. Использование информационных технологий позволяет банку решить такие проблемы, как взаимодействие обработки транзакций с анализом и отчетностью, плановых показателей с фактическими, удаленных филиалов и отделений с головным офисом. [30 c. 55]
Комплексная
автоматизация банка может
Информация о работе Отчет по практике в ОАО "Сбербанк России"