Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:02, реферат
Причинами кризиса были:
· неспособность домовладельцев произвести платеж по ипотечному кредиту (г.о. из-за грабительского кредитования, перестройки плавающей процентной ставки[8] по ипотекам и спекуляций);
· чрезмерное застраивание жилья в период бума[9];
[править]
Судостроение
Японский корабль
«Ниппон-мару».
Судостроение является
традиционной отраслью производства для
Японии на протяжении многих веков. Основными
судостроительными районами являются
побережье Внутреннего
После Второй мировой войны, благодаря совершенствованию техники судостроения, Япония была мировым лидером в этой области. В первой половине 1970-х годов она выпускала корабли суммарной грузоподъемностью свыше 16 млн тонн. Однако после нефтяного шока в 1974—1975 спрос на крупные танкеры для перевозки нефти резко сократился, что привело к резкому падению японского производства. В 1980-х годах японские судостроители оправились после кризиса, но были вынуждены вступить в борьбу с конкурентами из Южной Кореи и коммунистического Китая. В начале 21 века Япония и Корея продолжают вести борьбу за лидерство на международном рынке судостроения.
[править]
Электротехника
Предприятия:
Canon
Casio
Daihatsu
Fujitsu
JVC
Hitachi
Isuzu
Kenwood Corporation
Konica
Korg
Mitsubishi
Nintendo
Olympus
Panasonic
Pioneer
Roland
Sega
Sharp
Shimano
Sony
Toshiba
Yamaha
Yonex
[править]
Ресурсы и энергетика
[править]
Ресурсы
Основная статья:
Полезные ископаемые Японии
Япония бедна на
энергетические ресурсы. Страна преимущественно
импортирует их из заграницы, что
делает ее уязвимой к внешним воздействиям.
До 1960-х годов японская экономика
работала на каменном угле, однако после
энергетической революции перешла
на потребление нефти. В связи
с нефтяными кризисами 1973 и 1979 годов,
японское правительство приняло
решение уменьшить нефтяную зависимость
страны путем развития собственной
ядерной энергетики и переводом
части предприятий на природный
газ.
Уголь используется
в японской металлургии и на тепловых
электростанциях. По состоянию на 2004
год его доля в энергобалансе
страны составляла около 22 %. Япония полностью
отказалась от добычи собственного угля
в 1960-х и ввозит его в необходимых
количествах для промышленности
из Австралии (57 %), Индонезии (16 %) и КНР
(13 %).
Нефть — основной
энергетический ресурс Японии, доля которого
в энергобалансе страны около 50 %.
Из нефти делают основные нефтепродукты:
бензин, керосин, дизельное топливо,
мазут, лигроин. По состоянию на 2004 год
99,7 % этого ресурса Япония импортировала
заграницей. Из них 90 % — нефть из
стран Ближнего Востока : Саудовской
Аравии (31 %), Объединенные Арабские Эмираты
(25 %), Иран (13 %), Катар (9 %), Кувейт (8 %). Из-за
высокой зависимость Японии от нефти и
политической нестабильности Ближневосточного
региона, правительство страны пытается
использовать альтернативные источники
энергии, такие как биоэтанол.
Природный газ используется
на тепловых электростанциях, в городах,
а также как топливо для
автомобилей. Он считается более
экологически чистым источником энергии,
поскольку при его потреблении
выбросы углекислого газа в атмосферу
меньше чем при потреблении угля
или нефтепродуктов. После нефтяных
кризисов 1970-х годов доля природного газа
в энергобалансе страны возросла. На 2004
год она составила более 13 %. 96,5 % этого
ресурса Япония ввозила извне. До 2005 года
крупнейшим экспортером природного газа
в Японию была Индонезия. Однако из-за
уменьшения поставок газа в связи с развитием
индонезийской экономики и увеличением
спроса на внутреннем индонезийском рынке,
место Индонезии заняла Малайзия. По состоянию
на 2009 год Япония импортировала природный
газ из Малайзии (22 %), Австралии (20 %), Индонезии
(18 %) и Брунея (12 %) и Катара (12 %).
Япония имеет значительные залежи минералов, но бедна металлами. 100 % всей железной руды, алюминия и меди, используемой в японской промышленности, импортируется из заграницы. По состоянию на 2004 год крупнейшими поставщиками железной руды в Японию были Австралия (62 %), Бразилия (21 %) и Индия (8 %); алюминия — Австралия (45 %), Индонезия (37 %), Индия (13 %); меди — Чили (21 %), Индонезия (19 %), Австралия (10 %). В противоположность этому Япония почти полностью обеспечивает себя минералами и строительными материалами, в частности цементом. В стране есть также незначительные залежи золота наивысшего мирового качества, добываемого в шахте Хисикари города Иса префектуры Кагосима.
[править]
Энергетика
В энергобалансе Японии доля угля — 17 %, нефти и природного газа — 67 %, гидро- и атомной энергии — 16 %. Общее потребление энергии (4,2 т условного топлива на одного жителя) является примерно таким же, как и в Западной Европе. Производство электроэнергии достигло 900 млрд кВт ч / год. ТЭС производят 2 / 3 электроэнергии. Эти мощные станции, работающие на нефти или газе, размещены недалеко от потребителя, то есть на тихоокеанском побережье в районах Канто, Токай и Кинто.
Основная статья:
Атомная энергетика Японии
В 2006 году на долю японских АЭС приходилось около 30 % от общей выработки электроэнергии. 60 % ядерного топлива страна получает из Австралии и Канады. Общий объём потребляемого в Японии урана составляет 8,7 тыс. тонн. По развитию атомной энергетики Япония уступает только США и Франции. В 90-х годах она начала обогащать уран.
[править]
Третичный сектор
[править]
Торговля
[править]
Особенности
Япония является
одним из крупнейших экспортеров
автомобилей и высокоточной техники
(слева: Atenza-Sedan 2007 года компании Mazda; справа:
Фотоаппарат Canon 400D компании Canon).
Японская торговля
относится к типу торговли добавленной
стоимости. Она заключается в
импорте Японией сырья и
В начале 21 века главными
товарами японского импорта были
нефть, сжиженный природный газ,
текстильные товары, простые микросхемы,
компьютеры, рыба и морепродукты. Главными
товарами экспорта были автомобили, сложные
микросхемы, сталь, товары химической
и машиностроительной промышленности.
По состоянию на 2010 год сумма товаров
импорта и экспорта составила
около 1,402 триллиона долларов США.
За 2008—2009 годы профицит
торгового баланса вырос в 6 раз: в сентябре
2008 года он составлял 90 млрд иен ($1 млрд)
в сентябре 2009 года — 529,6 млрд иен ($5,7 млрд)[7].
По сравнению с сентябрём 2008 года, в 2009
году профицит в торговле с Россией сменился
дефицитом и составил 52,65 млрд иен ($580 млн)[7].
Основными торговыми партнерами Японии являются США, Китайская Народная Республика, Республика Корея, Республика Китай, Саудовская Аравия, Австралия.
[править]
Экспорт
По состоянию на 2010 год сумма товаров на экспорт составила 765 200 000 000 долларов США. Главными партнерами Японии в 2009 году были :
КНР 18,88 %
США 16,42 %
Республика Корея 8,13 %
Китайская Республика 6,27 %
Гонконг 5,49 %
[править]
Импорт
По состоянию на 2010 год сумма товаров на импорт составила 636 800 000 000 долларов США. Главными партнерами Японии в 2009 году были:
КНР 22,2 %
США 10,96 %
Австралия 6,29 %
Саудовская Аравия 5,29 %
ОАЭ 4,12 %
Республика Корея 3,98 %
Индонезия 3,95 %
[править]
Основные торговые порты
Токийский порт
Йокогамский порт
Аэропорт Нарита
Нагойский порт
Кобский порт
Аэропорт Кансай
[править]
Японские банки
Основная статья: Кэйрэцу
Иокогама, район Минато
Мираи 21
Кэйрэцу группируются вокруг банка (исключение — TOYOTA), который обеспечивает финансирование всех других компаний группы, то есть по-сути обеспечивает самофинансирование.
Николай Петраков:
«В своё время
я был в длительной командировке
в Японии, где изучал их структуру
банков долгосрочного развития. Это
совсем другой, нежели наши коммерческие,
банк — банк целевого кредитования…
Предположим, у этого
банка просят деньги под строительство
металлургического завода. Ради Бога!
Он даёт под 1,5-2 %. Вернее, не даёт деньги
как таковые, а берёт счета
подрядчика,… оплачивает. Причём делает
это поэтапно: за вырытый фундамент,
за возведённые металлоконструкции
и так далее. При таком финансовом
подходе у заёмщика нет живых
денег, соответственно „распилить“
их невозможно».
— Николай Петраков:
«В Сколково нет условий для российских
Гейтсов» // Интервью Льву Сирину, «Фонтанка.ру»
29.11.2010
[править]
История
[править]
Довоенная Япония
Японско-минская торговля
Торговля с южными варварами
[править]
Послевоенная Япония
Основная статья:
Японское экономическое чудо
В 1939, на начало Второй
мировой войны, японская текстильная продукция
доминировала на мировом рынке, а металлургия,
машиностроение, в частности транспортное,
химическая промышленность и другие имели
высокий уровень развития. Во время Второй
мировой войны была уничтожена значительная
часть японского экономического потенциала.
Основы для последующего энергичного
подъема и структурных преобразований
в хозяйстве были заложены в результате
пересмотра правительственной политики
в отношении науки и техники, организации
подготовки высококвалифицированных
рабочих кадров, а также благодаря использованию
опыта промышленного строительства, накопленного
до и во время войны. В послевоенные десятилетия,
по крайней мере до 1973, темпы экономического
роста были чрезвычайно высокими: в среднем
около 10 % в год в 1955—1973. До конца 1973 случались
отдельные кратковременные спады до 4-6
%. В последующие годы, вследствие резкого
скачка цен на импортируемую нефть, среднегодовые
темпы роста производства снизились примерно
до 4,3 %. В 1977—1987 они составляли 4,2 %. Кардинально
изменилась структура национального дохода.
Если в сельском хозяйстве, рыболовстве
и лесном хозяйстве в 1955 было создано 23
% национального дохода, то в 1965 — 11 %, в
1995 только 2,1 %. В то же время, горнодобывающая,
обрабатывающая промышленность и строительство,
которые в 1955 давали 29 % национального
дохода, в 1995 составляли около 40,7 %. Доля
сферы услуг, включающая транспорт, торговлю,
финансы и административную деятельность,
составляла 48 % в 1955 и 58 % в 1995. В 1996 трудовые
ресурсы оценивались в 67 110 000 человек,
из которых 32,7 % были заняты в промышленности,
26,5 — в торговле и банковской деятельности,
24,6 — в сфере услуг и 5,5 % — в сельском хозяйстве
и рыболовстве. Распространен пожизненный
найм рабочих и служащих, по которому работают
около 25 % занятых в обрабатывающей промышленности.
В 1980-х годах в
стране произошло сворачивание энергоемких
и материалоемких производств в рамках
структурной перестройки промышленности
с целью снижения ее зависимости от импорта
сырья и топлива. Своеобразная черта японской
экономики — сочетание крупных концернов
с большим числом мелких предприятий.
Гигантские монополии (в том числе «Mitsubishi»,
«Mitsui», «Sumitomo», «Fuji», «Sanwa» и другие) контролируют
почти все отрасли экономики.
В стране длительное
время существовала «система пожизненного
найма», когда работнику нельзя было
переходить из одной фирмы в другую.
Если он решался это сделать, то его
считали предателем и относились
к нему пренебрежительно.