Причины и истоки кризиса 2007 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:02, реферат

Описание

Причинами кризиса были:

· неспособность домовладельцев произвести платеж по ипотечному кредиту (г.о. из-за грабительского кредитования, перестройки плавающей процентной ставки[8] по ипотекам и спекуляций);

· чрезмерное застраивание жилья в период бума[9];

Работа состоит из  1 файл

Причины и истоки кризиса 2007г.docx

— 101.89 Кб (Скачать документ)

В 2007 рост ВВП составил 2 %. 

10 октября 2008 года  индекс Nikkei 225 упал до самого низкого значения с мая 2003 года, опустившись на 881,06 пункта (-9,62 %) и составив 8276,43 пункта. Центробанк Японии заявил о намерении направить 35,5 млрд долл. для поддержки финансового рынка, ранее ЦБ выделил около 40 млрд долл[8]. В тот же день стала банкротом страховая компания Yamato Life Insurance Co. Ltd., сумма задолженности которой составила около $2,7 млрд[9]. 

Во втором полугодии 2008 экономика вошла в рецессию. Например, объём продаж автомобилей  в ноябре упал более чем на 27 % до минимального с 1969 года уровня[10]. 

24 экономиста, опрошенные  Bloomberg News в феврале 2009 года, полагали, что из-за снижения внешнего спроса ВВП Японии в 4-м квартале 2008 года рухнул на 11,7 %[11]

Малый и средний  бизнес играют огромную роль в развитии экономики как в России, так и за рубежом.

Например, в Германии "средний и малый бизнес - становой хребет немецкой экономики. Он обеспечивает работой большинство населения  страны и берет на себя основное бремя по профессионально-техническому обучению молодежи". Малый бизнес Германии - это одно из основных звеньев  ее экономики. Малые и средние  предприятия, которых уже более 3,5 млн, составляют 99% фирм-налогоплательщиков. В этот сектор экономики входят как компании с одним-двумя работниками, так и солидные компании с крупным годовым оборотом. Все они обеспечивают до 80% рабочих мест, 45% налогов с оборота и 30% немецкого экспорта ("Бизнес-журнал").

Роль малого и  среднего бизнеса в поддержке  конкурентоспособности хозяйства  страны была признана в 80-е годы и  во Франции. Именно с этого периода  на государственном уровне в стране принимаются меры по стимулированию создания малых и средних предприятий (ИА "Инвур"). 
 

Малый бизнес в России, можно сказать, состоялся на всей территории страны. Только в Москве по состоянию на 1 июля 2006 года зарегистрировано 207 834 малых предприятия и 98 834 индивидуальных предпринимателя.

Выручку в размере  от 100 до 500 тыс. руб. получают 8,8% малых  предприятий от общего количества МП города Москвы, от 500 до 1000 тыс. руб. - 5,4%, от 1 до 5 млн руб. - 15,4%, от 5 до 10 млн руб. - 7%, от 10 до 50 млн руб. - 12,1%, от 50 млн руб. и более - 7,7% малых предприятий.

По данным аналитического отчета "Анализ состояния бизнеса  г. Москвы в 2004-2006 гг. и его вклада в социально-экономическое развитие города", темпы роста налоговых поступлений от представителей малого и среднего бизнеса Москвы, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика. Так, по единому налогу по упрощенной системе налогообложения прирост составил 29,9%, или 1,11 млрд руб., по единому сельскохозяйственному налогу - 57,8%, или 205,2 млн руб. Максимальный рост произошел по единому налогу на вмененный доход - в 142 раза.

Не отстают и  регионы. В Уральском федеральном  округе в настоящее время работает 76 тыс. предприятий малого бизнеса  и 249 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Годовой оборот каждого  предприятия в среднем составляет 13 млн руб. В 2006 году оборот предприятий малого бизнеса вырос на 32%, а объем инвестиций в создание предприятий малого бизнеса увеличился на 20%. На 1000 жителей приходится 31 индивидуальный предприниматель. Для сравнения: в целом по России этот показатель составляет порядка 47%.

В Тюменской области  зарегистрировано 36 тыс. субъектов  малого предпринимательства, из них 28 тыс. - индивидуальные предприниматели. Большинство из них работают в  сфере оптовой и розничной  торговли, услуг, строительстве и  на обрабатывающих производствах. В  малом предпринимательстве на сегодня  занято 77 тыс. жителей Тюменской  области, или 19,8% от трудоспособного  населения. Оборот предприятий малого бизнеса по итогам прошлого года составил 558 млрд руб. Доля малого бизнеса в ВВП области - 21%. Для сравнения: в странах Европы этот показатель превышает 40%.

В Иркутске по состоянию  на 1 января 2007 года зарегистрировано 7166 малых предприятий с численностью 43 800 человек и 15 900 индивидуальных предпринимателей. В целом в малом бизнесе  занят каждый четвертый, работающий в городе.

Малые предприятия  Курганской области обеспечивают 6% от всех налоговых поступлений, собираемых на территории области.

В Ханты-Мансийском автономном округе в 2006 году от предприятий  малого бизнеса в бюджет поступило  более 100 млн руб. Более 22% экономически активного населения округа заняты в малом и среднем бизнесе.

По развитию малого предпринимательства Свердловская область занимает 5-е место в  Российской Федерации. В малом бизнесе  занято 23% экономически активного населения, 33% доходов областного бюджета сформировано за счет налоговых отчислений малых  предприятий.  

Все это говорит  о том, что малый и средний  бизнес живут, развиваются и достигают  положительных результатов практически  на всей территории нашей страны. Но все ли так безоблачно?

Введенные специальные  режимы налогообложения, к сожалению, так и не смогли ни упростить, ни облегчить участи представителей малого и среднего бизнеса. Например, система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности и  система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) предполагают ведение бухгалтерского учета в  полном объеме.

А для этого требуются  работники высокой квалификации. Упрощенную систему налогообложения  организаций и индивидуальных предпринимателей в народе справедливо окрестили "непростая упрощенка". Незначительная стоимость активов или их полное отсутствие зачастую не позволяют представителям малого и среднего бизнеса привлечь кредитные средства. Это является сдерживающим фактором развития бизнеса.

Действующий Федеральный  закон № 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации", принятый в июне 1995 года и направленный на реализацию права граждан на свободное  использование своих способностей и имущества для осуществления  предпринимательской деятельности, устарел и практически не работает. Поэтому новый закон для малого и среднего бизнеса российские парламентарии  рассматривают в авральном режиме. Он должен вступить в силу с 1 июля 2007 года. Новый закон, в отличие от ныне действующего, предусматривает финансовую, имущественную и налоговую поддержку малых и средних компаний, а также оказание помощи в области внешнеэкономической деятельности. Принятие этого закона приведет к необходимости внесения изменений в целый ряд нормативных актов, а именно в законы "О бухгалтерском учете", "О финансовой аренде (лизинге)", "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Это не единственный способ поддержки малого и среднего бизнеса. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы, подготовленному Министерством  экономического развития РФ, из бюджета  Российской Федерации на финансирование программы малого предпринимательства  ежегодно будет направляться около 4 млрд руб. Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию государственной поддержки малого предпринимательства, будут предоставляться субъектам Российской Федерации на конкурсной основе при условии софинансирования расходов по их реализации из региональных бюджетов. Это позволит привлекать для реализации программы финансовые средства регионов и стимулировать их к принятию новых, более эффективных, программ поддержки и развития малого предпринимательства.

Субсидии из федерального бюджета в 2006-2007 годах предоставляются  по результатам конкурсного отбора на финансирование следующих мероприятий:

создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов  малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

поддержка субъектов  малого предпринимательства, производящих и реализующих товары, работы и  услуги, предназначенные для экспорта;

развитие системы  кредитования субъектов малого предпринимательства;

создание и развитие инфраструктуры поддержки малых  предприятий в научно-технической  сфере.

Финансовая поддержка  по этим направлениям будет продолжена государством и в последующие  годы (ИА "Альянс Медиа").

Не остаются в  стороне и органы власти в регионах. 1 апреля 2007 года в Москве стартовала программа субсидирования инновационного предпринимательства. На сегодняшний  день, по мнению министра Правительства  Москвы, руководителя Департамента поддержки  и развития малого предпринимательства  Москвы Михаила Вышегородцева, остро стоит вопрос с понятийным аппаратом в инновационной сфере, особенно это касается развития технопарков и бизнес-инкубаторов. "Технопарк сегодня - это модно. Но важно понимать, что технопарки имеют отношение, в первую очередь, к инновационному бизнесу", - считает он. Во втором полугодии 2007 года на заседание Правительства Москвы будет вынесен документ, детально прописывающий такие понятия, как технопарк и бизне-инкубатор. В этом документе будут установлены структура, направленность, функции и формы работы московских технопарков и бизнес- инкубаторов. 

"Ставки по банковским  кредитам для малых предприятий,  заручившихся поручительствами  Фонда содействия кредитованию  малого бизнеса Москвы, будут  в ближайшее время снижены.  Это произойдет в результате  перевода таких малых предприятий  из третьей, наиболее рискованной,  категории заемщиков, во вторую. Решение об этом принял недавно  Центральный банк России. В настоящий  момент осуществляется подготовка  указанных изменений", - заявил  министр Правительства Москвы, выступая 23 марта на научно- практической конференции "Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства в Москве. Достижения и дальнейшее развитие" (ИА "Альянс Медиа", ИА Regnum).

В Тюменской области  объем бюджетных средств, которые  будут направлены на поддержку малого предпринимательства в 2007 году, составит 290 млн руб. По словам заместителя губернатора Тюменской области Александра Моора, основная часть средств пойдет на развитие кредитования малого бизнеса через Фонд поддержки предпринимательства. Кроме того, в регионе планируется провести областной конкурс "Предприниматель года", создать телепроекты и видеоролики, способствующие развитию и поддержке малого бизнеса в области. 

Развитию малого предпринимательства в Тюменской  области мешает высокий уровень  соцэкономразвития региона. Сегодня решение об открытии своего бизнеса принимается, как правило, молодыми людьми в возрасте 20-30 лет. В то же время рынок труда переполнен вакансиями, и молодые люди с образованием могут без труда найти себе работу, не озадачиваясь созданием собственного бизнеса. Вообще, наибольшее количество предприятий малого бизнеса создается в годы кризиса.

Карнаухов Николай,

ректор нефтегазового  университета,

президент Тюменской  торговопромышленной палаты 
 
 

В Свердловской области  в рамках областной программы  господдержки открыты 8 технопарков  и еще 12 будут созданы в 2007 году.

По мнению вице-президента Союза предприятий малого бизнеса Свердловской области Алексея Кабанова, положительная динамика в развитии малого предпринимательства в Уральском федеральном округе обеспечивается за счет показателей тех малых предприятий, которые были созданы 5-10 лет назад. Малые предприятия изначально сталкиваются с множеством проблем. В связи с этим необходимо существенно увеличить денежные средства, выделяемые на финансирование образовательных бизнес-программ послевузовской поддержки молодежи в возрасте от 20 до 30 лет, нацеленных на создание собственного бизнеса.

Раньше 60% малых предприятий  Челябинской области были заняты в торговле и общепите и 15% - в производстве. Приход на рынок крупных торговых сетей приводит к вытеснению малых  предприятий из сферы торговли.

Чтобы бизнесмены развивали  производственную сферу, необходимо обеспечить их хотя бы на первое время офисными и производственными помещениями, например, на базе пустующих производственных помещений крупных предприятий.

Калинин Александр, председатель Совета

Челябинского отделения "Опора Росии" 
 
 

Курганская торгово-промышленная палата организует деловые миссии курганских товаропроизводителей в другие российские регионы. Благодаря этому предприниматели  получают уникальную возможность пообщаться друг с другом и наладить сотрудничество, минуя цепочку посредников. Вместе с тем, по словам председателя Курганского  городского координационного Совета предпринимателей Ивана Камшилова, развитие предпринимательства сдерживается рядом факторов. Прежде всего это высокое налоговое бремя, сложность в получении финансовых средств, а также недостаточная информационная поддержка.  

Информация о работе Причины и истоки кризиса 2007 г.