Проблемы и перспективы развития моногородов Российсой Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:33, магистерская работа

Описание

Цель исследования – исследовать проблемы и определить перспективы развития моногородов в Российской Федерации на примере Центрально-Черноземного района.
В соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:
- дано понятие моногорода и представлены его основные характеристики;
- проведен анализ методических подходов к оценке устойчивого экономического развития моногородов;

Работа состоит из  1 файл

проблемы и перспективы развития моногородов РФ.docx

— 183.48 Кб (Скачать документ)

- наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% экономически активного населения;

-  наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% всего объема промышленного производства;

- дополнительные критерии отнесения населенных пунктов к типу монопрофильных: доля налогов и сборов, поступающих в бюджет  муниципального образования от предприятия или нескольких  технологически связанных предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственного процесса, расположенных на территории населенного пункта, составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов.

В вышеназванном докладе  Минрегионразвития РФ приводится следующая формулировка: «Моногород – это поселение (городской округ), организации и жители которого не способны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития этого населенного пункта, как правило, имеющее градообразующее предприятие, на котором занято не менее 25% трудоспособного населения этого населенного пункта» [17].

Итак, трактовка термина  «моногород» характеризуется многовариативностью, однако можно выделить общие черты характерные для всех понятий. Моногород – это город, на территории которого функционирует одно крупное градообразующее предприятие либо цепочка технологически  связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, доля занятых на этом предприятии составляет не менее 25 % от общего числа работающего населения,  доля доходов, поступающая от предприятия в городской бюджет, -  до 50% его доходной части. Считаем необходимым рассмотреть вопросы оценки устойчивого экономического развития моногородов.

 

1.2. Устойчивое экономическое развитие моногородов: вопросы оценки

 

Вопросы устойчивого экономического развития рассматриваются как в России, так и за рубежом. В России проблема экономического развития поднималась на базе документации Конференции ООН. В 1994 году Президентом  РФ был принят указ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» [32], в котором представлялись основные положения государственной стратегии в отношении устойчивого развития РФ. Акцент был сделан на то, что данные  положения являются основой для взаимодействия органов власти РФ всех уровней для комплексного решения проблем развития экономики.

Европейская комиссия издала ряд документов: «Второй отчет по проблемам экономической и социальной интеграции», «Шестой план действий по охране окружающей среды», «Белая книга по управлению», в которых рассматривались проблемы развития города. Вышеперечисленные документы определяют различные направления городского развития. Например, «Шестой план…»  описывает стратегию интегрированного подхода к городской окружающей среде, в «Белой книге…» рассматривается роль местного городского управления, «Второй отчет…» дает оценку значения городов в процессе экономической и социальной интеграции в Европе [61].

Если рассматривать  развитие как  экономический  рост, то это предусматривает такие изменения в структуре, которые приведут к технологическому прогрессу, повышению качества продукции и услуг, увеличению объемов производства [57, с. 99].

Развитие   может быть вызвано  внешними факторами, такими,  как  резкое изменение цен, на энергоносители или масштабные сдвиги в технологии, которые могут провоцировать  дестабилизацию экономики. Также изменения могут вызываться и внутренними факторами, в такой ситуации актуализируются механизмы совершенствования  регулирования местных проблем.  Города по-разному реагируют на эти перемены  и имеют разную степень адаптации  к ним. В любом случае цель политики развития заключается в том, чтобы повысить способность города адекватно реагировать на изменения, а не защищать от их воздействия [62, с. 26].

 Устойчивое функционирование городов и городских поселений предусматривает наличие двух крупных сфер деятельности: градообразующей и градообслуживающей, которые тесно связаны между собой и, более того, могут переходить одна в другую [59].

  Отрасли, относящиеся к градообслуживающей сфере, нaцелены на обеспечение жизненно важных особенностей этой территории в ресурсах, товарах, услугах. К ним относится комплекс отраслей производственной и социальной инфраструктуры, предназначенных для решения территориальных задач и обеспечивающих нормальное функционирование города (торговля, местный транспорт, муниципальное строительство, бытовое обслуживание, социально-культурная сфера, информационные системы).

Градообразующая сфера, базирующиеся на территории города, включает отрасли производственного характера (промышленность, строительство), нацеленные на внешний рынок, обеспечивающие  рабочие места, создающие условия для получения городских доходов и, следовательно, способствующие повышению уровня жизни. Прерогативой градообразующих объектов выступает развитие городского поселения. Города требуют новых средств управления своим экономическим развитием. 

Градообразующее предприятие  играет системообразующую роль и  в результате этого его интересы превалируют  над интересами остальных  хозяйствующих субъектов. Поэтому к градообразующему предприятию применяются особые подходы, учитывающие интересы моногорода. В связи с чем в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» делаются  уточнения [56]. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 171 и статьи 172, внешнее управление  градообразующим предприятием может быть продлено арбитражным судом на срок  не более одного года при наличии ходатайства органа МСУ  и плана финансового оздоровления (к прочим организациям  - шесть месяцев).

Институтом экономических  проблем КНЦ РАН в рамках программы  Российского Фонда фундаментальных  исследований по проекту «Основные  критерии, стратегия и механизмы  экономической безопасности в  территориальных хозяйственных системах» был проведен анализ устойчивого развития и выделено три аспекта рассмотрения этого вопроса [56, с. 26-28]:

- использовать систему  показателей характеризующих различные  стороны понятия устойчивого  развития системы;

- при анализе рассматривать  данные показатели в динамике;

- привести критерии, позволяющие  определить пороговые, критические   значения  различных показателей;

Анализ проблем устойчивого экономического развития моногорода осуществляется на разных уровнях: городском, отраслевом, региональном. Остановимся конкретнее  на критериях и показателях города:

- производственный потенциал;

- объем производства на  душу населения;

- объем инвестиций в  основной капитал;

- бюджетная обеспеченность;

- среднедушевые доходы  населения и прожиточный минимум;

- уровень безработицы;

- уровень жизни населения.

Рассматривая  формирование современного моногорода, необходимо учитывать, то, что оно осуществляется по одному-двум доминирующим признакам, в то время как в крупных городах оно идет в нескольких направлениях. В малых городах приоритетными могут выступать следующие факторы: наличие завода-гиганта, наличие головного завода, научно-производственного объединения. Если  рассматривать формирование  малого города с учетом одного доминирующего факта – градообразующего предприятия, на котором работает не менее 25% населения, то можно сделать вывод, что практически все моногорода являются малыми городами.

При разработке направлений устойчивого экономического развития монофункционального города  необходимо провести оценку производить по следующим позициям:

- показатели, отражающие  влияние доминирующего фактора   на финансово-экономическую и  социальную сферы, к которым  можно отнести структуру производственного  потенциала, структуру доходов городского  бюджета, численность населения,  численность занятых на предприятии;

- анализ должен производиться  не только в динамике, но и  с учетом методов прогнозирования;

- пороговым значением  устойчивого экономического развития  является состояние моногорода, при котором происходит утрата способности  непрерывной адаптации  к изменениям, потеря способности воспроизводства.

 По мнению исследователей, устойчивое социально-экономическое развитие моногородов России обеспечат во-первых, развитие малого и среднего бизнеса, инвестиции в социальную сферу (образование, медицина, культура и т.д.); во-вторых,   развитие инженерной инфраструктуры города, внедрение инноваций, развитие инновационной экономики; в-третьих, - необходимо направить усилия на преодоление монопрофильности города – развитие иных отраслей хозяйства помимо градообразующего, а также на диверсификацию производства [25].

Итак, экономическое развитие является главной составляющей стабильного развития моногородов. Устойчивое экономическое развитие  моногорода – процесс адаптации к заданным условиям внешней среды, с целью равномерного развития производства, социальной сферы и окружающей среды в интересах населения.       Социально-экономическое развитие моногорода  напрямую зависит от функционирования градообразующего предприятия. Рассмотрим основные проблемы развития моногородов в Российской Федерации.

 

1.3. Проблемы развития моногородов в России

 

Возникновение в структуре  российской экономики моногородов  явление закономерное, которое  не может быть оценено либо положительно, либо отрицательно. Это специфичный для России способ адаптации размещения производительных сил к особым климатическим и географическим условиям страны.

На сегодняшний день в России разработаны и составлены паспорта моногородов, включающие более двухсот показателей. По степени депрессивности Минрегион выделяет четыре категории моногородов [15]:

-  положение стабильное, по данным моногородам  будет  проводиться мониторинг, чтобы определить, как правильно подойти к тому моменту, когда природные ресурсы будут исчерпаны;

- временные трудности,  связанные с кризисом. К этой  группе отнесли  предприятия автопрома;

-  на градообразующем  предприятии очень  низкая  производительность труда в   данной ситуации необходима поддержка государства;

- наиболее сложное положение характеризующееся невозможностью решения проблем  моногородов путем модернизации. В данных моногородах целесообразно переселение жителей в другие населенные пункты;

По материалам газеты «Ведомости», все моногорода предполагалось разделить на депрессивные и прогрессивные, к первым моногородам предполагалось применить госпрограмму переселения, вторые диверсифицировать.

А. Нещадин считает, что  шансы выжить есть у четырёх типов  городов: спутников крупных конгломератов, обладателей уникального потенциала, городов на притрассовых территориях  и тех, которые смогут перепрофилироваться под сельское хозяйство с уклоном в крупные агрохолдинги [38]. При формировании перечня моногородов России региональное ведомство руководствовалось следующими критериями:

- наличие предприятия  или нескольких предприятий, осуществляющих  деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% экономически активного населения;

- наличие в населённом  пункте одного или нескольких  предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объёма промышленного производства.

Согласно критериям Минрегионразвития  РФ, в начале 2009 года в России насчитывалось 466 моногородов, в которых проживало около 15 % населения страны [15]. Некоторые ученые считают, что количество моногородов, доставшихся в наследство России, - следствие плановой  экономики советского периода [55]. На рисунке 1.1 показано распределение моногородов по отраслям промышленности в Российской Федерации.

Составлено по данным: [15]

Рис. 1.1 Отраслевая структура  моногородов в РФ в 2009 г.

Большая часть моноструктурных  поселений образована при предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности (20% от их общего числа), машиностроения (17%), пищевой промышленности (14%), топливной промышленности (11%), оставшаяся часть распределена по ряду других отраслей.

В таблице 1.1 приведены данные по  распределению монопрофильных городов по федеральным округам РФ.

Таблица 1.1

Распределение монопрофильных городов 

по федеральным округам РФ в 2009 г.

Федеральный округ

Общее число городов

Число монопрофильных городов

Доля монопрофильных городов в общем числе городов

Доля населения, проживающая в моногородах

Центральный

308

122

40 %

12, 3%

Северо-Западный

145

60

41 %

16,5 %

Южный

135

39

29 %

8,6 %

Приволжский

135

85

63 %

15,9 %

Уральский

115

71

62 %

32,9 %

Сибирский

130

65

50 %

14,6 %

Дальневосточный

66

26

39%

11,2 %

Российская Федерация

1096

468

43 %

14,9 %

Информация о работе Проблемы и перспективы развития моногородов Российсой Федерации