Повышение конкурентоспособности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:52, дипломная работа

Описание

Целью дипломного проекта является разработка обоснованных рекомендаций по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ИП Грибанов.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
проведение теоретического анализа конкурентоспособности;
изучение деятельности предприятия и анализ показателей ИП Грибанов;
изучение конкурентоспособности предприятия ИП Грибанов и выявление существующих недостатков;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
3
Глава 1 История развития предпринимательства и торговли в постсоветской России…………………………………………………………………………….….

5
1.1 Виды торговых предприятий………………………...………………………...
11
1.2 Виды конкуренции……………………………………………………………..
12
1.2.1 Совершенная конкуренция…………………………………………………..
15
1.2.2 Несовершенная конкуренция………………………………………………..
16
1.2.3 Олигополия и монополия…………………………………………………....
17
1.2.4 Ценовая и неценовая конкуренция…………………………………………..
24
1.3 Показатели конкурентоспособности предприятия…………………………...
26
1.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность……………………………..
27
1.5 Управление конкурентоспособностью………………………………………..
30
Глава 2 Конкурентоспособность торгового предприятия ИП Грибанов.……….
34
2.1 Характеристика предприятия ИП Грибанов....…………………………….…
34
2.2 Показатели деятельности ИП Грибанов………………………………………
34
2.2.1 Объем продаж, качество товара, доля рынка, прибыльность, рентабельность…………………………………………………………………………………

40
2.2.2 Конкурентоспособность товаров…………………………………………….
48
2.3 Недостатки в работе организации……………………………………………..
49
2.3.1 Устранимые недостатки……………………………………………………...
49
2.3.2 Неустранимые недостатки…………………………………………………...
50
Глава 3 Рекомендации по улучшению работы торгового предприятия ИП Грибанов………………………………….………………………………………….

51
Глава 4 Организационно-экономическая эффективность рекомендаций.............
53
4.1 Расчет экономической эффективности рекомендаций……………….………
54
Глава 5 Эколого-правовое обоснование проекта…………………………………
57
Заключение…………………………………………………………………………
63
Список использованных источников…………………………

Работа состоит из  1 файл

Повышение конкурентоспособности торгового предприятия.doc

— 459.50 Кб (Скачать документ)

 

Стратегия повышения  качества товара является важнейшей  составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Конкурентоспособность торгового предприятия ИП Грибанов

2.1 Характеристика  предприятия ИП Грибанов 

 

Более пятнадцати лет  назад предприниматель Грибанов начинал свое торговое дело. Поначалу, когда слово предприниматель не вошло в обиход и не требовалась регистрация в налоговом органе, он, как многие другие в то время, осуществлял свою деятельность без всяких официальных бумаг. Все началось с обычной торговли на улицах и стихийных рынках, без столов, прямо на земле. В то время, как говорилось выше, торговля была совершенно другой. С импровизированного прилавка сметали почти все. По мере увеличения дохода, заполнив торговую точку товаром до отказа, он открыл еще одну и поставил туда продавца, затем еще одну и еще. Так год за годом количество торговых точек увеличивалось (см. рисунок 7).

Рисунок 7 – Динамика количества торговых точек

 

Сначала это был один рынок, затем  другой, и в итоге торговое предприятие  выросло до среднего уровня предпринимательства. Занимаясь своей деятельностью только в городе и время от времени в области, образовывал торговую сеть, реализующую в первую очередь чулочно-носочную продукцию. В ассортимент этого товара входит очень большое количество носков от самых дешевых до дорогих, чулки, трико, майки и еще многое другое, включая бытовую химию, продукты, хозяйственные товары.

Наращивал торговую сеть, увеличился и круг задач, которые приходилось  решать, от объема закупок до помощи в решении некоторых проблем.

Индивидуальный предприниматель - это директор, юрист, бухгалтер, экономист, аналитик, а так же продавец и грузчик в одном лице. При наличии продавцов и других сотрудников (бухгалтеров, юристов, грузчиков и т.д.), задача индивидуального предпринимателя заключается в координации работы, взаимодействия между работниками и контроль за выполнением должностных инструкций. Схема кадровой структуры представлена на рисунке 8.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8 – Кадровая структура

 

Руководитель, если отдаёт указания кому что делать, сам занимается постановленной целью и задачей и сам следит за их надлежащим выполнением. В небольшой штат сотрудников входят несколько продавцов разного возраста, которые в процессе работы следят за наличием товара торговой точки, составляют заказ и ведут отчёт по своему отделу, бухгалтер занимается налогами и другими платежами, юрист подключается лишь тогда, когда требуются его услуги -консультация, представительство и др.

Все остальные вопросы, касающиеся расширения торговой сети, смены ассортимента, установления цен, решает предприниматель. Сам занимается урегулированием сложных конфликтов с покупателями, также занимается поиском новых источников доходов.

Основным товаром являются носки. Этот товар на настоящий момент можно назвать фундаментом и  несущей стеной всего предприятия. Помимо этого в торговую сеть включен продуктовый магазин с полным набором всех необходимых продуктов. Затем идут несколько мелких магазинов и отделов с бытовой химией, расположенных в двух районах города. После них по объему идет сеть торговых точек хозяйственных товаров.

 

2.2 Показатели  деятельности ИП Грибанов 

 

Важнейшими показателями работы данного торгового предприятия  являются:

  • объем продаж. На всем протяжении деятельности объем продаж товара неуклонно растет пропорционально увеличению торговых точек, за исключением периода с середины 1998 года до 2000 года, когда необходимо было время для новго подъема бизнеса (см. рисунок 9);
  • прибыль (см. рисунок 10);
  • его столь длительное существование на рынке без смены товара, ведь довольно часто встречается, что предприниматель из-за сложившихся обстоятельств или снижения рентабельности реализуемого товара либо вообще прекращает деятельность, либо меняет тип товара;
  • стабильный рост торговой сети почти на всем протяжении времени, и в настоящий момент почти в каждом квартале наблюдается прирост к числу торговых точек;

Рисунок 9 – Динамика количества товаров

Рисунок  10 – Динамика роста прибыли

  • успешное преодоление кризиса 1998 года, после чего многие, даже крупные предприятия, среди них и Инкомбанк вынуждены прекратить свою деятельность. В торговле преодолеть такую ситуацию во многом может помочь запас товара и большой объем закупок непосредственно перед самыми событиями, ведь обесценились лишь деньги, а не товар;
  • разумный подход и выбор товара по сезону, по моде, по качеству. Ориентация на любого без исключения покупателя от малоимущего до довольно состоятельных, ведь как говорилось выше, надеть ботинки на босу ногу как-то не модно и неудобно;
  • грамотная работа с персоналом: лучших продвигать на более прибыльные места с более высокой зарплатой, а худших менять на новых. Отмечается также и забота о сотрудниках, а именно помощь в решении некоторых вопросов;
  • устойчивое положение среди конкурентов, в некоторых районах даже лидирующее. В более прибыльных местах, где можно удерживать или повысить цены, положение позволяет снизить цену; где конкурентов больше и без ощутимого ущерба прибыли в целом, дать достойный отпор конкурентам;
  • рентабельность каждой торговой точки. Если они себя не оправдывают, то на ней меняют вид товар на другой (носки на бытовую химию) либо сдается в аренду в тех случаях, где это возможно или совсем избавляются от нее. “Зачем держать пчел, если они не дают меда!”;
  • увеличение количества персонала (см.рисунок 11).

Пример выбора торгового  места и товара на нем.

Оценив свой потенциал  для открытия новой точки, заполнению ее товаром и возможность удержать ассортимент, предприниматель отправляется на поиски нового торгового места. Это место должно находиться, по возможности, в людном месте, быть достаточно большим, хорошо освещенным, иметь удобные подходы. Другим немаловажным фактором является и сам товар, его способность продаваться в этом месте. Например, дорогая аппаратура на трамвайной остановке вряд ли будет продаваться, здесь более уместен товар по 10 рублей. Помимо сезонного товара необходим и хороший ассортимент, за счет чего повышается рентабельность данной торговой точки.

Рисунок  11 – Динамика количества персонала

 

При наличии хорошего места, оптимального ассортимента и  красиво оформленной витрины, следует учитывать месторасположение товара на витрине, так как, по мнению психологов, внимание потенциального покупателя фиксируется на определенных местах витрины, на цвете ее оформления и прочих важных показателях.

Учтя эти факторы, поговорим  о продавце, который должен быть достаточно общительным (но не слишком), чтобы покупатели заходили поболтать минут на сорок, уметь убеждать и как можно больше знать о самом товаре, о том, куда и как его применять, должен грамотно похвалить товар, очень хорошо, если продавец привлекательно выглядит не имеет вредных привычек.

Теперь поговорим о  цене. В нее закладываются все  издержки предпринимателя, налоги, заработной платы и, разумеется, то ради чего и задуман весь процесс - прибыль.

Устанавливая свою цену на различные товары, нужно учитывать:

1. Наличие конкурентов  с таким же или похожим товаром.

2. Наличие магазинов,  где могут продаваться аналогичные  товары.

3. Качество товара  и его явное отличие от такого  же, более дешевого.

4. Ассортимент. Например, щетки для одежды – чем их больше разных и по разной цене, тем лучше покупателю выбирать, какую ему взять.

Помимо перечисленных  факторов, влияющих на развитие, есть и  другие и среди них один, наверное, чисто российский.

Выбрав место, нужно  на него еще встать и, не всегда важно, где оно находится, но почти всегда помимо арендной платы (официальной) есть и неофициальная, а также явочная взятка за то, чтобы встать первым, ну или зато, чтобы место не пустовало.

 

2.2.1 Объем продаж, качество товара, доля рынка, прибыльность, рентабельность

 

Самое главное место  по объему продаж и процентному соотношению  с другими товарами, чулочно-носочная группа занимает первое место (см. рисунок 12).

Рисунок 12 – Доля товаров

 

Затем идут головные уборы  за исключением меховых, ремни на любой вкус и цвет, нижнее белье отечественных производителей, преимущественно Чебоксарский трикотаж, различные майки, трико и др. Этим товаром торгует большинство торговых точек, в некоторых местах продаж его можно назвать самым крупным продавцом этого товара, так как конкурентов ему удалось побороть ценовой политикой. Остались  более мелкие, где этот товар не имеет большой доли в основной выручке. По этому товару можно сказать следующее, что цена во всем городе в большинстве случаев держится одинаковой до одного рубля, этому во многом поспособствовало большое количество торговых точек данного предпринимателя и неизменно низкая цена с минимальной “накруткой”. По своей специфике весь реализуемый товар не является предметом первой необходимости, но нужен постоянно, ведь как-то не принято ходить без носков. В данном случае предприниматель пошёл по пути увеличения выручки: прибыль в первое время, возможно, стала ниже, но зато стала более стабильной и продолжительной по времени. Предприниматель сделал минимальную накрутку при очень большом ассортименте  и за счет низких по отношению к другим продавцам цен, вырвался вперед и старается по сей день сохранять эту разницу. Спортсмены говорят “Достать вершину легко, гораздо сложнее удержаться на ней в течении длительного времени”. Это требует гораздо больших усилий. В течении длительного времени необходимо поддерживать огромный ассортимент товара по сезону и хотя на носки нет яркой моды, но зато есть новинки, и среди их разнообразия нужно выбирать хиты продаж. Следить за ценами в городе, отслеживать появление новых конкурентов, производить закупки товара приходится самому, так как объем капитала не настолько велик, чтобы поручать данные обязанности кому-либо.

Тип товарного рынка. Носки – этот товар в разных местах продажи относится к разным типам товарного рынка. В одном случае количество продавцов несколько, количество покупателей много. Тип товарного рынка с позиции продавца - олигополия предложения, а с позиции покупателя – полипсония ограниченная. В другом случае конкуренты с очень малым количеством такого товара, можно сказать, что они отсутствуют, и тогда тип товарного рынка с позиции продавца – монополия совершенная, а  с позиции покупателя – полипсония минимальная.

Постоянный рост реализации и расширение торговой сети рано или поздно по отдельным местам достигают оптимального значения, т.е. на этом рынке дополнительные торговые точки с таким товаром просто лишние. А если товара достаточно, торговля идет и времена (внешний фактор) относительно спокойные, деньги начинают накапливаться. Если они просто лежат в банке (стеклянной), они обесцениваются. Деньги должны работать, т.е. делать себе подобных. Естественно встает вопрос “Куда их девать?”. “Можно хорошо жить” возникает сам собой ответ. “А хорошо жить еще лучше” и начинается новый поиск. Как раз в тот момент, когда муниципальных продуктовых магазинов почти не осталось, и супермаркетов с просроченным товаром еще не появилось, как грибы после дождя стали появляться мелкие продуктовые магазины. Торговать продуктами вообще очень удобно, кроме того, что получаем прибыль, еще и питаемся дешевле остальных. Только риск чуть больше, так как продукты имеют свойство портиться, плюс больше ответственности, ведь в твоих руках здоровье и желудки покупателей. Занявшись продуктами, времени спать совсем не осталось, ведь бабушки за молоком приходят когда у школьников будильник начинает звенеть. Ежедневные закупки товара и составление заказов на завтра, контроль за качеством продуктов и сроками реализации, постоянные проверки различных органов и соседний магазин, в котором наверняка есть то, чего у тебя сегодня не оказалось и покупатель это может заметить. Однако торговля продуктами питания за счет большого оборота, хотя и с малой накруткой, является одним их самых прибыльных дел. Короче, это еще одно направление бизнеса данного предпринимателя.

Тип товарного  рынка. Об этом товаре можно сказать абсолютно точно – совершенная конкуренция: много продавцов, много покупателей. С позиции продавца тип товарного рынка – полиполия двусторонняя, с позиции покупателя - полипсония двусторонняя.

Считаю нужным отметить, что торговая точка с таким товаром у предпринимателя на данный момент одна и создавалась она во-первых, как расширение торговой сети носочной группы товаров (в магазине есть трикотажный отдел), во-вторых, как дополнительный источник дохода, в-третьих – снижение суммы собственного потребления, ведь продукты теперь обходятся дешевле.

Следующим по объемам  продаж идет торговля бытовой химией. В этом направлении с делами справляться немного проще. Открыв несколько торговых точек и создав там приличный ассортимент, на некоторых точках с копеечной накруткой из-за наличия крупных конкурентов по близости. Руководством этой торговлей занимается управляющий, по совместительству продавец с более высокой зарплатой. В ее обязанности входит: собрав заявки и выручку с других точек, благо они находятся не очень далеко, вместе с грузчиком заказать или закупить товар. Важным отличием этого направления от двух других является то, что управляющий сам решает, какой товар и сколько, а также какие новинки (разумеется в суммовом ограничении) закупить. Затем по истечении недели дать отчет по своим действиям и сдать выручку.

Тип товарного  рынка. Здесь ситуация точно такая же, как и с продуктами питания.

Недалеко по своей  рентабельности находятся торговля хозяйственными товарами. Скромная сеть торговых точек, конечно это не супермаркет “Сфера”, но и не товар по 10 руб. В этом направлении существует некая универсальность в совмещении или с другими видами товаров: с той же бытовой химией или солнцезащитными очками.

Скромная сеть торговых точек занимается реализацией товаров  народного потребления, это почти любая мелочь, нужная в доме, огороде, на кухне, и другие товары. Ассортимент достаточно приличный, разумеется, не такой огромный как в магазине, но и торговые площади гораздо меньше.

К товарам народного  потребления относятся:

  • щетинно-щёточная продукция по уходу за обувью, кожей и другими материалами;
  • кухонный инвентарь;
  • инструменты;
  • посуда;
  • скатерти;
  • предметы для ванной комнаты;
  • садовый инвентарь;
  • очки;
  • зонты;
  • перчатки;
  • новогодние игрушки;
  • пиротехнические изделии;
  • и т.д.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности торгового предприятия