Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:56, реферат
Значение молочного скотоводства в народном хозяйстве определяется, прежде всего, тем, что его продукция является одним из источников высококалорийных продуктов питания, служит источником сырья для пищевой промышленности. Молочное скотоводство – одна из ведущих отраслей животноводства. Одним из наиболее важных продуктов скотоводства является молоко, которое по пищевым достоинствам занимает первое место в рационе человека. На долю молока, а практически вся его товарная часть представлена молоком коров, приходится 17% в структуре всей продукции сельского хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕГО ОЦЕНКА…………………………………6
1.1 Народно-хозяйственное значение повышения эффективности производства молока и характеристика системы показателей ее
измерения …………………………………………………………………….6
1.2 Анализ современного состояния экономики производства молока в Республике Беларусь ………………………………………………………….10
1.3 Особенности развития отрасли молочного скотоводства за рубежом…...16
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В СПК «ГИГАНТ» ………………………………………………………………19
2.1 Характеристика предприятия и эффективность использования его ресурсного потенциала …………………………………………………………19
2.2 Анализ и оценка эффективности производства молока на
предприятии ………………………………………………………………23
2.3 Анализ финансовых результатов работы предприятия…………………...30
3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В СПК «ГИГАНТ»…………………………….35
3.1 Повышение продуктивности коров и качества молока…………………...35
3.2 Создание прочной кормовой базы путем повышения интенсивности и экономической эффективности кормопроизводства………………………….37
3.3 Снижение себестоимости и повышение рентабельности
производства молока…………………………………………………………....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………… 44
Влияние факторов
1-го порядка на изменение уровня
себестоимости единицы
Сi = Аi / VВПi + Вi, где
Сi – себестоимость единицы i – го вида продукции;
Аi – сумма постоянных затрат, отнесенная на i – ый вид продукции;
Вi – сумма переменных затрат на единицу i – го вида продукции;
VВПi – объем выпуска i – го вида продукции
Для проведения факторного анализа используем данные таблицы 2.2.6.
Таблица 2.2.6 –Исходные данные для факторного анализа
Показатели |
Значение показателя |
Изменение показателя | ||
2009 |
2010 |
абсолютное |
относительное,% | |
Объем производства молока ц |
74973,6 |
73104,6 |
-1869 |
97,5 |
Сумма постоянных затрат , млн руб |
3191 |
4962 |
+494 |
156,9 |
Сумма переменных затрат на продукции, млн руб. |
807 |
837 |
+1307 |
141,8 |
Себестоимость продукции1 т молока, млнруб |
1,49 |
1,37 |
+1512 |
151,4 |
Среднегодовое поголовье коров, гол |
1335 |
1335 |
- |
100 |
Среднегодовой надой молока, |
561,6 |
5476 |
-140 |
97,5 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе годовых отчетов
На основании модели 2.10 и данных таблицы 2.2.6 произведем расчет влияние факторов на изменение себестоимости 1 т молока методом цепных подстановок:
С0 = А0 / VВП0 + В0=3 191/1,49+807 = 2 948,6 руб
Сусл1 = А0 / VВП1 + В0=3 191/1,37+807 = 3 136,2 руб
Сусл2 = А1 / VВП1 + В0=4 962/1,37+807 = 4 428,9 руб
С1 = А1 / VВП1 + В1 =4 962/1,37+837 = 4 459,0 руб
Общее изменение себестоимости 1 т молока:
∆Собщ= С1– С2 = 4 459,0 – 2 948,6 = +1 510,4 руб
В том числе за счет изменения:
а) продуктивности коров:
∆Ск = Сусл1– С0 = 3 136,2 – 2 948,6 = +187,6,
б) суммы постоянных затрат на 1 голову:
∆СА = Сусл1– Сусл2= 3 136,2 – 4 428,9 = - 1 292,7 руб
в) суммы переменных затрат на 1 голову:
∆СВ = С1– Сусл2=4 459,0 – 4 428,9 = +30,1 руб
Из таблицы 2.2.6 и приведенных расчетов видно, что снижения себестоимости продукции снизилось за счет снижения постоянных затрат в расчете на 1 голову на 1 292,7 руб, в тоже время на себестоимость повлияло увеличения продуктивности коров на 187,6 руб и суммы переменных затрат на 30,1 руб. В общем себестоимость продукции увеличилось на 1 510,4 руб.
Проведем факторный анализ изменения величины прибыли т реализации молока в хозяйстве на основе данных таблицы 2.2.7
Таблица 2.2.7 –Исходные данные для факторного анализа
Показатель |
Значение показателя |
Изменение показателя | ||
2009 |
2010 |
абсолютное |
относительное,% | |
Цена реализации 1 ц, тыс руб. |
182,46 |
139,12 |
- 43,34 |
76,3 |
Выручка от реализации, млн руб |
3675 |
4928 |
+1253 |
134,1 |
Себестоимость реализованного молока, млн .руб. |
3536 |
4454 |
+918 |
122,5 |
Себестоимость 1 ц, тыс руб. |
158 |
131 |
-27 |
82,9 |
Объем реализации, ц |
55960 |
58370 |
+2410 |
104,3 |
Прибыль, убыток от реализации, млн.руб. |
1369 |
474 |
-895 |
34,6 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе годовых отчетов
Влияние факторов 1-го порядка на изменение величины прибыли от реализации молока продукции изучают с помощью факторной модели:
П = q∙(ц-с), где(2.11)
П – прибыль от продаж;
q – объем реализации;
ц – цена реализации;
с – себестоимость 1ц реализованной продукции.
Проанализируем 2009 год по отношению к 2008 году
П1 = 55960×(182 460 – 158000) = 1 369 млн руб.
П0 = 58370×(139 120 – 131 000) = 474 млн руб.
∆П = П1 – П0 = 1 369 - 474 = - 895 млн руб.
в том
числе за счет изменения
∆Пq = (q1 – q0) ∙(ц0 – с0) = (55960 – 58370)×(182 460 – 158 000) = - 58,9 млн руб.
За счет изменения цены:
∆Пц = q1∙(ц1 – ц0) = 55960×(182 460 – 139 120) = 2 425млн руб.
За счет изменения себестоимости:
∆Пс = q1∙( с0 – с1) = 55960×(158 000– 131 000) = - 1 511млн руб.
В 2010 году
по сравнению с 2009годом
Уровень рентабельности продукции зависит от изменения среднереализационных цен (Цi) и себестоимости единицы продукции(Ci). Детерминированная факторная модель данного показателя имеет следующий вид:
Rрп= (2.12)
Используя данные таблицы 2.2.7 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности производства молока способом цепных подстановок.
R0=(Ц0-С0)/С0=((182 460 – 158 000)/158 000)×100 = 15,5%
Rусл=(Ц1-С0)/С0=((139 120 – 158 000)/158 000)×100 = - 11,9%
R1=(Ц1-С1)/С1=((139 120 – 131 000)/131 000)×100 = 6,2%
∆R0бщ = R1 - R0= 6,2 – 15,5 = - 9,3%, в том числе за счет
а) изменения цены
Rусл - R0=- 11,9 – 15,5 = - 27,4%
б) изменения себестоимости
R1 - Rусл = 6,2 – ( - 11,9) = 18,1 %;
Уровень рентабельности
молока в целом снизился на 9,9 %, в
том числе за счет понижения цены
— на 27,4%. Из-за повышения себестоимости
продукции уровень
2.3 Анализ финансовых результатов работы предприятия
Для всесторонней оценки эффективности деятельности проведен анализ основных финансово-экономических показателей деятельности, результаты представлены в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1- Экономические показатели деятельностиза период с 2008-2010 гг., млн. руб.
Показатели |
Годы |
Темп роста, % | ||
2008 |
2009 |
2010 |
2010 к 2008 | |
Выручка от реализации |
5 893 |
5 825 |
6 207 |
105,33 |
Прибыль от реализации |
61 |
-3 366 |
-3 267 |
- |
Внереализационные доходы |
1 198 |
2 963 |
3 369 |
281,23 |
Внереализационные расходы |
121 |
22 |
111 |
91,74 |
Операционные доходы |
- |
43 |
13 |
- |
Операционные расходы |
30 |
7 |
2 |
6,67 |
Себестоимость |
5190 |
8549 |
8794 |
169,44 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
20,9 |
- 4,6 |
0 |
- |
Чистая прибыль |
1108 |
-396 |
0 |
0 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе годовых отчетов
Из таблицы 2.1 видно, что выручка от реализации товаров за 2010 год по сравнению с 2008 годом возросла на 5,33 %, а прибыль от реализации продукции имеет отрицательное значение. Внереализационные доходы за 2008-2010 года имели тенденцию к увеличению, а внереализационные расходы за 2010 год по сравнению с 2008 годом снизились на 8,26 %.
Рентабельность
реализованной продукции в 2010 году
по сравнению с 2008 годом существенно
снизилась и имеет
Общая оценка финансового
состояния предприятия
Таблица 2.3.2 - Структура пассивов СПК «Гигант»
Показатель |
2008г. |
2009г. |
2010 |
отклан.2009г. к 2008г., % |
Отклан.2010г. к 2009г., % |
1.Собственный капитал |
150137 |
163644 |
190713 |
13507 |
27069 |
2.Заемный капитал |
8897 |
10510 |
11193 |
1613 |
683 |
2.1. Долгосрочный заемный капитал |
4843 |
6093 |
7472 |
1250 |
1379 |
2.2.Краткосрочный заемный капитал |
4054 |
4417 |
3721 |
-363 |
-696 |
Продолжение таблицы 2.4.1
3. Коэффициент финансового риска |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
- |
- |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе годовых отчетов
Данные таблицы 2.4.1 свидетельствуют о ежегодно увеличении собственного капитала предприятия (2009 -13507 млн.руб.;2010 – 27069млн.руб) и значительного уменьшении заемного капитала (в 2009 -1613млн.руб.;2010 – 683млн.руб.). При это наблюдается рост долгосрочного заемного капитала и уменьшение краткосрочного заемного капитала.
На рассматриваем предприятие коэффициент финансового риска равен 0,06, а это говорит о хорошей финансовой устойчивости предприятия и слабой зависимости от внешних инвесторов и кредиторов, что еще более делает привлекательней данное предприятие для инвестирования.
Таблица 2.3.3 - Структура активов СПК «Гигант»
Показатель |
2008 г |
2009г |
2010г |
Откл. 2009 от 2008 |
Откл. 2010 от 2009 |
1 Внеоборотные активы |
108471 |
116765 |
130878 |
8294 |
14113 |
2 Оборотные активы |
50563 |
57389 |
71028 |
6826 |
13639 |
2.1 Запасы |
45889 |
51308 |
59084 |
5419 |
7776 |
2.2 Налоги по
приобретенным товарам, |
16 |
- |
- |
-16 |
- |
2.3Дебиторская задолженность |
2828 |
1291 |
3450 |
-1537 |
2159 |
2.4 Денежные средства |
1780 |
4741 |
8445 |
2961 |
3704 |
2.5 Финансовые вложения |
50 |
49 |
49 |
-1 |
0 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе годовых отчетов
Из приведенных данных видно, что у предприятия произошло изменение структуры баланса. Внеоборотные активы предприятия за 2009-2010 увеличились на 14113 млн.руб., что на 12,1% больше по сравнению с началом года. Большая часть прироста 23,8% было направлено на производственные запасы. Денежные средства, как наиболее ликвидные, за 2008-2010годы увеличили свое значение в 4раза. На основании этого можно судить о платежеспособности предприятия, то есть она увеличилась. Необходимо проанализировать влияние на финансовое состояние предприятия дебиторской задолженности. Как видно из таблицы, в 2009 году наблюдается снижение дебиторской задолженности на 1537 млн.руб, а в 2010 году она увеличивается на 2159млн.руб., что говорит о нарастании производственного потенциала предприятия.