Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:38, курсовая работа
Цель исследования: Описать текущее состояние и перспективы развития рынка алкогольных напитков в России.
Предметом исследования данной работы являются принципы, модели и процедуры прогнозирования спроса и предложения как инструменты поддержки управленческих решений на конкурентных потребительских рынках.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Современное состояние мирового рынка водки…………...4
Характеристика водки на мировом рынке………………4
Структура рынка водки…………………………………….9
Субъекты рынка…………………………………………….15
Спрос и предложение на рынке водки…………………...18
Выводы по главе 1………………………………………………………..29
Глава 2. Особенности развития мирового рынка водки……………30
2.1. Ценообразование на рынке водки…………………………..30
2.2. Анализ конкуренции на рынке……………………………....35
2.3. Анализ динамики рынка…………………………………...…41
2.4. Позитивные и негативные характеристики рынка……….43
Выводы по главе 2…………………………………………………………48
Глава 3. Перспективные тенденции развития рынка………………...49
3.1. Новые технологии на рынке водки………………………….49
3.2. Общие тенденции в развитии рынка………………………..56
Выводы по главе 3…………………………………………………………64
Заключение………………………………………………………………….65
Список использованной литературы…………
1.3 Субъекты рынка
В настоящее время безоговорочным лидером на российском рынке водки является группа компаний «Русский алкоголь» с основными брендами «Зеленая марка», «Журавли», «Маруся» (рис.1.2). Отрыв компании от ближайшего конкурента составляет 4 п.п., что достаточно много, поскольку на десятку крупнейших игроков приходится менее половины рынка.
Рис.1.2 рейтинг 10 крупнейших производителей водки
На
второе место рейтинга ведущих игроков
в 2008 году с занимаемой ранее седьмой
позиции переместилось ОАО «
Рис.1.3. рейтинг 10 крупнейших семейств марок водки
Отдельного
внимания заслуживают существенно
улучшившие свои позиции в рейтинге
марки «Пять озер», поднявшаяся
с седьмого на третье место, и «Славянская»,
переместившаяся с восьмого на шестое
место, которые достаточно активно
продвигались на рынке в течение
всего рассматриваемого периода. Действительно,
численная дистрибьюция обеих этих
марок выросла примерно в 1,5 раза,
а «Пять озер» по данному показателю
вплотную приблизилась к лидеру рынка
– «Зеленой марке». Отрицательные
изменения в позициях крупнейших
марок водки, таких как «Союз-Виктан
гармония природы», «Русский размер» («Веда»),
«Хлебная дорога» («Веда»), в прошлом
году также определялись в основном
изменениями в уровне их численной
дистрибьюции. В целом состав десятки
крупнейших марок на рынке водки
за год не изменился – произошли
только внутренние перестановки. В
этой связи следует отметить, что
относительно давно находящаяся
на рынке марка «Богородская» («ОСТ»)
рискует покинуть рейтинг в ближайшее
время: представленность бренда ограничивается
в основном Москвой и Московской
областью, а на уровне страны в целом
«Богородская» имеет самый
1.4 Спрос и предложение на рынке водки
В конце января 2007 года в США были опубликованы данные динамики рынка алкогольной продукции. Выяснилось, что быстрее всего на американском рынке растут продажи водки, причем каждый год в США появляется все больше новых водочных брэндов. Подобная тенденция наблюдается и в Европе. Эксперты объясняют это структурными изменениями в потребительских предпочтениях, которые, в свою очередь, вызваны целым рядом глубинных факторов, включая такой, как смена поколений.
В
последнее время продажи
Растущая популярность водки в США приводит к появлению на рынке новых водочных брэндов – ведь производители не хотят упускать момент. По данным Adams Beverage Group, с 2001 по 2006 год в США появилось 260 новых брэндов водки. В то же время продажи пива – самого популярного в США напитка – в последнее время падают. Максимум рыночной доли пива в США был зафиксирован в 1995 году – 59,5%, уже в 2000 году она упала до 55,5%, а в прошлом году – до 50,7%.
Потребление водки в чистом виде несвойственно для США – рост продаж этого напитка обусловлен увеличивающейся популярностью коктейлей, в состав которых входит водка. По словам главы совета крепких спиртных напитков Питера Кресси, "растет популярность коктейльной культуры". Кроме того, постепенно стареет поколение послевоенных детей, так называемое поколение беби-бумеров (см. справку). Это поколение традиционно предпочитало пиво, однако теперь выбирает более респектабельные напитки вроде вина или коктейлей на основе спиртных напитков. Росту потребления водки в составе коктейлей способствуют предпочтения "поколения X", уже вошедшего в активный потребительский возраст. Это поколение, воспитанное на потреблении сладких газированных напитков типа колы, по мере взросления переходит на более крепкие, но не менее сладкие напитки, то есть коктейли. Популярностью пользуются как традиционные коктейли типа "отвертки", так и экзотические с использованием маракуйи, кумквата или лаванды.
Еще одной причиной роста продаж спиртных напитков является то, что с 1996 года американские потребители спиртных напитков начали рекламировать свою продукцию на ТВ и радио, сняв многолетнее ограничение, добровольно наложенное самими компаниями в 1930-1940 годах. С 2001 года реклама стала транслироваться по всей территории США – сейчас рекламу спиртных напитков показывают более двух десятков кабельных сетей и около 150 локальных кабельных сетей. Уже в 2004 году производители спиртных напитков потратили на теле- и радиорекламу около $100 млн.
В Западной Европе наблюдается та же тенденция, что и в США,– продажи водки неуклонно растут. Если в 2005 году, по данным исследовательской компании Euromonitor Internatuonal, общий рынок водки (продаваемой как в магазинах, так и в барах) в Западной Европе составил $9,8 млрд, то в 2006-м он вырос до $10,2 млрд, причем активный рост прогнозируется и дальше – в 2010 году объем рынка должен составить $12,3 млрд.
Продажи пива все еще очень велики в Европе, но демонстрируют тенденцию к снижению: если в 2005 году объем рынка пива в Западной Европе составил $143,7 млрд, в 2006-м – уже $143,5 млрд, а в 2009 году должен составить $142,2 млрд. По мнению экспертов, это также связано с изменением потребительских предпочтений, вызванных сменой поколений. Не секрет, что население большинства европейских стран, традиционно предпочитавшее вино и пиво, стареет. Таким образом, падают и продажи этих напитков. Новое европейское поколение, как и их американские сверстники, предпочитает коктейли из крепких напитков и, в частности, водки.
Смена
потребительских предпочтений влияет
и на динамику европейского рынка
вина, который демонстрирует
Правда,
в каждой европейской стране есть
свои особенности. Например, в скором
времени Великобритания имеет все
шансы стать крупнейшим в Европе
покупателем вина, потребление которого
падает во многих странах континентальной
Европы. По данным британской исследовательской
компании IWSR, с 2001 по 2005 год продажи
вина в Великобритании выросли на
25%, достигнув £4,9 млрд ($9,6 млрд), и
в ближайшем будущем эта
"Водочный вопрос" стал одной из главных тем в Европе и по другой причине: Европарламент приступил к разрешению противоречий между странами–производителями водки в ЕС. Долгие годы в ЕС идут споры о том, что можно называть водкой, а что нет. Польша, Швеция и Финляндия считают, что водкой можно называть только водку, сделанную из зерновых культур или картофеля. Другие страны, например, Венгрия, Испания или Великобритания, считают, что водкой может называться крепкий спиртной напиток, произведенный из любой сельскохозяйственной культуры (фрукты, сахарная свекла и т. д.). Комитет Европарламента по окружающей среде предложил компромиссный вариант. По мнению парламентариев, на бутылках, в которых находится водка, сделанная не из картофеля или зерновых, будет указано, из каких ингредиентов она сделана. В то же время называть такой напиток водкой запрещено не будет. Если водка изготовлена из разных ингредиентов, на ней будет указываться "смешанная водка". Это предложение еще должно быть одобрено всем парламентом на голосовании, которое состоится в марте.
Рис.1.4. изменение рыночной доли крепких спиртных напитков в США
Российский алкогольный рынок развивается по своим правилам. Водку здесь пьют не только в силу национальной особенности этого напитка, но еще и потому, что другие спиртные напитки уступают ей по соотношению цены и объема чистого алкоголя.
Российский
алкогольный рынок активно
В октябре–ноябре 2004 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) было проведено аналитическое исследование Spirits-2004: «Потребительские предпочтения в сегменте крепких алкогольных напитков». Исследование проводилось во всех федеральных округах Российской Федерации по общероссийской выборке, репрезентирующей социально-демографическую структуру населения страны и все типы поселений. Общее число опрошенных составило 1600 человек. В опросе приняли участие потребители, регулярно приобретающие крепкие алкогольные или слабоалкогольные напитки. Для соблюдения этого критерия отбора участникам опроса задавался фильтрующий вопрос* о том, какие продукты обычно покупаются в их семье.
Одним
из самых главных показателей
успешности брэнда и производителя
является занимаемая ими доля рынка.
В ходе данного исследования потребители
отвечали на вопрос о том, водку каких
марок они употребляют чаще всего.
Участниками опроса было названо
более 300 различных марок, что свидетельствует
о разнообразии ассортимента, представленного
на российском рынке водки. Многие брэнды
были упомянуты всего один–два раза,
поэтому на следующем этапе исследования
отбирались самые популярные марки,
называвшиеся респондентами в разных
регионах, – при этом они определялись
как «общероссийские». Также рассматривалась
структура остальных марок, которые
можно отнести к «региональным»