Потребление и качество жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития экономики Республики Беларусь проблемы повышения уровня и качества жизни населения становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая,а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. МЕТОДО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

1.1. Предпочтения потребителя и полезность ______________________ 6

1.2. Потребление, качество и уровень жизни населения, и его

составляющие ___________________________________________________9

1.3. Международные системы показателей качества жизни

населения______________________________________________________14

1.4. Методика построения интегрального показателя

качества жизни населения _____________________________________ 18

2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РБ

2.1. Показатели потребительского рынка Республики

Беларусь, анализ их тенденций _________________________________ 26

2.2. Факторы, определяющие динамику развития

потребительского рынка ______________________________________ 31

2.3. Эконометрические модели потребительского рынка ____________ 34

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

3.1. Сущность государственного регулирования

потребительского рынка _______________________________________ __ 41

3.1.1. Потребительский рынок и доходы населения _________________ __ 43

3.2. Зарубежный опыт регулирования потребительского

рынка _______________________________________________________ __ 44

3.3. Современные подходы к регулированию потребительского рынка Республики Беларусь ____________________________________________ 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Курсач с рисунками .docx

— 191.37 Кб (Скачать документ)

Рис. 1.2 – Интегральный показатель качества жизни в регионах РБ

Следует отметить, что в 1995 г. наилучшими по качеству жизни были город Минск  и западные районы нашей страны, в 2006 г. в лидерах оказались столица, Брестская и Минская области. Неизменными аутсайдерами на протяжении всего времени являются Гомельская, Могилевская и Витебская области. Заметное ухудшение, по сравнению с  другими областями, наблюдалось  на Гродненщине. Это произошло в  основном за счет ухудшения показателей  из компоненты качество населения. В 2006 г. в Гродненской области оказалась самая низкая пропускная способность поликлиник, наибольшая смертность от новообразований, болезней органов дыхания, несчастных случаев, травм и отравлений, наибольшее количество больных наркоманией, алкоголизмом, психозами. Ухудшает обстановку самый высокий уровень миграции населения из региона.

  • Группировка регионов на основании значения интегрального показателя. С помощью метода k-средних кластерного анализа произведена группировка областей по значению интегрального показателя. В результате было сформировано по 3 группы за каждый год. При этом город Минск выделился в отдельный кластер (табл. 1.5). Данная группировка позволяет сделать вывод о том, что различия между областями, попавшими в одну группу, являются недостоверными (случайными). Достоверность различия средних значений интегрального показателя в построенных кластерах была проверена с помощью критерия Шеффе (р<0,02).

    Таблица 1.5

    Группировка областей по интегральному показателю

Области 1995 2000 2006
Брестская 2 2 2
Витебская 3 3 3
Гомельская 3 3 3
Гродненская 2 2 3
Минск 1 1 1
Минская 3 2 2
Могилевская 3 3 3
 
 
 
 
 

         Рассчитано  по таблице 1.4 
     
     
     

2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ  РЫНОК РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 

2.1. Показатели потребительского рынка Республики Беларусь, анализ их тенденций

 Потребительский рынок Республики Беларусь, демонстрировавший  стабильный рост в последнее десятилетие, определяется широким кругом показателей. Среди них важными статистическими, измеряющими величину реализованных  населению потребительских товаров  и услуг, являются розничный товарооборот и платные услуги населению. Розничный  товарооборот есть денежное выражение  стоимости продовольственных и  непродовольственных товаров, проданных  населению за наличный расчет для  личного потребления или использования  в домашнем хозяйстве в организациях торговли и общественного питания, на вещевых, смешанных, продовольственных  рынках и в специально оборудованных  помещениях. Общий его объем определяется как объем продажи товаров  населению торговыми организациями  всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства, и физическими  лицами, занимающимися предпринимательской  деятельностью на вещевых, смешанных, продовольственных рынках и в специально оборудованных помещениях [15,с.164].

 Платные услуги населению - это результат  деятельности предприятий, организаций  всех форм собственности и организационно-правовых форм, предназначенной для удовлетворения личных потребностей населения по их заказам [15,с.167]. В соответствии с Общегосударственным классификатором услуг населению выделяются следующие основные виды платных: бытовые; транспортные; связи; жилищно-коммунальные; учреждений культуры; туристические и экскурсионные; физической культуры и спорта; медицинские: санаторно-оздоровительные; ветеринарные; правового характера; банков; образования; гостиниц и других средств размещения; прочие.

  Согласно  статистическим данным, в 2008 г. [16,17] темп роста розничного товарооборота  в сопоставимых ценах составил 120,5% к уровню 2007 г., а платных услуг  населению - 113,9% (при прогнозе 110-111 и 109-110% соответственно [18]). Согласно Указу  Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 459, в 2009 г. розничный товарооборот прогнозируется в сопоставимых ценах  по отношению к 2008 г. на уровне 116-117%, платные услуги - 113-114%.

 Динамика  потребительского рынка свидетельствует  об уровне жизни населения. Это связано с тем, что расходы на покупку товаров и оплату услуг составляют свыше 80% (рис.2.1) от всех денежных расходов населения (65,2-67,2%) приходится на розничный товарооборот и 15,2-16,5% - на платные услуги). В 2008 г. на покупку товаров они выросли, а на оплату услуг снизились.

Рис. 2.1 – Структура денежных расходов населения РБ

 В 2008 г. розничный товарооборот, включая  общественное питание, через все  каналы реализации и платные услуги населению составили в номинальном  выражении 50,9 и 12,6 трлн. руб., что в  сопоставимых ценах на 20,5 и 13,9% больше, чем в 2007 г.

 Оборот  розничной торговли в 2008 г. в большей  степени формировался за счет торговых организаций (69%). Доля продаж, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, физическими лицами и созданными в результате перерегистрации индивидуальных предпринимателей частными унитарными предприятиями, торгующими в специально обустроенных помещениях, на рынках, в киосках, палатках и на других объектах, в 2008 г. снизилась по сравнению с предыдущим годом на 3%. Организациями общественного литания в 2008 г. реализовано продукции на 2,4 трлн. руб., что в сопоставимых ценах на 9,2% больше, чем в 2007 г. [16].

 В структуре  общего объема розничного товарооборота  удельный вес продовольственных  товаров в 2008 г. составил 49%, непродовольственных -51%. В 2007 г. - соответственно 51 и 49% (рис. 2.2). Населению продано продовольственных  товаров на 25,2 трлн. руб., непродовольственных - на

25,7 трлн. руб., т.е. соответственно ПО и 131,6% к уровню 2007 г. Динамика розничного товарооборота этих товаров приведена на рис. 2.3.

 Товары  отечественного производства составляли в 2008 г. 78,8% общего объема товарооборота  магазинов (без учета субъектов  малого предпринимательства негосударственной формы собственности), в том числе продовольственных товаров - 85,9%, непродовольственных - 69,3% [16]. Более 95% всей стоимости купленного мяса и птицы - продукция отечественного производства.

Рис. 2.2 – Динамика доли продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота РБ

 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2.3 – Динамика розничного товарооборота продовольственных и непродовольственных товаров РБ, в фактически действовавших ценах 

  То  же можно сказать и о колбасных  изделиях и копченостях, сырах, 
сахаре, яйцах, животном масле и мясных консервах. В продажах 
растительного масла, а также рыбы и пищевых морепродуктов, включая 
сельдь, большая доля товарооборота приходится на продукцию импортного 
производства (их доли в общем объеме продаж этих товаров - 62 и 57,9% 
соответственно), однако и для них удельный вес отечественных продуктов в 
2008г. немного повысился. Из основных непродовольственных товаров население предпочитает покупать импортные синтетические моющие средства, стиральные машины и лекарственные средства (в 2008 г. их доли в общем объеме продаж таких товаров колеблются от 58,8 до 78,5%). Однако в большинстве своем отечественные непродовольственные товары вытесняются импортными.

 Социально-экономическое  положение населения способствовало значительному увеличению спроса на услуги. Развитие этого сектора происходит в соответствии с Комплексной  программой развития сферы услуг  в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь 22 июня 2006 г. №786. В 2007 г. оказано платных услуг населению республики через все каналы реализации на сумму 10 трлн. руб., что в сопоставимых ценах к уровню 2006 г. составило 111,5% при прогнозе на год 109-110%; в 2008 г. - 113,9% [17] к уровню 2007 г. (прогноз на год [18] - 113-114%).

 Рост  благосостояния населения республики способствовал увеличению спроса на бытовые, туристско-экскурсионные услуги и услуги социальной сферы. В 2008 г. через  все каналы реализации бытовых услуг  оказано на сумму 1,7 трлн. руб., что  в сопоставимых ценах к уровню 2007 г. больше на 25,8% при прогнозе 115,5%. Темп роста объемов туристско-экскурсионных  составил 156,2%) при прогнозируемых на год 128%. Медицинские услуги выросли  на 31,2%) к уровню 2007 г. при прогнозе 108%.

 Наиболее  быстро в 2008 г. развивались услуги культуры (121 % при прогнозе 112%) и медицинские. Высокими были темпы развития услуг учреждений образования (их объем по организациям всех форм собственности увеличился на 11,5% по сравнению с уровнем 2007 г. при прогнозе на год 108%), а также связи, транспортных, банков, санаторно-оздоровительных.

 В 2008 г. наблюдалось существенное отставание темпов роста жилищно-коммунальных услуг-98,5%) (прогноз - 104,7%), имеющих наибольший удельный вес в общем объеме реализации платных услуг. Это связано с сокращением потребления коммунальных услуг в результате внедрения индивидуальных приборов учета расхода ресурсов, внедрения новых прогрессивных типов оборудования и энергосберегающих технологий.

 Повышение жизненного и культурного уровня населения обусловливает высокие  темпы роста платных услуг  населению. Увеличиваются расходы  не только на традиционные статьи - бытовые  услуги, образование, здравоохранение, но и на финансовые услуги, услуги дизайнеров, специалистов в области психологии и др. Существенной стала доля расходов на связь и эксплуатацию личного  транспорта. Растет потребность в  услугах фитнес - центров, тренажерных  залов, спортивных клубов, саун, соляриев, т.е. ориентированных на здоровый образ  жизни.

 Несмотря  на положительную динамику розничного товарооборота и платных услуг населению, мировой экономический кризис сказался и на них. Увеличение объема розничного товарооборота, включая общественное питание, через все каналы реализации в январе 2009 г. составило 12.3% по сравнению с уровнем аналогичного периода 2008 г. [17]. Однако по сравнению с предыдущим месяцем он сократился сразу на 22,1% [14]. И это несмотря на ажиотажный спрос па непродовольственные товары в начале января 2009 г., вызванный девальвацией национальной валюты на 20,5%. За январь 2009 г. было куплено 29,9 тыс. холодильников (па 126% больше, чем за январь 2008 г.), 17,4 тыс. стиральных машин (на 40% больше), 42.3 тыс. цветных телевизоров (на 20% больше) [19]. Однако необходимо отметить, что повышенный спрос на крупную бытовую технику наблюдался еще до девальвации в декабре 2008 г.

 При росте спроса на непродовольственные  товары произошло снижение продаж продовольственных. В январе 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. было продано меньше мяса и  мясных продуктов, сыра, сливочного и  растительного масла, макаронных изделий, яиц (на 15%, 22, 15, 13. 36 и 40% соответственно), рыбы (более чем в 2 раза) [19]. Произошло значительное сокращение физических объемов продаж указанных продовольственных товаров и по сравнению с январем 2008 г. Однако наблюдается рост продаж сахара и круп по сравнению с предыдущим месяцем (на 7 и 15% соответственно), что можно объяснить девальвацией и инфляционными ожиданиями населения.

 Отсутствие  статистических данных по платным услугам, оказанным населению в январе 2009 г., не позволяет определить их динамику, однако можно предположить, что пессимистические ожидания, связанные с мировым финансовым и экономическим кризисом, снизят уровень развития этой сферы.

 Таким образом, очевидно, что снижение благосостояния населения вследствие экономического кризиса (падение реальных денежных доходов и сбережений, рост безработицы, девальвация национальной валюты, пессимистические ожидания) отрицательно скажется на дальнейшей динамике потребительского рынка Республики Беларусь[12,с.152]. 
 

2.2  Факторы, определяющие  динамику развития  потребительского  рынка

На протяжении последних десятилетий потребительский  рынок динамично развивался в  условиях благоприятной экономической  конъюнктуры, устойчивого повышения  реальной заработной платы и пенсий, поступления отечественных и  импортных товаров в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос  населения. Рост производства в основных отраслях экономики, улучшение качественных параметров их функционирования и увеличение на этой основе ВВП позволили обеспечить достижение целевых параметров программ по повышению уровня жизни населения. Увеличение реальных денежных доходов  населения в 2006-2008 гг. по сравнению  с 2005 г. (151,6% при прогнозе 124,8-128,9%) способствовало повышению внутреннего спроса на товары и услуги, формированию положительных  тенденций роста их реализации. В  результате в 2007 г. темп роста розничного товарооборота составил 135,4% к уровню 2005 г. (прогноз - 119,4-122,1 %), реализация платных  услуг населению - 123,9% (прогноз - 117,7-119,9%).

 Стремительное увеличение потребительского рынка, обусловленное  повышением платежеспособного спроса населения, обеспечивается положительной динамикой реальных денежных доходов населения (рис. 2.4 стр. 32).

Информация о работе Потребление и качество жизни населения