Причины и истоки кризиса 2007 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:02, реферат

Описание

Причинами кризиса были:

· неспособность домовладельцев произвести платеж по ипотечному кредиту (г.о. из-за грабительского кредитования, перестройки плавающей процентной ставки[8] по ипотекам и спекуляций);

· чрезмерное застраивание жилья в период бума[9];

Работа состоит из  1 файл

Причины и истоки кризиса 2007г.docx

— 101.89 Кб (Скачать документ)

The Economist прогнозировал, что за 2009-2011гг. до 9 млн. домов могут быть переданы в собственность залогодержателей. В феврале 2009г., Президент США Б.Обама объявил о $73 млрд. программе помощи этим 9 млн. домовладельцам. Это программа была выделена из $800 млрд. программы по спасению 

Падение цен на жилье  продолжалось, и в ноябре 2010г. достигло 26% по сравнению с июнем 2006г.. Согласно аналитику инвестиционного агентства «Moody» Марку Занди (Mark Zandi) сейчас цены на жилье падают и могут продолжаться в этом темпе дальше в течение этого года. В результат продажи идут медленно; по оценке экономистов очистка от накопившегося (в очередь на продажу) имущества займет 3 года. Как результат должники лишаются своих имуществ. Например, только весной 2011г. в США 1 млн. заложенной недвижимости перешли в собственность залогодержателя, еще более нескольких млн. находятся на этой стадии, и 872000 ранее заложенных жилищ перешли в собственность банков. 

Американский финансист  Джордж Сорос в «Die Welt» от 14 октября 2008 года определил роль «ипотечного мыльного пузыря» как «лишь спускового механизма, который привёл к тому, что лопнул более крупный пузырь». Финансовый кризис начал негативно отражаться на объеме производства, снижении спроса и цен на сырье, росте безработицы. В 2008г. колебания цен на нефть и на продукты питания достигли такого уровня, что стали наносить ощутимый экономический ущерб. Например, в январе 2008г. цены на нефть превысили $100 за баррель, а с июля цены начали снижаться, достигнув к ноябрю $51, что негативно отразилось на спросе на автомобили. 

Ипотечный кризис в  США спровоцировал в сентябре 2008 года кризис ликвидности мировых  банков. Начались массовые банкротства  крупных банков. Банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей. Как следствие, объёмы продаж автогигантов начали сокращаться. Три автогиганта Opel, Daimler и Ford вынуждены были сократить объемы производства в Германии, что поспособствовало сокращению производства металла и сокращению рабочих мест в автомобильной промышленности и смежных отраслях. 

Таким образом, кризис недвижимости перекинулся на реальную экономику, вызвав финансовый и промышленные кризисы. 

Крах в кредитном  и жилищном секторах, а позднее  — и на сырьевых рынках привел к  краху на мировых фондовых рынках в 2007-2008: первыми стали падать акции  западных банков, а с июля 2008г., когда  начал быстро дешеветь нефть, — падали акции сырьевых компаний развивающихся  стран. Крах на фондовом рынке США в октябре 2008г. стал рекордным за последние 20 лет, а на фондовом рынке Японии — за всю историю. 

Американские инвестиционные структуры, столкнувшись с проблемами на внутреннем рынке, начали отзывать свои зарубежные средства, что вызвало  отток денежных средств из рынков новых развивающихся стран и  привело к усилению дисбаланса движения капиталов. 

Таким образом, ипотечный  кризис имел эффект домино, где падение  одного кубика, как по цепной реакции, тянет за собой падение всех остальных  кубиков, собранных в единое целое. 

Правительственные программы и их изъяны 

В результате финансового  кризиса в 2008г, 25 банков США стали  неплатежеспособными и управление этими банками перешло в полномочие Федеральной корпорации страхования  банковских вкладов США[28]. Пять ведущих  инвестиционных банков США (с общей  задолженностью и обязательствами  в $4 триллиона) прекратили свое существование  в прежнем качестве: Bear Stearns был перепродан, Lehman Brothers обанкротился, Merrill Lynch перепродан, Goldman Sachs и Morgan Stanley сменили свою вывеску, перестали быть инвестиционными банками в связи с особыми рисками и необходимостью получить дополнительную поддержку Федеральной резервной системы. (В августе 2009г. 77 банка стали неплатежеспособными). Были подключены государственные программы по спасению банков. 

Спонсируемые правительством предприятия "Фредди Мак" и "Фэнни Мэй"[29] уже были связаны задолженностью на сумму в $5 триллионов по ипотечным облигациям и гарантиям по ним, при этом имея слабую резервную базу, когда им придали статус управляющих имуществом должников в сентябре 2008г. [30] 

Программы по спасению банков были противоречивыми[31], потому и не пользовались популярностью  у населения, для которого эти  программы скорее значили «спасение» для виновников, тогда как обычному человеку приходилось платить за их недальновидность. 

Бывший лауреат  нобелевской премии по экономике, бывший ведущий экономист мирового банка  и профессор университета Колумбии Жозеф Стиглитц (Joseph Stiglitz) отметил: «Это разочаровывает, но не удивляет, что администрация придумала схему, которая снова основана на "просачивающемся богатстве[32]". Вы выбрасываете много денег на Уолл Стрит и это просачивается на остальную экономику. Это все равно как, если страдающий от внутреннего кровотечения пациент, одновременно отдает много крови на переливание; это не помогает против токсина, вызвавшего кровоточивость тканей, проблемы с лишением права выкупа заложенного имущества. Но как уже было сказано, это лучше чем ничего не делать…»[33] 

Стиглитц также добавил к этому: «Американцы потеряли доверие не только к администрации Буша, но и в ее экономическую философию: где новая корпоративная политика, отстаивающая введение социального обеспечения, маскируется идеологией свободного рынка; иная версия «просачивающегося богатства», где сотни миллиардов долларов пойдут на Уолл Стрит[34], которая и повлекла кризис, и как предполагают, «просочатся» на помощь простым американцам. Что-то «просачивающееся богатство» не работало за последние 8 лет. 

Подозрительно само предположение, что спасательный план должен помочь. В конце концов, 10 лет назад планы по спасению МВФ  и министерства финансов США в  интересах американского финансового  капитала в Корее, Таиланде, Индонезии, Бразилии, России и Аргентине не сработали в этих странах, хотя и  помогло для финансовой олигархии  получить обратно основную часть  своих денег. Налогоплательщикам этих бедных стран пришлось заплатить  за ошибки финансовых рынков. На этот раз  американским налогоплательщикам требуется  заплатить. В этом вся разница. Несмотря на разглагольствования о демократии и о порядке у власти, у граждан этих стран не было возможности ставить на голосование эти спасательные программы…»[35]. 

Итак, что же это  были за планы? В сентябре 2008 г. Минфин США совместно с Федеральной  резервной системой (ФРС) США и  представителями Конгресса разработало  план, направленный на «разрешение  вопросов с системными рисками» на рынках капитала в США и проблемными  активами. План предполагал создание государственной корпорации, которая  выкупит проблемные активы у банков. Министр финансов Генри Полсон предлагал выделить корпорации $700 млрд., но Палата представителей (нижний конгресс) сначала отвергла этот план, а в октябре уже одобрило этот план[36]. 

Правительство США  объявило, что «план спасения», предусматривает  выделение 250 миллиардов долларов на стабилизацию финансовой системы, часть которых, а именно 125 миллиардов, пойдёт на покупку  долей в девяти крупнейших американских банках, в частности: Bank of America Corp, Wells Fargo, Citigroup, JPMorgan Chase & Co, Goldman Sachs, Morgan Stanley и Bank of New York Mellon Corp. План предусматривал беспрецедентную в истории США частичную национализацию частных банков, что сам Генри Полсон назвал «предосудительным», но необходимым для оживления экономики. 

Вопреки громадности  плана в $700 млрд., банки все, же не проявляли охоты продолжить кредитование. Это побудило ФРС к новому плану. Было объявлено о намерении ФРС  влить дополнительные $800 млрд. в  банковскую систему США, что, как  заявил Генри Полсон, направлено на стимулирование розничного кредитования потребителей. Объявленная программа, предусматривала 2 сектора: потребительский рынок и кредитный, в частности выкуп ФРС на $600 млрд кредитов, выданных и гарантированных ипотечными агентствами Fannie Mae, Freddie Mac, Ginnie Mae и федеральными банками жилищного кредита и $200 млрд. на размораживание рынка потребительского кредита. 

В ноябре 2008г. Полсон предложил отказаться от выкупа неликвидных ипотечных активов банков, поскольку это является не самым эффективным способом использования выделяемых средств. 

В то время как  одни одобряли такие шаги США, многие соглашались с вышеупомянутым беспокойством  Стиглитца. Например, бывший помощник министра финансов при администрации Рейгана и редактора журнала the Wall Street Journal Пол Крейг Робертс (Paul Craig Roberts) тоже подтвердил, что программы спасения должны бы помочь людям с плохой ипотекой, а не банкам: «Проблема, согласно словам правительства, в непогашении ипотек. Тогда деньги надо направить на рефинансирование ипотек и погашение ипотек, лишенных права выкупа заложенного имущества. И это восстановит стоимость ценных бумаг, обеспеченных пулом ипотек и представляющих угрозу финансовым институтам. …Тогда кризис закончиться». 

Общая сумма, которую  правительства потратят на программы  по спасению, достигла космических  высот. Согласно сведениям Bloomberg в феврале 2009г. общая сумма программ по спасению составит $9,7 триллиона, достаточная для погашения более 90% ипотек, но недостаточная для помощи домовладельцам. Как пишет журнал The Economist в мае 2009г.: Потратив огромное состояние на спасение своих банков, западное правительство должно будет повысить налоги, чтобы погасить проценты по этим долгам. В случае стран (как Британия и США) у которых как торговый, так и бюджетный дефициты, эти высокие налоги понадобятся для погашения их долгов иностранным кредиторам…». 

Многих беспокоил  вопрос куда же «идут деньги по спасению банков». Проводя интервью со специальным  главным инспектором Барофским (Barofsky) Inter Press Service, отметил: «Министерство финансов назвало затрату на аудит программ по спасению ‘бессмысленными’». На что Барофски ответил: «Министерство отказалось провести аудит денег кредитованных банкам, для контроля как они их тратят». Как сообщает Inter Press Service, офис Барофского все же обследовал 360 банков, получивших капитал от программ по спасению, и выяснил, что почти все они используют деньги на другие цели вместо кредитования – как это было предусмотрено программами по спасению. Банки использовали немного фондов, чтоб кредитовать, но также и приобретать другие банки, погасить долги и просто хранить у себя резерв, если им нужен будет капитал в будущем. «Программа оказания помощи по проблемным активам стала программой, где налогоплательщикам не сообщают, что большинство получателей этой программы делают с этими деньгами, не сообщается также чего стоят инвестиции этих пользователей, и не будет сказано подробно, как их деньги инвестируются»,- сообщил Барофски. 

Влияние кризиса  на позицию США на мировой арене 

Ипотечный кризис в  США, повлекший за собой кризисные  явления во многих сферах экономики  США также повлек обесценения  доллара США сначала на местном, затем и на мировом рынке. Как  последствие уменьшение его использования  рядом стран в качестве резервной  валюты, и даже попытки перехода на другие валюты в международных  расчетах. Так, 13 октября 2008 года The Times писала, что в мире последует постепенный отход от глобальной однополярной валютной системы, основанной на долларе. Ссылаясь на «Жэньминь жибао» газета привела мнение китайского экономиста Ши Цзяньсюня, призвавшего к «диверсификации валютной и финансовой системы и справедливому финансовому порядку, который не будет зависеть от Соединённых Штатов». 

Ослабление позиции  доллара США также сказалось  на позиции США на мировом рынке. Многие аналитики склонны считать, что до финансового кризиса позиция  США на глазах Европы, Азии и др. стран  мира и так пошатнулась из-за ее действий в отношении Ирака и  Афганистана, а финансовый кризис просто нанес сильный удар по позиции  США на мировой арене как единственной супердержавы. На практике США находится  в невыгодной позиции с военной  точки зрения, а теперь и с финансовой позиции она оказалась ослабленной, так как ее внутренний рынок рушиться. 

Политический обозреватель John Gray (London School of Economics) отметил в лондонской газете The Observer следующее: «…Эра Америки как глобального лидера… закончилась… Упование на свободный американский рынок саморазрушилось, в то время как страны, удержавшие управление рынками, восстановились. 

…как знаменательно, что китайские астронавты идут по открытому космосу, в то время  как министр финансов США стоит  на коленях»[37]. 

Джордж Сорос в  Die Welt от 14 октября 2008г. предрекал относительное ослабление экономики и упадок США, и возвышение Китая: «В то время как у нас накапливались долги, китайцы экономили и копили богатство. Китайцам через какое-то время будет принадлежать большая часть мира, поскольку они переведут свои долларовые резервы и вклады в США в настоящие активы. Это изменит расстановку сил. Сдвиг власти в сторону Азии произойдет в результате совершённых Америкой за последние 25 лет грехов». 

Однако есть и  те, кто считает, что слишком рано списывать лидерские позиции  США с мировой арены. Директор ведущего британского научно-исследовательского центра Д-р Робин Ниблетт (Dr Robin Niblett) утверждает, что структурно США все еще крепки. «Америка все еще невероятно привлекательна для квалифицированных иммигрантов и все еще способна производить Microsoft or Google», - продолжил он. «Даже долги США могут быть преодолены. У США существует невероятная способность к быстрому экономическому восстановлению на местном и предпринимательском уровнях.… важен вопрос, упадок позиции США относительно кого? Китай находится в отчаянной погоне за ростом экономики с целью накормить свое население и предотвратить беспорядки на 15-20 лет. Про Россию нельзя сказать, что она "бумажный тигр"[38], но и она на пределе возможностей своей стратегии построенной на шаткой основе. У Индии свои огромные внутренние противоречия. Европа уже показала свою неспособность вылезти из экономического спада, также динамично как это способны сделать США. Но США необходимо восстановить свою финансовую основу и определить предел своих военных возможностей. Если у штатов меньше денег, то и меньше будет власти». 

Информация о работе Причины и истоки кризиса 2007 г.