Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:28, курсовая работа
На современном этапе развития экономики Республики Беларусь проблемы повышения уровня и качества жизни населения становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая,а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе.
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
1.1. Предпочтения потребителя и полезность ______________________ 6
1.2. Потребление, качество и уровень жизни населения, и его
составляющие ___________________________________________________9
1.3. Международные системы показателей качества жизни
населения______________________________________________________14
1.4. Методика построения интегрального показателя
качества жизни населения _____________________________________ 18
2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РБ
2.1. Показатели потребительского рынка Республики
Беларусь, анализ их тенденций _________________________________ 26
2.2. Факторы, определяющие динамику развития
потребительского рынка ______________________________________ 31
2.3. Эконометрические модели потребительского рынка ____________ 34
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
3.1. Сущность государственного регулирования
потребительского рынка _______________________________________ __ 41
3.1.1. Потребительский рынок и доходы населения _________________ __ 43
3.2. Зарубежный опыт регулирования потребительского
рынка _______________________________________________________ __ 44
3.3. Современные подходы к регулированию потребительского рынка Республики Беларусь ____________________________________________ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основным
источником дохода для большей части
населения по-прежнему является заработная
плата по основному месту работы.
За январь-июнь 2001 года среднемесячная
заработная плата работников по отраслям
экономики составила 103,2 тыс. рублей,
что в 2,2 раза больше, чем в январе-июне
2000 года, а в июне по сравнению
с маем 2001 года произошло увеличение
на 7,9%. При этом продолжают сохраняться
значительные различия по отраслям экономики:
наиболее низкий уровень заработной
платы наблюдается в социальном
обеспечении - 58,2 тысяч рублей (в 1,8 раза
ниже, чем в среднем по республике),
а самый высокий - в банковской
сфере - 189,1 тысяч рублей (в 1,8 раза выше,
чем в среднем по республике).
Таким образом, разрыв между нижней
и верхней границами в оплате
труда составляет 3,2 раза.
Рис. 3.1 – Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям народного хозяйства за январь – июнь 2001г., рублей.
где 1 -
промышленность, 2 - сельское хозяйство,
3 - транспорт, 4 - связь, 5 - строительство,
6 - торговля и общепит, 7 - здравоохранение,
8 -социальное обеспечение, 9 - образование,
10 - культура, 11 - искусство, 12 -наука
и научное образование, 13 - банки,
14 - управление.
Задолженность
по заработной плате на 30 июня 2001 года
сложилась в размере 12 611,8 млн. рублей,
или 3,6% к фонду заработной платы
мая 2001 г. Из всей суммы задолженности
по заработной плате 74,9%> приходится
на сельскохозяйственное производство.
В июне по сравнению с маем 2001
года сумма задолженности
3.2.
Зарубежный опыт
регулирования
В мировой практике не существует общепринятого механизма регулирования рынка товаров и услуг. Каждое государство определяет цели, задачи и структуру органов управления в соответствии с особенностями развития своей экономики и приоритетами собственной экономической политики.
В США государственное регулирование потребительского рынка осуществляет Министерство торговли (Department of Commerce), входящее в состав правительства. В его структуре - Бюро промышленности и безопасности (BIS). Управление экономики и статистики (ESA). Управление по экономическому развитию (EDA), Управление по вопросам международной торговли (ITА). Отдел патентов и торговых марок (РТО). Национальный институт стандартов и технологий (NIST) и др. Таким образом, функции Министерства торговли США не сводятся лишь к управлению инфраструктурой потребительского рынка, а включают в себя сбор и анализ разнообразной экономической информации, стимулирование экспорта и меры по развитию внешней торговли, руководство системой патентования, оказание консультативной помощи, стимулирование малого бизнеса и предпринимательской инициативы, обеспечение экономического роста, поощрение конкуренции.
В Великобритании вопросами управления рынком товаров и услуг занимается правительственный Департамент бизнеса, промышленности и реформ (Department for Business, Enterprise and Regulatory Reform), который был сформирован в 2007 г. на базе действовавшего ранее Министерства торговли и промышленности (DTI). Основная цель департамента - развитие бизнеса в условиях возрастающей конкуренции. В его сферу входят вопросы деятельности субъектов хозяйствования, создания условии для развития предпринимательства и конкуренции, повышения деловой активности, защиты прав потребителей, регионального экономического развития.
В Германии
вопросы регулирования
Во Франции полномочиями в области регулирования потребительского рынка обладает Министерство экономики, промышленности и занятости (Ministre de l'Econoinic. de I'lndustric el de I'Emploi). В его задачи входит налоговое регулирование, развитие малого бизнеса, туризма, обеспечение безопасности потребителя и др. В структуре министерства регулированием потребительского рынка непосредственно занимаются два управления:
Генеральное управление по конкуренции, потреблению и борьбе с экономическим мошенничеством (Direction generale de la concurrence, de la consommation et de la repression des fraudes) и Управление no внутренней торговле, услугам и ремеслам (Direction du commerce, de l'artisanat, des services). Функции первого состоят в наблюдении за рынком и обеспечении его нормального функционирования. Деятельность второго из указанных подразделений нацелена, в основном, на поддержание и стимулирование торговли в стране (прежде всего мелкой и в сельской местности).
Участие государства в управлении потребительским рынком в Италии осуществляется путем установления основных принципов и норм, обеспечивающих равные права и условия всем участникам (производителям, торговым структурам и потребителям). Существенную роль в данном отношении играют Конституция Итальянской республики. Договор о создании Европейского союза, законодательная база (директивы) ЕС. Гражданский кодекс Италии, решения итальянских органов-гарантов, законодательные декреты правительства и циркуляры министерств и ведомств страны. Исполнительными органами, которым вменяется в обязанность регулирование рынка, являются Министерство экономики и финансов (Ministero dell'Economia е delle Finanze) и Министерство по экономическому развитию (Ministero dello Sviluppo Economico).
В России задачи регулирования рынка товаров и услуг возложены на Министерство экономического развития и торговли. Его функции – выработка государственной политики в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства), инвестиционной деятельности, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд и др. Проблемами внутренней торговли в министерстве занимается Департамент государственного регулирования внутренней торговли, внешней Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Департамент торговых переговоров и др.
В Украине вопросы развития торговли и потребительского рынка входят в компетенцию Министерства экономики, прежде всего таких структурных подразделений, как Департамент государственного управления. Департамент политики внутренней торговли и бытовых услуг, Департамент развития рынков, Департамент международного торгово-экономического сотрудничества. Основными задачами указанных подразделений являются: формирование благоприятных экономических условий для функционирования субъектов хозяйствования всех форм собственности, развития рыночных отношений, конкурентной среды: участие в реализации антимонопольной политики: обеспечение единой внешнеэкономической политики. Кроме того, действует ряд специализированных органов, в частности Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, который решает задачи создания благоприятных условии для насыщения потребительского рынка качественными и безопасными товарами, повышения уровня защиты здоровья и безопасности потребителей, совершенствования законодательства Украины по защите прав потребителей, его адаптации к законодательству ЕС.
Таким образом,
особенности регулирования
3.3.
Современные подходы
к регулированию
потребительского
рынка в Республике
Беларусь
Проектно-плановый подход широко использовался в условиях административно-командной системы хозяйствования. Основа его - цель, устанавливаемая как проект желаемого состояния потребительского рынка на долгосрочную перспективу. При этом предполагается, что характеристики самого рынка могут быть спрогнозированы на весь долгосрочный период и в соответствии с этим прогнозом можно определить цель стратегического развития.
Данный подход, хоть и является традиционным, lie позволяет в полной мере решить все проблемы потребительского рынка. Причинами этого являются: невысокая доля государства в сфере торговли и платных услуг населению (например, в 2007 г. в Республике Беларусь розничный товарооборот организаций государственной формы собственности составил всего 14,8%); невозможность оперативного реагирования па изменение ситуации; негибкость рычагов регулирования и т.д.
Программно-целевой
подход является одним из наиболее
распространенных и эффективных
методов государственного регулирования
потребительского рынка. Сущность его
заключается в отборе основных целей
развития и разработке взаимоувязанных
мероприятий по их достижению в намеченные
сроки при сбалансированном обеспечении
ресурсами с учетом эффективного
их использования. В рамках данного
подхода предполагается оценка конечных
потребностей исходя из целей развития
экономики при дальнейшем поиске
и определении эффективных
Следует отметить, что программно-целевой подход является основным в регулировании рынка в Беларуси. Так разработаны и реализуются: Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006-2010 годы (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.07.2006 № 941), Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2006 № 786). Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005- 2010 годы (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2004 № 1038), ряд отраслевых программ (Программа обеспечения потребностей республики овощной продукцией отечественного производства с учетом создания необходимых условий ее хранения на 2006-2010 годы. Программа развития платных образовательных услуг на 2006-2010 годы и ДР-)-
Сущность проблемно-целевого подхода в том. что вмешательство государства в процесс функционирования потребительского рынка допускается лишь в двух случаях: при возникновении существенных проблем рынка (несовершенная или недостаточная конкуренция; недопроизводство (дефицит) и низкое качество товаров; завышенный уровень цен на них: низкий уровень развития торговой инфраструктуры) и при наличии конкретной социальной цели.
Сегодня
вопросы регулирования
Нн
Рис. 3.2
Основные органы регулирования потребительского
рынка в Республике Беларусь
Управление предприятиями торговли и общественного питания в Беларуси осуществляется в основном по территориально-отраслевому принципу. Предприятия, с одной стороны, являются структурными подразделениями того или иного отраслевого ведомства, а с другой - находятся в собственности или оперативном управлении соответствующих подразделений облисполкомов и Минского горисполкома.
Таким
образом, система органов управления
структурами и процессами, образующими
потребительский рынок страны, является
раздробленной и
Основные проблемы в управлении потребительским рынком обусловлены тем, что: