Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:28, курсовая работа
На современном этапе развития экономики Республики Беларусь проблемы повышения уровня и качества жизни населения становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая,а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе.
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
1.1. Предпочтения потребителя и полезность ______________________ 6
1.2. Потребление, качество и уровень жизни населения, и его
составляющие ___________________________________________________9
1.3. Международные системы показателей качества жизни
населения______________________________________________________14
1.4. Методика построения интегрального показателя
качества жизни населения _____________________________________ 18
2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РБ
2.1. Показатели потребительского рынка Республики
Беларусь, анализ их тенденций _________________________________ 26
2.2. Факторы, определяющие динамику развития
потребительского рынка ______________________________________ 31
2.3. Эконометрические модели потребительского рынка ____________ 34
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
3.1. Сущность государственного регулирования
потребительского рынка _______________________________________ __ 41
3.1.1. Потребительский рынок и доходы населения _________________ __ 43
3.2. Зарубежный опыт регулирования потребительского
рынка _______________________________________________________ __ 44
3.3. Современные подходы к регулированию потребительского рынка Республики Беларусь ____________________________________________ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рис. 1.2 – Интегральный показатель качества жизни в регионах РБ
Следует
отметить, что в 1995 г. наилучшими по
качеству жизни были город Минск
и западные районы нашей страны,
в 2006 г. в лидерах оказались столица,
Брестская и Минская области.
Неизменными аутсайдерами на протяжении
всего времени являются Гомельская,
Могилевская и Витебская
Таблица 1.5
Группировка областей по интегральному показателю
Области | 1995 | 2000 | 2006 |
Брестская | 2 | 2 | 2 |
Витебская | 3 | 3 | 3 |
Гомельская | 3 | 3 | 3 |
Гродненская | 2 | 2 | 3 |
Минск | 1 | 1 | 1 |
Минская | 3 | 2 | 2 |
Могилевская | 3 | 3 | 3 |
Рассчитано
по таблице 1.4
2.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
РЫНОК РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
2.1. Показатели потребительского рынка Республики Беларусь, анализ их тенденций
Потребительский
рынок Республики Беларусь, демонстрировавший
стабильный рост в последнее десятилетие,
определяется широким кругом показателей.
Среди них важными
Платные
услуги населению - это результат
деятельности предприятий, организаций
всех форм собственности и
Согласно статистическим данным, в 2008 г. [16,17] темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах составил 120,5% к уровню 2007 г., а платных услуг населению - 113,9% (при прогнозе 110-111 и 109-110% соответственно [18]). Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 459, в 2009 г. розничный товарооборот прогнозируется в сопоставимых ценах по отношению к 2008 г. на уровне 116-117%, платные услуги - 113-114%.
Динамика потребительского рынка свидетельствует об уровне жизни населения. Это связано с тем, что расходы на покупку товаров и оплату услуг составляют свыше 80% (рис.2.1) от всех денежных расходов населения (65,2-67,2%) приходится на розничный товарооборот и 15,2-16,5% - на платные услуги). В 2008 г. на покупку товаров они выросли, а на оплату услуг снизились.
Рис. 2.1 – Структура денежных расходов населения РБ
В 2008
г. розничный товарооборот, включая
общественное питание, через все
каналы реализации и платные услуги
населению составили в
Оборот розничной торговли в 2008 г. в большей степени формировался за счет торговых организаций (69%). Доля продаж, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, физическими лицами и созданными в результате перерегистрации индивидуальных предпринимателей частными унитарными предприятиями, торгующими в специально обустроенных помещениях, на рынках, в киосках, палатках и на других объектах, в 2008 г. снизилась по сравнению с предыдущим годом на 3%. Организациями общественного литания в 2008 г. реализовано продукции на 2,4 трлн. руб., что в сопоставимых ценах на 9,2% больше, чем в 2007 г. [16].
В структуре
общего объема розничного товарооборота
удельный вес продовольственных
товаров в 2008 г. составил 49%, непродовольственных
-51%. В 2007 г. - соответственно 51 и 49% (рис.
2.2). Населению продано
25,7 трлн. руб., т.е. соответственно ПО и 131,6% к уровню 2007 г. Динамика розничного товарооборота этих товаров приведена на рис. 2.3.
Товары отечественного производства составляли в 2008 г. 78,8% общего объема товарооборота магазинов (без учета субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности), в том числе продовольственных товаров - 85,9%, непродовольственных - 69,3% [16]. Более 95% всей стоимости купленного мяса и птицы - продукция отечественного производства.
Рис. 2.2 – Динамика доли продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота РБ
Рис. 2.3
– Динамика розничного товарооборота
продовольственных и непродовольственных
товаров РБ, в фактически действовавших
ценах
То
же можно сказать и о колбасных
изделиях и копченостях, сырах,
сахаре, яйцах, животном масле и мясных
консервах. В продажах
растительного масла, а также рыбы и пищевых
морепродуктов, включая
сельдь, большая доля товарооборота приходится
на продукцию импортного
производства (их доли в общем объеме продаж
этих товаров - 62 и 57,9%
соответственно), однако и для них удельный
вес отечественных продуктов в
2008г. немного повысился. Из основных непродовольственных
товаров население предпочитает покупать
импортные синтетические моющие средства,
стиральные машины и лекарственные средства
(в 2008 г. их доли в общем объеме продаж таких
товаров колеблются от 58,8 до 78,5%). Однако
в большинстве своем отечественные непродовольственные
товары вытесняются импортными.
Социально-экономическое
положение населения
Рост
благосостояния населения республики
способствовал увеличению спроса на
бытовые, туристско-экскурсионные услуги
и услуги социальной сферы. В 2008 г. через
все каналы реализации бытовых услуг
оказано на сумму 1,7 трлн. руб., что
в сопоставимых ценах к уровню
2007 г. больше на 25,8% при прогнозе 115,5%.
Темп роста объемов туристско-
Наиболее быстро в 2008 г. развивались услуги культуры (121 % при прогнозе 112%) и медицинские. Высокими были темпы развития услуг учреждений образования (их объем по организациям всех форм собственности увеличился на 11,5% по сравнению с уровнем 2007 г. при прогнозе на год 108%), а также связи, транспортных, банков, санаторно-оздоровительных.
В 2008 г. наблюдалось существенное отставание темпов роста жилищно-коммунальных услуг-98,5%) (прогноз - 104,7%), имеющих наибольший удельный вес в общем объеме реализации платных услуг. Это связано с сокращением потребления коммунальных услуг в результате внедрения индивидуальных приборов учета расхода ресурсов, внедрения новых прогрессивных типов оборудования и энергосберегающих технологий.
Повышение
жизненного и культурного уровня
населения обусловливает
Несмотря на положительную динамику розничного товарооборота и платных услуг населению, мировой экономический кризис сказался и на них. Увеличение объема розничного товарооборота, включая общественное питание, через все каналы реализации в январе 2009 г. составило 12.3% по сравнению с уровнем аналогичного периода 2008 г. [17]. Однако по сравнению с предыдущим месяцем он сократился сразу на 22,1% [14]. И это несмотря на ажиотажный спрос па непродовольственные товары в начале января 2009 г., вызванный девальвацией национальной валюты на 20,5%. За январь 2009 г. было куплено 29,9 тыс. холодильников (па 126% больше, чем за январь 2008 г.), 17,4 тыс. стиральных машин (на 40% больше), 42.3 тыс. цветных телевизоров (на 20% больше) [19]. Однако необходимо отметить, что повышенный спрос на крупную бытовую технику наблюдался еще до девальвации в декабре 2008 г.
При росте спроса на непродовольственные товары произошло снижение продаж продовольственных. В январе 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. было продано меньше мяса и мясных продуктов, сыра, сливочного и растительного масла, макаронных изделий, яиц (на 15%, 22, 15, 13. 36 и 40% соответственно), рыбы (более чем в 2 раза) [19]. Произошло значительное сокращение физических объемов продаж указанных продовольственных товаров и по сравнению с январем 2008 г. Однако наблюдается рост продаж сахара и круп по сравнению с предыдущим месяцем (на 7 и 15% соответственно), что можно объяснить девальвацией и инфляционными ожиданиями населения.
Отсутствие статистических данных по платным услугам, оказанным населению в январе 2009 г., не позволяет определить их динамику, однако можно предположить, что пессимистические ожидания, связанные с мировым финансовым и экономическим кризисом, снизят уровень развития этой сферы.
Таким
образом, очевидно, что снижение благосостояния
населения вследствие экономического
кризиса (падение реальных денежных доходов
и сбережений, рост безработицы, девальвация
национальной валюты, пессимистические
ожидания) отрицательно скажется на дальнейшей
динамике потребительского рынка Республики
Беларусь[12,с.152].
2.2 Факторы, определяющие динамику развития потребительского рынка
На протяжении
последних десятилетий
Стремительное увеличение потребительского рынка, обусловленное повышением платежеспособного спроса населения, обеспечивается положительной динамикой реальных денежных доходов населения (рис. 2.4 стр. 32).