Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:28, отчет по практике
Цель исследования – изучить систему организации муниципального планирования процессов социально-экономического развития городского округа Кизилюрт.
Основными задачами II этапа экономической практики и практики менеджмента являются:
закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения специальных дисциплин: «Региональная экономика и управление», «Система государственного управления», «Система муниципального управления», «Разработка управленческого решения», «Инвестиционная политика муниципального образования», «Маркетинг территории», «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования»;
11
Введение
К разработке документов планирования социально-экономического развития на местном уровне призвала мировое сообщество конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД). В итоговых документах конференции записано: "Каждому местному органу власти следует разработать свою стратегию устойчивого развития". Решения конференции положены в основу политики устойчивого развития многих местных сообществ.
В настоящее время практически в каждом муниципальном образовании Российской Федерации ведутся плановые разработки устойчивого социально – экономического развития городов и районов. В разработке и реализации, которых участвуют граждане, административные и властные структуры, политики, хозяйственники, профсоюзы, различные молодежные, женские, религиозные и другие организации.
Современное планирование нацелено на то, чтобы жители района сами определяли направления своего развития, намечали практические меры по их реализации. По своему содержанию план развития муниципального образования охватывает все направления его развития: экономическое, социально-культурное, градостроительное, экологическое и др.
Он включает в себя:
определение целей развития;
анализ потенциала развития района;
использование имеющихся и формирование новых местных преимуществ;
разработку концепции развития;
разработку плана конкретных действий и осуществление стратегии;
анализ его эффективности и результативности, корректировку целей и методов достижения.
Таким образом, на основании вышесказанного следует вывод, что устойчивое развитие любого муниципального образования обеспечивается, прежде всего, посредством планирования его социально – экономического развития. Что в конечном итоге, обуславливается качеством и уровнем жизни населения на этих территориях – основной составляющей функционирования местных органов власти. В этом и заключается актуальность изучения организации системы муниципального планирования процессов социально-экономического развития муниципальных образований.
Вопросы планирования социально-экономических процессов в муниципальных образованиях рассматриваются в работах следующих авторов: Филатов О.К. «Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование, территориальное планирование)»; Ветров Г. Ю. «Управление муниципальным экономическим развитием»; Псарёва Т. В. «Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований» и др.
Объектом исследования является Экономический отдел Администрации городского округа «г. Кизилюрт» республики Дагестан, занимающийся вопросами планирования социально-экономического развития города.
Предметом исследования является организационно-экономические отношения, возникающие при осуществлении управленческой деятельности экономического отдела над социально-экономическими процессами.
Цель исследования – изучить систему организации муниципального планирования процессов социально-экономического развития городского округа Кизилюрт.
Основными задачами II этапа экономической практики и практики менеджмента являются:
закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения специальных дисциплин: «Региональная экономика и управление», «Система государственного управления», «Система муниципального управления», «Разработка управленческого решения», «Инвестиционная политика муниципального образования», «Маркетинг территории», «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования»;
изучение законодательных, нормативных и методических документов, регламентирующих деятельность структурных подразделений Администрации городского округа «г. Кизилюрт», занимающихся вопросами планирования социально-экономического развития городского поселения;
изучение методики разработки и механизмов реализации программ и планов социально-экономического развития городского округа Кизилюрт;
получение практических навыков сбора и обработки информации об экономических и социальных явлениях и процессах с целью вскрытия резервов управления.
ознакомиться с документами стратегического и текущего планирования социально-экономического развития городского округа Кизилюрт.
Характеристика муниципального образования
Городской округ поселение «г. Кизилюрт»
1.1 Исторические основы муниципального образования.
Город образован в 1963 году. Расстояние до Махачкалы 58 км. Граничит с Кизилюртовским, Хасавюртовским и Казбековским районами. Через город проходит железнодорожный путь СКЖД. Общая протяженность дорог общего пользования составляет 75,5 км. Обеспеченность дорогами с твердым и асфальтовым покрытиями - 100%. Размер территории составляет 23.7 кв.км. Проживает 46,2 тыс. человек. Плотность населения 1947 на 1 км2 занимаемой площади. В черту города входят 3 населенных пункта (поселок Бавтугай, поселок Новый Сулак и селение Старый Бавтугай).
1.2 Природные особенности. Город Кизилюрт расположен в центральной части Республики Дагестан, на правом берегу реки Сулак, Имеются месторождения гравия, щебня и песка. Почвы песчанно-глинистые и гравийные.
1.3 Хозяйственная специализация. В структуре валового производства основных отраслей на долю предприятий электроэнергетики приходится 55.2% продукции и промышленного производства — 42,3%.
Город является одним из крупнейших производителей электроэнергии в республики.
Промышленность города представлена несколькими крупными товаропроизводителями:
- Каскадом Сулакских ГЭС.
- 3 карьерами: ОАО Г «Дагнеруд», ЗАО «Щебзавод № » и Щебзавод № 4 СКЖД.
- ОАО «Дагэлектроавтомат» и ОАО «Дагфос».
Имеются предприятия по производству строительных материалов и пищевой продукции.
Таблица 1: Ведущие предприятия города.
№ | Наименование предприятий | Виды продукции |
1. | АО «Дагэлектроавтомат» | 1.Низковольтная аппаратура 2. Выключатели. ЗТехностка 4.Спецтехоборудование |
2 | АО «Дагнеруд» | 1.Щебень - гравий 2.Песок 3.Прочая продукция |
3. | Щебеневый завод № 4 | 1. Щебень |
4. | Щебеневый завод № 1 | 1.Щебень-гравий 2.Песок 3.Строительные материалы 4.Камень |
5. | ОАО «Дагнефтьиндустрия» | 1. Стеклопластиковые трубы |
6. | ОАО «Полиграфмаш» | 1. Полиграфические станки и |
7. | Каскад Сулакских ГЭС | 1. Электроэнергия |
8 | ООО «Холод» | 1 Продовольственные товары |
9. | ООО «Аком» | 1 Спирт |
10. | ОАО «Аист» | 1. Строительные работы |
11. | АО «СУ-900» | 1. Строительно-дорожные работы |
12. | Керамзитовый завод | 1. Керамзитовые блоки и изделия |
13. | СМУ -2 ОАО «Чиркейгэсстрой» | 1. Строительные работы |
14. | Каспий СГЭМ | 1. Строительные работы |
15. | ОАО «ЭВНА» | 1. Электрооборудование |
1.4 Инфраструктура. В городе действует 8 школ, 10 детских дошкольных учреждений. 3 учреждения культурного досуга, 3 детские художественные школы и 1 музыкальная школа, 6 библиотек и Республиканская специализированная детско-юношеская школа олимпийское о резерва, но борьбе дзюдо.
Имеется центральная городская больница и стоматологическая поликлиника.
На территории города функционируют: Центр социальной помощи семье и детям, Центр социального обслуживания населения, Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних и Центр по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.
Действуют 5 филиалов банков, страховая компания, предприятия транспорта и связи. Работают предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
1.5 Социальная сфера.
Демографическая ситуация, тенденции динамики численности и миграции населения.
По данным переписи населения его численность на 01.01.10 г. составила -46,2. чел.
По национальному составу население города состоит из - : аварцев 29597 чел. или 64,4 %, кумыков 8210 чел. или 17, 9%, лакцев - 2280 чел. или 5,0%, русских — 1890 чел. или 4,1% остальные нации менее чем по 2%. По данным за 1990 год национальный состав состоял из: аварцев - 50.0 %, кумыков - 16,3%. лакцев 4,8%, русских — 20,7% остальные нации менее чем но 2%.
Динамика миграционных процессов свидетельствует о снижении темпов оттока населения с территории муниципального образования. Миграционная убыль населения составила: 1999 год 709 чел. (или 1.7% от общей численности населения). 2000 год 832 чел (или 2.0%), а в 2010 году наблюдается миграционный прирост 446 чел.
Естественный прирост населения составляет: 1999г. 311 чел. (или 0,7% от численности населения), 2000 год 263 чел. (или 0.6%), а в 2010 год-495 чел. (или 1.1%).
Занятость населения и безработица
На 01.01.10г. численность трудовых ресурсов муниципального образования составляла 27389 чел., в том числе лиц в трудоспособном возрасте, не занятых трудовой деятельностью и учебой 11274 чел. или 41.2% от общего числа трудоспособного населения. Численность безработных 6504 чел. или 23.7% от общего числа трудоспособного населения В динамике 2008 и 2009 года соответственно - 25307 чел и 26368 чел. Из них лиц. в трудоспособном возрасте, не занятых трудовой деятельностью и учебой - 7660 чел или 30,3% и 8179 чел. или 31.0%. Что указывает на углубление кризиса востребованности экономически активного населения города.
Проведенный мониторинг «по учету имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест на предприятиях, в организациях и хозяйствах МО «город Кизилюрт на 01.06.2009г. показывает, что динамика численности занятых в экономике г. Кизилюрт имеет тенденцию к увеличению.
На 01.09.2010 в городе работает 14843 чел. что составляет 51% о численности населения трудоспособного возраста. В промышленности занято 3016 чел., что составляет 21.4 % от всех занятых в экономике. Увеличение произошло в секторе малого и среднего бизнеса и на предприятиях с частной формой собственности. Также увеличилось количество занятых предпринимательской деятельностью.
Анализ изменения структуры занятости по отраслям и формам собственности. В частном секторе сохраняется тенденция межотраслевого перераспределения рабочей силы в пользу непроизводственной сферы. За 8 месяцев 2010 г. на предприятиях города принято на работу 1019 чел., в том числе при посредничестве Центра на заявленные вакансии 325 чел. Вновь созданы 573 рабочих места, 19.0% которых составляют занятые предпринимательской деятельностью.
На 01.09.2010 г. на учете в ЦЗН в поиске подходящей работы состояло 540 чел. Уровень зарегистрированной безработицы в г. Кизилюрт на 01.09.2010г. составляет 2,2% от экономически активного населения города.
На основании анализа и прогноза рынка труда города, можно сделать вывод, что на рынок груда оказывают воздействие следующие факторы:
Потеря предприятиями значительного числа работников высокой квалификации;
Сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также отсутствует профессионально-техническая база подготовки высококвалифицированных кадров на производстве;
Отсутствие реальной связи между доходами и уровнем профессионализма работников;
Продолжающийся выпуск учебными заведениями всех уровней специалистов по профессиям, не пользующимся спросом на рынке труда.
Нежелание безработной молодежи (выпускников школ) осваивать рабочие профессии (сварщика, слесаря, электрика, токаря, каменщика).
Проблемы с трудоустройством граждан, особо нуждающихся и социальной защите (инвалиды, выпускники, женщины имеющие несовершеннолетних детей и т.д.)
Для смягчения ситуации на рынке труда требуется существенное повышение роли государства в регулировании экономики и социального развития общества.
Вследствие чего необходим подъем производства, нужны капиталовложения для создания рабочих мест, в связи с чем, в составе госбюджета необходимо предусмотреть средства для инвестирования новых рабочих мест, в том числе и за счет развития лизинга. По расчетам показателей деятельности Центра прошлых лет необходимо предусмотреть финансовые расходы для оказания поддержки безработным гражданам, изъявившим желание заняться предпринимательской деятельностью (в 2009 году Центром была оказана финансовая поддержка 11 безработным на сумму 126,0 тыс. руб, в результате чего было создано 11 рабочих мест. Финансовые средства необходимые на эти цели в перспективе до 2020г. составят примерно 27000,0 тыс. руб. из расчета (150 чел Х 10 лет (ежегодно) Х на 15 тыс. руб на 1 чел.).