Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:52, дипломная работа
Целью дипломного проекта является разработка обоснованных рекомендаций по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ИП Грибанов.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
проведение теоретического анализа конкурентоспособности;
изучение деятельности предприятия и анализ показателей ИП Грибанов;
изучение конкурентоспособности предприятия ИП Грибанов и выявление существующих недостатков;
Введение……………………………………………………………………………..
3
Глава 1 История развития предпринимательства и торговли в постсоветской России…………………………………………………………………………….….
5
1.1 Виды торговых предприятий………………………...………………………...
11
1.2 Виды конкуренции……………………………………………………………..
12
1.2.1 Совершенная конкуренция…………………………………………………..
15
1.2.2 Несовершенная конкуренция………………………………………………..
16
1.2.3 Олигополия и монополия…………………………………………………....
17
1.2.4 Ценовая и неценовая конкуренция…………………………………………..
24
1.3 Показатели конкурентоспособности предприятия…………………………...
26
1.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность……………………………..
27
1.5 Управление конкурентоспособностью………………………………………..
30
Глава 2 Конкурентоспособность торгового предприятия ИП Грибанов.……….
34
2.1 Характеристика предприятия ИП Грибанов....…………………………….…
34
2.2 Показатели деятельности ИП Грибанов………………………………………
34
2.2.1 Объем продаж, качество товара, доля рынка, прибыльность, рентабельность…………………………………………………………………………………
40
2.2.2 Конкурентоспособность товаров…………………………………………….
48
2.3 Недостатки в работе организации……………………………………………..
49
2.3.1 Устранимые недостатки……………………………………………………...
49
2.3.2 Неустранимые недостатки…………………………………………………...
50
Глава 3 Рекомендации по улучшению работы торгового предприятия ИП Грибанов………………………………….………………………………………….
51
Глава 4 Организационно-экономическая эффективность рекомендаций.............
53
4.1 Расчет экономической эффективности рекомендаций……………….………
54
Глава 5 Эколого-правовое обоснование проекта…………………………………
57
Заключение…………………………………………………………………………
63
Список использованных источников…………………………
В общем, всё то, что необходимо в быту. Ассортимент продукции меняется в зависимости от сезона и спроса на тот или иной товар. Ассортимент отличается и в зависимости от расположения торговой точки, т.е. там, где есть магазин “Хозяйственный товары”, может не быть очков или зонтов или наоборот.
Что касается производства некоторых товаров, то можно сказать так: есть товары чисто российского производства, Китая, Турции, Нидерландов, Италии, Германии и других. Разумеется, закупка импортных товаров происходит через посредников в зависимости от товара их число колеблется от 3 до 5. Это слишком много, но по некоторым товарам другого пути просто нет. Лучше ситуация обстоит с отечественным товаром. Многие из них удается брать напрямую, минуя посредников прямо у производителя, по другим товарам приходится прибегать к помощи посредников, так как при небольшом объеме закупки напрямую взять по нормальной цене не всегда удается, а за счет посредников можно подобрать разумный ассортимент и нужное количество, а при нормальной закупке договориться о скидке. Скидка и другие плюсы при закупке, например, постоянные поставщики, дают некоторое преимущество перед конкурентами, например, в цене, которую можно поставить ниже, чем у других или при постоянной цене получить большую прибыль или снизить цену на другой товар, оставив прибыль на прежнем уровне. В конкурентной борьбе и в торговле вообще самое главное – это торговое место, его расположение. По имеющимся точкам можно сказать, что некоторые из них расположены довольно удачно, некоторые чуть хуже. Места могут быть расположены на разных рынках города. О некоторых из них можно сказать, что конкурентная борьба по ним почти отсутствует, так как на этих площадках торгуют другим товаром, но это единичные случаи. Кроме расположения точки, имеет значение и ее размер, например, маленькая точка в хорошем месте может оказаться гораздо лучше большой с огромным ассортиментом, но в менее проходимом месте. При хорошем месте, нормальных закупочных ценах и наличии серьезных конкурентов в некоторых случаях одна чужая точка с таким же товаром подпорчивает всю картину и с этим конкурентом приходится считаться. В данном случае огромное значение имеет качество реализуемого товара. Сейчас можно найти почти идентичный товар по внешнему виду и назначению, но совершенно различный по качеству и цене соответственно, причем различия могут быть. (например, консервный нож китайского производства стоит в среднем 25-40 рублей, а аналогичный, причем, ульяновский – 140 -160 рублей, есть такие же корейские и китайские по средней цене). Встречается товар, стоимость которого совершенно наоборот: Китай – дороже, Россия – дешевле. Что именно выбрать, решает сам покупатель, но в этом ему нужно подсказать. И поэтому очень важно, когда на витрине лежит и такой и другой аналогичный товар. Качество товара играет важную роль в жизнеспособности торговой точки, так как если на протяжении некоторого времени будет продаваться товар плохого качества, а небольшие рынки, как правило, посещают одни и те же люди, которые в следующий раз просто пройдут мимо. Этого лучше избегать, покупатель вновь и вновь должен возвращаться на это место.
Большую роль играет цена, чем она ниже, тем лучше для покупателя, но не всегда это хорошо для торговли. Поэтому снижение цен в конкуренции не всегда может привести к желаемому результату. В такой ситуации лучше договориться держать разумную приблизительно одинаковую цену. Разумеется, в данном случае не исключено, что кто-то будет хитрить, и это понятно, так как каждый хочет выделиться и продать свой товар быстрее. Тогда вновь возвращаемся к качеству. Кстати, в Заволжском районе пару лет назад можно было заметить, что цена на различные товары, например, крема для обуви, гораздо ниже, чем в старом городе. Во многом это зависит от конкуренции, когда постоянно снижали цену. Разумеется, на это оказало влияние и близкое расположение оптово-розничных магазинов. Еще одним способом конкурентной борьбы может оказаться уступка от указанной цены, это очень удобно при, казалось бы, одинаковой цене с соседями - цены все же могут быть ниже, что очень привлекает покупателей.
Приятно покупателю увидеть и любимую рекламу на торговом киоске, или купленный товар, точнее рассказ о его качестве по телевидению. Но телевизионная реклама для данного продавца ни к чему, так как очень дорога. Можно обойтись как говориться подручными средствами на многие товары фирмы производители предлагают различные рекламные буклеты с описанием потребительских свойств товара и наглядные изображения, самоклеящиеся картинки с названием и изображением товара или формы.
Тип товарного рынка. Во многом напоминает положение с носками: в разных местах продаж – различные типа товарного рынка. В одном случае с позиции продавца – монополия совершенная, с позиции покупателя – полипсония минимальная, а в другом случае с позиции продавца – олигополия предложения, с позиции покупателя – полипсония ограниченная.
Здесь считаю нужным вспомнить о том, что торговые точки предпринимателя торгуют и другими товарами, например, солнцезащитные очки, ремни для брюк и другое. Здесь присутствует в основном совершенная конкуренция. Однако интересная особенность: в одном и том же месте с одним и тем же товаром тип товарного рынка может меняться в зависимости от дня недели, месяца или времени года, когда наплыв покупателей становиться меньше или больше. Например: вещевой рынок, расположенный недалеко от Аэропорта. В выходные дни тип товарного рынка - полиполия двусторонняя для продавцов, полипсония двусторонняя для покупателей, а будние дни для продавцов – полиполия ограниченная, для покупателей – олигопсония спроса. Когда идет дождь или сильный мороз ситуация опять меняется в сторону уменьшения количества продавцов и покупателей. Одно можно сказать точно, что для продавца монополия двусторонняя, а для покупателя монопсония двусторонняя для розничной торговли практически никогда не наступает, конечно исключения могут быть.
Рентабельность. Каждый из указанных товаров является рентабельным. Разумеется, результат этот складывается из результатов всех звеньев этой цепочки. А рентабельность некоторых точек выше, других ниже и этим, впрочем постоянно выходя на нужный уровень, занимаются предприниматель и продавец. Путем наблюдений за людскими потоками, выяснения положения конкурентов по ассортименту по ценам, опроса покупателей, вырисовывается картина положения на данной точке. Делается анализ и находится путь выхода из сложившейся ситуации.
2.2.2 Конкурентоспособность товаров
Конкурентоспособность товаров в первую очередь зависит от их цены. Можно прибавить 1 рубль с закупочной цены товара и пустить его в продажу, он быстрей продастся. Но в розничную цену, как известно закладываются издержки: транспортные, электроэнергия, зарплата, аренда, по каждой торговой точке они разные и колеблются от 1000 руб. до 10-15000 руб. Разумеется, по площади они разные, но попадаются и такие, когда площадь меньше, а сумма аренды больше по сравнению с другой точкой. Поэтому в большинстве суммарные издержки приходится раскладывать на все торговые точки и делать примерно одинаковый процент накрутки на стоимость товара. Мы говорим о конкуренции, и в разных местах она разная, и поэтому, где она большая, цены приходится ставить ниже.
Либо подключить второй по значимости фактор - это качество товара. Не всегда качество Российских товаров выше, например, китайских. Поэтому при закупке приходится уделять этому больше внимания, причем здесь следует включать другой фактор – ассортимент, при этом товар следует делить на 3 группы:
1) высокого качества;
2) среднего;
3) низкого.
В большинстве случаев цена пропорциональна качеству, поэтому выложив товар на прилавок (все три группы) уже проще выделяться из числа конкурентов, предоставив покупателю выбор, во-первых и во-вторых - сориентировать свою точку, тем более если они расположены на рынке, на разных по достатку покупателей.
Следующее звено, позволяющее достойно удерживать среди конкурентов -это оформление витрины и реклама. Очень важно, чтобы весь товарный ассортимент был виден, вплоть до самых мелких вещей. Уместным будет выкладывать товары по группам, концентрируя их в одном месте: все, что для мытья себя - в один угол, для мытья полов - в другой, также неплохо время от времени менять оформление витрины, так как покупатель привыкает и перестает замечать.
Реклама, как известно, двигатель торговли, поэтому будет очень хорошо, если над или рядом с торговой точкой находится вывешенный плакат с указанием продаваемого товара.
В данной торговой сети уделяется большое внимание всему перечисленному, особенно хорошо обстоит дело с качеством и ценой, хотя везде есть свои недостатки.
2.3 Недостатки в работе организации
Недостатков всегда хватает, но нужно уметь сделать из лимона лимонад. Недостатки организации могут быть общие, встречающие у всех и личные, присущие лишь отдельной организации или лицу, т.е. предпринимателю.
2.3.1 Устранимые недостатки
К ним можно отнести следующие:
2.3.2 Неустранимые недостатки
Первое, что я думаю, можно отметить, это - торговля, которая время от времени ухудшается или улучшается, так называемый “мертвый сезон”, когда покупательская активность и способность падает. Это время, в первую очередь - сразу после Нового года, так как денежные средства населения заканчиваются, и февраль, когда зимние вещи уже не нужны, а весенние пока покупать рано. Второй значительный застой – конец июля - начало августа, с вещами та же ситуация, плюс сезон отпусков, куда тоже уходит немало денег.
Второе – арендная плата, как ни крутись, а ниже она не становиться. А в условиях, когда торговых площадей в хороших местах меньше, чем желающих, цены время от времени прыгают вверх.
Третье – это природные явления. Этот недостаток больше всего сказывается на уличной торговле. Мало кому охота идти за покупками, когда за окном реки или сугробы с метелью.
Четвертое – человеческий фактор. Многие люди подвержены природным колебаниям. Их активность снижается или увеличивается, а на деле это может негативно отразиться. Кроме того, почти все подвержены обычным заболеваниям или мы сами или наши родственники и друзья. С этим ничего нельзя сделать и поэтому приходится мириться с простоями в работе по этим причинам.
Глава 3 Рекомендации по улучшению работы торгового предприятия ИП Грибанов
1. Упорядочить рабочий день: с вечера составлять план на день, отдельно выделяя более и менее важные мероприятия. Психологи советуют не планировать более трёх крупных дел на день. Определить время на выполнение каждого пункта, выделяя часы, следует делать небольшой запас времени, так как не всегда, например, встреча может состояться в назначенный час, или внезапно могут возникнуть какие-то непредвиденные обстоятельства. Четко обозначить время начала и окончания рабочего дня, чтобы не изматываться, оставаясь на работе до ночи. В процессе выполнения четко следовать намеченному плану, по возможности не отклоняясь от него. В качестве способа экономии времени рекомендую совместить время завоза товара и снятие выручки, а также использовать мобильную связь.
2. Дефицит товара можно устранить путем увеличения товарного запаса. Чтобы облегчить накопление товарного запаса, закупки следует осуществлять несколькими партиями немного раньше наступления сезона на товар и появления повышенного спроса на него, так как с началом сезона у оптовых продавцов может возникнуть ситуация с нехваткой товара и как следствие возрастет спрос и его оптовая цена. Делать это лучше всего при наличии свободных денежных средств.
3. Если часть площадей пустует, можно внедрить на торговой точке новое направление группы товаров, тем самым увеличивая ассортимент и как следствие посещаемость торговой точки тоже увеличивается, а соответственно растет и выручка от реализации, как новой группы товаров, так и старой..
4. Дефицит денежных средств ликвидируется двумя способами: накопление, в некоторых случаях это отказ от потребления и кредит. Первый способ более удобен тем, что не попадаешь в зависимость от кредиторов, но растянут по времени. На протяжении создания резерва денежных средств, приходится отказывать себе в чем-либо, дабы ликвидировать недостаток денежных средств. Второй способ более рискован. Он эффективен лишь при быстром обороте, однако следует помнить, что размер заемных средств не должен превышать 50% от общей суммы, так как это в большинстве случаев приводит к банкротству и возврат денежных средств в большей степени зависит от удачи. Создавая запас, не следует класть все яйца в одну корзину. Это особенно актуально для России. Часть денег можно хранить в банке и ценных бумагах, если это сбережения, то еще и в драгоценных металлах, другую часть обязательно “живьем”. Упорядочить арендные, налоговые выплаты и закупки товара, чтобы и то и другое и третье по деньгам не приходилось в одно и тоже время, т.к. наличие денежных средств напрямую зависят от торговли, а если она плохая, например, межсезонье, очень тяжело отыскать средства на все необходимые выплаты.
Информация о работе Повышение конкурентоспособности торгового предприятия