Причины и истоки кризиса 2007 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:02, реферат

Описание

Причинами кризиса были:

· неспособность домовладельцев произвести платеж по ипотечному кредиту (г.о. из-за грабительского кредитования, перестройки плавающей процентной ставки[8] по ипотекам и спекуляций);

· чрезмерное застраивание жилья в период бума[9];

Работа состоит из  1 файл

Причины и истоки кризиса 2007г.docx

— 101.89 Кб (Скачать документ)

В Иркутской области  принята целевая программа "Поддержка  и развитие малого предпринимательства  в Иркутской области на 2006-2010 годы". Объем ее финансирования на пять лет  составит 194,2 млн руб. По информации, предоставленной Департаментом предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Иркутской области, программа направлена на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий региона и выход их на всероссийский уровень, а также на привлечение инвестиций. Согласно проекту областная администрация будет поддерживать в первую очередь малый и средний бизнес в сфере глубокой лесопереработки, туризма, ЖКХ и производства строительных материалов. Программа позволит увеличить поступление налогов и сборов в областной бюджет. 

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что у  малого и среднего бизнеса есть надежда  на светлое будущее. Но за место под  солнцем надо бороться 

Развитие бизнеса  в России 

Деятельность субъектов  и развитие малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», в котором  указаны критерии отнесения предприятия  к малому и среднему бизнесу. 

Развитие бизнеса  в России тормозят чиновничьи препоны, поэтому одним из важнейших решений  было решение, которое позволило  резко сократить число проверок предприятий различными органами контроля.

Также развитие среднего бизнеса и развитие малого бизнесав России во многом зависит от существующей системы налогообложения. Поэтому хорошей новостью стало решение Правительства РФ об увеличении порога дохода при переходе на упрощенную систему налогообложения с 45 до 60 млн. рублей. Этим действительно решаются многие проблемы развития бизнеса в России.

Положительно сказывается на развитие малого бизнеса и на развитие среднего бизнеса курс Правительства РФ и Минэкономразвития России на сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации. 

Значительно облегчил развитие бизнеса в России закон 294, позволивший как минимум вдвое  сократить число проверок предприятия. Очень важно также, что этот закон  обеспечивает защиту предпринимателя: результаты проверки считаются недействительными, если при ее проведении были нарушены права предпринимателя. 

Развитие малого бизнеса и развитие среднего бизнеса  в Росси определяется еще суммарной  величиной налогов. Для малого бизнеса  существует два специальных налоговых  режима: сельхозналог и упрощенная система налогообложения. Количество налогоплательщиков, применяющих "упрощенку", возросло в 10 раз. И этим убраны многие проблемы развития бизнеса в России. Много сделано для того, чтобы снизить нагрузку на предприятия, которые используют этот режим: переход на него осуществляется в добровольном порядке, предоставляется возможность выбора объекта налогообложения и ежегодной смены этого объекта, налоговая декларация подается раз в год. Ведение и развитие бизнеса в России стало реальностью. 

Принимая во внимание проблемы развития бизнеса в России прокуратура принимает меры и по уменьшению административного давления на бизнес. В 2009 году была создана специальная комиссия для проверки того, как осуществляют контрольно-надзорные функции органы государственной власти как федерального, так и муниципального уровней. И так тоже решаются проблемы развития бизнеса в России. Почти повсеместно были обнаружены факты передачи государственных контролирующих функций коммерческим организациям и созданным специально институтам, где все бесплатные государственные функции были переведены на платную основу. Наиболее часто проверки мелкого и среднего бизнеса проводят МЧС и Роспотребнадзор - на эти ведомства приходится 63% всех проверок. Доля отказов прокуратуры и здесь составляет 50%. Примечательно, что по результатам санкционированных проверок выяснилось, что 56% из них не выявили никаких нарушений - то есть, были проведены без достаточных поводов и оснований. 

***

Малый и средний  бизнес в Украине трудно назвать  драйвером экономики. К малому и  среднему бизнесу можно причислить более 90% предприятий/компаний, зарегистрированных в Украине, но реальный вклад этих предприятий в ВНП — около 11% (данные прошлогоднего исследования УкрСиббанка). В Европе этот показатель выше в несколько раз: в Дании, например, субъекты малого бизнеса ежегодно создают 80% национального продукта, в Италии — 60%, а средний вклад таких предприятий в ВНП по всей Западной Европе — 63-67%.

Несмотря на рост доходов украинского малого бизнеса, начиная с 2000 года его доля в ВНП неуклонно снижается. Отстает Украина и по количеству компаний — представителей сектора малого и среднего бизнеса.

«Кустарники и лоточники» — так в свое время назвал представителей малого бизнеса экс-президент Леонид Кучма — необходимый элемент  любой экономики. Крупные компании, даже игроки FMCG-рынка и сектора  услуг физически не могут удовлетворить  нужды всех без исключения групп  потребителей. Сильная сторона малого бизнеса в Европе и США —  ориентация на «нестандартных» потребителей: крупные корпорации работают на усредненного, унифицированного покупателя, малый  бизнес заполняет пробелы, продавая продукцию и уcлуги, производство которых невыгодно большим игрокам рынков.

Малый бизнес — база для формирования т. н. новой экономики: крупных компаний, созданных не на обломках промпредприятий бывшего  СССР, а с нуля.

«Наиболее жесткий  и бескомпромиссный конкурентный отбор  идет на уровне малого бизнеса. Около 80% малых предприятий существуют год-два», — констатирует старший экономист  центра социально-экономических исследований CASE Украина Владимир Дубровский.

Как правило, компании «новой экономики» успешнее экс-советских предприятий. Примеров, даже украинских, немало. Все четыре отечественных компании, вышедшие на IPO, созданы уже в независимой Украине. «Nemiroff» — один из самых крупнейших игроков мирового рынка алкоголя. История компании «Квазар-Микро» (сейчас — одно из подразделений российского концерна Sitronics) начиналась с небольшой фирмы, торговавшей каталогами Intel.

Однако приведенные  примеры скорее исключение, чем правило. Совокупный финансовый результат (проще  говоря, прибыль) малых и средних  предприятий был положительным  в далеком 2000 году (чуть более 1 млрд. грн).

С тех пор, несмотря на рост доходов, малый бизнес неизменно  оставался в минусах.

Импульс к развитию малый бизнес в Украине получил  во время экономического спада начала 90-х. Кризис в промышленности пошел  на пользу частному предпринимательству. Крупные заводы сокращали и останавливали  производство, отправляя работников в вынужденные отпуска. В 1995 году официальный показатель безработицы  составлял 0,5%, тогда как реальные ее масштабы, по разным оценкам, достигали 15-20% трудоспособного населения. «Если  бы малый бизнес не абсорбировал эту  массу рабочей силы, наверное, в  стране произошел бы социальный взрыв», — считает Владимир Дубровский.

Малый и средний  бизнес начал выходить из тени в  конце прошлого десятилетия.

Одна из причин масштабной реорганизации — появление в 1998 году упрощенной системы налогообложения  малого бизнеса. Многие собственники посчитали выгодным разделить крупное производство на несколько средних и малых предприятий, сотрудничавших между собой. Такая схема позволяла увеличить обороты бизнеса за счет снижения налоговых расходов. Однако, с развитием частного предпринимательства набирала обороты и бюрократическая машина. Пожарный надзор, СЭС, органы местного самоуправления, налоговая служба и прочие ведомства обложили бизнес всевозможными разрешениями, которые необходимы для старта и развития собственного дела. Процедура оформления документации становилась все сложнее, по данным Международной финансовой корпорации (IFC), украинские предприятия в среднем тратят на получение всех разрешений более трех месяцев, причем большая часть разрешительных документов — временные: их приходится переоформлять ежегодно.

«Начиная бизнес в Украине, предприниматель зачастую не может даже предположить, сколько  и каких конкретно разрешений ему придется получать.

До принятия Закона «О разрешительной системе в сфере  хозяйственной деятельности» в 2005 году таких разрешений насчитывалось  около 1200. В настоящее время —  чуть менее 400. Это только те разрешения, которые упоминаются в украинских законах, а не в подзаконных актах, постановлениях, приказах или инструкциях», — говорит Санжар Ибрагимов, советник по юридическим вопросам проекта IFC «Развитие предпринимательства  в Украине».

Одними разрешениями госрегулирование малого бизнеса не ограничивается. «Украина остается экономикой с сильнейшим режимом контроля со стороны государства. В развитых странах процедуру проверок проходят только предприятия, входящие в группу риска — малая часть от общего числа субъектов, занятых в фармацевтике, химической промышленности, ядерных  разработках и других потенциально опасных видах деятельности», —  рассказывает Флорентин Бланк, руководитель проекта IFC «Развитие предпринимательства  в Украине».

Распространенное  мнение: малый бизнес — главный, если не единственный источник инноваций  в экономике. Мол, мелкие фирмы могут  легко занять свою нишу на рынке, создав новый товар или услугу. Так  оно и есть, но не в Украине.

Классическое украинское малое предприятие — представитель  либо торгового сектора, либо сектора  услуг. По мнению специалистов IFC, развитие промышленного сектора, а с ним  и инноваций, тормозит в первую очередь существующая в стране система стандартизации. Любой произведенный в Украине товар, а также оборудование, задействованное в производстве, должны соответствовать украинским стандартам, многие из которых содержат требования, существовавшие еще при СССР. Чтобы выпускать нестандартный или даже просто новый товар, нужно оплатить труд инженеров, способных составить технические характеристики продукта, которые станут базой для создания нового стандарта. Такие расходы не под силу начинающему бизнесмену: украинские изобретатели и рационализаторы специализируются не на производстве, а на продаже собственных проектов или идей.

Другая проблема украинского малого бизнеса —  неумение и нежелание собственников  выстраивать долгосрочную стратегию  развития бизнеса. «По данным наших  исследований предпринимательской  среды, только 3-4% МСП имели планы  по увеличению бизнеса на несколько  лет вперед. Остальные на вопрос, не собираются ли они расширяться  в течение ближайших пяти лет, отвечали: слишком долгий срок для  планирования».

По мнению политолога Виктора Небоженко «В последние  несколько лет в Украине сложилась  такая ситуация, когда основными  врагами малого и среднего бизнеса, против которых практически невозможно бороться, стали бюрократия и крупный  бизнес. Самое печальное, что малый бизнес рассматривается крупным бизнесом, крупными корпорациями и олигархическими структурами как нечто, что должно быть съедено, как планктон». Законодательные органы и исполнительная власть не может (да и не хочет) на конкретном урегулировании законодательной базы деятельности малого и среднего бизнеса. А это значит, что для предпринимателей малого и среднего бизнеса нынешний год в экономическом плане несомненно будет хуже, и они понесут большие потери.

Малый и средний  бизнес в Украине защищен от политической и экономической нестабильности гораздо менее нежели крупные корпорации. Однако, и частный предприниматель и представитель «среднего» бизнеса в своей деятельности испытывает практически те — же риски, что и любое крупное предприятие, при этом, его защищенность от таких рисков фактически гораздо меньше. Можно сказать, что основными препятствиями на пути к успешной реализации бизнес — проекта в сфере малого и среднего бизнеса на сегодняшний день являются высокая конкуренция, не урегулированность действующего законодательства, низкая эффективность работы органов исполнительной власти, высокий уровень налоговой нагрузки и значительные усилия, затрачиваемые на преодоление различных преград бюрократического характера в разрешительных и контролирующих органах. **Днепропетровская областная общественная организация «Союз помощи и поддержки малого и среднего бизнеса Дивитис"** видит один из основных способов оказания помощи в развитии небольшим предприятиям и предприятиям со «средним» уровнем доходов в разрешении вышеуказанных препятствий, оказании услуг, ориентированных на снижение и минимизацию рисков в предпринимательской деятельности 

Развитие малого и среднего бизнеса является важным условием трансформации экономики  Украины. Расширение сети малых и  средних предприятий способно ослабить монополизм, создать необходимые  условия конкуренции, заполнить  ниши в потребительской сфере. МСБ  создает рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, таким образом способствуя проведению социальных реформ. 

Мелкие фирмы являются фундаментом национальной экономики. Наличие большого числа малых  предприятий в экономике придает  экономической системе гибкость, маневренность, приспособляемость  к быстро изменяющейся обстановке и  конъюнктуре рынка. 

Проблема формирования малого бизнеса в Украине связана  с обеспечением механизмов политической стабильности, валютной, налоговой, таможенной политики, экономических преобразований, широкой приватизацией, демократизации общества.  

На данном этапе  актуальной является проблема государственной  поддержки бизнеса, поскольку в  условиях последствий финансового  и экономического кризиса встает вопрос о "выживании" малых и  средних фирм.  

С одной стороны  кризис может рассматриваться как  положительный аспект- санация национального хозяйства, когда на рынке остаются наиболее сильные и конкурентоспособные предприятия. Но с другой стороны, банкротство большого количества фирм приводит к сокращению рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет; наносит урон всему обществу, поскольку потребители недополучают необходимые товары и услуги, либо вынуждены увеличивать свои расходы на приобретение привычного набора благ. 

Информация о работе Причины и истоки кризиса 2007 г.