Примение программно-целевого метода при решении вопросов местного значения на примере города Кизилюрта РД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:28, отчет по практике

Описание

Цель исследования – изучить систему организации муниципального планирования процессов социально-экономического развития городского округа Кизилюрт.
Основными задачами II этапа экономической практики и практики менеджмента являются:
 закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения специальных дисциплин: «Региональная экономика и управление», «Система государственного управления», «Система муниципального управления», «Разработка управленческого решения», «Инвестиционная политика муниципального образования», «Маркетинг территории», «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования»;

Работа состоит из  1 файл

отчет амира.doc

— 373.50 Кб (Скачать документ)

Выбор того или иного метода зависит от объекта прогнозирования и требований, предъявляемых к информационному обеспечению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Индивидуальное задание.

Применение программно – целевого подхода в решении  проблем социально-экономического развития городского округа Кизилюрт.

 

Одним из действенных инструментов управления социально-экономическим развитием территорий является программно-целевой подход, опирающийся на методологию системного анализа и планирования. Он позволяет не только находить наиболее оптимальные варианты преобразований, но и обеспечивать их необходимыми ресурсами, а также координацией процессов планирования, управления и принятия решений при постановке задач по управлению изменениями.

Программно-целевой подход - это не только механизм целенаправленного использования в соответствии с действующим законодательством совокупности организационных, социально-экономических и финансовых технологий, но и обеспечение наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов по достижению социально значимых целей в развитии территорий. Конкретное содержание целевых программ определяется традициями, возможностями, существующими условиями и ресурсами, спецификой проблем, особенностями существующей системы управления, имеющимся научным инструментарием и кадровым потенциалом.

Преимущество программ заключается в том, что они обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных отраслях. Их важнейшей особенностью является  выявление, исходя из народно- хозяйственной значимости, экономической  и целесообразности, состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на муниципальном уровне.

Применение программно-целевых методов является оправданным и обоснованным при наличии в социально-экономической системе территории неоднородностей, асимметрий и диспропорций различного рода, в частности, экономических, демографических, инфраструктурных, климатических, социальных, этнических, религиозных и других. Необходимость использования данного метода регулирования экономики возрастает при решении  комплексных и крупномасштабных задач социально-экономического развития, которые не могут быть решены на базе исключительно рыночных механизмов.

 

Программно-целевые методы управления и предпосылки для их применения на местном уровне.

В общем случае программно-целевые методы планирования и управления – это методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ. Данные методы представляют собой применение системного подхода к решению стратегически важной задачи и заключаются:

- в определении всех компонентов проблемы и их взаимосвязей;

- в определении системы целей, достижение которых позволит обеспечить решение проблемы;

- в создании механизмов распределения ресурсов;

- в создании организационных систем управления реализацией программы;

- в разработке, реализации и контроле эффективности всего комплекса мероприятий, направленных на решение проблемы участниками системы.

Таким образом, основными особенностями программно-целевого подхода являются системность, направленность на достижение конкретной цели или системы целей, последовательность и организационная обособленность целевых программ.

Основными компонентами программно-целевого подхода являются:

      комплекс мероприятий, направленных на решение поставленной задачи;

      организационная система управления программой;

      система распределения/стимулирования привлечения ресурсов;

      система контроля реализации программы и оценки ее эффективности;

      законодательная и нормативная база программы.

Функции и задачи, решаемые с помощью программно-целевого подхода:

      задание вектора развития системы на основе анализа существующих взаимосвязей компонентов системы, тенденций их изменения и потенциала системы. Определение целевого состояния системы;

      координация развития различных подсистем (например, экономической, социальной, научно-технической, экологической), в целях достижения мультипликативного эффекта;

      создание основы для принятия управленческих решений всеми субъектами системы (в случае региональной экономической системы: органы исполнительной и муниципальной власти, ведомства, частный бизнес, население);

      балансировка интересов участников системы.

Последовательность действий процесса создания и реализации целевой программы городского округа изображена на рисунке.

Рис.1: Процесс создания и реализации целевой программы городским округом Кизилюрт



 

11

 

 

Применение программного подхода к решению оперативных задач управления  не является целесообразным, поскольку программный подход является более сложным и затратным с организационной точки зрения, и его использование будет оправданным только при возможности достижения заметного и существенного мультипликативного эффекта.

Примерами комплексных задач социально-экономического развития, для которых наиболее часто и успешно применяется программно-целевой подход, являются:

1)       выравнивание уровня социально-экономического развития города;

2)       повышение равномерности распределения производительных сил;

3)       создание новых капиталоемких отраслей промышленности, имеющих стратегическую значимость;

4)       создание кластеров, ОЭЗ, территориально-производственных комплексов;

5)       эффективная организация бюджетной системы;

6)       повышение уровня научно-технического развития;

7)       создание и капитальная реконструкция инженерной и транспортной инфраструктуры;

8)       воспроизводство ресурсов с длительным инвестиционным циклом.

Особая роль целевых программ определяется тем, что рынок не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для территории города. Успешно решая задачи использования ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства, требующими большей продолжительности этого цикла. Поэтому все, что связано с приданием экономике поступательной целевой динамики в условиях дискретности крупных народнохозяйственных проблем, естественным образом “ложится” на программы.

В этих условиях особо важное значение приобретают инструменты экономической политики, предназначенные для осуществления принципиальных структурных сдвигов в экономике муниципального образования.

Одним из таких ключевых экономических инструментов является программно-целевой метод, условия применения которого (необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и социальной сферы, комплексность возникшей проблемы и т.д.) позволяют рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социально-экономической ситуации на уровне городского округа.

На основании вышесказанного следует вывод. Учитывая сложившуюся острую социальную и экономическую ситуацию в городском округе Кизилюрт, его дотационное состояние, с одновременно происходящим ростом безработицы, и ухудшением социально-экономического положения населения, применение программно – целевого подхода является не просто оправданным или целесообразным, а действенными необходимым мероприятием, которое позволит решить стоящие, а также вновь возникающие, перед округом проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

 

Экономический отдел администрации городского округа «г. Кизилюрт» ведет вопросы планирования и прогнозирования социально – экономического развития города. Отдел осуществляет разработку и реализацию социально-экономической политики, определение путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие городского округа.

Учитывая сложившуюся острую социально – экономическую ситуацию, безработицу, а также низкий уровень собственных бюджетных ресурсов, в городском округе «г. Кизилюрт» ведутся и разрабатываются как целевые программы, так и программы комплексного социально – экономического развития, которые призваны изменить сложившуюся ситуацию в ближайший период времени.

Программно - целевой подход, в решении проблем социально – экономического развития является наактульнейшим методом решения вопросов подобного характера, который взят на заметку муниципальным образованием, и активно применяется в нем.

Как правило, основными предпосылками применения программно-целевого подхода являются наличие диспропорций и долгосрочных негативных тенденций социально-экономического развития.

Для решения таких важнейших задач, наиболее эффективным (иногда - единственно возможным) инструментом является применение программно-целевого метода планирования и управления социально – экономическим развитием муниципального образования. Т.к. применение исключительно рыночных механизмов для решения комплексных задач развития, зачастую малоэффективно или недостаточно.

 

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О совершенствовании разработки, утверждении и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации» № 170 от 17.06.2002 г.
  3. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О совершенствовании разработки, утверждении и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации» № 170 от 17.06.2002 г.

4.             Закон  Республики Дагестан ОТ 29.12.2004 N 43 «О Местном самоуправлении  в Республике Дагестан (принят Народным Собранием РД 21.12.2004)

5.             Устав городского округа «г. Кизилюрт» Республики Дагестан от 14 июля 2005г.

  1. Постановление главы городского округа «г. Кизилюрт» № 596 от 22.07.2010 г. об утверждении целевой программы «Об улучшении условий и охраны труда в г. Кизилюрт на 2010-2015гг.».
  2. Постановление главы городского округа «г. Кизилюрт» от 31.05.2010 №185 Об утверждении порядка формирования и методики оценки эффективности реализации долгосрочных муниципальных целевых программ

8.             Решение собрания депутатов Кизилюртовского городского округа от 13.10.05 № 10-09 «Об утверждении положения о порядке перечисления в местный  бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий;

9.             Решение собрания депутатов Кизилюртовского городского округа от 13.10.05 г. № 10-10 «Об установлении налога на имущество физических лиц».

10.         Должностная инструкция заведующего экономическим отделом администрации городского округа «г. Кизилюрт».

11.         Должностная инструкция заместителя заведующего экономическим отделом администрации городского округа « г. Кизилюрт».

12.         Должностная инструкция ведущего специалиста экономического отдела администрации городского округа « г. Кизилюрт».

13.         Положение об экономическом отделе администрации городского округа « г. Кизилюрт».

14.         Положение об отделе благоустройства и социального развития администрации городского округа « г. Кизилюрт».

15.         Положение об отделе культуры, спорта, туризма и молодежной политике администрации городского округа « г. Кизилюрт».

16.         Положение об отделе имущественных и земельных отношений администрации городского округа « г. Кизилюрт».

17.         Климова Л.А., Хуснуллина Г.З. Оценка использования программно-целевых методов управления в современных экономических условиях// ИСЭИ УНЦ РАН, г.Уфа, 2009.

18.         Лапыгин Д.Ю. Развитие региона методом программно-целевого планирования// Экономика региона,  2010. № 18.

19.         Мильнер Б.З. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 2007.

20.         Система муниципального управления: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. В. Б. Зотова – СПб.: Питер, 2010.

21.Сайт о развитии местного самоуправления в Республике Дагестан

http://www.msu-dag.ru/

22. Официальный сайт Президента Республики Дагестан

http://president.e-dag.ru/rukovodstvo/prezident/

23.Официальный сайт Правительства Республики Дагестан http://www.e-dag.ru/

Информация о работе Примение программно-целевого метода при решении вопросов местного значения на примере города Кизилюрта РД