Поведение потребителей в условиях неопределенности и риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:19, реферат

Описание

Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель может с точностью определить результат каждого альтернативного решения, возможного в данной ситуации. Сравнительно мало организационных или персональных решений принимается в условиях определенности. Однако они все-таки имеют место. Кроме того, элементы сложных крупных решений можно рассматривать как определенные. Уровень определенности при принятии решений зависит от внешней среды. Он увеличивается при наличии твердой правовой базы, ограничивающей количество альтернатив и снижающей уровень риска.

Содержание

1. Поведение потребителей в условиях неопределенности и риска……..3 стр.
2. Координация выбора в различных хозяйственных системах……..……7 стр.
3. Практическое задание………………………………………………...….10 стр.
4. Список литературы…………………………………………………..…..11 стр.

Работа состоит из  1 файл

Работа.doc

— 54.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Поведение потребителей в условиях неопределенности  и риска……..3 стр.

2. Координация выбора в различных хозяйственных системах……..……7 стр.

3. Практическое задание………………………………………………...….10 стр.

4. Список литературы…………………………………………………..…..11 стр.


1. Поведение потребителей в условиях неопределенности  и риска.

 

Определенность.

Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель может с точностью определить результат каждого альтернативного  решения, возможного в данной ситуации. Сравнительно мало организационных  или персональных решений принимается в условиях определенности. Однако они все-таки имеют место. Кроме того, элементы сложных крупных решений можно рассматривать как определенные. Уровень определенности при принятии решений зависит от внешней среды. Он увеличивается при наличии твердой правовой базы, ограничивающей количество альтернатив и снижающей уровень риска.

 

Риск.

К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие решения, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого возможного результата можно определить. Вероятность определяется в промежутке от 0 до 1 и представляет собой степень возможности совершения данного  события. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.

Риск при принятии решений может быть различным. В экономике различают несколько типов риска: страховой, валютный, кредитный и т.д. В зависимости от типа риска, вероятность его можно определить математическими и статистическими методами.

Наиболее желательный способ определения вероятности – объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта. Вероятность может быть объективно определена, если поступит достаточно релевантной информации для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным.

Во многих случаях организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности. В таком случае часто  руководители используют суждения о возможности совершения альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью.

 

Неопределенность.

Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это имеет место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что невозможно получить достаточно релевантной информации, могущей помочь объективно определить вероятность, либо имеющаяся ситуация не подчиняется известным закономерностям. Поэтому вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, принимаемых в быстро меняющихся условиях.

Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. При этом руководитель сочетает эту информацию с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность. Во-вторых, он может действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями и интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда нет достаточно времени на сбор дополнительной информации.

 


Решения, принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности

 

Как уже говорилось выше, решений, принимаемых в условиях абсолютной определенности, в реальной жизни быть не может. Однако существуют ситуации, когда решение принимается в условиях почти полной определенности. Например,  решение о вложении нераспределенной прибыли в ценные бумаги государства. В данном случае менеджер точно знает размер вкладываемой суммы, может выбрать сроки вложения, рассчитать доходность и может точно подсчитать планируемую прибыль от данного вложения и сроки ее получения.  Государство может не выполнить свои обязательства только при возникновении чрезвычайных обстоятельств, вероятность возникновения которых очень мала. Однако в условиях, сложившихся на данный момент в нашей республике, данный пример отражает меньший уровень определенности, чем в развитых странах.

В странах с развитой стабильной экономикой менеджер может также точно рассчитать затраты на производство определенного вида изделий на ближайшую перспективу. Это возможно, потому что постоянные издержки, стоимость материалов и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой степенью точности.

Решения, принимаемые в условиях риска, занимают весомую часть всего множества решений, принимаемых менеджерами. Руководство должно учитывать уровень риска при принятии решений в качестве важнейшего фактора. Для принятия решений в условиях риска предприятие должно обладать достаточным объемом релевантной информации. Данная информация может быть получена различными способами. Существуют внешние источники – различные статистические данные министерств и ведомств, результаты социологических исследований, результаты переписи и т.д.

При отсутствии внешних источников информации предприятие может провести собственные исследования. Анализ рынка очень широко используется для прогнозирования восприятия новых продуктов, телевизионных шоу, политиков. Он стал очень важной сферой деятельности и стал неотъемлемой частью деятельности почти всех крупных организаций, имеющих дело с широкой публикой. Например, автомобильные гиганты «Форд», «Крайслер» прежде чем начать проектирование нового вида автомобиля тщательно изучают спрос и потребности потребителей, рассчитывают вероятности различных объемов продаж в зависимости от конъюнктуры рынка и только затем приступают к проектированию нового автомобиля.

Хорошим примером принятия решение в условиях риска является принятие решений о страховании. Статистика страховых случаев во всех областях ведется очень полно. Поэтому, руководитель может высчитать вероятность    наступления или не наступления страхового случая и принять решение о страховании или не страховании определенного имущества компании, каких либо финансовых операций и так далее.

Руководитель же страховой организации на основании этих же данных определяет сумму возможных страховых выплат и соответственно сумму, на которую необходимо заключить  страховых полисов для покрытия  возможных убытков и получения прибыли.

Например, руководитель автотранспортного предприятия не уверен, что аварии будут, а если и будут – на какую сумму. Но из статистики известно, что каждый десятый водитель попадает раз в год в аварию. Также известно, что средняя сумма ущерба от одной аварии – 2000 долларов. Имея парк из 100 машин, руководитель может принять решение, что в аварию попадут 10 машин и общий ущерб составит около 20000 долларов и, следовательно, примет решение о страховании на такую сумму.

На практике решения, принимаемые в условиях полной неопределенности, практически не встречаются. Это происходит потому, что в любом случае можно либо собрать некоторую дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать ситуацию, либо принять решение на основе суждений, интуиции, анализа накопленного опыта  руководителя, что также уменьшает неопределенность. Наибольший потенциал неопределенности встречается в социально культурной, политической и наукоемкой среде.

Ярким примером принятия решений в условиях неопределенности может быть решение, о разработке нового очень сложного оборудования. Причина в том, что на разработку требуется длительное время, а за это время конкурентами может быть создано более эффективное оборудование или могут быть совершены открытия, исключающие применение разрабатываемого оборудования.

 

2. Координация выбора в различных хозяйственных системах.

              Хозяйственные системы – упорядоченные системы связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ.

Процесс производства, обмена, распределения и потребления благ осуществляется в разнообразных формах, всегда оказывается организованным тем или иным способом.

Для того чтобы осуществить свой выбор, хозяйственный субъект должен знать, что, как и для кого производить.

Экономическая теория различает два вида координации:

      спонтанный порядок;

      иерархия.

В спонтанных порядках информация передается путем ценовых сигналов. Повышение и понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывают хозяйственным агентам, что, как и для кого производить.

Система приказов и поручений, идущие сверху вниз до некого центра к непосредственному исполнителю называется иерархией. Иерархия – административно командная система в лице государства. Новая категория экономической теории – транзакционные издержки – затраты, связанные не с производством, а с сопутствующими ему затратами.

Виды:

1)                 издержки поиска информации – затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и наиболее выгодных условий купли продажи.

2)                 издержки заключения хозяйственного договора (контракты) – затраты на соглашение между контрагентами; затраты времени и денег.

3)                 издержки измерения – затраты связаны с необходимостью на измерительною аппаратуру.

4)                 издержки спецификации и защиты прав собственности – затраты связаны на установление объекта и субъекта собственности.

5)                 Издержки аппартунистического поведения – затраты связаны на выявление нарушителя хозяйственного договора.

1.                  В современной экономической теории получило развитие анализа, называемое неоинституцианализмом. Одна из наиболее известных теорий является теория прав собственности.

Полный пучок прав собственности, называемый «перечнем Оноре» состоит из одиннадцати элементов:

1)                  право на владение (право исключительного контроля над благами).

2)                  право использования (право использования полезных свойств благ для себя).

3)                  право управления (право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ).

4)                  право на доход (право обладать результатами от использования благ).

5)                  право суверена (право отчуждения, потребления, изменения, уничтожения благ).

6)                  право на безопасность.

7)                  право на наследство.

8)                  право обладания благом бессрочно.

9)                  запрет от вредного использования.

10)             право на ответственность в виде взыскания.

11)             право на остаточный характер.

Режим прав собственности.

Права собственности – это право контролировать использование определенных ресурсов и распределять при этом возникшие затраты и выгоды. Именно права собственности определяют каким образом осуществляется в обществе спрос и предложение.

Спецификация прав собственности – это закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами.

Экономическая теория рассматривает различные режимы прав собственности:

1)                    частная собственность (в этом случае исключительным правом пользуются отдельные индивиды).

2)                    государственная собственность (право принадлежит государству или кто его контролирует).

3)                    коммунальная собственность (право принадлежит обществу людей, которая контролирует доступ к ресурсу).

4)                    общая собственность или свободный доступ (право принадлежит обществу людей, которая в экономике называется трагедией общин, т.е. хищное использование общей собственности).

Свободный доступ или общая собственность порождают проблему, которую в экономике называется трагедией общин.

Эти базисные режимы прав собственности могут сочетаться в самых различных странах по разному. Современная хозяйственная система западных стран именуется смешанной экономикой. Во – первых, определяющим способом передачи информации в них является ценовой механизм или вспомогательный порядок. Во – вторых, в частной собственности находится преобладающая доля редких ресурсов, главным из которых является капитал. Термин смешанная экономика отражает лишь то общество, что в чистом виде мы не наблюдаем ни спонтанного порядка, ни иерархии, ни правового режима собственности.

 

3. Рынок труда является конкурентным. Производственная функция фирмы, являющейся совершенным конкурентом на рынке торговой продукции, в краткосрочном периоде имеет вид , где L – количество работников, Цена готовой продукции – 5 долл. а уровень заработной платы – 10 долл. Сколько работников наймет фирма, максимизирующая свою прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. М. Эддоус, Р. Стэнсфилд, Методы принятия решений, М.: 1997 г., с 240

2. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., Курс экономической теории, 2006 г., с.310

 

11

 



Информация о работе Поведение потребителей в условиях неопределенности и риска