Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:38, курсовая работа
Цель исследования: Описать текущее состояние и перспективы развития рынка алкогольных напитков в России.
Предметом исследования данной работы являются принципы, модели и процедуры прогнозирования спроса и предложения как инструменты поддержки управленческих решений на конкурентных потребительских рынках.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Современное состояние мирового рынка водки…………...4
Характеристика водки на мировом рынке………………4
Структура рынка водки…………………………………….9
Субъекты рынка…………………………………………….15
Спрос и предложение на рынке водки…………………...18
Выводы по главе 1………………………………………………………..29
Глава 2. Особенности развития мирового рынка водки……………30
2.1. Ценообразование на рынке водки…………………………..30
2.2. Анализ конкуренции на рынке……………………………....35
2.3. Анализ динамики рынка…………………………………...…41
2.4. Позитивные и негативные характеристики рынка……….43
Выводы по главе 2…………………………………………………………48
Глава 3. Перспективные тенденции развития рынка………………...49
3.1. Новые технологии на рынке водки………………………….49
3.2. Общие тенденции в развитии рынка………………………..56
Выводы по главе 3…………………………………………………………64
Заключение………………………………………………………………….65
Список использованной литературы…………
"Исток
Оригинальная Люкс" - водка, главная
особенностью которой является
присутствие аскорбиновой
"Парламент"
- водка класса "премиум", приготовленная
из зернового спирта "люкс"
с использованием уникальной
технологии - очистки водки молоком,
что придает напитку
Finlandia
- по мнению экспертов,
Smirnoff
известна своей чистотой, которая
обусловлена идеальными
Отметим еще следующие марки: "Сибирская" - 45°, "Юбилейная" - 45°, "Крепкая" - 56°, "Охотничья" - 56°. Эти напитки называются водкой условно: их крепость превосходит стандартные 40°. Но, несмотря на отсутствие характерного мягкого аромата, свойственного настоящим русским водкам, вкусовые и качественные показатели упомянутых напитков общепризнанны.
"Голубой
топаз" характеризуется тонким,
характерным привкусом аниса.
Букет дополняет запах мятного
эфирного масла, мягкость
Grey
Goose - водка №1 в мире по
"АЗ"
- этот продукт очень высокого
качества выпускается ООО "
1.2 Структура рынка водки
По
результатам маркетингового исследования
независимых экспертов, предоставленным
RUSSIAN FOOD & DRINKS MARKET, Россия, вроде бы
доказавшая с помощью кулинара-
И это при том, что два из трех ведущих мировых водочных брендов имеют российские корни. Более того, на сегодняшний день в России, за исключением одного бренда, нет ни одной компании, способной занять серьезное место на мировом рынке водки.
Рынок российской премиальной водки, то есть водки, реализуемой по цене более 110-115 рублей за 0,5 литра, не безграничен - в 2005 году он составил около 15 млн дал, или 200 млн бутылок. Это достаточно серьезная цифра: в натуральном выражении на данную продукцию приходится 10,5% легального водочного рынка, который составляет примерно 143 млн.
Если же учитывать весь российской рынок водки - а по расчетам, он вместе с нелегальной продукцией составляет около 175-180 млн дал - то на долю премиальной водки российского производства приходится 8,5%. Некоторые эксперты считают, что в системе HoReCa в год потребляется около 5 млн дал, или 65-70 млн бутылок водки, то есть 30% всей премиальной продукции.
Несмотря на высокую рентабельность внутреннего рынка, целому ряду ведущих отечественных производителей водки становится все более тесно в его рамках - особенно в премиальном сегменте. Развитие этого сегмента очень прочно связано с ростом уровня жизни россиян. Так, на сегодняшний день считается, что премиальную продукцию в России приобретают не более 5-7% населения, или около 8 млн человек. Отечественных производителей привлекают международные рынки - своей емкостью, размерами дохода с единицы продукции и готовностью потребителей воспринимать новые бренды. Уже в 2006 г, трудном для российского алкогольного рынка, году экспорт российской водки вырос не менее чем в 3 раза по сравнению с 2005 г. По предварительным оценкам, в текущем году экспорт водки составит не менее 5,5 млн дал. Для сравнения: украинцы помимо российского рынка отправляют за рубеж немногим более 1 млн дал водки. Мы же на Украину поставляем незначительную часть экспортируемой продукции. Однако разница заключается в том, что украинцы везут "в мир" бренды, а мы - водку.
Яркой
особенностью мирового водочного рынка,
в отличие, например, от рынка виски
или того же коньяка, которые пьют
во всем мире, является наличие десяти
"пьющих" стран, в которых реализуется
94% всей произведенной водки. В стоимостном
выражении тройка стран-лидеров
выглядит следующим образом: США - на их
долю приходится 39% мирового потребления
водки в денежном выражении, Россия - 24%
и Польша - 11%. Тот факт, что Россия оказалась
на втором месте, объясняется тем, что
145 млн дал российской водки стоят столько
же, сколько 40 млн дал выпиваемой в Америке.
Остальные 20% произведенной в мире водки
потребляется на Украине, в Белоруссии,
Казахстане, Германии, Англии, Румынии
и Узбекистане. (рис.1.1.) Как видно, из десяти
пьющих водку стран пять представляют
бывший Союз. В ближайшие 5 лет состав "десятки"
вряд ли изменится: культурные традиции,
в том числе традиции потребления спиртного,
меняются очень медленно.
Рис. 1.1 Структура потребления водки по странам в стоимостном выражении
Во всем мире водка является популярным крепким алкогольным напитком. В последние несколько лет в общем объеме продаж крепкого алкоголя на ее долю приходится около 20% в денежном выражении, что вдвое превышает объемы реализации виски и почти вчетверо - коньяка и бренди. Ежегодно в мире потребляется 7-8 млрд бутылок легально произведенной водки общей стоимостью примерно $45 млрд. На Россию приходится 35% мирового потребления в натуральном выражении, при этом российский рынок легальной водки не превышает $10-11 млрд.
По мнению международных экспертов, мировое потребление водки и крепких алкогольных напитков в целом, в отличие от потребления вина, ежегодно увеличивается на 2-3%. С этим можно согласиться только отчасти, поскольку встает вопрос производства, но об этом будет сказано дальше. Кризисов на водочном рынке, в отличие от винного, не бывает, а производство этой продукции можно назвать достаточно простым. Продвижение водочных брендов в основном сводится к маркетинговым уловкам, в которых российские компании безнадежно отстали даже от своих украинских коллег. Основным же фактором роста продаж водки в мире становится все большее развитие, особенно среди молодежи, привычки использовать ее в качестве ингредиента для приготовления коктейлей.
В Соединенных Штатах и Западной Европе вошли в моду коктейли на основе водки и так называемых энергетиков - газированных напитков с содержанием кофеина и вкусовых наполнителей. Как следствие, рынки этих стран, где основное потребление водки приходится на сектор HoReCa, ежегодно увеличиваются на 12-15%. Если рассчитать потребление водки на традиционных водочных рынках России, Украины и Польши, то окажется, что оно снижается на 1-2% в год, в том числе из-за роста потребления прежде всего пива, а не вина. На виски и водку постепенно переходят женщины, потребляющие эти напитки в составе коктейлей. Стоит также отметить, что культура потребления водки характерна скорее для "бедных" стран, среди которых как бы случайны США, Германия и Англия.
При продвижении своей продукции водочным компаниям приходится учитывать национальные особенности потребления алкоголя. В чистом виде водку пьют в странах СНГ и Польше, в составе коктейлей - в США, Англии, Германии, Китае и Индии. Причем крепкий алкоголь принято пить после еды, а не перед или во время нее. Считается, что именно такой способ употребления более "полезен": крепкий алкоголь сжигает жиры в организме и способствует лучшему усвоению пищи.
Существует
мнение, что на российском, украинском
и других традиционных водочных рынках
приверженность к брендам у потребителя
формируется по схеме: увидел рекламу
- купил - понравилось - купил еще - заказал
в баре. Однако последний этап не
подходит для бывших союзных республик
- он будет возможен в стандартном
сегменте в далеком будущем, ведь
пока найдется не так много желающих
переплачивать в 3-4 раза за бутылку
водки в баре. В странах бывшего
соцлагеря эта цепочка сегодня
подходит только для премиального сегмента.
В "коктейльных" странах бренд
создается в сегменте HoReCa. Например,
в США реклама водки
В отличие от жителей США, китайцев мало интересует, какая водка используется при изготовлении коктейлей. Поэтому в этой стране производители пытаются получить для своей продукции статус хаус-водки, которая используется барменом во время приготовления любого вида коктейля по умолчанию. В абсолютном выражении потребление водки в Китае еще сравнительно мизерное - около четверти млн дал, однако ежегодный прирост превышает 50%.
Особенностью польского потребителя является предпочтение продукции местных производителей. Характерным отличием польского рынка является полный запрет на рекламу водки. Однако сложности с выходом на польский рынок не останавливают украинские компании, которые намерены его освоить. Российских же производителей в Польше практически не видно.
Но как бы водка ни пилась - в чистом виде или в составе коктейлей - ее потребляют в мире много.
Компаниям
тесен рынок России и Украины,
им надо выходить за его пределы, а
для этого нужен интересный западному
рынку бренд и серьезные
На
сегодня довольно сложно определить,
в какой стране для алкогольного
бизнеса существуют наиболее благоприятные
условия и самая высокая
Независимо от подхода к продвижению своей продукции, игрокам водочного рынка приходится платить за присутствие на полках супермаркетов или в HoReCa. В России плата за присутствие в крупной торговой сети достигает $50 тысяч в год, а в ключевых сетях Украины - $20-30 тысяч. В Польше на эти цели потребуется в среднем 1 млн евро, в Германии - 3 млн евро. В Западной Европе за право продавать свою продукцию в какой-либо из трендовых точек следует выложить около $100 тысяч. Удельные затраты на присутствие в отдельно взятом клубе обходится дороже магазинной полки.
Показательным
стало заявление шведского