Планирование доходов предприятий торговли в современных условиях на материалах ООО «СиТелКо»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является планирование доходов и экономическое обоснование их резервов на примере конкретного предприятия.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. рассмотреть теоритические и методические основы планирования доходов;
2. выполнить анализ оборота розничной торговли, доходов и торговых надбавок;
3. осуществить планирование доходов различными методами и выявить резервы их роста.

Содержание

Введение
1 Теоретические и методические основы планирования доходов
1.1 Формирование доходов торгового предприятия и их состав
1.2 Методика и методы планирования доходов торгового предприятия
2 Анализ динамики показателей влияющих на доходы предприятия на примере ООО «СиТелКо»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «СиТелКо»
2.2 Анализ динамики оборота розничной торговли, доходов и торговых надбавок ООО «СиТелКо»
3 Планирование доходов ООО «СиТелКо»
3.1 Планирование оборота розничной торговли ООО «СиТелКо» по объему, составу и структуре
3.2 Планирование доходов ООО «СиТелКо» различными методами
3.3 Резервы роста доходов ООО «СиТелКо» и их экономическое обоснование
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая планированиек.docx

— 1.65 Мб (Скачать документ)

Плановая величина суммы  реализованных торговых надбавок при  этом рассчитывается исходя из запланированного уровня целевой прибыли от продаж в соответствии с выбранной стратегией деятельности предприятия на рынке методом обратного счета.

Метод прямого счета используется в случае, если торговое предприятие имеет небольшое количество поставщиков, с которыми на начало планового периода заключены договоры (контракты) на поставку товаров, и осуществляет реализацию товаров относительно узкого ассортимента. При применении данного метода расчет доходов от реализации товаров осуществляется по следующей формуле:

Др = Прпл – Пзпл - ТНзпл,  (11)

где Др – плановая сумма доходов от реализации товаров, тыс. руб.; Прпл – плановый объем поступления товаров в розничных ценах (без косвенных налогов), тыс. руб.; Пзпл – плановая сумма поступления товаров в ценах закупки, тыс. руб.; ТНзпл – плановая сумма торговых надбавок на объем прироста товарных запасов в будущем периоде, тыс. руб.

Из качественных методов  планирования при расчете доходов торгового предприятия используется метод групповых экспертных оценок, в частности метод «Дельфи», метод «мозговой атаки».

Одним из наиболее широко распространенных методов группового экспертного прогнозирования является метод “Дельфи”, представляющий собой ряд последовательно осуществляемых многотуровых опросов, направленных на подготовку и обоснование прогноза. Суть метода заключается в том, что для разработки плана привлекают группу экспертов (10-15) человек, состоящую их представителей торговли, как оптовой, так и розничной, экономистов, маркетологов, товаропроизводителей, и проводится индивидуальный опрос экспертов, чаще всего в виде анкет-опросников. Обычно бывает достаточно 3-4 раундов, чтобы выработать общее мнение, которое можно считать достоверным.[19]

При планировании доходов  торгового предприятия может быть использован и такой качественный метод планирования, как структурное планирование, позволяющее найти решение проблемы или сохранение функций при изменении структуры и (или) значений параметров объекта за время планирования. При данном методе строится дерево целей (прил. 2), позволяющих решить следующие прогнозные задачи:

- прогноз развития объекта  в целом;

- формирование сценария  достижения планируемой цели;

- формулировка уровня  цели;

- формулировка критерия  и весов.

Вторым важным направлением планирования доходов предприятия торговли является плановый расчет прочих поступлений доходов: процентов к получению, операционных доходов, доходов от участия в других организациях.

В большинстве случаев  прочие виды доходов планируются  методом прямого счета, исходя из стратегии и возможностей работы торгового предприятия в плановом периоде.[8]

Выбор конкретных методов  планирования доходов торгового предприятия определяется прежде всего наличием необходимой информационной базы для осуществления плановых расчетов, а также требованиями к точности и детальности проводимого планирования.

2 Анализ динамики  показателей влияющих на доходы  предприятия на примере ООО  «СиТелКо»

 

2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика деятельности ООО «СиТелКо»

 

Общество с ограниченной ответственностью «СиТелКо» действует  на основании Устава, Гражданского Кодекса и Федерального закона «Об  обществах с ограниченной ответственностью»  № 14-ФЗ от 08.02.98 г.

Предприятие является юридическим  лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в  банках России, круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием и  действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

В ООО «СиТелКо» два  учредителя, которые могут принять  участие в управлении, что отвечает их интересам, с одной стороны, а  с другой, соответствует целям  самого партнерского предприятия –  получить максимальную прибыль –  за счет четкой структуры управления отдельным направлением торговли. Для  обеспечения деятельности Общества за счет вкладов его участников образуется Уставный фонд Общества, размер которого составляет 15000 руб.

Основной целью деятельности ООО «СиТелКо» является получение максимальной прибыли посредством удовлетворения материальных и социальных потребностей его участников и населения (прил. 3). Основными функциями предприятия являются: реализация товаров; изучение покупательского спроса на товары; формирование ассортимента. Предметом деятельности предприятия является формирование и развитие рынка торговли.

Руководство текущей деятельностью  общества осуществляется директором, который подотчетен и избирается общим собранием участников общества на три года.

ООО «СиТелКо» расположено на первом этаже трехэтажного здания во встроенно-пристроенном помещении. Магазин торгует всеми  группами продовольственных товаров. Торговая площадь ООО «СиТелКо» 260 м2. Вся торговая площадь разделена на 8 отделов, которые осуществляют продажу через прилавок (прил. 4).


Основными поставщиками являются: ИП Сиваев Б.Н., ИП Саенко Н.В. (хлеб и хлебобулочные изделия), ООО «Гарс» (вино-водочные изделия), ИП Обруч, ООО «Мавр» (колбасные изделия), ООО «Шарыповское молоко», ОАО «Юнимилк» (молочные изделия), ООО «Фортнокс» (макаронные и кондитерские изделия», «Кока-Кола» (безалкогольные напитки), оптовые базы г. Шарыпово – ООО «Восток» и ООО «Симпатия».

ООО «СиТелКо» имеет линейно-функциональную структуру управления, которая широко распространена на современных розничных  предприятиях. Эта структура отличается тем, что процесс управления в  ней разделен на отдельные элементы, каждый из которых имеет четко  определенную, конкретную задачу и  обязанности.

ДИРЕКТОР





Менеджер по персоналу


Главный бухгалтер


 экономист




 бухгалтер 


Администратор торгового  зала



Кассиры



продавцы 



Вспомогательный торговый персонал


II


III

 

Рисунок 2.1 Схема организационной  управленческой структуры торгового  предприятия «СиТелКо»

Основные показатели деятельности предприятия представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1 - Анализ основных показателей финансово – хозяйственной  деятельности ООО «СиТелКо» за 2009 - 2010 год

Показатели

Ед. изм.

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+;-)

Темп изменения, %

А

Б

1

2

3

4

1. Оборот розничной торговли

тыс. руб.

23185

29454

6269

127,04

2. Торговая площадь

м2

260

260

-

100,00

3.  Оборот розничной  торговли на 1 м2 торговой площади

тыс. руб./м2

89,17

113,28

24,11

127,04

4.Среднесписочная численность  работников, всего

чел.

18

20

2

111,1

- в т.ч. работников торгово-оперативного персонала

чел.

12

14

2

116,67

5. Производительность труда  одного среднесписочного работника,  всего

тыс. руб./чел.

1288,05

1472,70

184,65

114,33

- в т.ч. одного работника торгово-оперативного персонала

 

1932,08

2103,86

171,78

108,89

6. Фонд заработной платы

         

– сумма

тыс. руб.

1289,66

1514,76

225,10

114,75

– уровень

%

5,56

5,14

-0,42

-

7. Среднегодовая заработная  плата одного работника

тыс. руб.

71,65

75,74

4,09

105,71

8. Среднегодовая стоимость  основных фондов

тыс. руб

749

923,5

174,5

123,30

9. Фондоотдача

руб. /1 руб.  ОФ

30,95

31,89

0,94

103,03

10.Фондоемкость

 

0,032

0,031

-0,001

96,87

11.Фондовооруженность труда  одного работника

тыс. руб./чел.

41,61

46,17

4,56

110,96

12. Коэффициент эффективности  использования основных фондов

руб. /1 руб. ОФ

2,41

2,30

-0,11

95,43

13. Среднегодовая стоимость  оборотных средств

тыс. руб.

2932,75

3096,20

163,95

105,57

14.Время обращения оборотных  средств

дни

46,17

38,37

-7,80

83,11

15.Скорость обращения  оборотных средств

обороты

7,91

9,51

1,60

120,22

16. Коэффициент участия  оборотных средств в обороте

руб./ руб

0,13

0,11

-0,02

84,62

17. Коэффициент рентабельности  оборотных средств

руб./1 руб. ОС

0,615

0,686

0,071

112,18

18. Себестоимость проданных  товаров, работ, услуг

тыс. руб.

17505

22827

5322

130,40

Окончание таблицы 2.1

19. Валовая прибыль

         

– сумма

тыс. руб.

5680

6627

947

116,67

– уровень

%

24,49

22,49

-2,00

-

20. Издержки обращения

         

–сумма

тыс. руб.

3362

3888

526

115,65

– уровень

%

14,50

13,20

-1,30

-

21. Прибыль (убыток)от продаж

         

– сумма

тыс. руб.

2318

2739

421

118,16

- рентабельность продаж

%

9,99

9,29

-0,70

-

22. Проценты к получению

тыс. руб.

-

-

-

-

23. Проценты к уплате

тыс. руб.

-

-

-

-

24. Доходы от участия  в других организациях

тыс. руб.

-

-

-

-

25. Прочие доходы

тыс.руб.

19

23

4

121,05

26. Прочие расходы

тыс. руб.

82

106

24

129,27

27. Прибыль (убыток) до  налогообложения

тыс. руб.

       

– сумма

тыс. руб.

2255

2656

401

117,78

– рентабельность предприятия

%

9,73

9,02

-0,71

-

29. Отложенные налоговые  активы

тыс. руб.

-

-

-

-

30. Отложенные налоговые  обязательства

тыс. руб.

-

-

-

-

31. Текущий налог на  прибыль

тыс. руб.

451,00

531,20

80,20

117,78

32. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

тыс. руб.

1804,00

2124,80

320,80

117,78

33. Рентабельность конечной  деятельности

%

7,78

7,21

-0,57

-


Проведенный анализ динамики основных показателей торговой организации ООО «СиТелКо» показал, что оборот розничной торговли в 2010 году составил 29454 тыс. руб., по сравнению с прошлым годом наблюдается его увеличение его на 6269 тыс. руб. или на 27,04%.

В связи с этим наблюдается  положительная тенденция изменения  оборота розничной торговли на 1 м2, он увеличился на 24,11 тыс. руб., и в отчетном 2010 году составил 113,28 тыс. руб./1м2, при неизменной торговой площади предприятия.

Численность работников возросла на два человека и составила 20 человек, что привело к изменению производительности труда работников. Так, производительность труда всего выросла на 184,65 тыс. руб. или на 14,33%, что оценивается  положительно. Темп роста численности  торгово-оперативного персонала не превышает темп роста оборота розничной торговли (16,67%<27,04%), следовательно производительность труда работников торгово-оперативного персонала повысилась в отчетном году на 171,78 тыс. руб./чел или на 8,89%.

Фонд заработной платы  возрос на 251,1 тыс. руб. Так как темп роста оборота розничной торговли выше темпов роста заработной платы  работников предприятия (127,04% > 114,75%), то наблюдается уменьшение уровня фонда  заработной платы на 0,42%, что свидетельствует  об относительной экономии средств предприятия. Однако среднегодовая заработная плата 1 работника в 2010 году повысилась на 4,09 тыс. руб. и составила 75,74 тыс. руб.

На анализируемом предприятии  средняя стоимость основных фондов увеличилась на 174,5 тыс. руб. или  на 23,3%, следовательно, фондоотдача  на 1 руб. основных фондов увеличилась  на 0,94% и в 2010 году составила 31,89 тыс. руб., т. е на каждый вложенный рубль  основных фондов приходилось 31,89 тыс. руб. товарооборота. Данная динамика, оценивается  с положительной стороны.

Фондоемкость – обратный показатель фондоотдачи и мы видим, что увеличение фондоотдачи привело  к снижению фондоемкости на 0,3 %. Фондовооруженность одного работника увеличилась в  отчетном году на 4,56 тыс. руб. или почти  на 110,96%. В целом данную тенденцию  следует расценивать лишь как  условно положительно.

Величина средней стоимости  оборотных средств предприятия в отчетном периоде возросла на 5,57%, а оборот розничной торговли увеличился – на 27,04%, что привело к ускорению обращения оборотных средств на 7,8 дня, что свидетельствует об уменьшении затрат на хранение товарных запасов, то есть происходит повышение эффективности использования оборотных средств предприятия. Скорость обращения оборотных средств увеличилась на 1,6 оборотов, что также оценивается положительно.

Коэффициент участия оборотных  средств в каждом рубле оборота в отчетном периоде снизился почти на 15,38%.

Валовая прибыль предприятия  ООО «СиТелКо», которая является главным показателем, характеризующим  финансово – хозяйственную деятельность организации, в отчетном году увеличилась  на 947 тыс. руб. или на 16,67% и в отчетном году составила 6627 тыс. руб., что было обусловлено увеличением оборота  розничной торговли. Данная тенденция  оценивается позитивно. Однако есть отрицательный момент - темпы роста  валовой прибыли растут хоть и  незначительно, но медленнее чем  темп роста издержек обращения (-2,0 > -1,3).

Увеличились издержки обращения  на 526 тыс. руб. или на 15,65%, при снижении их уровня на 1,3% в объеме оборота розничной торговли, произошло это за счет управляемых факторов – более рационально использовались оборотные средства, были найдены более эффективные формы торгового обслуживания, более рационально расходовались средства на рекламу, подработку, подсортировку, упаковку товаров, хранение, на тару и др.

Позитивным моментом в  деятельности предприятия является увеличение прибыли от продаж, которая  в отчетном году составила 2739 тыс. руб., что больше прошлого года на 421 тыс. руб. или почти на 18,16%. Негативно  на деятельность предприятия повлияло увеличение прочих расходов на 24 тыс. руб. или почти на 30%.

В результате изменения всех вышеуказанных показателей величина чистой прибыли предприятия в  отчетном периоде повысилась на 320,80 тыс. руб. и составила 2124,80 тыс. руб., однако рентабельность конечной деятельности в отчетном периоде уменьшилась  на 0,57 % и составила 7,21%.

Таким образом, деятельность предприятия ООО «СиТелКо» следует  признать условно положительной.

В следующем параграфе  рассмотрим динамику оборота розничной  торговли ООО «СиТелКо» и формирование торговых надбавок.

 

 

 

2.2 Анализ динамики  оборота розничной торговли и  торговых надбавок ООО «СиТелКо»

 

Оборот розничной торговли по своей сути является предпринимательской  деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителем для личного, семейного, домашнего или коллективного использования. Розничный товарооборот - это конечный этап сбыта. Оборот розничной торговли считается одним из важнейших показателем торгового предприятия.

Рассмотрим динамику оборота  розничной торговли за ряд лет (табл. 2.2).

Таблица 2.2 - Анализ динамики развития розничного товарооборота ООО «СиТелКо» за пять лет

Информация о работе Планирование доходов предприятий торговли в современных условиях на материалах ООО «СиТелКо»