Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:02, реферат
Причинами кризиса были:
· неспособность домовладельцев произвести платеж по ипотечному кредиту (г.о. из-за грабительского кредитования, перестройки плавающей процентной ставки[8] по ипотекам и спекуляций);
· чрезмерное застраивание жилья в период бума[9];
В Иркутской области
принята целевая программа "Поддержка
и развитие малого предпринимательства
в Иркутской области на 2006-2010 годы".
Объем ее финансирования на пять лет
составит 194,2 млн руб. По информации, предоставленной
Департаментом предпринимательства, среднего
и малого бизнеса администрации губернатора
Иркутской области, программа направлена
на повышение конкурентоспособности малых
и средних предприятий региона и выход
их на всероссийский уровень, а также на
привлечение инвестиций. Согласно проекту
областная администрация будет поддерживать
в первую очередь малый и средний бизнес
в сфере глубокой лесопереработки, туризма,
ЖКХ и производства строительных материалов.
Программа позволит увеличить поступление
налогов и сборов в областной бюджет.
Все вышеизложенное
свидетельствует о том, что у
малого и среднего бизнеса есть надежда
на светлое будущее. Но за место под
солнцем надо бороться
Развитие бизнеса
в России
Деятельность субъектов
и развитие малого бизнеса в России
регулируется принятым 24 июля 2007 года
Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии
малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации», в котором
указаны критерии отнесения предприятия
к малому и среднему бизнесу.
Развитие бизнеса в России тормозят чиновничьи препоны, поэтому одним из важнейших решений было решение, которое позволило резко сократить число проверок предприятий различными органами контроля.
Также развитие среднего бизнеса и развитие малого бизнесав России во многом зависит от существующей системы налогообложения. Поэтому хорошей новостью стало решение Правительства РФ об увеличении порога дохода при переходе на упрощенную систему налогообложения с 45 до 60 млн. рублей. Этим действительно решаются многие проблемы развития бизнеса в России.
Положительно сказывается
на развитие малого бизнеса и на развитие
среднего бизнеса курс Правительства
РФ и Минэкономразвития России на сокращение
перечня продукции, подлежащей обязательной
сертификации.
Значительно облегчил
развитие бизнеса в России закон
294, позволивший как минимум вдвое
сократить число проверок предприятия.
Очень важно также, что этот закон
обеспечивает защиту предпринимателя:
результаты проверки считаются недействительными,
если при ее проведении были нарушены
права предпринимателя.
Развитие малого
бизнеса и развитие среднего бизнеса
в Росси определяется еще суммарной
величиной налогов. Для малого бизнеса
существует два специальных налоговых
режима: сельхозналог и упрощенная
система налогообложения. Количество
налогоплательщиков, применяющих "упрощенку",
возросло в 10 раз. И этим убраны многие
проблемы развития бизнеса в России. Много
сделано для того, чтобы снизить нагрузку
на предприятия, которые используют этот
режим: переход на него осуществляется
в добровольном порядке, предоставляется
возможность выбора объекта налогообложения
и ежегодной смены этого объекта, налоговая
декларация подается раз в год. Ведение
и развитие бизнеса в России стало реальностью.
Принимая во внимание
проблемы развития бизнеса в России
прокуратура принимает меры и по уменьшению
административного давления на бизнес.
В 2009 году была создана специальная комиссия
для проверки того, как осуществляют контрольно-надзорные
функции органы государственной власти
как федерального, так и муниципального
уровней. И так тоже решаются проблемы
развития бизнеса в России. Почти повсеместно
были обнаружены факты передачи государственных
контролирующих функций коммерческим
организациям и созданным специально
институтам, где все бесплатные государственные
функции были переведены на платную основу.
Наиболее часто проверки мелкого и среднего
бизнеса проводят МЧС и Роспотребнадзор
- на эти ведомства приходится 63% всех проверок.
Доля отказов прокуратуры и здесь составляет
50%. Примечательно, что по результатам
санкционированных проверок выяснилось,
что 56% из них не выявили никаких нарушений
- то есть, были проведены без достаточных
поводов и оснований.
***
Малый и средний бизнес в Украине трудно назвать драйвером экономики. К малому и среднему бизнесу можно причислить более 90% предприятий/компаний, зарегистрированных в Украине, но реальный вклад этих предприятий в ВНП — около 11% (данные прошлогоднего исследования УкрСиббанка). В Европе этот показатель выше в несколько раз: в Дании, например, субъекты малого бизнеса ежегодно создают 80% национального продукта, в Италии — 60%, а средний вклад таких предприятий в ВНП по всей Западной Европе — 63-67%.
Несмотря на рост доходов украинского малого бизнеса, начиная с 2000 года его доля в ВНП неуклонно снижается. Отстает Украина и по количеству компаний — представителей сектора малого и среднего бизнеса.
«Кустарники и лоточники» — так в свое время назвал представителей малого бизнеса экс-президент Леонид Кучма — необходимый элемент любой экономики. Крупные компании, даже игроки FMCG-рынка и сектора услуг физически не могут удовлетворить нужды всех без исключения групп потребителей. Сильная сторона малого бизнеса в Европе и США — ориентация на «нестандартных» потребителей: крупные корпорации работают на усредненного, унифицированного покупателя, малый бизнес заполняет пробелы, продавая продукцию и уcлуги, производство которых невыгодно большим игрокам рынков.
Малый бизнес — база для формирования т. н. новой экономики: крупных компаний, созданных не на обломках промпредприятий бывшего СССР, а с нуля.
«Наиболее жесткий
и бескомпромиссный конкурентный отбор
идет на уровне малого бизнеса. Около 80%
малых предприятий существуют год-два»,
— констатирует старший экономист
центра социально-экономических
Как правило, компании «новой экономики» успешнее экс-советских предприятий. Примеров, даже украинских, немало. Все четыре отечественных компании, вышедшие на IPO, созданы уже в независимой Украине. «Nemiroff» — один из самых крупнейших игроков мирового рынка алкоголя. История компании «Квазар-Микро» (сейчас — одно из подразделений российского концерна Sitronics) начиналась с небольшой фирмы, торговавшей каталогами Intel.
Однако приведенные примеры скорее исключение, чем правило. Совокупный финансовый результат (проще говоря, прибыль) малых и средних предприятий был положительным в далеком 2000 году (чуть более 1 млрд. грн).
С тех пор, несмотря на рост доходов, малый бизнес неизменно оставался в минусах.
Импульс к развитию малый бизнес в Украине получил во время экономического спада начала 90-х. Кризис в промышленности пошел на пользу частному предпринимательству. Крупные заводы сокращали и останавливали производство, отправляя работников в вынужденные отпуска. В 1995 году официальный показатель безработицы составлял 0,5%, тогда как реальные ее масштабы, по разным оценкам, достигали 15-20% трудоспособного населения. «Если бы малый бизнес не абсорбировал эту массу рабочей силы, наверное, в стране произошел бы социальный взрыв», — считает Владимир Дубровский.
Малый и средний бизнес начал выходить из тени в конце прошлого десятилетия.
Одна из причин масштабной реорганизации — появление в 1998 году упрощенной системы налогообложения малого бизнеса. Многие собственники посчитали выгодным разделить крупное производство на несколько средних и малых предприятий, сотрудничавших между собой. Такая схема позволяла увеличить обороты бизнеса за счет снижения налоговых расходов. Однако, с развитием частного предпринимательства набирала обороты и бюрократическая машина. Пожарный надзор, СЭС, органы местного самоуправления, налоговая служба и прочие ведомства обложили бизнес всевозможными разрешениями, которые необходимы для старта и развития собственного дела. Процедура оформления документации становилась все сложнее, по данным Международной финансовой корпорации (IFC), украинские предприятия в среднем тратят на получение всех разрешений более трех месяцев, причем большая часть разрешительных документов — временные: их приходится переоформлять ежегодно.
«Начиная бизнес в Украине, предприниматель зачастую не может даже предположить, сколько и каких конкретно разрешений ему придется получать.
До принятия Закона
«О разрешительной системе в сфере
хозяйственной деятельности» в 2005
году таких разрешений насчитывалось
около 1200. В настоящее время —
чуть менее 400. Это только те разрешения,
которые упоминаются в
Одними разрешениями госрегулирование малого бизнеса не ограничивается. «Украина остается экономикой с сильнейшим режимом контроля со стороны государства. В развитых странах процедуру проверок проходят только предприятия, входящие в группу риска — малая часть от общего числа субъектов, занятых в фармацевтике, химической промышленности, ядерных разработках и других потенциально опасных видах деятельности», — рассказывает Флорентин Бланк, руководитель проекта IFC «Развитие предпринимательства в Украине».
Распространенное мнение: малый бизнес — главный, если не единственный источник инноваций в экономике. Мол, мелкие фирмы могут легко занять свою нишу на рынке, создав новый товар или услугу. Так оно и есть, но не в Украине.
Классическое украинское
малое предприятие —
Другая проблема украинского малого бизнеса — неумение и нежелание собственников выстраивать долгосрочную стратегию развития бизнеса. «По данным наших исследований предпринимательской среды, только 3-4% МСП имели планы по увеличению бизнеса на несколько лет вперед. Остальные на вопрос, не собираются ли они расширяться в течение ближайших пяти лет, отвечали: слишком долгий срок для планирования».
По мнению политолога
Виктора Небоженко «В последние
несколько лет в Украине
Малый и средний
бизнес в Украине защищен от политической
и экономической нестабильности
гораздо менее нежели крупные корпорации.
Однако, и частный предприниматель и представитель
«среднего» бизнеса в своей деятельности
испытывает практически те — же риски,
что и любое крупное предприятие, при этом,
его защищенность от таких рисков фактически
гораздо меньше. Можно сказать, что основными
препятствиями на пути к успешной реализации
бизнес — проекта в сфере малого и среднего
бизнеса на сегодняшний день являются
высокая конкуренция, не урегулированность
действующего законодательства, низкая
эффективность работы органов исполнительной
власти, высокий уровень налоговой нагрузки
и значительные усилия, затрачиваемые
на преодоление различных преград бюрократического
характера в разрешительных и контролирующих
органах. **Днепропетровская областная
общественная организация «Союз помощи
и поддержки малого и среднего бизнеса
Дивитис"** видит один из основных способов
оказания помощи в развитии небольшим
предприятиям и предприятиям со «средним»
уровнем доходов в разрешении вышеуказанных
препятствий, оказании услуг, ориентированных
на снижение и минимизацию рисков в предпринимательской
деятельности
Развитие малого
и среднего бизнеса является важным
условием трансформации экономики
Украины. Расширение сети малых и
средних предприятий способно ослабить
монополизм, создать необходимые
условия конкуренции, заполнить
ниши в потребительской сфере. МСБ
создает рабочие места, является
основным источником формирования среднего
класса, таким образом способствуя
проведению социальных реформ.
Мелкие фирмы являются
фундаментом национальной экономики.
Наличие большого числа малых
предприятий в экономике
Проблема формирования
малого бизнеса в Украине связана
с обеспечением механизмов политической
стабильности, валютной, налоговой, таможенной
политики, экономических преобразований,
широкой приватизацией, демократизации
общества.
На данном этапе
актуальной является проблема государственной
поддержки бизнеса, поскольку в
условиях последствий финансового
и экономического кризиса встает
вопрос о "выживании" малых и
средних фирм.
С одной стороны
кризис может рассматриваться как
положительный аспект- санация национального
хозяйства, когда на рынке остаются наиболее
сильные и конкурентоспособные предприятия.
Но с другой стороны, банкротство большого
количества фирм приводит к сокращению
рабочих мест, налоговых поступлений в
бюджет; наносит урон всему обществу, поскольку
потребители недополучают необходимые
товары и услуги, либо вынуждены увеличивать
свои расходы на приобретение привычного
набора благ.