Предприятие как субъект хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:40, реферат

Описание

1.Понятие предприятия, цели, задачи, стратегия, тактика, классификация.
2.Организационно-правовые формы предприятия.
3.Среда функционирования предприятия.
4.Создание предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Экономика предприятия.doc

— 540.50 Кб (Скачать документ)

  2.Формулировка  целей и задач функционирования  предприятия,

  3.Анализ  и оценка внешней среды,

  4.Анализ  и оценка внутренней среды,

  5.Переработка  и анализ стратегических альтернатив,

  6.Выбор  стратегии.

  Особенности стратегического планирования:

  1.Должно  дополняться текущим планированием,

  2.Стратегические  планы разрабатываются на совещаниях  высшего руководства,

  3.Годовая  детализация стратегического плана  осуществляется одновременно в тесной связи с разработкой тактического плана.

  4.Большинство  западных компаний считает, что  механизм стратегического планирования  несовершенный.

  Преимущества  стратегического планирования: большая  обоснованность плановых заданий и  большая вероятность реализации планируемых критериев развития событий.

  Недостатки:

  1.Не  дает детального описания будущего,

  2.Не  имеет четкого алгаритма составления  и реализация плана,

  3.Требует  значительных затрат ресурсов  и времени по сравнению с  традиционным перспективным, технико-экономическим планированием.

  4.Негативное  его последствие более серьезнее  чем перспективного планирования.

  Механизмы стратегического планирования несовершенны.

  Основа  стратегического планирования –  выбор стратегии. Выделяют обычно 4  стратегические альтернативы, позволяющие выяснить причины, почему фирма принимает одну стратегию, а не другую.

  К ним относятся:

  1.Стратегия  «концентрированного роста» –  стратегия развития продукта, усиление  позиций на рынке, стратегия  развития рынка.

  2.Стратегия  «интегрированного роста» – реализация ежегодного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом. Эта стратегия обратной вертикальной интеграции направленная на рост фирмы за счет приобретения контроля за поставщиками и стратегия предшествующей вертикальной интеграции, выражающейся в  приобретении контроля за хозяйствующими субъектами, находящиеся между фирмой и конечными потребителями.

  3.Стратегия  «диверсифицированного роста» –  реализуется в том случае, если  фирмы не  могут развиваться  на рынке с выпускаемым продуктом данной отрасли. Эта стратегия производства новых продуктов на базе существующего бизнеса. Это стратегия роста на существующем рынке за счет освоения новой продукции, требующей технологии отличной от используемой. Эта стратегия расширения фирмы за счет производства изделий технологически несвязанных с традиционно выпускаемым продуктом или реализуемым на новых рынках.

  4.Стратегия  сокращения оправдана в тех  случаях, когда необходима реструктуризации  после длительного периода роста или в связи с необходимостью изменения эффективности в период спада.

  Выделяют  в связи с этим:

  -стратегию  ликвидации,

  -стратегию  быстрого успеха,

  -стратегию  сокращения расходов,

  -стратегию  сокращения масштабов хозяйственной  деятельности.

  Однако  предприятие может использовать одновременно несколько стратегий. Процесс выбора стратегий состоит из следующих этапов:

  1.Оценка  текущей стратегии,

  2.Анализ  портфеля продукции. Здесь выясняется  как отдельные части бизнеса  связаны между собой.

  3.Этап  выбора стратегии.

  4.Оценка  выбора стратегии (выясняется  приведет ли выбранная стратегия  к достижению поставленных целей),

  5.Разработка  стратегического плана по разделам: продукция, конкуренты, услуги, рынки,  инновации, инвестиции.

  6.Разрабтка  бизнес-планов. Бизнес-план, составная часть стратегического плана. Различия заключаются в том, что бизнес-план содержание весь комплекс общих целей фирмы, а лишь некоторые четко ограниченные временные границы. 

  3.Тактическое  планирование. 

  Тактическое планирование занимает промежуточное место между долгосрочным и краткосрочным оперативно календарным планированием. Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Тактическое планирование представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия направленную на выполнение стратегического плана.

  Разделы тактического плана:

  1.Экономическая  эффективность производства. В нем  рассматриваются пути повышения  эффективности за счет рационального   использования материальных, трудовых и финансовых результатов предприятия.

  2.Нормы  и нормативы. В нем приводятся  технически обоснованные нормы  и нормативы расхода ресурсов.

  3.План  производства и реализации. Определяется  оптимальный  объем производства  в натуральном и стоимостном выражении, остатки продукции, баланс производственной мощности.

  4.План  материально-технического обеспечения.  Определяется потребность предприятия  в ресурсах.

  5.План  по персоналу и оплате труда.  Рассчитываются средства на оплату  труда, численность работающих всего и по категориям.

  6.План  по издержкам производства, прибыли  и рентабельности.

  7.План  инноваций – техническое, инновационное  развитие предприятия.

  8.План  инвестиций и капитального строительства.

  9.План  по охране природы и рациональному  использованию природных ресурсов.

  10.План  социального развития коллектива.

  11.План  по фондам специального назначения (фонды потребления, накопления, финансовый резерв, дивидендный  фонд и др.).

  12.Финансовый  план – баланс доходов и  расходов. 

  4.Бизнес-планирование.

  Бизнес-план – это документ, отражающий в  концентрированной форме ключевые показатели деятельности предприятия  в будущем. Он основывается на следующим  принципах:

  -принцип  единства,

  -участия,

  -непрерывности,

  -гибкости

  -точности,

  -творческого подхода,

  -много  вариантности.

  Разделы бизнес-плана:

  1.Резюме  – отражают основную идею, выводы, результаты и суть бизнес-плана.

  2.Характеристика  предприятия и стратегии его  развития.

  3.Описание  продукции или услуг.

  4.Анализ  рынков сбыта или стратегия маркетинга.

  5.Производственный  план.

  6.Организационный  план.

  7.План  реализации проекта.

  8.План  инвестиций.

  9.Прогнозирование  финансово-хозяйственной деятельности.

  10.Показатели  эффективности проекта.

  11.Юридический  план.

  12.Информация  о разработке  бизнес-плана.

  13.Приложение. Отражаются все дополняющие основные  разделы , материалы. 

   

Материальные  ресурсы и эффективность  их использования.

  1.Роль  и значение материальных ресурсов  в экономике РБ.

  2.Состав  материальных ресурсов.

  3.Показатели  использования материальных ресурсов.

  4.Основные  направления рационального использования  материальных ресурсов. 

  1.Роль  и значение материальных  ресурсов в экономике  РБ. 

  Материальные  ресурсы – это потребляемые в  процессе производства предметы труда, к которым относятся основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические нужды.

  Для понимания сущности, состава и  классификации материальных ресурсов необходимо рассмотреть аспекты, подчеркивающие актуальность проблемы рационального и экономного их использования.

  Рациональное  и экономное использование материальных ресурсов характеризует два различных  процесса управления материалопотребления.

  Экономное использование материальных ресурсов предполагает систему мероприятий, направленных на сокращение затрат общественного производства, на устранение различных потерь. Категория экономики отражает измеряемую количественную сторону явления. Экономия материальных ресурсов – это совокупность мероприятий, направленных на сокращение расхода материальных затрат на единицу или весь объем продукции, при обеспечении заданного уровня качества или его улучшения, а также соблюдения требований социального и экономического характера.

  Рациональное  использование материальных ресурсов предусматривает их усовершенствование и поиск наиболее целесообразных методов их производства и переработки. Рациональное использование материальных ресурсов – это комплекс мероприятий на повышение и более полное  использование потребительских свойств продукции, технико-экономического и организационного уровня ее производства и потребления. Таким образом, рациональное использование – это разумное, целесообразное с научной точки зрения, максимальное использование всех полезных составляющих материальных ресурсов, не всегда означающее экономию затрат продукции, но всегда означающее экономию затрат труда и рост его производительности.

  Влияние экономии материальных ресурсов на эффективность  работы предприятия:

  1.Экономия  материальных ресурсов – важнейший  источник снижения издержек, а следовательно роста прибыли и повышения рентабельности.

  2.Уровень  конкурентоспособности формируется  под влиянием факторов: материалоемкости, металлоемкости, энергоемкости продукции,  обеспечение экологической безопасности  и другие показатели ресурсоемкости производства.

  3.Экономное  и рациональное использование  материальных ресурсов обеспечивает  увеличение объемов продукции  при тех же размерах материальных  затрат.

  4.Экономия  и рациональное использование  материальных ресурсов способствует  экономии финансовых ресурсов в добывающих отраслях. 

  2.Состав  материальных ресурсов. 

  Материальные  ресурсы условно делят на: сырьевые и топливно-энергетические.

  Сырьевые  ресурсы – предметы труда, используемые для производства продукции (товары).

  Группировки сырьевых ресурсов:

  1.По  характеру участия в изготовлении  продукции:

  -основные  – сырье, составляющее основу  продукции,

  -вспомогательные  – придающие определенные свойства  продукции.

  2.По  характеру и размерам затрат  труда:

  -первичное,

  -вторичное  – отходы производства, повторно вовлеченные в производство в качестве исходного сырья.

Информация о работе Предприятие как субъект хозяйствования