Повышение конкурентоспособности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:52, дипломная работа

Описание

Целью дипломного проекта является разработка обоснованных рекомендаций по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ИП Грибанов.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
проведение теоретического анализа конкурентоспособности;
изучение деятельности предприятия и анализ показателей ИП Грибанов;
изучение конкурентоспособности предприятия ИП Грибанов и выявление существующих недостатков;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
3
Глава 1 История развития предпринимательства и торговли в постсоветской России…………………………………………………………………………….….

5
1.1 Виды торговых предприятий………………………...………………………...
11
1.2 Виды конкуренции……………………………………………………………..
12
1.2.1 Совершенная конкуренция…………………………………………………..
15
1.2.2 Несовершенная конкуренция………………………………………………..
16
1.2.3 Олигополия и монополия…………………………………………………....
17
1.2.4 Ценовая и неценовая конкуренция…………………………………………..
24
1.3 Показатели конкурентоспособности предприятия…………………………...
26
1.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность……………………………..
27
1.5 Управление конкурентоспособностью………………………………………..
30
Глава 2 Конкурентоспособность торгового предприятия ИП Грибанов.……….
34
2.1 Характеристика предприятия ИП Грибанов....…………………………….…
34
2.2 Показатели деятельности ИП Грибанов………………………………………
34
2.2.1 Объем продаж, качество товара, доля рынка, прибыльность, рентабельность…………………………………………………………………………………

40
2.2.2 Конкурентоспособность товаров…………………………………………….
48
2.3 Недостатки в работе организации……………………………………………..
49
2.3.1 Устранимые недостатки……………………………………………………...
49
2.3.2 Неустранимые недостатки…………………………………………………...
50
Глава 3 Рекомендации по улучшению работы торгового предприятия ИП Грибанов………………………………….………………………………………….

51
Глава 4 Организационно-экономическая эффективность рекомендаций.............
53
4.1 Расчет экономической эффективности рекомендаций……………….………
54
Глава 5 Эколого-правовое обоснование проекта…………………………………
57
Заключение…………………………………………………………………………
63
Список использованных источников…………………………

Работа состоит из  1 файл

Повышение конкурентоспособности торгового предприятия.doc

— 459.50 Кб (Скачать документ)

При помощи ценовой дискриминации  монополист присваивает значительную часть потребительского излишка покупателя.

Ценовая дискриминация  может быть выгодна и продавцам, и покупателям. Продавцы увеличивают таким образом свои доходы, а многие потребители, не имевшие бы возможности приобретать продукцию по очень высокой цене, также становятся покупателями.

Виртуозно владеют практикой  ценовой дискриминации продавщицы в обычных уличных палатках. Они почти безошибочно сегментируют рынок, основываясь на таком рыночном сигнале, как внешний вид покупателя. В соответствии с одежкой молниеносно принимается решение о том, кому продавать товар дороже, а кому - дешевле, кому давать сдачу полностью, а кому нет.

1.2.4 Ценовая  и неценовая конкуренция

 

Через ценовую конкуренцию  продавцы влияют на спрос главным  образом посредством изменения в цене. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности. Чем уникальнее предложение продукции с точки зрения потребителей, тем больше свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров (см. рисунки  3 и  4). В случае ценовой конкуренции организация, действующая при значениях P1 Q1, может увеличить сбыт, снизив свою цену до P2. Это увеличит спрос до Q 2. Организация, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта. В случае неценовой конкуренции организация переводит потребительский спрос вправо, успешно выделяя свою продукцию (услуги) среди конкурирующих.

Это позволяет ей:

а) увеличить спрос  с Q 1 до Q 2 при цене P2;

б) увеличить цену с P2 до P1 при сохранении спроса на уровне Q 1.

При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентам легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями.



Рисунок 3 - Ценовая  конкуренция

 


Рисунок 4 - Неценовая конкуренция

 

При неценовой конкуренции  продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях свой продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим.

 

1.3 Показатели  конкурентоспособности предприятия

К важнейшим факторам обеспечения конкурентоспособности предприятия как отмечает В.А. Андрианов, относятся [24]:

  • повышение рентабельности предприятия - этого можно добиться снижением издержек, в первую очередь, увеличивая сумму закупки товара, при этом:
    • уменьшится его стоимость за счет скидки;
    • при относительно постоянных дорожных расходах стоимость товара снижается;
  • характер инновационной политики - подразумевает под собой внедрение новых товаров, будет эффективней, если это делается постоянно, а не время от времени;
  • производительность труда - увеличивается стимулированием продавцов материально и не материально, оптимизацией рабочего времени;
  • эффективность стратегического планирования и менеджмента – она заключается в способности руководства предвидеть различные ситуации и принимать соответствующие решения;
  • адаптивность функционирования предприятия - также напрямую зависит от руководства, его способности правильно сориентировать направления развития в меняющейся политической и экономической ситуацией.

1.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность

 

Конкурентоспособность продукции – это способность  продаваться при наличии аналогичных товаров.

Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.

Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность  зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров.

Существует два средства достижения конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализация [5]. Под более низкими издержками понимается не просто меньшая сумма затрат на производство, чем у конкурентов, а способность фирмы разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты. То есть необходимо организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром: от идеи и её конструкторской проработки до продажи конечному покупателю. Неспособность выстроить всю эту цепочку сведет на нет успех в любом из её звеньев.

Специализация – это способность удовлетворять особые потребности покупателей. За счет этого продавец получает премиальную цену, т.е. цену в среднем более высокую, чем у конкурентов. Иными словами, для обеспечения такого типа конкурентных преимуществ необходимо научится искусству выделяться в толпе конкурентов, предлагая покупателям товар, заметно отличающийся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя.

При этом в любой данный момент времени строится стратегия  обеспечения конкурентоспособности, опираясь лишь на один из видов конкурентных преимуществ – либо на более низкие издержки, привлекая покупателей относительной дешевизной товаров по сравнению с аналогичными изделиями других производителей, либо на специализацию, вызывая интерес у наиболее взыскательных и требующих, прежде всего, высокого качества клиентов.

Рисунок 5 - Стратегии  обеспечения конкурентоспособности

Имея в виду такое толкование видов конкурентных преимуществ, выбирается наиболее приемлемая стратегия обеспечения и поддержания конкурентоспособности. Но прежде чем описать ассортимент таких стратегий, введем ещё одно понятие «диапазон конкуренции», обозначающее широту той номенклатуры товаров, которая изготавливается, а затем продаётся. Основные типы стратегий обеспечения конкурентоспособности представлены на рисунке 5 [31].

 

1.5 Управление  конкурентоспособностью

 

В современных условиях возникает необходимость в смене  ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его  качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов [14].

Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств  продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции. Общая схема оценки конкурентоспособности представлена на рисунке 6.

Оценка конкурентоспособности  начинается с определения цели исследования:

  • если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
  • если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо от целей  исследования, основой оценки конкурентоспособности  является изучение рыночных условий, которое  должно проводиться постоянно, как  до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка. При этом:

  • рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
  • анализируются направления развития аналогичных разработок;
  • рассматриваются сферы возможного использования продукции;
  • анализируется круг постоянных покупателей.

 


Рисунок 6 - Схема обеспечения конкурентоспособности

 

Вышеизложенное подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития. На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.

При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует  потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

Анализ конкурентоспособности  начинается с оценки нормативных  параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Производится подсчет  групповых показателей, которые  в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени  удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

Результаты оценки конкурентоспособности  используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

Однако факт высокой  конкурентоспособности самого изделия  является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке  в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности  продукции:

  • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов),  комплектующих изделий или конструкции продукции;
  • изменение порядка проектирования продукции;
  • изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
  • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
  • изменение порядка реализации продукции на рынке;
  • изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
  • изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
  • изменение системы стимулирования поставщиков;
  • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности торгового предприятия