Потребление и качество жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития экономики Республики Беларусь проблемы повышения уровня и качества жизни населения становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая,а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. МЕТОДО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

1.1. Предпочтения потребителя и полезность ______________________ 6

1.2. Потребление, качество и уровень жизни населения, и его

составляющие ___________________________________________________9

1.3. Международные системы показателей качества жизни

населения______________________________________________________14

1.4. Методика построения интегрального показателя

качества жизни населения _____________________________________ 18

2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РБ

2.1. Показатели потребительского рынка Республики

Беларусь, анализ их тенденций _________________________________ 26

2.2. Факторы, определяющие динамику развития

потребительского рынка ______________________________________ 31

2.3. Эконометрические модели потребительского рынка ____________ 34

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

3.1. Сущность государственного регулирования

потребительского рынка _______________________________________ __ 41

3.1.1. Потребительский рынок и доходы населения _________________ __ 43

3.2. Зарубежный опыт регулирования потребительского

рынка _______________________________________________________ __ 44

3.3. Современные подходы к регулированию потребительского рынка Республики Беларусь ____________________________________________ 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Курсач с рисунками .docx

— 191.37 Кб (Скачать документ)

Основным  источником дохода для большей части  населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. За январь-июнь 2001 года среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики составила 103,2 тыс. рублей, что в 2,2 раза больше, чем в январе-июне 2000 года, а в июне по сравнению  с маем 2001 года произошло увеличение на 7,9%. При этом продолжают сохраняться  значительные различия по отраслям экономики: наиболее низкий уровень заработной платы наблюдается в социальном обеспечении - 58,2 тысяч рублей (в 1,8 раза ниже, чем в среднем по республике), а самый высокий - в банковской сфере - 189,1 тысяч рублей (в 1,8 раза выше, чем в среднем по республике). Таким образом, разрыв между нижней и верхней границами в оплате труда составляет 3,2 раза. 

Рис. 3.1 – Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям народного хозяйства за январь – июнь 2001г., рублей.

где 1 - промышленность, 2 - сельское хозяйство, 3 - транспорт, 4 - связь, 5 - строительство, 6 - торговля и общепит, 7 - здравоохранение, 8 -социальное обеспечение, 9 - образование, 10 - культура, 11 - искусство, 12 -наука  и научное образование, 13 - банки, 14 - управление. 

  Задолженность по заработной плате на 30 июня 2001 года сложилась в размере 12 611,8 млн. рублей, или 3,6% к фонду заработной платы  мая 2001 г. Из всей суммы задолженности  по заработной плате 74,9%> приходится на сельскохозяйственное производство. В июне по сравнению с маем 2001 года сумма задолженности увеличилась  на 749,2 млн. рублей. По оперативным данным Минстата, начисленная среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь, пересчитанная по курсу Национального  банка, всего за июнь 2001 года составила 90,3 доллара США, в том числе  работников бюджетной сферы - 77,1 доллара  США. 
 
 

3.2. Зарубежный опыт  регулирования потребительского  рынка 

 В мировой  практике не существует общепринятого  механизма регулирования рынка товаров и услуг. Каждое государство определяет цели, задачи и структуру органов управления в соответствии с особенностями развития своей экономики и приоритетами собственной экономической политики.

 В США  государственное регулирование  потребительского рынка осуществляет Министерство торговли (Department of Commerce), входящее в состав правительства. В его структуре - Бюро промышленности и безопасности (BIS). Управление экономики и статистики (ESA). Управление по экономическому развитию (EDA), Управление по вопросам международной торговли (ITА). Отдел патентов и торговых марок (РТО). Национальный институт стандартов и технологий (NIST) и др. Таким образом, функции Министерства торговли США не сводятся лишь к управлению инфраструктурой потребительского рынка, а включают в себя сбор и анализ разнообразной экономической информации, стимулирование экспорта и меры по развитию внешней торговли, руководство системой патентования, оказание консультативной помощи, стимулирование малого бизнеса и предпринимательской инициативы, обеспечение экономического роста, поощрение конкуренции.

 В Великобритании вопросами управления рынком товаров  и услуг занимается правительственный Департамент бизнеса, промышленности и реформ (Department for Business, Enterprise and Regulatory Reform), который был сформирован в 2007 г. на базе действовавшего ранее Министерства торговли и промышленности (DTI). Основная цель департамента - развитие бизнеса в условиях возрастающей конкуренции. В его сферу входят вопросы деятельности субъектов хозяйствования, создания условии для развития предпринимательства и конкуренции, повышения деловой активности, защиты прав потребителей, регионального экономического развития.

 В Германии вопросы регулирования потребительского рынка находятся в ведении  Федеральною министерства экономики  и технологий (Bundesministerium fur Winschafl und Technologic), в составе которого восемь генеральных управлений. Главная цель данной структуры - создать базис для экономического развития страны и повышения благосостояния всех слоев населения. В числе задач, выполняемых министерством, следует отметить поддержание высокой конкурентоспособности немецкой экономики, обеспечение условий экономического роста и экологической безопасности, укрепление позиций малого и среднего бизнеса, широкое внедрение новых технологий, развитие внешней торговли.

 Во  Франции полномочиями в области  регулирования потребительского рынка  обладает Министерство экономики, промышленности и занятости (Ministre de l'Econoinic. de I'lndustric el de I'Emploi). В его задачи входит налоговое регулирование, развитие малого бизнеса, туризма, обеспечение безопасности потребителя и др. В структуре министерства регулированием потребительского рынка непосредственно занимаются два управления:

Генеральное управление по конкуренции, потреблению  и борьбе с экономическим мошенничеством (Direction generale de la concurrence, de la consommation et de la repression des fraudes) и Управление no внутренней торговле, услугам и ремеслам (Direction du commerce, de l'artisanat, des services). Функции первого состоят в наблюдении за рынком и обеспечении его нормального функционирования. Деятельность второго из указанных подразделений нацелена, в основном, на поддержание и стимулирование торговли в стране (прежде всего мелкой и в сельской местности).

 Участие государства в управлении потребительским  рынком в Италии осуществляется путем установления основных принципов и норм, обеспечивающих равные права и условия всем участникам (производителям, торговым структурам и потребителям). Существенную роль в данном отношении играют Конституция Итальянской республики. Договор о создании Европейского союза, законодательная база (директивы) ЕС. Гражданский кодекс Италии, решения итальянских органов-гарантов, законодательные декреты правительства и циркуляры министерств и ведомств страны. Исполнительными органами, которым вменяется в обязанность регулирование рынка, являются Министерство экономики и финансов (Ministero dell'Economia е delle Finanze) и Министерство по экономическому развитию (Ministero dello Sviluppo Economico).

 В России задачи регулирования рынка товаров  и услуг возложены на Министерство экономического развития и торговли. Его функции – выработка государственной политики в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства), инвестиционной деятельности, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд и др. Проблемами внутренней торговли в министерстве занимается Департамент государственного регулирования внутренней торговли, внешней Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Департамент торговых переговоров и др.

 В Украине  вопросы развития торговли и потребительского рынка входят в компетенцию Министерства экономики, прежде всего таких структурных  подразделений, как Департамент  государственного управления. Департамент  политики внутренней торговли и бытовых  услуг, Департамент развития рынков, Департамент международного торгово-экономического сотрудничества. Основными задачами указанных подразделений являются: формирование благоприятных экономических условий для функционирования субъектов хозяйствования всех форм собственности, развития рыночных отношений, конкурентной среды: участие в реализации антимонопольной политики: обеспечение единой внешнеэкономической политики. Кроме того, действует ряд специализированных органов, в частности Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, который решает задачи создания благоприятных условии для насыщения потребительского рынка качественными и безопасными товарами, повышения уровня защиты здоровья и безопасности потребителей, совершенствования законодательства Украины по защите прав потребителей, его адаптации к законодательству ЕС.

  Таким образом, особенности регулирования потребительского рынка в экономически развитых странах  заключаются в широкой функциональности органов государственного управления, в компетенцию которых входят не только регулирование деятельности торговых объектов, но и вопросы  развития производства, ресурсного обеспечения  предприятий, оказания технической  и консультационной помощи участникам рынка, формирования условий для  конкуренции, защиты прав потребителей, содействия экспорту и налаживания внешнеторговых контактов. 
 

3.3. Современные подходы  к регулированию  потребительского  рынка в Республике  Беларусь 

  Проектно-плановый подход широко использовался в условиях административно-командной системы хозяйствования. Основа его - цель, устанавливаемая как проект желаемого состояния потребительского рынка на долгосрочную перспективу. При этом предполагается, что характеристики самого рынка могут быть спрогнозированы на весь долгосрочный период и в соответствии с этим прогнозом можно определить цель стратегического развития.

 Данный  подход, хоть и является традиционным, lie позволяет в полной мере решить все проблемы потребительского рынка. Причинами этого являются: невысокая доля государства в сфере торговли и платных услуг населению (например, в 2007 г. в Республике Беларусь розничный товарооборот организаций государственной формы собственности составил всего 14,8%); невозможность оперативного реагирования па изменение ситуации; негибкость рычагов регулирования и т.д.

  Программно-целевой  подход является одним из наиболее распространенных и эффективных  методов государственного регулирования  потребительского рынка. Сущность его  заключается в отборе основных целей  развития и разработке взаимоувязанных  мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении  ресурсами с учетом эффективного их использования. В рамках данного  подхода предполагается оценка конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей  и средств их достижения и ресурсного обеспечения. На практике он осуществляется в форме разработки и реализации государственных программ развития потребительского рынка.

 Следует отметить, что программно-целевой  подход является основным в регулировании рынка в Беларуси. Так разработаны и реализуются: Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006-2010 годы (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.07.2006 № 941), Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2006 № 786). Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005- 2010 годы (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2004 № 1038), ряд отраслевых программ (Программа обеспечения потребностей республики овощной продукцией отечественного производства с учетом создания необходимых условий ее хранения на 2006-2010 годы. Программа развития платных образовательных услуг на 2006-2010 годы и ДР-)-

 Сущность  проблемно-целевого подхода в том. что вмешательство государства в процесс функционирования потребительского рынка допускается лишь в двух случаях: при возникновении существенных проблем рынка (несовершенная или недостаточная конкуренция; недопроизводство (дефицит) и низкое качество товаров; завышенный уровень цен на них: низкий уровень развития торговой инфраструктуры) и при наличии конкретной социальной цели.

 Сегодня вопросы регулирования потребительскою  рынка в Республике Беларусь находятся в компетенции большого количества органов государственного управления (см. рисунок 3.2). Прямо или косвенно в решении этих проблем участвуют многие министерства (прежде всего Министерство торговли, Министерство экономики, Министерство иностранных дел), более десяти общественных объединений и организаций республиканского значения (Белкоопсоюз, АСБ «Беларусбанк», концерны «Белресурсы», «Беллегпром». «Беллесбумпром», Белорусская торгово-промышленная палата. Общество защиты потребителей и др.).

 

Нн 

 
 
 
 

 

 

  • Управления торговли и услуг
  • Комитеты экономики
  • Главное управление потребительского рынка Минского горисполкома 
     

Рис. 3.2 Основные органы регулирования потребительского рынка в Республике Беларусь 
 

 Управление  предприятиями торговли и общественного  питания в Беларуси осуществляется в основном по территориально-отраслевому  принципу. Предприятия, с одной стороны, являются структурными подразделениями того или иного отраслевого ведомства, а с другой - находятся в собственности или оперативном управлении соответствующих подразделений облисполкомов и Минского горисполкома.

 Таким образом, система органов управления структурами и процессами, образующими  потребительский рынок страны, является раздробленной и дифференцированной по вертикали и горизонтали. В  принципе, управлять всем потребительским  комплексом в рамках одной структуры  невозможно, тем не менее ощущается  необходимость проведения единой государственной  политики в данной области, выработки  цельной и долгосрочной концепции  развития рынка товаров и услуг.

Основные  проблемы в управлении потребительским  рынком обусловлены тем, что:

  • не всегда достигается соответствие между законодательно-правовой основой и механизмом установления элементов рыночных отношений (конкуренции, свободы выбора на рынке, частной собственности и др.). Зачастую участники рынка видят источник экономического благосостояния в нарушении законодательных норм, а не в их безусловном выполнении:
  • в отдельных случаях регулирование осуществляется в узком масштабе, без изучения глубинных причин происходящих процессов, построения дерева целей. Отмечается наличие противоречий в различных нормативных документах, к тому же большое число законодательных актов усложняет процесс функционирования субъектов хозяйствования - участников рынка;
  • сфера торговли и промышленность пока не связаны общенациональными интересами, состоящими в достижении сбалансированности спроса и предложения товаров и услуг как в количественном, так и в ассорти-мет ном отношении. Об этом свидетельствует наличие значительных запасов на складах предприятии (3,2 трлн. руб. на 1 января 2008 г.) и в торговле (2.7 трлн. руб.). Большие складские запасы готовой продукции в концернах «Белгоспишепром» (по итогам 2007 г. - 193.7% к среднемесячному объему производства при нормативе на 2007 г. 125%>) и «Беллегпром» (140,4% при задании на 2007 г 120%). На предприятиях легкой промышленности на 1 января 2008 г. запасы льняных тканей превысили среднемесячный объем производства в 5 раз. шерстяных тканей - в 3.8. чулочно-носочных изделий - в 2,7, обуви - в 1,9 раза. С другой стороны, отмечается рост импорта потребительских товаров:
  • недостаточно внимания уделяется реформированию торговых предприятий государственной формы собственности, многие из которых убыточны, имеют сверхнормативную кредиторскую задолженность. Между тем форсированный приход на розничный рынок Беларуси иностранного капитала (прежде всего российского) свидетельствует о потенциально высокой доходности сферы обращения. Следует использовать чту возможность и на государственном уровне решать вопросы внедрения современных систем организации процессов торговли:
  • недостаточна роль общественных организаций, являющихся в развитых странах мощными рыночными регуляторами. Вопросы координации деятельности участников рынка, защиты прав потребителей, транспортного, инфраструктурного и финансового обеспечения могут успешно решаться независимыми агентствами, торговыми ассоциациями, советами по торговой политике, торговыми комитетами: •
  • разрабатываемые государственные программы по развитию потребительского рынка не всегда взаимосвязаны, что обусловливается различным ведомственным подчинением и слабых взаимодействием их разработчиков.

Информация о работе Потребление и качество жизни населения