Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является планирование доходов и экономическое обоснование их резервов на примере конкретного предприятия.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. рассмотреть теоритические и методические основы планирования доходов;
2. выполнить анализ оборота розничной торговли, доходов и торговых надбавок;
3. осуществить планирование доходов различными методами и выявить резервы их роста.
Введение
1 Теоретические и методические основы планирования доходов
1.1 Формирование доходов торгового предприятия и их состав
1.2 Методика и методы планирования доходов торгового предприятия
2 Анализ динамики показателей влияющих на доходы предприятия на примере ООО «СиТелКо»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «СиТелКо»
2.2 Анализ динамики оборота розничной торговли, доходов и торговых надбавок ООО «СиТелКо»
3 Планирование доходов ООО «СиТелКо»
3.1 Планирование оборота розничной торговли ООО «СиТелКо» по объему, составу и структуре
3.2 Планирование доходов ООО «СиТелКо» различными методами
3.3 Резервы роста доходов ООО «СиТелКо» и их экономическое обоснование
Заключение
Библиографический список
Приложения
В налоговом учете, как видно из таблицы, валовая прибыль представлена доходом от реализации. В статье 249 Налогового кодекса Российской Федерации сказано, что «доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах». Что касается внереализационных доходов в налоговом учете, то они намного разнообразнее статей прочих доходов бухгалтерского учета, но между ними существует сходство.
Источником формирования
доходов от реализации платных торговых
услуг выступает цена оказываемых
услуг (речь идет только о тех платных
услугах, которые оказываются
Доходы от реализации другого
имущества формируются за счет выручки
от продажи отдельных видов
Доходы от внереализационных
операций формируются за счет поступления
средств, не связанных непосредственно
с реализацией товаров и
Основу формирования дохода торговых предприятий (а на многих торговых предприятиях - единственный источник его формирования) составляют доходы от торговой деятельности, поэтому в процессе управления доходами на предприятии им отводится главная роль.
1.2 Методика и методы планирования доходов торгового предприятия
Планирование доходов торгового предприятия осуществляется в три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный (прил. 1).[17]
На подготовительном этапе планирования доходов предприятия торговли первоначально определяется предмет и объект планирования. Предметом планирования в данном случае являются различные виды доходов, а объектом планирования – конкретное предприятие торговли. Затем определяются цель и задачи планирования доходов.
Основной целью планирования доходов торгового предприятия является определение возможного их объема при определенных прогнозных ограничениях и в соответствии с выбранной стратегией деятельности предприятия на потребительском рынке.
В соответствии с поставленной целью определяются основные задачи планирования доходов:
-максимизация доходов;
-экономическое обоснование размера доходов от обычной деятельности;
-расчет прочих поступлений доходов;
-определение тенденций развития доходов и путей повышения доходности работы предприятия.
В ходе подготовительного этапа планирования доходов торгового предприятия также изучаются основные экономические предпосылки:
1) законодательные, нормативные документы, регламентирующие порядок формирования, налогообложения, распределения доходов и других финансовых результатов деятельности предприятия в плановом периоде;
2) результаты анализа
деятельности торгового
3) результаты комплексного
анализа доходов торгового
4) план товарооборота
и поступления по общему
5) план издержек обращения торгового предприятия;
6) предполагаемая величина прочих расходов предприятия (операционных, внереализационных);
7) планируемые к уплате в будущем периоде налоги;
8) потребности предприятия в будущем периоде в развитии основных фондов, пополнении оборотных средств и т. п.;
9) стратегия и тактика деятельности предприятия на потребительском рынке в планируемом периоде;
10) возможности предприятия (материально-техническая база, кадры, финансовые, товарные ресурсы и т. д.).
Далее определяются и выбираются методы планирования доходов. При планировании доходов торгового предприятия возможно использование методов, представленных на рисунке 1.2.[22]
Рисунок 1.2 - Методы планирования доходов торгового предприятия
На втором, основном этапе планирования, осуществляется плановый расчет как доходов от основной деятельности, так и прочих видов доходов выбранными количественными и качественными методами планирования и осуществляется выбор из произведенных расчетов проекта плана доходов на будущий год, исходя из установленных предприятием целей и задач, в качестве которых могут выступать следующие: максимизация доходов предприятия, недопущение убыточности деятельности, получение среднего уровня доходности.
На последнем, заключительном этапе планирования разрабатывается план мероприятий по достижению запланированной величины доходов торгового предприятия. Данный план мероприятий должен включать в себя следующие разделы:
- расчет товарного обеспечения товарооборота;
- сокращение звенности товародвижения и увеличение объема закупок непосредственно у предприятий – товаропроизводителей или крупных оптовых предприятий, минуя посредников;
- оптимизация договоров (контрактов) на поставку товаров;
- использование эффективной маркетинговой политики на предприятии торговли;
- изучение спроса потребителей и формирование ассортиментной политики в соответствии с потребностями и спросом покупателей;
- обеспечение соответствия уровня торгового обслуживания к требованиям покупателей, что позволит увеличить цены на реализуемые товары;
- широкое использование скидок (за объем закупаемых товаров, сезонных, бонусных и др.) при закупке товаров торговыми предприятиями, что позволит снизить себестоимость продажи товаров и увеличить размер торговых надбавок, и т. д.
Планирование доходов предприятия торговли осуществляется по двум основным направлениям: планирование доходов от основной деятельности и расчет прочих поступлений доходов, каждому из которых присущ свой набор методов планирования (рис. 1.3).[6]
Рисунок 1.3 - Методы планирования различных видов доходов
Рассмотрим более подробно основные методы планирования доходов от основной деятельности торгового предприятия.[17]
Достаточно широко используются при планировании доходов торгового предприятия экономико-статистические методы, в частности метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней. Суть данного метода заключается в построении динамического ряда уровней реализованных торговых надбавок за ряд лет и их выравнивание по скользящей средней. При этом каждому значению уровня реализованных торговых надбавок присваивается условное обозначение «К» (табл. 1.4).
Таблица 1.4 – Выравнивание показателей по скользящей средней
Периоды |
Условное обозначение |
Выравнивание показателей по скользящей средней, % |
I год |
К1 |
|
II год |
К2 | |
III год |
К3 |
|
IV год |
К4 |
|
V год |
К5 |
После выравнивания динамического ряда по скользящей средней находится среднее изменение уровня реализованных торговых надбавок за анализируемый период (ΔК):
и рассчитывается планируемый уровень реализованных торговых надбавок по формуле:
Кпл=Кп-1±2 ΔК (2)
Тогда планируемая сумма валовой прибыли на будущий год будет определена по следующей формуле:
Использование при планировании доходов от обычной деятельности торгового предприятия экономико-математического метода основано на построении и решении многофакторной модели:
y=a0+a1x1+a2x2+…anxn; (4)
где у – сумма (уровень) реализованных торговых надбавок, тыс. руб., %; а0, а1, а2 ….аn – коэффициенты уравнения; х0, х1, х2 ….хn – факторы, определяющие изменения величины реализованных торговых надбавок.
В качестве основных факторов, определяющих размер и динамику развития доходов от обычной деятельности торгового предприятия, могут быть определены объем и структура товарооборота, доля отдельных товарных групп, уровень издержек обращения, уровень рентабельности прибыли от продаж, индекс цен, временной фактор и т. д.
Наиболее точным методом планирования дохода от обычной деятельности, т. е. валовой прибыли, является метод технико-экономических расчетов, используемый в двух вариантах. По первому варианту сумма валовой прибыли на планируемый период рассчитывается исходя из планируемой структуры товарооборота и определенных предприятием уровней торговых надбавок по каждой товарной группе следующими способами.[6]
I способ. Расчет планового
размера валовой прибыли,
где ВПпл – плановая сумма реализованных торговых надбавок (валовой прибыли), тыс. руб.; Утнi пл – плановый уровень торговой надбавки по i-ой товарной группе, %, Ротппл i – плановый объем товарооборота в отпускных ценах по i-ой товарной группе, тыс. руб.
II способ. Расчет суммы валовой прибыли, исходя из объема товарооборота в розничных ценах и уровня торговых надбавок по отдельным товарным группам:
где Ррцпл i – плановый объем товарооборота в розничных ценах по i-й товарной группе, тыс. руб.
III способ. Расчет валовой прибыли на основе товарооборота в розничных ценах и уровня реализованных торговых надбавок:
где Уртнпл i– плановый уровень реализованной торговой надбавки по i-й товарной группе, %.
Сумму валовой прибыли можно определить путем расчета методом прямого счета доходности по каждому источнику поступления товаров, согласно заключенным договорам поставки товаров. Общая сумма валовой прибыли по предприятию определяется путем суммирования реализованных торговых надбавок по каждому договору по возможным источникам поступления товаров. Однако применение второго способа использования метода технико-экономических расчетов ограничено отсутствием в большинстве случаев на момент планирования заключенных договоров и контрактов с поставщиками, что вызывает трудности с информационным обеспечением планирования данным методом.[16]
При планировании дохода от обычной деятельности торгового предприятия возможно использование и расчетно-аналитического метода расчета, сущность которого заключается в определении планируемого среднего уровня реализованных торговых надбавок на основе изучения и анализа динамики их уровня за ряд предшествующих лет. При этом расчет среднего уровня реализованных торговых надбавок может быть определен по следующей формуле:
где Утнпл – планируемый уровень реализованных торговых надбавок, %; Утн – уровень реализованных торговых надбавок в предплановом периоде, %; Утнn-t - уровень реализованных торговых надбавок в период времени n-t, %.
Тогда сумма валовой прибыли (реализованных торговых надбавок) будет определена по следующей формуле:
где åВП – сумма валовой прибыли (реализованных торговых надбавок), тыс. руб.; Рпл – сумма планируемого товарооборота, тыс. руб.; Утнпл – планируемый уровень реализованных торговых надбавок, %.
Расчетно-аналитический метод расчета доходов от обычных видов деятельности торгового предприятия может быть использован при планировании в том случае, если на предприятии не планируются изменения в структуре товарооборота и звенности товародвижения.
При планировании дохода от обычных видов деятельности предприятия торговли может быть использован метод получения целевой нормы прибыли. Данный метод основан на том, что сумма реализованных торговых надбавок (валовая прибыль) должна не только покрывать текущие затраты предприятия (издержки обращения), но и обеспечивать определенный целевой размер прибыли от продаж:
где ВПпл – плановая сумма валовой прибыли (реализованных торговых надбавок), тыс. руб.; ИОпл – плановая сумма издержек обращения, тыс. руб.; Ппрпл – плановая сумма прибыли от продаж, тыс. руб.; Упрпл – целевой (плановый) уровень прибыли от продаж, %; Тпл – объем товарооборота планируемый, тыс. руб.