Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:38, курсовая работа
Цель исследования: Описать текущее состояние и перспективы развития рынка алкогольных напитков в России.
Предметом исследования данной работы являются принципы, модели и процедуры прогнозирования спроса и предложения как инструменты поддержки управленческих решений на конкурентных потребительских рынках.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Современное состояние мирового рынка водки…………...4
Характеристика водки на мировом рынке………………4
Структура рынка водки…………………………………….9
Субъекты рынка…………………………………………….15
Спрос и предложение на рынке водки…………………...18
Выводы по главе 1………………………………………………………..29
Глава 2. Особенности развития мирового рынка водки……………30
2.1. Ценообразование на рынке водки…………………………..30
2.2. Анализ конкуренции на рынке……………………………....35
2.3. Анализ динамики рынка…………………………………...…41
2.4. Позитивные и негативные характеристики рынка……….43
Выводы по главе 2…………………………………………………………48
Глава 3. Перспективные тенденции развития рынка………………...49
3.1. Новые технологии на рынке водки………………………….49
3.2. Общие тенденции в развитии рынка………………………..56
Выводы по главе 3…………………………………………………………64
Заключение………………………………………………………………….65
Список использованной литературы…………
Рис. 2.3. Количество бутылок водки за среднюю заработную плату
Поэтому «стольник» является некоторой символической границей, до которого — «дешево», а после — «уже дорого». Поэтому водку от 100 до 130 руб. относят уже к сегменту «ЛОУ-ПРЕМИУМ», а более дорогие сегменты (130–200 и выше 200 руб.) — к «ПРЕМИАЛЬНЫМ».
Есть и другие градации рынка водки по ценовым категориям. Приведем для ясности картины «размытости» несколько примеров: «НАРОДНАЯ ВОДКА» (70–95 руб.); «ЭКОНОМ СЕГМЕНТ» (95–110 руб.); «СТАНДАРТ СЕГМЕНТ» или «СРЕДНИЙ» (110–140 руб.); «СЕГМЕНТ ПРЕМИУМ» (140–200 руб.); «СУПЕРПРЕМИАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ» (200–500 руб.). Два последних сегмента принято считать элитной водкой.
Есть градация, которая в 2007 г. к «НАРОДНОЙ» относит водку уже в ценовом диапазоне от 75 до 100 руб., а начало сегмента «СТАНДАРТ» определяет как начало сегмента «ЛОУ-ПРЕМИУМ» (с разницей в 5–10 руб.) — 115–120 руб. Есть так же аналитики, готовые считать «ЛОУ» и со 100 руб. По некоторым экспертным оценкам, «ЛОУ» охватывает диапазон от 130 до 250 руб.
И было бы проблем, в разнице-то 5–10 руб., но водка, оказывается, категория особенная, где даже такое различие между продуктом 120 и 130 руб. — это разница! Должна быть… теоретически. На практике же часто случаются приятные казусы, когда водка по стоимости соответствующая классу «медиум», по качеству не уступает сорокаградусной ценового сегмента «премиум».
Таким образом, мы из всей сумятицы с ценовыми категориями, попытаемся сделать следующие выводы.
Во-первых, именно цена, а не другие признаки водки (как-то ее вкусовые качества и т.д.) сегодня определяет, к какому сегменту относится продукт.
Во-вторых,
на российском рынке пока не создана
четкая градация ценовых категорий
водки. И в большей степени
в этой путанице виновата розничная
торговля.
2.2 Анализ конкурентоспособности рынка алкогольной продукции в России
Алкогольный сектор, и в России это было издревле, представлял и до сих пор представляет особое значение с точки зрения российской экономики в целом, так же как и с точки зрения социальной. Именно в данной связи анализ этого сектора с точки зрения его современного развития и перспектив в рамках международной конкуренции является особенно актуальным. Достаточно сказать, что до сих пор алкогольный сектор занимает лидирующие позиции среди других секторов, относимых к сельскохозяйственной и пищевой промышленности (сектор продовольственных товаров). Несмотря на то, что за последние пятнадцать лет доля алкогольной продукции уменьшилась в общем объеме товарооборота в России более чем в три раза. Согласно данным РосГосКомСтата в 1995 году алкогольные напитки составляли 5,9% от общего товарооборота в стране или 12,3% от товарного оборота продовольственных товаров, уступая место лишь мясу и мясным продуктам. Именно алкогольный сектор остается по-прежнему одним из самых значимых не только с традиционной социальной точки зрения, но и является одним из важных источников поступления доходов в российский бюджет, так как основная масса алкогольной продукции, как производимой в самой России, так и поставляемой из-за рубежа, является акцизной, что позволяет государству получать дополнительные доходы от любых видов реализуемой на территории России алкогольной продукции.
Рынок
алкогольной продукции, и особенно
в России, пострадавшей от необдуманной
антиалкогольной реформы конца 80-х
годов, крайне чувствителен к любым
мировым изменениям, касающимся не
только самого товара или сырья, необходимого
для его производства в целом,
но и общемировых тенденций в
социальной и гуманитарной сферах,
а также в сфере
Конкуренция в алкогольном секторе, в данной связи, сильно зависит от объема легальной деятельности той или иной корпорации на каждом конкретном национальном рынке. В данной связи необходимо упомянуть важный фактор государственного влияния на алкогольный сектор практически во всех странах. Это означает, что как национальным, так и в особенности иностранным производителям часто приходится иметь дело с теми или иными разрешительными государственными органами. Для того чтобы та или иная компания получила право на реализацию своей продукции на территории того или иного государства, она должна пройти целый ряд препятствий официального характера. Крупным корпорациям, обладающим большими средствами, это сделать гораздо легче, также благодаря наличию большого опыта. Именно поэтому на российском рынке, характеризующемся жесткими государственными ограничениями на импорт алкоголя, особенно хорошо представлена продукция мировых гигантов алкогольного бизнеса. Для борьбы с такими гигантами российским фирмам-производителям алкоголя прежде всего необходимо знать какую продукцию представляет та или иная компания, как построен ее ассортиментный портфель. Именно фактор правильно построенного и умело разработанного ассортимента играет часто решающую роль в алкогольном секторе, так как различные группы напитков имеют различный имидж, на них делаются различные маржи и они по-разному контролируются государством.
Ниже следующий список, составленный на основании данных, опубликованных в различных зарубежных изданиях, и в частности, таких как Drinks International, Marques & Marches, Revue Vinicole, поможет российским предприятиям лучше сориентироваться в огромном разнообразии различных торговых марок и имен, а также определить принадлежность той или иной торговой марки или "бренда" конкретной корпорации. Таким образом, имея информацию о портфелях мировых лидеров алкогольного сектора, представленных в России, российским предприятиям будет гораздо легче делать выводы о мировых тенденциях в построении товарной политики в этом секторе, а также определять свою конкурентную стратегию.
1. Диаджео (Diageo). Кроме алкогольного сектора: продукты питания и быстрая ресторация. 1. Торговый оборот 1997: 22 млрд.USD 2. Торговый оборот по вину и крепкому алкоголю: 9,68 млрд.USD (44% в общем объеме). 3. 18% от мирового объема рынка крепкого алкоголя. Пиво: Guinness; Виски: Johnie Walker, J & B; Коньяк: Hennessy; Джин: Gordon's; Водка: Smirnoff; Ликер: Bailey's; Вермут: Cinzano; Metaxa; Текила: Josе Cuervo; Шампанское: Moлt et Chandon.
2.
Сигрэм (Seagram) Кроме алкогольного
сектора: фруктовые соки, кинотеатры,
выпуск музыкальных касссет и
дисков, бизнес в сфере отдыха
и развлечений. 1. Торговый оборот
1997: 13,75 млрд.USD 2. Торговый оборот
по вину и крепкому алкоголю:
5,1 млрд.USD (37% в общем объеме). 3. 7% от
мирового объема рынка
3.
Эллайд Домек (Allied Domecq) Кроме алкогольного
сектора: рестораны и магазины.
1. Торговый оборот 96/1997: 7,4 млрд.USD. 2.
Торговый оборот по вину и
крепкому алкоголю: 4 млрд. USD (57% в
общем объеме). 3. 8,2% от мирового
объема рынка крепкого
4.
Бакарди-Мартини (Bacardi- Martini) 1. Торговый
оборот 1996: 2,3 млрд.USD. 2. Торговый оборот
по вину и крепкому алкоголю:
2,3 млрд. USD (100% в общем объеме). 3. 5%
от мирового объема рынка
5.
Перно Рикар (Pernod Ricard) Кроме алкогольного
сектора: безалкогольные
6.
ЭльВэЭмАш (LVMH) - основной акционер
группы Диаджео. Кроме
7. Браун-Форман (Brown-Forman) Кроме алкогольного сектора: Посуда, сувениры, кожгалантерея. 1. Торговый оборот 1997: 1,84 млрд.USD. 2. Торговый оборот по вину и крепкому алкоголю: 1,34 млрд. USD (73% в общем объеме). 3. 2,2% от мирового объема рынка крепкого алкоголя. Виски и бурбон: Jack Daniel's, Old Forester, Early Timers, Woodford Reserve, Canadian Mist; Пиво: Jack Daniel's oak-aged beers; Текила: Pepe Lopez.
8. Фоче Брэндс (Fortune Brands) Кроме алкогольного сектора: сантехника, скобяные изделия, оборудование и мебель для офисов, спортивное оборудование. 1. Торговый оборот 1996: 11,6 млрд.USD. 2. Торговый оборот по вину и крепкому алкоголю: 1,3 млрд. USD (11% в общем объеме). 3. 4,3% от мирового объема рынка крепкого алкоголя. Бурбон и виски: Jim Beam, Knob Creek, Whyte & Mackay; Джин: Gulbey's; Ликеры: De Kuyper; Водка: Vladivar.
9.
Сантори (Suntory) Кроме алкогольного
сектора: рестораны,
10. Реми Куантро (Rеmy Cointreau) 1. Торговый оборот 96/97: 1,2 млрд.USD. 2. Торговый оборот по вину и крепкому алкоголю: 1,2 млрд. USD (99% в общем объеме). Коньяк: Rеmy Martin; Ликеры: Cointreau, Galliano; Арманьяк: Clйs du Ducs; Шампанское: Piper-Hiedseick, Charles Hiedsieck, Krug, Bonnet; Вина: Grands Vins de Gironde (Франция).
Этот
список отчетливо показывает, что
каждая из крупнейших мировых алкогольных
компаний старается диверсифицировать
портфель своей продукции. Исключение
составляет, пожалуй, только группа Бакарди-Мартини,
специализирующаяся в основном только
на роме и вермуте. Такая специализация
оправдана, так как ром Бакарди
является самым продаваемым в
мире крепким алкогольным напитком.
Только в 1996 году продажи этого тропического
напитка в мире по данным журнала
Drinks International составили более 19 миллионов
коробок по девять литров. Важно
также отметить, что на всех крупных
рынках эти группы ведут между
собой агрессивную конкурентную
борьбу. Это необходимо понимать и
российским фирмам, занимающимся не только
дистрибьюцией импортной
2.3 Анализ динамики рынка
Средняя розничная цена водки в 2003 году — 57-60 рублей за 0.5 литра. Средняя розничная цена 0.5 литра водки в феврале 2004 года составляет 75 рублей. Розничная цена на водку в начале 2004 года выросла примерно на 20% (из-за роста акцизов).
С января 2004 года производители водки уплачивают акциз в размере 10.8 рубля за литр продукции и еще 43.2 рубля должен уплатить акцизный склад. Всего акцизов должно быть уплачено 54 рубля с литра водки. При средней розничной цене литра водки в феврале 2004 года около 150 рублей доля акцизов составляет примерно 36%. По публикациям и заявлениям руководителей ликеро-водочных производств (датированных началом 2004 года), себестоимость пол-литра водки, как правило, находится в интервале 9-13 рублей.
По
результатам регистрации и
Минфин разослал на согласование в министерства поправки в Налоговый кодекс РФ. Ради сокращения дефицита госбюджета предлагается поднять ставки акциза на литр безводного спирта в 2011 году с нынешних 210 до 330 руб., в 2012 году — до 490 руб., а в 2013-м — до 650 руб. Также Минфин предлагает поднять и акцизы на табак.
Минфин РФ предлагает в 2011—2013 годах за счет роста акцизов ежегодно увеличивать цены на сигареты примерно на 30%, а минимальную цену водки — на 25—30%, до 200 руб. в 2013 году. По расчетам Минфина, минимальная цена 0,5 литра водки вырастет с 89 руб. до 120 руб. в 2011 году, 160 руб. в 2012 году и 200 руб. в 2013 году.
Впрочем, есть и другие оценки. Подобная акцизная политика в условиях российского алкогольного рынка может иметь весьма опасные последствия. Столь резкие скачки ставок на крепкий алкоголь по механизму воздействия на отрасль могут оказаться равноценны жестким запретительным мерам. Цена легальной продукции, например, 0,5 литра водки может вырасти до 200 руб. уже в 2011 году. Вместо заявленного Минфином положительного эффекта это вызовет глобальное перетекание основных игроков рынка в теневой сектор и катастрофическое нарастание объема контрафактной продукции. Подобные шаги могут полностью дестабилизировать рынок, отбросить нас на несколько лет назад и утопить страну в поддельном алкогольном суррогате.