Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:52, дипломная работа
Целью дипломного проекта является разработка обоснованных рекомендаций по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ИП Грибанов.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
проведение теоретического анализа конкурентоспособности;
изучение деятельности предприятия и анализ показателей ИП Грибанов;
изучение конкурентоспособности предприятия ИП Грибанов и выявление существующих недостатков;
Введение……………………………………………………………………………..
3
Глава 1 История развития предпринимательства и торговли в постсоветской России…………………………………………………………………………….….
5
1.1 Виды торговых предприятий………………………...………………………...
11
1.2 Виды конкуренции……………………………………………………………..
12
1.2.1 Совершенная конкуренция…………………………………………………..
15
1.2.2 Несовершенная конкуренция………………………………………………..
16
1.2.3 Олигополия и монополия…………………………………………………....
17
1.2.4 Ценовая и неценовая конкуренция…………………………………………..
24
1.3 Показатели конкурентоспособности предприятия…………………………...
26
1.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность……………………………..
27
1.5 Управление конкурентоспособностью………………………………………..
30
Глава 2 Конкурентоспособность торгового предприятия ИП Грибанов.……….
34
2.1 Характеристика предприятия ИП Грибанов....…………………………….…
34
2.2 Показатели деятельности ИП Грибанов………………………………………
34
2.2.1 Объем продаж, качество товара, доля рынка, прибыльность, рентабельность…………………………………………………………………………………
40
2.2.2 Конкурентоспособность товаров…………………………………………….
48
2.3 Недостатки в работе организации……………………………………………..
49
2.3.1 Устранимые недостатки……………………………………………………...
49
2.3.2 Неустранимые недостатки…………………………………………………...
50
Глава 3 Рекомендации по улучшению работы торгового предприятия ИП Грибанов………………………………….………………………………………….
51
Глава 4 Организационно-экономическая эффективность рекомендаций.............
53
4.1 Расчет экономической эффективности рекомендаций……………….………
54
Глава 5 Эколого-правовое обоснование проекта…………………………………
57
Заключение…………………………………………………………………………
63
Список использованных источников…………………………
Федеральное агентство по образованию
Ульяновский государственный технический университет
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: Повышение
Автор дипломного проекта Константинов Дмитрий Владимирович
Специальность 08050765 «Менеджмент организации»
Специализация
Руководитель проекта
Консультанты по разделам:
Экономическая часть А.Р. Трощий
Экологическая и правовая часть А.Н. Чекин
Допустить к защите:
Зав. кафедрой
_________________________
(подпись, ФИО)
«____»____________ 200___г.
Ульяновск 2005
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1 История развития
предпринимательства и торговли
в постсоветской России…………………… |
5 |
1.1 Виды торговых предприятий…………… |
11 |
1.2 Виды конкуренции…………………………………… |
12 |
1.2.1 Совершенная конкуренция………………… |
15 |
1.2.2 Несовершенная конкуренция…………… |
16 |
1.2.3 Олигополия и монополия………………………………………………….. |
17 |
1.2.4 Ценовая
и неценовая конкуренция………………… |
24 |
1.3 Показатели
конкурентоспособности |
26 |
1.4 Факторы, влияющие
на конкурентоспособность……………… |
27 |
1.5 Управление конкурентоспособностью…………………… |
30 |
Глава 2 Конкурентоспособность торгового предприятия ИП Грибанов.………. |
34 |
2.1 Характеристика предприятия ИП Грибанов....…………………………….… |
34 |
2.2 Показатели деятельности ИП Грибанов……………………………………… |
34 |
2.2.1 Объем продаж, качество товара, доля рынка, прибыльность,
рентабельность………………………………………… |
40 |
2.2.2 Конкурентоспособность товаров……………………………………………. |
48 |
2.3 Недостатки в работе организации…………………………………………….. |
49 |
2.3.1 Устранимые недостатки……………………… |
49 |
2.3.2 Неустранимые недостатки………………… |
50 |
Глава 3 Рекомендации по
улучшению работы торгового предприятия
ИП Грибанов………………………………….…………………… |
51 |
Глава 4 Организационно-экономическая эффективность рекомендаций............. |
53 |
4.1 Расчет экономической эффективности рекомендаций……………….……… |
54 |
Глава 5 Эколого-правовое
обоснование проекта…………………………… |
57 |
Заключение…………………………………………………… |
63 |
Список использованных источников……………………………………………... |
66 |
Приложение А……………………………………………… |
69 |
Экономисты самых разных школ и направлений сходятся на том, что в нынешней ситуации одной из важнейших задач является активизация и развитие малого бизнеса. Да, несомненно, крупный бизнес определяет экономическую и техническую мощь страны, однако в условиях разразившегося кризиса неплатежей именно крупные предприятия стали основными неплательщиками в бюджет, что поставило в тяжелейшее положение как федеральные и региональные власти, так и органы местного самоуправления. Малый же бизнес по своей природе мобилен, не требует больших инвестиций, быстро выходит на рентабельность. Словом, основная задача на сегодняшний момент, которая стоит перед местными, муниципальными, региональными, да и федеральными властями - сделать всё, чтобы люди, потерявшие работу, не скапливались в унылых очередях центров занятости, не выжидали пособия по безработице, а активно искали возможности с пользой для себя, для своей семьи распорядиться имеющимися знаниями, профессиональным мастерством, талантом, смекалкой; чтобы они работали и создавали новые рабочие места.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.
По Смиту, сущность конкурентного поведения производителей составляло «честное» — без сговора — соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.
Всё
вышеперечисленное стало
Целью дипломного проекта является разработка обоснованных рекомендаций по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ИП Грибанов.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
Методы исследования при выполнении дипломного проекта применимы следующие методы исследования: наблюдения, статистический анализ документаций предприятия, статистическое наблюдение.
Объектом исследования является торговое предприятие ИП Грибанов. Предметом исследования является конкурентоспособность торгового предприятия.
Глава 1 История развития предпринимательства в
постсоветской России
Зарождение
В это одновременно смутное и светлое время, каждый сам решал, чем ему заниматься, как зарабатывать, так как постепенно заводы стали ликвидироваться. В это самое время и происходило зарождение тех, кого сей час можно назвать состоявшимися предпринимателями. Во многих случаях стихийное образование огромных капиталов тех людей, которых сейчас называют олигархами и тех, кто стоит на пару ступеней ниже, происходило не всегда честным путем. Огромную роль в том процессе сыграла приватизация, которую нельзя назвать честной, но и обманной её тоже назвать нельзя. Вышестоящее руководство страны, обладающее большей информацией, а так же те, кто быстро сориентировались, сумели правильно воспользоваться моментом приватизации.
Одинаковая ситуация наблюдалась по всей стране, со своими областными и региональными отличиями. Соответственно и у нас в городе происходило тоже самое с тем отличием что гораздо дольше, основным тормозом в этом процессе, наверное являлась принадлежность к так называемому красному поясу. Но речь не о нём. Какова ситуация? В городе появляются рынки: “Дамба” и “Вещевой рынок”. Как говорилось выше, сперва это был вьетнамский товар. Затем, набирая обороты в стране, и к нам в город хлынуло море китайских товаров, торгующих по сравнению с настоящим временем, было в несколько раз меньше и товаров было меньше. Народ – покупатели, у которых ещё были денежные средства, но никогда не было столько товаров, сметали всё подряд и без разбору. В основном даже и не задумывались о качестве товара ни покупатели, ни продавцы. Предприниматели – старожилы говорят: «Приходили с полными сумками, уходили с пустыми». Подобная ситуация продолжалась в основном до 1998 года. Количество индивидуальных предпринимателей становилось всё больше и больше. С течением времени государство стало пытаться привести предпринимательскую деятельность в порядок. Организовалась государственная налоговая служба.
Кстати, это довольно серьезное событие, так как до ее появления, никаких налогов никто государству не платил. Платили крышам, милиции, представителям власти, за место под солнцем.
Почти одновременно стали появляться структуры, задачей которых были не обирать предпринимателей.
Ульяновский Городской комитет поддержки и развития малого предпринимательства создан в 1997 году, как исполнительный орган муниципального управления, представляющий интересы малого и среднего бизнеса на территории города Ульяновска. Его задачи: оказание бесплатной юридической консультации, проведение обучающих мероприятий, осуществление методического сопровождения бизнес-проектов предпринимателей, координация действий некоммерческих объединений предпринимателей, помощь в решении вопросов по финансовому, материальному, информационному обеспечению бизнеса.
Возрождение
предпринимательской
Рисунок 1 – Количество малых предприятий на 1000 чел. в ряде стран
До сих пор в нашей стране не выяснены признаки, принципы, источники, функции, способы, средства и сущность предпринимательской деятельности. Не раскрыты особенности именно российского малого предпринимательства. А без полного выяснения данных вопросов практически не возможно хотя бы какое-то примитивное использование предпринимательства как фактора роста производства.
Темпы развития малого бизнеса во многом зависят от того, в какой именно рыночной среде он функционирует: в уже сформированной, только что становящейся, подрываемой монополизацией производства или какой-либо иной. К сожалению, основная причина неразрешённости многих проблем в сфере малого бизнеса заключается в отсутствии в нашей стране подлинной рыночной среды, рыночной экономики. Именно рыночная экономика обладает важнейшими признаками, которые обуславливают природу и характер предпринимательства. Отсутствие таковой вынуждает многие положения чисто понятийного характера выводить не из собственного опыта (опыта своей страны), а из опыта рыночной действительности зарубежных стран; опираться на высказывания западных учёных – экономистов, высказывания которых не всегда адекватны содержанию и остроте специфических проблем переходного периода в России.
Можно справедливо заметить, что генезис малого предпринимательства в России происходит в условиях, когда сложившаяся в стране экономическая система не только не готова к внедрению рыночной конкуренции как основы рыночной экономики, но и отторгает её по основным направлениям.
Коль скоро предпринимательство действует только в рыночной экономике, нынешнее правительство поставило задачу: ускоренными темпами создать частнособственническую среду, избрав источниками формирования предпринимательства приватизацию и разгосударствление. Между тем, опыт многих стран показывает, что этот процесс весьма сложен, длителен, чреват многими опасностями, требует огромных средств и сил, невозможен без государственного вмешательства и поддержки, должен проводиться в тех отраслях, в которых не наносится ущерба государственным интересам. У нас же правительство стало ускоренными темпами искусственно превращать государственную собственность в индивидуальную или акционерную частную собственность. В результате чековой приватизации значительная часть ваучеров оказалась в руках всего лишь 4-5% населения. Это дало возможность, по существу, за бесценок приобрести наиболее рентабельные предприятия, и, поскольку, слой частных собственников не может быть большим, то основная масса трудоспособного населения должна была превратиться в класс наёмных рабочих. При этом данному процессу пытались придать достаточно законченную юридическую форму.
Информация о работе Повышение конкурентоспособности торгового предприятия