Потребление и качество жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития экономики Республики Беларусь проблемы повышения уровня и качества жизни населения становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая,а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. МЕТОДО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

1.1. Предпочтения потребителя и полезность ______________________ 6

1.2. Потребление, качество и уровень жизни населения, и его

составляющие ___________________________________________________9

1.3. Международные системы показателей качества жизни

населения______________________________________________________14

1.4. Методика построения интегрального показателя

качества жизни населения _____________________________________ 18

2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РБ

2.1. Показатели потребительского рынка Республики

Беларусь, анализ их тенденций _________________________________ 26

2.2. Факторы, определяющие динамику развития

потребительского рынка ______________________________________ 31

2.3. Эконометрические модели потребительского рынка ____________ 34

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

3.1. Сущность государственного регулирования

потребительского рынка _______________________________________ __ 41

3.1.1. Потребительский рынок и доходы населения _________________ __ 43

3.2. Зарубежный опыт регулирования потребительского

рынка _______________________________________________________ __ 44

3.3. Современные подходы к регулированию потребительского рынка Республики Беларусь ____________________________________________ 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Курсач с рисунками .docx

— 191.37 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования «Могилевский государственный  университет имени А.А.Кулешова» 
 

Кафедра экономики и управления 
 
 
 
 

Курсовая  работа  

             По дисциплине:   Макроэкономика

             На тему:               Потребление и качество жизни  населения 
 
 
 

Студентки

Факультета экономики  и права

Дневного отделения

Специальности – ЭУП

2 курса группы  ЭУП – 091                                       Войтовой Юлии Сергеевны 
 
 

Руководитель

Кандидат экономических  наук, доцент                 Балашова Тамара Фёдоровна 
 
 
 
 
 

Могилев,2010

РЕФЕРАТ 

     Курсовая работа 55 страниц, 9 рисунков, 8 таблиц, 25 источников литературы.

     Ключевые  слова : КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, ПОЛЕЗНОСТЬ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, БЛАГО.

     Целью курсовой работы является изучение и  анализирование потребления и качества жизни населения.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучение различных подходов к определению понятий уровень и качество жизни;
  • выявление наиболее важных показателей, используемых для их оценки;
    • изучение динамики этих показателей в 2000 - 2008 гг в Республике Беларусь и сравнение этих показателей с аналогичными в развитых странах мира;
    • поиск путей повышения уровня и качества жизни.

     Объектом  исследования выступает национальная экономика.

Предметом исследования является потребление и качество жизни. Теоретической и методологической базой данной работы являются: «Социальная политика, уровень и качество жизни» В. Н. Бобкова, «Основные факторы, влияющие на качество жизни населения» А. В. Зенькова, «Потребительский рынок Республики Беларусь» О. И. Гаспадарец, интернет-ресурсы и др.

     В процессе исследования использованы следующие  методы: статистический, сравнительный анализ, метод экономического и графического анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

1. МЕТОДО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ    

1.1.  Предпочтения потребителя и полезность ______________________ 6

1.2. Потребление, качество и уровень жизни населения, и его

составляющие ___________________________________________________9

1.3. Международные системы показателей качества жизни

 населения______________________________________________________14

1.4. Методика построения интегрального показателя

качества  жизни населения _____________________________________ 18

2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РБ

2.1. Показатели потребительского рынка Республики

Беларусь, анализ их тенденций _________________________________ 26

2.2. Факторы, определяющие динамику развития

потребительского  рынка ______________________________________ 31

2.3. Эконометрические модели потребительского рынка ____________ 34

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

3.1. Сущность государственного регулирования

потребительского  рынка _______________________________________ __ 41

3.1.1. Потребительский рынок и доходы населения _________________ __ 43

3.2. Зарубежный опыт регулирования потребительского

рынка _______________________________________________________ __ 44

3.3. Современные подходы к регулированию потребительского рынка Республики Беларусь ____________________________________________ 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 На  современном этапе развития экономики  Республики Беларусь проблемы повышения  уровня и качества жизни населения  становятся очень важными. От их решения  во многом зависит направленность и  темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая,а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе.

 Именно  поэтому актуальность темы курсовой работы подтверждается тем, что все  преобразования могут повлечь изменение  уровня и качества жизни, что вызывает большой интерес у самых разнообразных  слоев населения.

 На  качество жизни населения любого региона в той или иной мере оказывает влияние множество  факторов. Формирование региональных социально-экономических программ предполагает учет, научный анализ и экономическую оценку интегральных характеристик всего многообразия показателей качества жизни, населения  с тем, чтобы получить наиболее полную и достоверную картину существующей ситуации и разработать научно обоснованную систему мер воздействия на основные составляющие качества жизни населения.

 Повышение качества жизни населения страны - социально приоритетная цель развития общества, важнейшее направление  проводимой государством социальной политики.

     Таким образом, целью курсовой работы является изучение и анализирование потребления и качества жизни населения.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучение различных подходов к определению понятий уровень и качество жизни;
  • выявление наиболее важных показателей, используемых для их оценки;
    • изучение динамики этих показателей в 2000 - 2008 гг в Республике Беларусь и сравнение этих показателей с аналогичными в развитых странах мира;
    • поиск путей повышения уровня и качества жизни.

     Объектом  исследования выступает национальная экономика.

Предметом исследования является потребление и качество жизни. Теоретической и методологической базой данной работы являются: «Социальная политика, уровень и качество жизни» В. Н. Бобкова, «Основные факторы, влияющие на качество жизни населения» А. В. Зенькова, «Потребительский рынок Республики Беларусь» О. И. Гаспадарец, интернет-ресурсы и др.

     В процессе исследования использованы следующие  методы: статистический, сравнительный анализ, метод экономического и графического анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

1.  МЕТОДО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ 

1.1 Предпочтения потребителя и полезность 

  В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей конкретных благ. Благо в теории потребления — это любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое, предсказуемое) удовлетворение потребителю, то есть повышающий уровень его благосостояния. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах (комплектах, или "корзинах"). Набор благ — это совокупность данных количеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.

 Рассмотрим  график, представляющий потребительское множество (множество потребления) — множество всех реально возможных наборов потребляемых благ. Наглядным изображением потребительского множества является его геометрическая интерпретация, в которой множество потребления представляется в виде соответствующего пространства благ. Для этого каждый из отдельных видов благ, входящих в множество потребления, обозначается каким-либо номером в произвольной последовательности. Всего для n видов благ, входящих в набор, получается п номеров. Такому номеру ставится в соответствие одна из осей координат в конструируемом таким образом n-мерном пространстве. Тогда данное количество X блага данного i-ro вида, входящее в набор, будет характеризоваться соответствующей величиной координаты Xt, откладываемой по данной i-й оси n-мерного пространства благ. Отложенные по всем n осям такого пространства благ, все координаты от X1 до Хп и дадут в своей совокупности геометрический аналог данного набора А(Х1 Х2 ... ,Хn). Очевидно, что им будет точка А в n-мерном пространстве, все координаты которой Xt будут равны соответственно всем количествам благ i-го вида, входящим в данный набор А.[13,с.306]

 В реально  потребляемых наборах число видов  благ п достаточно велико. Однако для изучения закономерностей процессов потребления мы вполне можем ограничиться всего двумя, используя аналогичность свойств всех примерных пространств, начиная с п=2. Это означает, что все свойства и зависимости, определенные для двумерного пространства, будут справедливы и для соответствующих им свойств и зависимостей примерного пространства. Таким образом, мы получаем возможность широко использовать графики, выполненные на плоскости, то есть в пространстве с двумя координатами.

 Если  мы возьмем на таком графике точку  А, координатами которой будут соответствующие  количества первого (X1) и второго (Х2) видов благ в данном наборе А, то она и будет представлять набор А (рис. 1.1) 

     2

                  А

                 

 

                                 1

Рис. 1.1 - Кривая потребляемых наборов благ 

Соответственно  все множество потребления в  данном случае будет заключено между осями 1 и 2 (так как в любом наборе количество благ i-ro вида не бывает отрицательным). Отметим, что потребительское множество должно быть замкнутым и выпуклым, то есть не содержать разрывов и пустых промежутков.

 Экономические решения при выборе благ для приобретения продиктованы желанием покупателя достичь  наибольшей выгоды, или отдачи, при  имеющихся возможностях. Эта выгода, при потреблении представляющая собой уровень благосостояния или степень удовлетворения потребностей данного экономического субъекта, называется полезностью.

 В данной теме рассматриваются основы теории потребления. Она исходит из того, что потребитель при выборе покупаемых благ имеет определенные последовательные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным  ограничением, и в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным  ограничением, и что он делает в  этих условиях выбор, обеспечивающий максимально  возможную полезность.[13,с.308]

 Первой  такой обязательной, обеспечивающей существование системы последовательных предпочтений, предпосылкой или аксиомой теории потребительского выбора является аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Для построения теории, объясняющей поведение потребителя, по меньшей мере необходимо, чтобы само поведение было налицо, то есть чтобы реальный потребляющий субъект сфере потребления и затем реализовывал их, например, выбирал обои определенного цвета и рисунка и покупал их. Но ни одно фактическое, пусть даже молчаливое, решение не может быть принято без предварительного определения данным потребителем своего отношения к рассматриваемым благам и их комбинациям. Поэтому делающий покупку потребитель всегда может либо указать, какой из каждых двух сравниваемых наборов благ лучше другого, либо счесть их равноценными. Следовательно, для любых наборов А и Б либо А > Б, либо А < Б, либо А~Б, где знак ">" выражает отношение предпочтения, а знак "~" — отношение равноценности или безразличия. По сути дела, речь идет о принципиальной сопоставимости различных наборов благ для данного потребителя.

Информация о работе Потребление и качество жизни населения