Потребление и качество жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития экономики Республики Беларусь проблемы повышения уровня и качества жизни населения становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая,а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. МЕТОДО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

1.1. Предпочтения потребителя и полезность ______________________ 6

1.2. Потребление, качество и уровень жизни населения, и его

составляющие ___________________________________________________9

1.3. Международные системы показателей качества жизни

населения______________________________________________________14

1.4. Методика построения интегрального показателя

качества жизни населения _____________________________________ 18

2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РБ

2.1. Показатели потребительского рынка Республики

Беларусь, анализ их тенденций _________________________________ 26

2.2. Факторы, определяющие динамику развития

потребительского рынка ______________________________________ 31

2.3. Эконометрические модели потребительского рынка ____________ 34

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

3.1. Сущность государственного регулирования

потребительского рынка _______________________________________ __ 41

3.1.1. Потребительский рынок и доходы населения _________________ __ 43

3.2. Зарубежный опыт регулирования потребительского

рынка _______________________________________________________ __ 44

3.3. Современные подходы к регулированию потребительского рынка Республики Беларусь ____________________________________________ 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Курсач с рисунками .docx

— 191.37 Кб (Скачать документ)

  В целом следует отметить, что в  настоящее время развитие рыночных отношении в Республике Беларусь означает смешение приоритетов: централизованное регулирование потребительского рынка  уступает первенство управлению на уровне предприятий и организаций. В  перспективе целесообразно создание (по опыту развитых стран) таких структур управления потребительским комплексом, которые бы оставили за собой только общие функции государственного регулирования, прежде всего контролирующие (в аспекте обеспечения безопасности потребителя и защиты конкуренции), информационные, консультационные, посреднические. Придание самим хозяйственным субъектам  большей самостоятельности в  вопросах ценообразования, упрощение  системы налогообложения, расширение принципа доверительных отношений  между участниками рынка и  государственными органами при одновременном  повышении ответственности и культуры ведения бизнеса становится насущной необходимостью. Кроме того, изменение функций управления в пользу координационной и информационно-консультативной деятельности позволит ликвидировать лишние структурные подразделения внутри отраслевых управленческих органов.

 Концептуально система государственного регулирования  в Республике Беларусь должна строиться на двух уровнях:

  • первый включает создание условий для свободной конкуренции, антимонопольное законодательство, защиту прав потребителей, отлаженный механизм стандартизации и сертификации продукции и др. Данную группу мер можно отнести к «пассивному» типу. Главное их назначение - установление четкого экономико-правового поля, «правил игры» цивилизованного рынка, в рамках которых будут действовать его участники - потребители, производители, торговые структуры;
  • второй уровень - это активные меры государства по определению приоритетных направлений развития потребительского рынка, их организационное и ресурсное обеспечение. Назначением его является формирование общих подходов к развитию рынка товаров и услуг; содействие этому развитию путем реализации конкретных инвестиционных проектов по строительству объектов торговой инфраструктуры, совершенствования товаропроводящей сети, создания логистических центров, представление интересов отечественных производителей за рубежом и т.д. Реализацию данных мероприятий целесообразно проводить в рамках программно-целевого подхода, опыт применения которого является достаточно успешным в Беларуси. Основой разработки государственных программ должна стать концепция развития потребительского рынка на долгосрочную перспективу, увязанная с Национальной стратегией устойчивого, развития Республики Беларусь, программами социально-экономического развития. На основе данной концепции следует строить отраслевые программы, конкретизирующие задачи, например, развития торговли, платных услуг, системы потребительской кооперации, производства важнейших потребительских товаров, импортозамещения и др.

 Для корректировки текущих изменений  можно использовать инструменты  проблемно-целевого подхода, главным  реализатором которых должны стать  местные органы власти.

В результате внедрения описанных подходов к  построению системы государственного регулирования потребительского рынка в практику управления данной сферой в Республике Беларусь будет сформирован гибкий механизм регулирования, основанный на рыночных принципах, но обладающий выраженной социальной направленностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Проблема  качества жизни является приоритетной для решения социально -экономических  проблем любого уровня.

  Анализ  показал, что понятие «качество  жизни» является комплексной производной  от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В  практическом применении концепции  качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и  условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.

  В соответствии с концепцией качества жизни сформулированы основные социально - экономические цели развития страны - обеспечение надлежащего уровня и качества жизни населения и  всестороннее развитие личности. Население  рассматривается как потребитель  благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни - как индикатор  его обеспеченности услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей.

  На  качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование  экономических процессов.

  Государственное регулирование экономики требует  высокого профессионализма. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство  является первопричиной изменения  функционирования экономики. От решений, принимаемых правительством, зависят  решения, принимаемые на микроуровне.

Мировой экономический и финансовый кризис, охвативший все страны мира, коснулся и Республики Беларусь. Согласно аналитическим  обзорам, в нашей стране наблюдается  падение темпов экономического роста  и резкое увеличение инфляции, что  проявляется в ухудшении финансового  положения реального сектора  экономики, росте складских запасов  и дебиторской задолженности. При этом, по мнению аналитиков, в I квартале 2009 г. ожидаются ускорение снижения физического объема производства и численности занятых, а также дальнейший рост инфляции. Снижение реальных доходов населения, девальвация национальной валюты, пессимистические ожидания сказываются на потреблении товаров и услуг и имеют негативные последствия для белорусского потребительского рынка. Поскольку расходы на потребление составляют порядка 70-80% валового внутреннего продукта (ВВП), продолжающееся их сокращение потребителями вызовет дальнейшее падение темпов экономического роста Беларуси. В целях их поддержания и наращивания в этих условиях необходимы меры, направленные на стимулирование дальнейшего развития и расширения потребительского рынка.

 В данной курсовой работе исследованы тенденции  потребительского рынка Республики Беларусь за период 1998-2008 гг., определены основные факторы, оказывающие влияние  на его динамику, и на квартальных  статистических данных, разработаны  эконометрические модели для анализа  и краткосрочного прогнозирования  розничного товарооборота и платных  услуг населению.

 И в  заключение надо сказать, что повышение  уровня и качества жизни населения  является очень важным фактором развития для всей страны в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Потапова И.О. Уровень жизни населения: Содержание, формы и факторы роста.— Мн.: 000"Мисанта", 2001.
  2. Социальная политика, уровень и качество жизни: Словарь / Под общ ред. В.Н. Бобкова, А.П. Починка. — М, 2001.
  3. Социальная статистика / Под ред. И.И. Елисеевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: "Финансы и статистика", 2001.
  4. Уровень и качество жизни населения // Экономист. — № 3. — 2001.
  5. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь / Ст. сборник Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. - Мн., 2002.
  6. Зенькова, А.В. Основные факторы, влияющие на качество жизни населения Беларуси/А.В. Зенькова, В.Н. Ляликова // Экономика и управление.-2009.-№1.-с. 13-20.
  7. Бережной Н.М., Человек и его потребности / Н.М. Бережной. - М.: Наука, 1998.-282с.
  8. Васильев, АЛ. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация / АЛ. Васильев. -М: РИА «Стандарты и качество», 2003.-440 с.
  9. Иванов, В.Н. Важнейшие задачи государственной политики доходов / В.Н. Иванов // Экономическая наука современной России. - 1999. -№2. - С. 78-86.
  10. Жеребин, В.М. Уровень жизни населения / В.М. Жеребин., А.Н. Романов. -М: ЮНИ-ТИ-ДАНА,2002.-592с.
  11. Айвазян, С.А. Межстрановой анализ интегральных категорий качества жизни населения (эконометрический подход) /С.А. Айвазян, препринт # WP/2001/124. -М.: ЦЭМИ РАН, 2001.-60 с.
  12. Ким, Дж.О. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Дж.О. Ким, Ч.У Мьюллер, У.Р. Клекка. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 215 с.
  13. Курс экономической теории: учебное пособие/ под ред. А.В. Сидоровича 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Дело и Сервис, 2001- 832с.
  14. Аналитика: в Беларуси на фоне мирового экономического кризиса наблюдается падение темпов экономического роста и ускорение инфляции I Приор-банк - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.priorbank.by/ default.aspx?item=r/new's/biz&news=3988S&from. - Дата доступа: 04.11.2010.
  15. Методические положения по статистике /Мин-во стат. и анализа Республики Беларусь; редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. - Мн.. 1999. - 465 с.
  16. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-декабре 2008 года: стат. доклад / Мин-во стат. и анализа Респ. Беларусь. - Мн., 2008.

17) Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе 2009 года: стат. доклад I Мин-во стат. и анализа Республики Беларусь. - Мн., 2009.

18) Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год: Указ Президента Респ. Беларусь от 18 декабря 2007 г. № 656 II Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Мн., 2008.

19) Телеграф - новости Беларуси и мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://telegraf.by/in belarus/point/i9460.html. - Дата доступа: 30.10.2010.

20) Гаспадарец, О.И. Потребительский рынок Республики Беларусь: анализ тенденций, основные факторы, эконометрические модели/ О.И. Гаспадарец,// Экономический бюллетень №4. с. 46-62.

21) Бюллетень банковской статистики стат. сб. / Нац. банк Респ. Беларусь. -Мн., 2009.-№1(115).

22) Экономика: учебник IПод ред. А.С. Булатова. - 4-е изд.. перераб. и доп. -М.: Юрист», 2002. – 596c.

23) Жураклева. Г.П. Экономика: учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Юристь. 2001. -574 с.

24) Новоселов. А.С. Региональный потребительский рынок / А.С. Новоселов " Проблемы теории и практики / Отв. ред. В.В. Кулешов. - Новосибирск: Сибирское соглашение. 2002. - 364 с.

25) Тихонович, СВ. Подходы к регулированию потребительского рынка в Республике Беларусь./ СВ. Тихонович// Экономический бюллетень НИЭИ Мин. Экономики Республики Беларусь.-2008.-№5.-с. 73-81.

Информация о работе Потребление и качество жизни населения