Повышение эффективности производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:56, реферат

Описание

Значение молочного скотоводства в народном хозяйстве определяется, прежде всего, тем, что его продукция является одним из источников высококалорийных продуктов питания, служит источником сырья для пищевой промышленности. Молочное скотоводство – одна из ведущих отраслей животноводства. Одним из наиболее важных продуктов скотоводства является молоко, которое по пищевым достоинствам занимает первое место в рационе человека. На долю молока, а практически вся его товарная часть представлена молоком коров, приходится 17% в структуре всей продукции сельского хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕГО ОЦЕНКА…………………………………6
1.1 Народно-хозяйственное значение повышения эффективности производства молока и характеристика системы показателей ее
измерения …………………………………………………………………….6
1.2 Анализ современного состояния экономики производства молока в Республике Беларусь ………………………………………………………….10
1.3 Особенности развития отрасли молочного скотоводства за рубежом…...16
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В СПК «ГИГАНТ» ………………………………………………………………19
2.1 Характеристика предприятия и эффективность использования его ресурсного потенциала …………………………………………………………19
2.2 Анализ и оценка эффективности производства молока на
предприятии ………………………………………………………………23
2.3 Анализ финансовых результатов работы предприятия…………………...30
3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В СПК «ГИГАНТ»…………………………….35
3.1 Повышение продуктивности коров и качества молока…………………...35
3.2 Создание прочной кормовой базы путем повышения интенсивности и экономической эффективности кормопроизводства………………………….37
3.3 Снижение себестоимости и повышение рентабельности
производства молока…………………………………………………………....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………… 44

Работа состоит из  1 файл

Повышение эффективности.doc

— 1.35 Мб (Скачать документ)

Влияние факторов 1-го порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции  изучают с помощью факторной  модели:

Сi = Аi / VВПi + Вi, где                                           (2.10)

Сi – себестоимость  единицы i – го вида продукции;

Аi – сумма  постоянных затрат, отнесенная на i –  ый вид продукции;

Вi – сумма  переменных затрат на единицу i – го вида продукции;

VВПi – объем  выпуска i – го вида продукции

Для проведения факторного анализа используем данные таблицы 2.2.6.

Таблица 2.2.6 –Исходные  данные для факторного анализа

Показатели

Значение показателя

Изменение показателя

2009

2010

абсолютное

относительное,%

Объем производства молока ц

74973,6

73104,6

-1869

97,5

Сумма постоянных затрат , млн руб

3191

4962

+494

156,9

Сумма переменных затрат на продукции, млн руб.

807

837

+1307

141,8

Себестоимость продукции1 т молока, млнруб

1,49

1,37

+1512

151,4

Среднегодовое поголовье коров, гол

1335

1335

-

100

Среднегодовой надой молока,

561,6

5476

-140

97,5


Примечание  — Источник: собственная разработка на основе годовых отчетов

На основании  модели 2.10 и данных таблицы 2.2.6 произведем расчет влияние факторов на изменение  себестоимости 1 т молока методом цепных подстановок:

С0 = А0 / VВП0 + В0=3 191/1,49+807 = 2 948,6 руб

Сусл1 = А0 / VВП1 + В0=3 191/1,37+807 = 3 136,2 руб

Сусл2 = А1 / VВП1 + В0=4 962/1,37+807 = 4 428,9 руб

С1 = А1 / VВП1 + В1 =4 962/1,37+837 = 4 459,0 руб

Общее изменение себестоимости 1 т молока:

∆Собщ= С1– С2 = 4 459,0 – 2 948,6 = +1 510,4 руб

В том числе  за счет изменения:

а) продуктивности коров:

                    ∆Ск = Сусл1– С0 = 3 136,2 – 2 948,6 = +187,6,

б) суммы постоянных затрат на 1 голову:

                    ∆СА = Сусл1– Сусл2= 3 136,2 – 4 428,9 = - 1 292,7 руб

в) суммы переменных затрат на 1 голову:

                    ∆СВ = С1– Сусл2=4 459,0 – 4 428,9 = +30,1 руб

Из таблицы 2.2.6 и приведенных расчетов видно, что  снижения себестоимости продукции  снизилось за счет снижения постоянных затрат в расчете на 1 голову на 1 292,7 руб, в тоже время на себестоимость повлияло увеличения продуктивности коров на 187,6 руб и суммы переменных затрат на 30,1 руб. В общем себестоимость продукции увеличилось на 1 510,4 руб.

Проведем факторный  анализ изменения величины прибыли  т реализации молока в хозяйстве  на основе данных таблицы 2.2.7

Таблица 2.2.7 –Исходные  данные для факторного анализа

Показатель

Значение показателя

Изменение показателя

2009

2010

абсолютное

относительное,%

 Цена реализации 1 ц, тыс руб. 

182,46

139,12

- 43,34

76,3

 Выручка  от реализации, млн руб

3675

4928

+1253

134,1

 Себестоимость  реализованного молока, млн .руб. 

3536

4454

+918

122,5

 Себестоимость  1 ц, тыс  руб. 

158

131

-27

82,9

 Объем реализации, ц

55960

58370

+2410

104,3

 Прибыль,  убыток от реализации, млн.руб. 

1369

474

-895

34,6


Примечание  — Источник: собственная разработка на основе годовых отчетов

Влияние факторов 1-го порядка на изменение величины прибыли от реализации молока продукции изучают с помощью факторной модели:

П = q∙(ц-с), где(2.11)

 П – прибыль  от продаж;

q – объем  реализации;

 ц – цена  реализации;

 с – себестоимость  1ц реализованной продукции. 

 Проанализируем 2009 год по отношению к 2008 году 

 П1 = 55960×(182 460 – 158000) = 1 369 млн руб.

 П0 = 58370×(139 120 – 131 000) = 474 млн руб.

 ∆П = П1 –  П0 = 1 369 - 474 = - 895 млн руб.

 в том  числе за счет изменения объема  продаж:

 ∆Пq = (q1 –  q0) ∙(ц0 – с0) = (55960 – 58370)×(182 460 – 158 000) = - 58,9 млн руб.

 За счет  изменения цены:

 ∆Пц = q1∙(ц1  – ц0) = 55960×(182 460 – 139 120) = 2 425млн руб.

 За счет  изменения себестоимости: 

 ∆Пс = q1∙(  с0 – с1) = 55960×(158 000– 131 000) = - 1 511млн руб.

 В 2010 году  по сравнению с 2009годом прибыль  уменьшилась на 895 млн руб., что произошло вследствие следующих факторов. Увеличения объема реализации на 2 410 ц привело к уменьшению прибыли на 58,9 млн руб., увеличение себестоимости 1 ц молока на 27 тыс руб. вызвало уменьшение прибыли на 1 511 млн руб. За счет снижения цены реализации на 43,3 тыс руб. прибыль увеличилась на 2 425 млн руб.

Уровень рентабельности продукции зависит от изменения  среднереализационных цен (Цi) и себестоимости единицы продукции(Ci). Детерминированная факторная модель данного показателя имеет следующий вид:

Rрп= (2.12)

Используя данные таблицы 2.2.7 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности производства молока способом цепных подстановок.

R0=(Ц00)/С0=((182 460 – 158 000)/158 000)×100 = 15,5%

Rусл=(Ц10)/С0=((139 120 – 158 000)/158 000)×100 = - 11,9%

R1=(Ц11)/С1=((139 120 – 131 000)/131 000)×100 = 6,2%

∆R0бщ = R1 - R0= 6,2 – 15,5 = - 9,3%, в том числе за счет

а)  изменения  цены

Rусл  - R0=- 11,9 – 15,5 = - 27,4%

б) изменения  себестоимости

R1 - Rусл = 6,2 – ( - 11,9) = 18,1 %;

Уровень рентабельности молока в целом снизился на 9,9 %, в  том числе за счет понижения цены — на 27,4%. Из-за повышения себестоимости  продукции уровень рентабельности увеличился на 18,1%.

2.3 Анализ финансовых  результатов работы предприятия

Для всесторонней оценки эффективности деятельности проведен анализ основных финансово-экономических  показателей деятельности, результаты представлены в таблице 2.3.1.

Таблица 2.3.1- Экономические  показатели деятельностиза период с 2008-2010 гг., млн. руб.

Показатели

Годы

Темп роста, %

2008

2009

2010

2010 к 2008

Выручка от реализации

5 893

5 825

6 207

105,33

Прибыль от реализации

61

-3 366

-3 267

-

Внереализационные доходы

1 198

2 963

3 369

281,23

Внереализационные расходы

121

22

111

91,74

Операционные доходы

-

43

13

-

Операционные  расходы

30

7

2

6,67

Себестоимость

5190

8549

8794

169,44

Рентабельность  реализованной продукции, %

20,9

- 4,6

0

-

Чистая прибыль

1108

-396

0

0


Примечание  — Источник: собственная разработка на основе годовых отчетов

Из таблицы 2.1 видно, что выручка от реализации товаров за 2010 год по сравнению с 2008 годом возросла на 5,33 %, а прибыль от реализации продукции имеет отрицательное значение. Внереализационные доходы за 2008-2010 года имели тенденцию к увеличению, а внереализационные расходы за 2010 год по сравнению с 2008 годом снизились на 8,26 %.

Рентабельность  реализованной продукции в 2010 году по сравнению с 2008 годом существенно  снизилась и имеет отрицательное  значение 4,6  %, себестоимость реализованной  продукции возросла на 69,44%, в связи с этим чистая прибыль в этом году имеет нулевое значение.

Общая оценка финансового  состояния предприятия основывается на целой системе показателей, характеризующих  структуру источников формирования капитала и его размещения, равновесие между активами предприятия и источниками их формирования, эффективность и интенсивность использование капитала, платежеспособность и кредитоспособность предприятия, его инвестиционную привлекательность и так далее. С этой целью изучим динамику каждого показателя и полученные результаты сопоставим со средними значениями по отраслям.

Таблица 2.3.2 - Структура  пассивов СПК «Гигант»

Показатель 

2008г.

2009г.

2010

отклан.2009г. к 2008г., %

Отклан.2010г. к 2009г., %

1.Собственный  капитал

150137

163644

190713

13507

27069

2.Заемный капитал 

8897

10510

11193

1613

683

2.1. Долгосрочный  заемный капитал 

4843

6093

7472

1250

1379

2.2.Краткосрочный  заемный капитал

4054

4417

3721

-363

-696


Продолжение таблицы 2.4.1

3. Коэффициент  финансового риска

0,06

0,06

0,06

-

-


Примечание  — Источник: собственная разработка на основе годовых отчетов

Данные таблицы 2.4.1 свидетельствуют о ежегодно увеличении собственного капитала предприятия (2009 -13507 млн.руб.;2010 – 27069млн.руб)  и значительного  уменьшении заемного капитала (в 2009 -1613млн.руб.;2010 – 683млн.руб.). При это наблюдается рост долгосрочного заемного капитала и уменьшение краткосрочного заемного капитала.

На рассматриваем  предприятие  коэффициент финансового  риска равен 0,06, а это говорит  о хорошей финансовой устойчивости предприятия и слабой зависимости от внешних инвесторов и кредиторов, что еще более делает привлекательней данное предприятие для инвестирования.

Таблица 2.3.3 - Структура активов СПК «Гигант»

Показатель 

2008 г

2009г

2010г

Откл. 2009 от 2008

Откл. 2010 от 2009

1 Внеоборотные  активы

108471

116765

130878

8294

14113

2 Оборотные  активы

50563

57389

71028

6826

13639

2.1 Запасы

45889

51308

59084

5419

7776

2.2 Налоги по  приобретенным товарам, работам,  услугам

16

-

-

-16

-

2.3Дебиторская задолженность

2828

1291

3450

-1537

2159

2.4 Денежные  средства

1780

4741

8445

2961

3704

2.5 Финансовые  вложения

50

49

49

-1

0


Примечание  — Источник: собственная разработка на основе годовых отчетов

Из приведенных  данных видно, что у предприятия  произошло изменение структуры баланса.  Внеоборотные активы предприятия за 2009-2010 увеличились на 14113 млн.руб., что на 12,1% больше по сравнению с началом года. Большая часть прироста 23,8% было направлено на производственные запасы. Денежные средства, как наиболее ликвидные, за 2008-2010годы увеличили свое значение в 4раза. На основании этого можно судить о платежеспособности предприятия, то есть она увеличилась. Необходимо проанализировать влияние на финансовое состояние предприятия дебиторской задолженности. Как видно из таблицы, в 2009 году наблюдается снижение дебиторской задолженности на 1537 млн.руб, а в 2010 году она увеличивается на 2159млн.руб., что говорит о нарастании производственного потенциала предприятия.

Информация о работе Повышение эффективности производства