Предложения по развитию Системы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:25, дипломная работа

Описание

Целью моей выпускной квалификационной работы является анализ качественных характеристик выпускаемой продукции, как инструмента для разработки мероприятий по улучшению качества продукции и стабилизации положения, рационализации расходов на производство и реализацию и увеличение прибыли ОАО «Металлист», а также повышение эффективности Системы управления качеством в рамках данного предприятия.

Содержание

Введение
1. Понятие и показатели качества продукции
1.1 Управление качеством продукции
1.2 Экономика качества
2. Анализ системы управления качеством
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Система управления качеством на предприятии
2.3 Характеристика качества продукции ОАО «Металлист»
3. Экономическая оценка качества в ОАО «Металлист»
3.1 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Металлист»
3.2 Оценка затрат на обеспечение качества продукции
3.3 Оценка потерь из-за низкого качества продукции
4. Предложения по развитию Системы управления качеством
4.1 Оценка затрат на развитие системы управления качеством
4.2 Экономическая эффективность повышения качества продукции на предприятии
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 87.27 Кб (Скачать документ)

4.  Выбор технологии  производства заключается в отборе  соответствующих инструментов, механизмов  и процессов; 

5.  Производственный  контроль и цеховые контролеры  оказывают решающее воздействие  на качество продукции во время  ее производства, предварительной  и окончательной сборки; 

6.  Посредством  контроля механических свойств  и функциональных испытаний изделий  проверяется соответствие продукции  техническим условиям; 

7.  Характеристики  поставки продукции определяют  качество упаковки и процесс  транспортирования; 

8.  Установка и  техническое обслуживание изделий  позволяют обеспечить соответствующую  эксплуатацию изделий путем их  использования в соответствии  с инструкциями по эксплуатации  и техническому обслуживанию. 

Фактически расходы  на качество определяются на протяжении всего промышленного цикла. Вот  почему нельзя добиться эффективности  управления качеством, если пытаться достигнуть ее посредством реализации таких  отдельных составленных элементов  управления, как проектирование изделия, выявление брака, обучение рабочих, контроль поставщиков, статистический анализ качества или исследование надежности изделия. 

Подобно традиционным методам контроля комплексное управление качеством ориентируется на ответственность  за обеспечение качества продукции, однако его более широкая область  применения существенно дополняет  эту функцию. Первостепенной задачей  управления качеством становится обеспечение  приемлемого для потребителя  качества при оптимальных расходах. 

С точки зрения комплексного управления качеством, специалист по контролю качества является не инспектором, а  как на нашем предприятии, Заместитель  Генерального директора по качеству и Инженеры по качеству, с соответствующим  комплексом знаний, имеющим опыт в  разработке современных систем качества, управлении этими системами, знающим  статистические методы, разбирающимся  в психологии людей, вопросах стимулирования, методах контроля и испытаний, исследованиях  в области надежности, вопросах безопасности работы изделий и других проблемах, решение которых обеспечивает повышение  качества продукции и управление этим процессом. 

Как всякий процесс  управления, управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций: планирование, мотивация, организация, контроль, информация, разработка мероприятий, принятие решений и внедрение  мероприятий. 

При управлении качеством  эти общеуправленческие функции  наполняются своим содержанием  и состав функций управления качеством  можно представить следующим  образом: 

·  политика в области  качества; 

·  планирование качества; 

·  обучение и мотивация  персонала; 

·  организация  работы по качеству; 

·  контроль качества; 

·  информация о  качестве продукции, потребностях рынка  и научно-техническом прогрессе; 

·  разработка необходимых  мероприятий; 

·  принятие решений  руководством предприятия; 

·  реализация мероприятий; 

·  взаимодействие с внешней средой (решение вопросов качества с поставщиками, потребителями, государственными органами). 

Все эти функции  тесно связаны между собой, и  их последовательная реализация представляет собой процесс управления качеством  продукции. 

Функции управления качеством 

Как уже отмечалось, процесс управления представляет собой  воздействие субъекта на объект управления путем реализации управленческих функций  установленными методами. 

При этом часть этих функций относится к общему руководству  качеством, а часть к оперативному управлению качеством. Но все эти  функции связаны между собой  в виде петли качества и в совокупности представляют собой процесс управления качеством в рамках всего предприятия. 

1)  Политика в  области качества – это основные  направления и цели организации  в области качества, официально  сформулированные высшим руководством. 

В примечании к этому  определению отмечено, что политика является элементом общей политики и утверждается высшим руководством. 

Оформляется она  в виде краткого заявления руководителя Предприятия и включается в «Руководство по качеству», которое служит описанием  системы качества и представляется заказчикам при заключении контрактов. 

Основными факторами, влияющими на политику в области  качества, являются: ситуация на рынках сбыта, научно-технический прогресс и достижения конкурентов, положение  дел внутри предприятия, а также  – общее состояние экономики  и наличие инвестиций в развитие предприятия. 

Во всех случаях  политика в области качества должна убеждать заказчика в том, что  на предприятии верно определены направления работ, цели в области  качества и выбраны реальные средства для их достижения, которые позволяют  предприятию поставлять продукцию  требуемого качества. 

2)  Планирование  качества в стандарте определено  как деятельность, которая устанавливает  цели и требования к качеству  и применение элементов системы  качества, также оценку качества, подготовку системы качества  и выработку положений по улучшению  качества. 

Планирование осуществляется на 2-х уровнях: 

·  Стратегическое, в котором намечаются основные направления  работ в области качества на перспективу. Стратегия качества является частью общей стратегией предприятия и  включает в себя также распределение  ресурсов, адаптацию к изменениям внешней среды. 

·  Текущее планирование качества, включающее мероприятия, намечаемые на предстоящий год. Эти мероприятия  обычно предусматривают:  

-  снятие с производства  устаревших изделий; 

-  модернизацию  выпускаемых изделий с повышением  их качества; 

-  разработку и  освоение новых изделий; 

-  проведение научно-исследовательских  работ; 

Планирование качества осуществляется, исходя из требований заказчиков и рынков сбыта и направлено на их удовлетворение. Планы качества разрабатываются плановыми органами и Службой качества на основе предложений  исследовательских, конструкторских, технологических и производственных служб, Отдела маркетинга и сбыта, при  необходимости, - других подразделений.  

3) Организация работ  по качеству – это построение  структуры и обеспечение ее  эффективного функционирования. При  организации работ по качеству  используются те же принципы, что и в науке управления: «горизонтальное»  разделение труда по специализации  и «вертикальное» делегирование  полномочий и ответственности  для управления построенной структурой.  

При организации  работ по качеству крайне важно обратить внимание на то, чтобы на всех этапах производственного процесса было предусмотрено  все необходимое для обеспечения  качества продукции: хорошие материалы, современное оборудование, инструмент и средства измерений, хорошо обученный  дисциплинированный персонал и необходимая  документация. 

Создание и сертификация Системы менеджмента качества, обеспечение  эффективного функционирования системы  и ее дальнейшее совершенствование  составляют основное содержание организации  работ по управлению качеством на предприятии. 

4) Обучение и мотивация  персонала – это часть функции  управления персоналом, которая  является одним из аспектов  управления предприятием и изучается  как самостоятельная дисциплина. Эти две функции направлены  на формирование активного и  квалифицированного персонала, который  наряду с материальной базой  и организацией работ, является  одним из основных факторов  качества. 

Для обеспечения  эффективной деятельности предприятия  в условиях научно-технического прогресса  требуется постоянное повышение  квалификации и переподготовка персонала  по всем необходимым направлениям, в том числе – обеспечению  качества. 

Руководству предприятия  требуется четкое понимание принципов  обеспечения качества и управления качеством, умение верно определять политику в области качества и  осуществлять стратегическое планирование с учетом внешних и внутренних факторов. 

Управленческому персоналу, кроме этого, нужно твердо знать  функции своих подразделений  в системе качества и методы их выполнения, имея общее представление  о системе качества и понимая  свою роль и место в этой системе.  

При обучении производственного  персонала необходимо иметь в  виду, что качество формируется в  производственном процессе и, значит, методы разработки и изготовления продукции  сами по себе должны быть направлены на достижение необходимых характеристик. Поэтому здесь обучение качеству неотрывно от обучения профессии. 

 Кроме того, поскольку  такой работник, выполняя свою  конкретную работу, участвует в  общем производственном процессе, ему необходимо иметь общее  представление о действующей  системе качества, знать свою  роль и место в этой системе,  а также знать, как он взаимодействует  по вопросам качества с другими  работниками и администрацией.  

Для обучения вопросам качества, кроме приглашения сторонних  специалистов, ОАО «Металлист» привлекает собственных работников, практически  занимающихся изучаемыми вопросами  и знающими специфику предприятия  и местные условия. 

По результатам  обучения предусмотрена оценка знаний и умений работников предприятия  для их официальной аттестации, а  также для определения возможности  их профессионального роста и  продвижения по службе. Оценка знаний выражается в заполнении анкет, каждого  кто прошел обучение. 

1.2 Экономика качества 

Ориентация стандартов ИСО серии 9001:2000 на удовлетворение всех заинтересованных сторон, а не только потребителей, существенно повышает роль финансовых механизмов менеджмента  качества, направленных на повышение  экономической эффективности хозяйственной  деятельности. При этом проблема мониторинга  затрат на качество наиболее существенна  в условиях современного производства. По различным источникам, затраты  на качество могут составлять от 2 до 80% производственных затрат. Задача экономики  качества состоит в том, чтобы  корректно учесть эти затраты  и связать их с общими показателями эффективности производства.  

Многие предприятия, внедрившие систему менеджмента  качества (СМК) и получившие сертификат, не смогли повысить рентабельность производства, так как не уделили должного внимания экономическим аспектам качества. 

Для того чтобы СМК  способствовала систематическому повышению  рентабельности предприятия, необходимо наладить учет и анализ затрат на обеспечение  качества, учет и анализ потерь. 

Рекомендации по организации учета расходов на качество. 

Эволюционное развитие теории «управления качеством» ставит предприятия, вступившие на путь постоянного  улучшения, перед необходимостью совершенствования  информационной базы – учетной системы, которая, с одной стороны, будет  основой для нового стиля управления, с другой – информационной опорой функционирования СМК. 

Поскольку система  управленческого учета и СМК  интегрированы в общую систему  управления предприятием, то система  управленческого учета не может  функционировать автономно. Результат  взаимодействия двух этих систем в  интегрированной системе управления организацией – это подсистема учета  расходов на управление качеством, или  подсистема управления расходами на качество. 

В российском законодательстве сегодня отсутствуют какие-либо преграды для развития управленческого  учета расходов на качество. Назрели  объективные предпосылки для  его становления и развития на предприятиях с учетом ранее накопленного опыта и традиций. Учет расходов на качество организуется по двум основным направлениям: учет затрат на обеспечение  качества и учет потерь. 

Учет расходов на качество не является автономной учетной  системой и не требует применения специального метода учета и калькулирования  себестоимости.  

Информация о работе Предложения по развитию Системы управления качеством