Причины и истоки кризиса 2007 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:02, реферат

Описание

Причинами кризиса были:

· неспособность домовладельцев произвести платеж по ипотечному кредиту (г.о. из-за грабительского кредитования, перестройки плавающей процентной ставки[8] по ипотекам и спекуляций);

· чрезмерное застраивание жилья в период бума[9];

Работа состоит из  1 файл

Причины и истоки кризиса 2007г.docx

— 101.89 Кб (Скачать документ)

[править]

Судостроение

 

Японский корабль  «Ниппон-мару». 

Судостроение является традиционной отраслью производства для  Японии на протяжении многих веков. Основными  судостроительными районами являются побережье Внутреннего Японского  моря, северные берега острова Кюсю и Тихокеанское побережье. Крупнейшие заводы расположены в городах Сасебо, Нагасаки, Курэ, Ономичи, Сакаидэ, Кобе, Йокосука, Йокогама, Хакодате. Ведущими японскими судостроительными компаниями являются «Сасебо» (Сасебо), «Мицубиси» (Нагасаки), «Кавасаки» (Кобе), «Юниверсал» (Кавасаки) и другие. 

После Второй мировой войны, благодаря совершенствованию техники судостроения, Япония была мировым лидером в этой области. В первой половине 1970-х годов она выпускала корабли суммарной грузоподъемностью свыше 16 млн тонн. Однако после нефтяного шока в 1974—1975 спрос на крупные танкеры для перевозки нефти резко сократился, что привело к резкому падению японского производства. В 1980-х годах японские судостроители оправились после кризиса, но были вынуждены вступить в борьбу с конкурентами из Южной Кореи и коммунистического Китая. В начале 21 века Япония и Корея продолжают вести борьбу за лидерство на международном рынке судостроения.

[править]

Электротехника 

Предприятия:

Canon

Casio

Daihatsu

Fujitsu

JVC

Hitachi

Isuzu

Kenwood Corporation

Konica

Korg

Mitsubishi

Nintendo

Olympus

Panasonic

Pioneer

Roland

Sega

Sharp

Shimano

Sony

Toshiba

Yamaha

Yonex

[править]

Ресурсы и энергетика

[править]

Ресурсы

Основная статья: Полезные ископаемые Японии 

Япония бедна на энергетические ресурсы. Страна преимущественно  импортирует их из заграницы, что  делает ее уязвимой к внешним воздействиям. До 1960-х годов японская экономика  работала на каменном угле, однако после  энергетической революции перешла  на потребление нефти. В связи  с нефтяными кризисами 1973 и 1979 годов, японское правительство приняло  решение уменьшить нефтяную зависимость  страны путем развития собственной  ядерной энергетики и переводом  части предприятий на природный  газ. 

Уголь используется в японской металлургии и на тепловых электростанциях. По состоянию на 2004 год его доля в энергобалансе  страны составляла около 22 %. Япония полностью  отказалась от добычи собственного угля в 1960-х и ввозит его в необходимых  количествах для промышленности из Австралии (57 %), Индонезии (16 %) и КНР (13 %). 

Нефть — основной энергетический ресурс Японии, доля которого в энергобалансе страны около 50 %. Из нефти делают основные нефтепродукты: бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, лигроин. По состоянию на 2004 год 99,7 % этого ресурса Япония импортировала  заграницей. Из них 90 % — нефть из стран Ближнего Востока : Саудовской Аравии (31 %), Объединенные Арабские Эмираты (25 %), Иран (13 %), Катар (9 %), Кувейт (8 %). Из-за высокой зависимость Японии от нефти и политической нестабильности Ближневосточного региона, правительство страны пытается использовать альтернативные источники энергии, такие как биоэтанол. 

Природный газ используется на тепловых электростанциях, в городах, а также как топливо для  автомобилей. Он считается более  экологически чистым источником энергии, поскольку при его потреблении  выбросы углекислого газа в атмосферу  меньше чем при потреблении угля или нефтепродуктов. После нефтяных кризисов 1970-х годов доля природного газа в энергобалансе страны возросла. На 2004 год она составила более 13 %. 96,5 % этого ресурса Япония ввозила извне. До 2005 года крупнейшим экспортером природного газа в Японию была Индонезия. Однако из-за уменьшения поставок газа в связи с развитием индонезийской экономики и увеличением спроса на внутреннем индонезийском рынке, место Индонезии заняла Малайзия. По состоянию на 2009 год Япония импортировала природный газ из Малайзии (22 %), Австралии (20 %), Индонезии (18 %) и Брунея (12 %) и Катара (12 %). 

Япония имеет значительные залежи минералов, но бедна металлами. 100 % всей железной руды, алюминия и меди, используемой в японской промышленности, импортируется из заграницы. По состоянию  на 2004 год крупнейшими поставщиками железной руды в Японию были Австралия (62 %), Бразилия (21 %) и Индия (8 %); алюминия — Австралия (45 %), Индонезия (37 %), Индия (13 %); меди — Чили (21 %), Индонезия (19 %), Австралия (10 %). В противоположность  этому Япония почти полностью  обеспечивает себя минералами и строительными  материалами, в частности цементом. В стране есть также незначительные залежи золота наивысшего мирового качества, добываемого в шахте Хисикари города Иса префектуры Кагосима.

[править]

Энергетика 

В энергобалансе  Японии доля угля — 17 %, нефти и природного газа — 67 %, гидро- и атомной энергии — 16 %. Общее потребление энергии (4,2 т условного топлива на одного жителя) является примерно таким же, как и в Западной Европе. Производство электроэнергии достигло 900 млрд кВт ч / год. ТЭС производят 2 / 3 электроэнергии. Эти мощные станции, работающие на нефти или газе, размещены недалеко от потребителя, то есть на тихоокеанском побережье в районах Канто, Токай и Кинто.

Основная статья: Атомная энергетика Японии 

В 2006 году на долю японских АЭС приходилось около 30 % от общей  выработки электроэнергии. 60 % ядерного топлива страна получает из Австралии  и Канады. Общий объём потребляемого  в Японии урана составляет 8,7 тыс. тонн. По развитию атомной энергетики Япония уступает только США и Франции. В 90-х годах она начала обогащать  уран.

[править]

Третичный сектор

[править]

Торговля

[править]

Особенности  

Япония является одним из крупнейших экспортеров  автомобилей и высокоточной техники (слева: Atenza-Sedan 2007 года компании Mazda; справа: Фотоаппарат Canon 400D компании Canon). 
 

Японская торговля относится к типу торговли добавленной  стоимости. Она заключается в  импорте Японией сырья и экспорте промышленных товаров. Во времена существования  Японской империи страна преимущественно  ввозила сырье для текстильной  промышленности, а вывозила текстильные  товары. Торговля была ориентирована  на предметы легкой промышленности. После Второй мировой войны главной статьей японского импорта стало топливо, а экспорта — продукция машиностроения, автомобили, высокоточное оборудование и полупроводники. Торговля была переориентирована на товары тяжелой и химической промышленности. Начиная с 1980 года страна имеет перманентное положительное сальдо торгового баланса — объемы продаж превышают объемы закупок. Из-за этого между Японией и США неоднократно вспыхивают торговые конфликты. В 1990-х годах японские производственные предприятия перенесли значительную часть своих заводов в азиатские страны. Продукция этих предприятий также импортируется в Японию. 

В начале 21 века главными товарами японского импорта были нефть, сжиженный природный газ, текстильные товары, простые микросхемы, компьютеры, рыба и морепродукты. Главными товарами экспорта были автомобили, сложные  микросхемы, сталь, товары химической и машиностроительной промышленности. По состоянию на 2010 год сумма товаров  импорта и экспорта составила  около 1,402 триллиона долларов США. 

За 2008—2009 годы профицит торгового баланса вырос в 6 раз: в сентябре 2008 года он составлял 90 млрд иен ($1 млрд) в сентябре 2009 года — 529,6 млрд иен ($5,7 млрд)[7]. По сравнению с сентябрём 2008 года, в 2009 году профицит в торговле с Россией сменился дефицитом и составил 52,65 млрд иен ($580 млн)[7]. 

Основными торговыми  партнерами Японии являются США, Китайская  Народная Республика, Республика Корея, Республика Китай, Саудовская Аравия, Австралия.

[править]

Экспорт 

По состоянию на 2010 год сумма товаров на экспорт  составила 765 200 000 000 долларов США. Главными партнерами Японии в 2009 году были :

 КНР 18,88 %

 США 16,42 %

 Республика Корея  8,13 %

 Китайская Республика 6,27 %

 Гонконг 5,49 %

[править]

Импорт 

По состоянию на 2010 год сумма товаров на импорт составила 636 800 000 000 долларов США. Главными партнерами Японии в 2009 году были:

 КНР 22,2 %

 США 10,96 %

 Австралия 6,29 %

 Саудовская Аравия 5,29 %

 ОАЭ 4,12 %

 Республика Корея  3,98 %

 Индонезия 3,95 %

[править]

Основные торговые порты

Токийский порт

Йокогамский порт

Аэропорт Нарита

Нагойский порт

Кобский порт

Аэропорт Кансай

[править]

Японские банки

Основная статья: Кэйрэцу

 

Иокогама, район Минато Мираи 21 

Кэйрэцу группируются вокруг банка (исключение — TOYOTA), который обеспечивает финансирование всех других компаний группы, то есть по-сути обеспечивает самофинансирование.

Николай Петраков:

«В своё время  я был в длительной командировке в Японии, где изучал их структуру  банков долгосрочного развития. Это совсем другой, нежели наши коммерческие, банк — банк целевого кредитования… 

Предположим, у этого  банка просят деньги под строительство  металлургического завода. Ради Бога! Он даёт под 1,5-2 %. Вернее, не даёт деньги как таковые, а берёт счета  подрядчика,… оплачивает. Причём делает это поэтапно: за вырытый фундамент, за возведённые металлоконструкции и так далее. При таком финансовом подходе у заёмщика нет живых  денег, соответственно „распилить“  их невозможно». 

— Николай Петраков: «В Сколково нет условий для российских Гейтсов» // Интервью Льву Сирину, «Фонтанка.ру» 29.11.2010 

[править]

История

[править]

Довоенная Япония

Японско-минская  торговля

Торговля с южными варварами

[править]

Послевоенная Япония

Основная статья: Японское экономическое чудо 

В 1939, на начало Второй мировой войны, японская текстильная продукция доминировала на мировом рынке, а металлургия, машиностроение, в частности транспортное, химическая промышленность и другие имели высокий уровень развития. Во время Второй мировой войны была уничтожена значительная часть японского экономического потенциала. Основы для последующего энергичного подъема и структурных преобразований в хозяйстве были заложены в результате пересмотра правительственной политики в отношении науки и техники, организации подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, а также благодаря использованию опыта промышленного строительства, накопленного до и во время войны. В послевоенные десятилетия, по крайней мере до 1973, темпы экономического роста были чрезвычайно высокими: в среднем около 10 % в год в 1955—1973. До конца 1973 случались отдельные кратковременные спады до 4-6 %. В последующие годы, вследствие резкого скачка цен на импортируемую нефть, среднегодовые темпы роста производства снизились примерно до 4,3 %. В 1977—1987 они составляли 4,2 %. Кардинально изменилась структура национального дохода. Если в сельском хозяйстве, рыболовстве и лесном хозяйстве в 1955 было создано 23 % национального дохода, то в 1965 — 11 %, в 1995 только 2,1 %. В то же время, горнодобывающая, обрабатывающая промышленность и строительство, которые в 1955 давали 29 % национального дохода, в 1995 составляли около 40,7 %. Доля сферы услуг, включающая транспорт, торговлю, финансы и административную деятельность, составляла 48 % в 1955 и 58 % в 1995. В 1996 трудовые ресурсы оценивались в 67 110 000 человек, из которых 32,7 % были заняты в промышленности, 26,5 — в торговле и банковской деятельности, 24,6 — в сфере услуг и 5,5 % — в сельском хозяйстве и рыболовстве. Распространен пожизненный найм рабочих и служащих, по которому работают около 25 % занятых в обрабатывающей промышленности. 

В 1980-х годах в  стране произошло сворачивание энергоемких  и материалоемких производств в рамках структурной перестройки промышленности с целью снижения ее зависимости от импорта сырья и топлива. Своеобразная черта японской экономики — сочетание крупных концернов с большим числом мелких предприятий. Гигантские монополии (в том числе «Mitsubishi», «Mitsui», «Sumitomo», «Fuji», «Sanwa» и другие) контролируют почти все отрасли экономики. 

В стране длительное время существовала «система пожизненного найма», когда работнику нельзя было переходить из одной фирмы в другую. Если он решался это сделать, то его  считали предателем и относились к нему пренебрежительно. 

Информация о работе Причины и истоки кризиса 2007 г.