Предприятие, как важнейший сектор рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 00:36, контрольная работа

Описание

В современной экономике все возрастающую роль играет сфера сервиса. Она проявляется прежде всего в том, что:
- развитие сферы сервиса позволяет удовлетворить постоянно растущие потребности в разнообразных услугах;
- в сфере сервиса постоянно создаются новые рабочие места;
- сфера сервиса последовательно увеличивает свою долю в структуре валового внутреннего продукта.

Содержание

Вступление
1.Общая характеристика предприятия
1.1.Понятие предприятия, цели и направления деятельности
1.2.Правовые основы функционирования предприятий
1.3.Классификация предприятий
2.Управление и структура предприятия
2.1.Пониятие, принципы, функции и методы управления
2.2.Производственная и общественная структура
3.Место предприятия в условиях рыночной экономики
3.1.Рынок и поведение на нем субъектов хозяйствования
3.2. Место предприятия в системе рыночных отношений
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

Общую структуру предприятия представляет совокупность всех производственных, непроизводственных (по обслуживанию работников и членов их семей) и управленческий подразделений предприятия.

Типовая общая структура промышленного  предприятия приведена на рисунке 1.

Рисунок 1. Типовая общая структура промышленного  предприятия

3. Место предприятия  в условиях рыночной  экономики.

3.1. Рынок и поведение на нем субъектов хозяйствования

Рынок - это сфера товарного обмена и  связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между  товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.

Условия функционирования рынка: реализация многообразных  форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и  свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

Рынок выполняет следующие функции:

- регулирующую (регулирует производство и обращение  товаров и услуг);

- контролирующую (определяет общественную значимость  произведенного продукта и затраченного  на его производство труда);

- распределительную  (устанавливает необходимые вопроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);

- стимулирующую  (побуждает снижать индивидуальные  затраты труда, использовать новую  технику);

- информационную (информирует о состоянии дел  в хозяйственной сфере);

- санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентноспособных хозяйственных единиц).

Инфраструктуру  рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.

Существуют  следующие принципы поведения хозяйствующих субъектов в рыночной экономике:

1) принцип  свободы экономической, хозяйственной  и предпринимательской деятельности, который проявляется в предоставлении  субъекту собственнических  и предпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело и воплотить замыслы в конкретные объекты, а также в ликвидации чрезмерных ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан;

2) принцип  свободного рыночного ценообразования; 

3) принцип  главенства потребителя;

4) принцип  партнерства (на основе договоров  и контрактных отношений);

5) принцип  государственного регулирования  рыночных отношений (на основе  государственных программ, антимонопольных  мер, ценовых ограничений, налогового, финансово-кредитного и трудового  законодательства).

Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.

Поведение хозяйствующих субъектов на рынке  регулируется также принципами:

- взаимовыгодности  и равноправия деловых отношений;

- ответственности  перед конечным потребителем;

- достижения  экономического и коммерческого  преимущества исключительно за  счет инноваций; 

- экономного  ведения хозяйства; 

- соблюдения  этического кодекса предпринимательства.  

3.2. Место предприятия в системе рыночных отношений

Предприятие в рыночной экономике выступает  на различных рынках: производственных ресурсов и готовой продукции; ориентируется  на локальный, национальный или даже международный рынок. Предприятие  в рыночном механизме выступает агентом спроса и агентом предложения, предлагает свои цены потребителям и поставщикам и одновременно учитывает сложившийся на рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает (в той или иной степени) предложения других рыночных агентов, строит свою рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом рыночной структуры и текущей ситуацией.

Функционирование  предприятий в рыночных условиям предполагает решение ряда задач, к  важнейшим из которых можно отнести  следующие:

- бесперебойный  и ритмичный выпуск высококачественной  продукции в соответствии с  имеющимися производственными возможностями;

- удовлетворение  общественных потребностей в  продукции, всемерный учет требований  потребителей, формирование эффективной маркетинговой политики;

- эффективное  использование производственных  ресурсов (основного капитала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов), повышение эффективности производства:

- разработка  стратегии и тактики поведения  предприятия на рынке;

- обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции, поддержание высокого имиджа предприятия;

- совершенствование  организации производства, труда  и управления, использование новейших  достижений научно-технического  прогресса в производстве;

- обеспечение  социальной эффективности производства (рост квалификации и большей содержательности труда работников, повышение их уровня жизни, создании благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе).

Предприятия могут существовать в условиях как рыночной, так и централизованно управляемой экономики. Поэтому признаки, определяющие предприятие, можно разделить на зависящие и не зависящие от экономической системы (табл. 1). 

Таблица 1 - Основные признаки, определяющие предприятие

 

На каждом предприятии производственные факторы (ресурсы, человеческий труд) должны взаимодействовать друг с другом, чтобы обеспечить выпуск продукции. При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных производственных ресурсов.

Поэтому в соответствии с экономическим признаком предприятие может свои результаты:

- максимизировать  - при заданном объеме производственных  ресурсов выпуск продукции должен  быть наибольшим;

- минимизировать - определенный объем выпуска  продукции должен быть реализован  при наименьшем расходовании производственных ресурсов;

- оптимизировать - затраты и результаты находятся  в определенном оптимальном сочетании. 

Любое предприятие должно находиться в  состоянии финансового равновесия - своевременно выполнять свои платежные  обязательства перед бюджетом, работниками и поставщиками материальных ресурсов.

Факторы, определяющие предприятие в условиях централизованно управляемой экономики, показаны в табл. 1.: подчиненность  центральному органу; обязательное выполнение плана любой ценой; установление государственной цены, по которой готовый продукт будет реализован. Безусловно, это возможно лишь при основополагающей роли общественной собственности.

В рыночных условиях предприятие в значительной степени автономно ориентируется  на спрос потребителя, увязывает ресурсы с требованиями рынка, реализует свою продукцию по рыночным, а не по государственным ценам. Преобладающими формами собственности становятся частная и коллективная.

Предприятие обладает самостоятельностью в организации  производства и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело; экономические связи закрепляются договорами. Важным условием коммерческой свободы является также свободное ценообразование.

Независимость как исходный признак организации  предприятия нельзя понимать упрощенно. В экономике абсолютной свободы  производителей не существует. Предприятие  имеет полную самостоятельность  в том смысле, что над ним  нет инстанции, управляющей его  хозяйственной деятельностью. Но оно не свободно от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

Взаимодействует с самостоятельностью принцип личной экономической заинтересованности лиц, создавших предприятие. Предприятие в рамках рыночной экономики выступает как источник личной выгоды, и это является одним из ведущих факторов предпринимательской деятельности. Данный фактор, непосредственным образом влияющий на деятельность предприятия, выражается в стремлении организовать работу предприятия так, чтобы получить максимально возможную прибыль. Однако особенностью товарного производства является то, что предприниматель, преследуя свою сугубо личную выгоду, тем не менее, работает на общество в конечном итоге, удовлетворяя свои интересы, создает более качественные типы продукции.

Обладая самостоятельностью, предприятие берет  на себя ответственность за результаты осуществляемой деятельности. Оно отвечает за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, продажу товаров, пользование которыми может причинить вред здоровью, и за нарушение иных правил, предусмотренных законодательством. Помимо вышеуказанных обязательств предприятие должно быть организовано таким образом, чтобы рационально использовать имеющиеся в его распоряжении землю и другие природные ресурсы, не загрязнять окружающую среду, не нарушать правил безопасности производства, соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников.

Характерным признаком деятельности предприятия является хозяйственный риск. Рыночные отношения требуют от предприятия производства качественной и конкурентоспособной продукции. Ключевой момент, лежащий в основе хозяйственного риска, соотношение между предполагаемыми затратами и результатами. Если цены произведенных продуктов не возмещают затрат, это значит, что либо предприниматель не сумел эффективно организовать деятельность своего предприятия, либо неблагоприятно сложилась конъюнктура.

Необходимость постоянно контролировать комбинации условий производства все время заставляет изыскивать новые технологические решения, снижать себе стоимость продукции и т.д.

Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения  состязательности, конкуренции между участниками рыночного обмена. Предприятие, осуществляя самостоятельное хозяйствование, связано через систему рыночных связей (рынки ресурсов и готовой продукции) с другими предприятиями, поставщиками и потребителями.  

Заключение 

Основной  хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Если представить экономику как здание, сложенное из отдельных блоков, такими блоками являются предприятия в широком смысле этого слова.

Предприятие-это  любая организация, производящая товары, услуги, информацию, знания, осуществляющая экономическую деятельность в самых разнообразных формах. Предприятием можно называть завод, фабрику, строительный комбинат, автопарк, ремонтные мастерские, колхоз, совхоз, магазин, ателье, биржи и т.д.

Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной  цели, т.е. это экономическая единица, которая: самостоятельно принимает  решения; реально использует факторы  производства для изготовления и продажи продукции; стремится к получению дохода и реализации других целей

Формы и методы управления, структура органов  управления предприятием существенно  зависят от его масштабов и  профиля. Каждое предприятие осуществляет определённую основную деятельность, в этом его главная цель, смысл существования. Отсюда следует, что во главу угла управления предприятием ставится управление производственным процессом вне зависимости от того, что именно производит предприятие.

Информация о работе Предприятие, как важнейший сектор рыночной экономики