Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:59, отчет по практике
Банк внешней торговли был создан 16 октября 1990 года по решению собрания учредителей в форме закрытого акционерного общества. Однако официальной датой «рождения» данной организации считается 17 октября, когда был зарегистрирован Устав Банка. Внешторгбанк создавался на основе Внешэкономбанка РСФСР с преобладающим участием в уставном капитале государственных структур, таких как Центральный Банк РФ, Министерство Финансов РФ, Торгово-промышленная палата и Министерство внешнеэкономических связей РФ. Целью создания данной организации явилось обеспечение экономической основы суверенитета России в условиях дезинтеграции, а затем и распада СССР.
1.
Общее знакомство с предприятием
3
2.
Организация труда основных и вспомогательных рабочих
13
3.
Нормирование труда основных и вспомогательных рабочих
19
4.
Организация оплаты труда рабочих
26
5.
Оценка персонала, мотивация и оплата труда в аппарате управления
36
6.
Характеристика организационной структуры управления предприятием
38
7.
Организация труда в аппарате управления. Техника управления
49
8.
Лидерство и стили руководства
52
9.
Службы управления персоналом
54
ПРИЛОЖЕНИЯ
60
Что же касается высшего руководства, то здесь явно просматривается либерально-консультационный стиль руководства. Не смотря на то, что такого стиля не выделяется, хотелось бы его определить именно таким образом, поскольку при решении стратегических вопросов, руководитель консультируется с подчиненными, однако принимает решения единолично, а в области оперативного управления подчиненные могут принимать решения самостоятельно.
Таким образом, нетрудно заметить, что, согласно модели принятия управленческих решений Врума-Йеттона-Яго, руководители в Филиале ОАО Внешторгбанк наиболее привержены к стилю принятия решений, определенного как А2, то есть автократо-консультативному. Это означает, что руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и затем уже сам принимает решение. Работники привлекаются только на этапе сбора информации. Выработку же решения и его принятие осуществляет руководитель.
Приведем пример алгоритма принятия решения в рассматриваемой нами организации. Как известно из раздела 1, в структуре Филиала имеется 7 структурных подразделений. Предположим, одно из них, например отдел по работе с клиентурой и экономического анализа, инициирует какое-либо предложение. Условно возьмем зарплатный проект по какому-либо предприятию. Начальник отдела пишет служебную записку на имя управляющего, после чего последний, рассмотрев ее, изучив все расчеты отдела, принимает решение о возможности реализации данного проекта.
Таким образом, не смотря на то, что решение инициируют подчиненные, заключение по нему принимает руководитель.
9. Службы управления персоналом.
Очень важную роль на любом предприятии играют кадры. Именно они являются субъектами любой деятельности в организации, будь то производство или управление. И от того, как функционируют кадровые службы предприятия, во многом зависит качество производимой продукции или оказываемых услуг, а также уровень организационной культуры.
Поскольку филиал ОАО Внешторгбанк в г. Костроме является лишь структурным подразделением Головной организации, то здесь не предусмотрено создание дополнительной штатной единицы, которая занималась бы исключительно кадровыми вопросами. Приемом на работу и увольнением с работы работников филиала занимается непосредственно управляющий, что отражено в Положении «О филиале Банка внешней торговли (ОАО Внешторгбанк) в г. Костроме». Исключение составляют заместитель управляющего, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, помощник управляющего по безопасности и руководитель группы внутреннего контроля. Эти работники назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом-Председателем Правления Внешторгбанка, в чью компетенцию, согласно Уставу, входит решение кадровых вопросов.
Набор и отбор персонала также осуществляются Управляющим филиалом самостоятельно или по согласованию с начальниками структурных подразделений. При этом основным методом набора персонала является внутренний метод, то есть среди источников трудовых ресурсов преобладают собственные работники, а также их знакомые и родственники. Практика обращения к внешним источникам крайне редка. Это во многом обусловлено стабильностью финансового положения рассматриваемой организации, а также низкой текучестью кадров.
Выбор единственного кандидата осуществляется по итогам собеседования с управляющим филиалом, а также с начальником структурного подразделения, где ему предстоит работать. При этом новым сотрудникам, не имеющим достаточного опыта работы в кредитных организациях, назначается испытательный срок. Как правило, испытательный срок имеет форму стажировки, то есть осуществляется на безвозмездной основе, либо на возмездной основе в форме трудового договора.
По итогам испытательного срока принимается решение о принятии работника в штат. При этом ему назначается фиксированный оклад и социальные льготы. Исключительное право по определению заработной платы и льгот закреплено за Управляющим филиалом Положением «О филиале».
Должностные оклады работникам устанавливаются в рамках штатного расписания. Основой же социальных льгот служит действующее законодательство Российской Федерации и нормативные акты ОАО Внешторгбанк.
Приказом ОАО Внешторгбанк от 01.09.2003 № 786 было утверждено Положение «О стажировке в ОАО Внешторгбанк выпускников и студентов старших курсов профильных высших учебных заведений». Оно позволит расширить круг источников привлечения новых кадров, а также сократить сроки адаптации новых работников к условиям организации. На наш взгляд, это очень перспективный и малозатратный способ создания квалифицированного кадрового потенциала.
Для повышения квалификации сотрудников ОАО Внешторгбанк, изучения передового опыта, новых банковских продуктов и технологий, эффективных форм и методов работы с клиентами, адаптации персонала к изменениям на финансовом рынке в условиях конкуренции, развития деловых качеств и организаторских способностей сотрудников, в Банке проводится регулярное обучение и стажировка. Для этого Управлением организации работы с региональными учреждениями и участиями с учетом предложений структурных подразделений Головной организации и руководства филиалов, а также решений Кредитного комитета и других коллегиальных органов управления, разрабатывается план-график проведения стажировок, где указывается перечень предполагаемых семинаров и «базы» их проведения. Стажировка руководителей и специалистов может проводиться по различным направлениям банковской деятельности. Местом ее проведения могут быть:
– структурные подразделения Головной организации Банка;
– филиалы Банка;
– иные организации (в т.ч. партнеры и клиенты Банка).
При этом выбор «базы» стажировки зависит во многом от уровня занимаемой сотрудником должности, а также от стажа работы в данной организации. Этот процесс можно изобразить в виде матрицы:
Уровень занимаемой должности |
высокий |
Структурные подразделения передового филиала, |
Структурные подразделения Головной организации, Структурные подразделения передового филиала |
низкий |
Структурные подразделения передового филиала, Структурные подразделения собственного филиала |
Организации, в том числе партнеры и клиенты Банка, Структурные подразделения передового филиала | |
маленький |
большой | ||
Стаж работы |
Более детализированную схему стажировки сотрудников филиалов ОАО Внешторгбанк с указанием сроков обучения можно видеть в Приложении 7.
Порядок организации и проведения стажировок отражен в Положении «Об организации стажировок руководящих работников и специалистов филиалов ОАО Внешторгбанк».
Согласно этому Положению, стажировка проводится с освобождением сотрудника от работы. Ее продолжительность устанавливается Управлением организации работы с региональными учреждениями и участиями индивидуально, в зависимости от поставленных задач, степени подготовленности и опыта сотрудника. При этом за сотрудником, направленным на стажировку, сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Расходы, связанные с переездом, наймом жилья и оплатой суточных, производятся филиалом в соответствии с нормативными и распорядительными документами Банка.
Общее руководство организацией и проведением стажировок осуществляются Управлением по организации работы с региональными учреждениями и участиями и Административным управлением. Эти же структуры ответственны за подведение итогов стажировок и разработку стратегии дальнейшего развития кадрового потенциала.
В общем виде организация процесса обучения сотрудников Банка может быть представлена в виде трех последовательных циклов обмена информацией между Головной организацией и филиалом.
План-график Список стажеров
Утвержденный список
Оценка
Как видно из схемы, первые два цикла обмена информацией характеризуют процесс согласования вопросов стажировки между территориальными подразделениями:
Третий же связан с непосредственной оценкой сотрудников по результатам стажировки и подведение итогов.
Оценка результатов проводится руководителем стажировки по следующим критериям:
– знания, умения и навыки,
– качество выполняемой работы,
- стремление к профессиональному развитию.
При этом предусмотрена балльная система оценки (по пятибалльной шкале). По результатам оценки руководитель выдвигает свои предложения и рекомендации, определяющее дальнейшее движение сотрудника в организации. (Оценочный лист см. в Приложении 8). Эти предложения рассматриваются при подведении итогов в Головной организации, а затем принимаются конкретные решения о перемещении работников.
Перемещение работников в организации может быть в двух плоскостях: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное перемещение идет на одном уровне и называется ротацией. Вертикальное перемещение идет по иерархии, по уровням. Ротация кадров выглядит особенно привлекательной и эффективной в организациях, где работники вынуждены выполнять однообразные и ограниченные функции, затрагивающие лишь одну область деятельности организации. Однако в филиале ОАО Внешторгбанк в г. Костроме в связи с ограниченностью штата сотрудники вынуждены выполнять широкий круг обязанностей, который не позволяет им замыкаться лишь на одной функции, что делает ротацию малоэффективным приемом проектирования работы организации. Кроме того, большая часть оперативной работы связана с приобретением работниками специфических навыков, потеря которых в случае перемещения сотрудника в другое структурное подразделение может существенно затруднить работу организации и привести к возникновению сложных ситуаций. Примером может служить выявление фальшивых купюр работниками касс. Именно поэтому практика горизонтального перемещения кадров в филиале ОАО Внешторгбанк крайне редка.
Приложение 3
П О Л О Ж Е Н И Е
ОБ ОТДЕЛЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КЛИЕНТУРОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛИАЛА ВНЕШТОРГБАНКА В г.КОСТРОМЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Отдел организации
работы с клиентурой и
1.2. В своей деятельности отдел руководствуется:
• действующим законодательством РФ;
• нормативными актами Центрального Банка РФ;
• Уставом Внешторгбанка;
• решениями органов управления Внешторгбанка;
• Положением о филиале Внешторгбанка в г.Костроме;
• внутренними нормативными документами банка;
• настоящим положением об отделе.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОТДЕЛА.
2.1. Цели отдела:
• получение прибыли от операций отдела;
• оптимизация работы с клиентурой с целью расширения клиентской базы
филиала;
• развитие существующих и внедрение новых направлений деятельности
филиала;
• осуществление экономического анализа.
2.2. Для реализации целей отдел решает следующие задачи:
• осуществление планово-
• внедрение и расширение кредитных операций;
• организация работы по формированию ресурсной базы филиала;
• проведение операций филиала с ценными бумагами;
• внедрение новых видов банковских услуг.
2.3. Для реализации поставленных целей и задач отдел выполняет следующие
функции:
• составляет проекты годовых бизнеспланов филиала;
• составляет проекты сметы доходов и расходов филиала на основании
данных прошлых
периодов и с учетом
• осуществляет анализ и контроль за исполнением сметных показателей, подготавливает документы по корректировке сметных планов;
• рассчитывает и анализирует рентабельность активных операций филиала;
• подготавливает данные для расчета скорректированного финансового результата деятельности филиала;
• проводит регулярный (не реже 1 раза в месяц) мониторинг рынка банковских услуг региона, тарифной политики конкурентов;