Повышение конкурентоспособности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:52, дипломная работа

Описание

Целью дипломного проекта является разработка обоснованных рекомендаций по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ИП Грибанов.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
проведение теоретического анализа конкурентоспособности;
изучение деятельности предприятия и анализ показателей ИП Грибанов;
изучение конкурентоспособности предприятия ИП Грибанов и выявление существующих недостатков;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
3
Глава 1 История развития предпринимательства и торговли в постсоветской России…………………………………………………………………………….….

5
1.1 Виды торговых предприятий………………………...………………………...
11
1.2 Виды конкуренции……………………………………………………………..
12
1.2.1 Совершенная конкуренция…………………………………………………..
15
1.2.2 Несовершенная конкуренция………………………………………………..
16
1.2.3 Олигополия и монополия…………………………………………………....
17
1.2.4 Ценовая и неценовая конкуренция…………………………………………..
24
1.3 Показатели конкурентоспособности предприятия…………………………...
26
1.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность……………………………..
27
1.5 Управление конкурентоспособностью………………………………………..
30
Глава 2 Конкурентоспособность торгового предприятия ИП Грибанов.……….
34
2.1 Характеристика предприятия ИП Грибанов....…………………………….…
34
2.2 Показатели деятельности ИП Грибанов………………………………………
34
2.2.1 Объем продаж, качество товара, доля рынка, прибыльность, рентабельность…………………………………………………………………………………

40
2.2.2 Конкурентоспособность товаров…………………………………………….
48
2.3 Недостатки в работе организации……………………………………………..
49
2.3.1 Устранимые недостатки……………………………………………………...
49
2.3.2 Неустранимые недостатки…………………………………………………...
50
Глава 3 Рекомендации по улучшению работы торгового предприятия ИП Грибанов………………………………….………………………………………….

51
Глава 4 Организационно-экономическая эффективность рекомендаций.............
53
4.1 Расчет экономической эффективности рекомендаций……………….………
54
Глава 5 Эколого-правовое обоснование проекта…………………………………
57
Заключение…………………………………………………………………………
63
Список использованных источников…………………………

Работа состоит из  1 файл

Повышение конкурентоспособности торгового предприятия.doc

— 459.50 Кб (Скачать документ)

На сегодняшний момент в России в начальной стадии находится  производственное предпринимательство, ибо в зародышевом состоянии пребывает производственная конкурентная среда, а наиболее развито банковское и коммерческое предпринимательство, что обусловлено более высокой степенью развития рыночной инфраструктуры и торговли. Незаметное производственное и значительное банковское и коммерческое предпринимательство – вот одна из наиболее ярких особенностей российского предпринимательства в целом. Данная специфика напрямую связана с падением общественного производства, распадом СССР и плановой экономики, обнищанием основной массы населения и т.д.

Когда финансовые и посреднические операции приносят многократно большие прибыли, чем производственная деятельность, потенциальные предприниматели естественно устремляются туда, где добывать деньги проще. Это привело к тому, что новые предприниматели в состоянии вести борьбу за контроль над производственными предприятиями, но почти никто из них пока не смог реализовать себя в сколько-нибудь сложном производственном бизнес – плане. Отечественные товаропроизводители столкнулись с конкуренцией технически более совершенных и подкреплённых хорошо налаженной системой сбыта западных товаров и с конкуренцией более дешёвых товаров из стран третьего мира.    

Дополнительные трудности  в исследовании проблем предпринимательства  связаны с проведением их в  чрезвычайных условиях коренных и одновременных  преобразований в общественно –  политической и социально – экономических  сферах обществах, осуществляемых весьма динамично, непродуманно, некомплексно и крайне противоречиво. Рассогласованность экономической политики приводит к тому, что в системе целевых установок государственного регулирования экономики интересы поддержки малого бизнеса вступают в противоречие с задачами достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета,  затратными методами решения социальных проблем. В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к нулю в результате негативного воздействия на климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического и т.д.)

На данный момент существует перекос между внутренними российскими  ценами  и ценами на мировом рынке. Процесс выравнивания этих цен ещё не закончен, что до сих пор делает спекулятивные отношения значительно более выгодными, нежели "нормальная" внешняя торговля. Отсюда и особая выгодность массового малого бизнеса именно во внешней торговле. Такое предпринимательство не в меньшей мере влияет на отечественное производство в сторону повышения его конкурентоспособности. Сотрудничество между производящими и торговыми фирмами в сфере организации производства и продвижении на мировые рынки отечественной продукции практически отсутствует.

Низкая конкурентоспособность  национального производства привела  к тому, что многие внешнеторговые компании по соображениям выгоды становятся партнёрами зарубежного бизнеса по вытеснению отечественного производства, как с внешнего, так и с внутреннего рынков.

Ещё одной особенностью российского малого предпринимательства  является ограниченность стратегического  поведения. Эта черта определяется не только особенностями условий формирования предпринимательского слоя, но и спецификой современной экономической ситуации. Предприниматели не преследуют стратегических целей, во-первых, потому, что первые годы формирования рыночной экономики протекали под влиянием колоссальной выгодности краткосрочных операций в сфере обращения и в финансовом секторе. Во-вторых, всё ещё сказывается разрыв между прибыльностью долгосрочных вложений в производство и краткосрочных финансовых операций. Условия реализации долгосрочных инвестиционных проектов в сфере производства таковы, что лишь небольшое их число может быть в достаточной мере окупаемо.

Характерной чертой предпринимательского поведения в России является преувеличенное влияние краткосрочных финансовых целей, нередко определяющее стремление к персональному обогащению в ущерб положению фирмы. Часты случаи перекачки капиталов фирмы её руководителями в подставные компании.

Нельзя не отметить очень  низкую степень законопослушности  отечественных предпринимателей. Это наглядно проявляется, например, в уклонениях от уплаты налогов.

Даже с точки зрения ведения бизнеса российские и зарубежные предприниматели решают совершенно разные проблемы. Согласно социологическим опросам, в Америке бизнесменов волнуют сугубо предпринимательские проблемы: получение прибыли, управление и поддержание роста бизнеса, регулирование притока денег, новые технологии. Вопрос о состоянии экономики страны стоит на 5-м месте в списке 15 важнейших вопросов, доступ к капталу - на 11-м, коррупция и инфляция не были отмечены вообще. В России, напротив, основные проблемы находятся за рамками бизнеса как такового. 90% предпринимателей считают главным препятствием на пути развития их бизнеса налоговую политику государства, 67% -  крайне затруднительный доступ к капиталу, 66% - нестабильность банковской системы, 55%-коррупцию во властных структурах [16].

Я коснулся такой важной темы, как проблемы современного российского  малого бизнеса. Мне кажется, этот аспект деятельности малого предпринимательства заслуживает более пристального внимания.

 

1.1 Виды торговых  предприятий 

 

Торговые предприятия бывают розничными и оптовыми[35]. Оптовые делятся на крупные, которые реализуют товар большими партиями с минимальной наценкой. Их прибыль зависит в целом от оборота денежных средств. Затем идут мелкие оптовые фирмы, которые закупают товар у крупных оптовиков и реализуют уже мелкими партиями с большой накруткой. Прибыль мелких оптовиков в первую очередь зависит от количества покупателей и оборота денежных средств.

Следующую ступень занимают оптово-розничные фирмы, которые  реализуют продукцию мелким предпринимателям небольшими, а иногда и большими партиями, а также продают продукцию всем желающим в розницу по цене немного ниже, чем у розничных продавцов.

На ступень ниже стоят  розничные продавцы или фирмы (супермаркеты). Они занимаются продажей товаров конечному покупателю по цене гораздо выше оптовой. У них больше наценка на товар, но они могут, минуя мелкооптовые фирмы закупать сразу большую партию товара. И хотя закупают дешевые товары, из-за больших расходов продажная цена у них может быть выше, чем у мелких торговцев.

 

1.2 Виды конкуренции

 

После прохождения периода  безотчетности, без контроля, когда  у людей были деньги, наступил новый  век.  Покупатели стали более обдуманно  подходить к выбору товара. Теперь можно говорить о появлении конкуренции в нормальном виде. Конечно, она уже была и была очень сильной, но только между гигантами, типа Кока-Кола, Пепси, Колгейт, Блендо–мед и других. С появлением конкуренции в мелком предпринимательстве, а речь пойдет именно о нем, торгующие стали  вступать в эту борьбу, так как другого выхода у них не было. После кризиса 1998 года,  когда  люди поняли, что деньги имеют свойство заканчиваться, покупатели стали искать товар красивее, лучше, дешевле. Предпринимателям пришлось это учитывать, в России появились товары польского и турецкого производства, отличного качества и по приемлемой цене. К этому времени среди предпринимателей выделились группы, занимающиеся обувью, спортивной одеждой, вечерними нарядами, мужской, женской и детской одеждой. Появлялись новые предприниматели, некоторые уходили из этого дела. Коммерсанты стали определять спрос на товар. На тот период им было проще, так как многих товаров не было.  В то время стали выделять сезонность товара. Так как торговцев становилось все больше, старожилам этого дела приходилось выделяться, а иначе пришлось бы уйти.

Конкуренция, как соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров, неизбежна  и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность – монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

  1. количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
  2. свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
  3. дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
  4. участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Классификация рыночного  соперничества приведена на рисунке 2 [5].

Рисунок 2 - Классификация типов конкуренции 

 

В ряде учебных дисциплин  – в «Стратегическом управлении», «Маркетинге», «Внутрифирменном планировании» – в качестве важнейшего этапа планирования деятельности фирмы рассматривается анализ внутренней и внешней среды. Однако инструмента для анализа нет. Его можно получить, если воспользоваться:

1) типологией рынков  Г. Штакельберга (см. табл. 1);

2) показателем монопольной  власти А. Лернера L

 

,

где Р – цена, руб.;

МС – предельные издержки, руб.

Таблица 1 - Типология  товарных рынков Г. Штакельберга

Количество продавцов

Количество покупателей

Один 

Несколько

Много

Один 

Монополия двухсторонняя

Монополия ограниченная

Монополия совершенная

Несколько

Монополия ограниченная

Олигополия двусторонняя

Олигополия предложения

Много

Монополия совершенная

Олигополия 

спроса

Полиполия двухсторонняя


 

Однако предварительно необходимо клеточку матрицы существующей типологии поделить на 2 части, как предложено в работе [40]:

Рынок с позиции продавца

Рынок с позиции покупателя


Тогда получим модифицированную типологию (см. таблицу 2), которую уже можно использовать для анализа среды по критерию рыночной (монопольной) власти, заключающейся в способности продавцов и покупателей влиять на цену товара [40].

Таблица 2 - Модифицированная типология товарных рынков г. Штакельберга

Количество продавцов

Количество покупателей

Один 

Несколько

Много

 

Один 

Монополия двухсторонняя

Монополия ограниченная

Монополия совершенная

Монопсония двухсторонняя

Олигополия ограниченная

Полипсония минимальная

 

Несколько

Олигополия ограниченная

Олигополия двусторонняя

Олигополия предложения

Монопсония ограниченная

Олигопсония двухсторонняя

Полипсония ограниченная

 

Много

Полиполия минимальная

Полиполия ограниченная

Полиполия двухсторонняя (совершенная конкуренция)

Монополия совершенная

Олигопсония

спроса

Полипсония двухсторонняя (совершенная конкуренция)


 

Тем самым количественно  оценивается сила позиций продавцов  и покупателей, и экономические  решения принимаются в большей  мере на рациональной основе.

1.2.1 Совершенная  конкуренция

 

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

  1. объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
  2. реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
  3. покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
  4. продавцы действуют независимо друг от друга;
  5. доступ на рынок никем и ничем не ограничен.

Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли  хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества [10]. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом её ценность.

1.2.2 Несовершенная  конкуренция

 

Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась  в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей» [22].

Информация о работе Повышение конкурентоспособности торгового предприятия